Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизация — это передача государственной собственности частным лицам, как физическим, так и юридическим, а также проведение на ее основе частных или смешанных реформ существующей собственности после того, как правительство реализует программы по трансформации социально-экономического характера.

Иными словами, это изменение основных отношений — отношений собственности, которые являются основой социально-экономической системы. В результате экономические отношения других видов отступают на задний план, и их изменение зависит от изменения имущественных отношений.

Приватизация — это особая система экономических отношений, которая возникает при смене формы собственности на средства производства: с государственной на частную. Приватизация влечет за собой взаимосвязанные приоритеты, отражающие совокупные интересы трудовых коллективов, власти и населения в целом в процессе масштабных изменений.

Процесс приватизации рассматривается как важнейший инструмент перехода от командной экономики к рыночной. При оценке приватизации внимание должно быть сосредоточено не на экономическом эффекте, достигаемом за счет изменения форм собственности, а на социальном эффекте, т.е. не только на эффекте приватизации на основе наиболее эффективной экономической системы, но и на ее влиянии на уровень жизни населения, на всех социальных проблемах.

Социально-экономический эффект от приватизации определяется подходом к изучению взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не в целом, а в частности. Например, внутри определенной страны.

Все реформы, которые проводились в Восточной Европе, были основаны на приватизации. Во многих странах наблюдались общие тенденции к росту и укреплению позиций частного сектора.

Целью приватизации во многих развитых странах является снижение влияния государства на экономические процессы и создание благоприятных условий для развития частного сектора. С другой стороны, приватизация является результатом недостаточного воздействия периодически проводимой в некоторых странах национализации.

Развивающиеся страны приходят к приватизации в сложных экономических условиях, они характеризуются, прежде всего, высоким внешним долгом и возможностью получения новых внешних займов, без которых такие страны не смогут полноценно функционировать и осуществлять развитие.

В большинстве случаев последствия приватизации являются негативными и влияют на благосостояние населения и социальную справедливость. Таким образом, результатом является несправедливое обогащение небольшой части общества и обнищание большинства населения. Однако если приватизация рассматривается с точки зрения длительного и очень сложного процесса изменений, который занимает длительный период времени, то, возможно, конечной целью является создание эффективной экономической системы.

Суть приватизации

Приватизация является одной из важнейших трансформаций при переходе к рынку, с учетом особого отрицания экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства от «Государственной» к «частной» и методологической основы приватизации, определение собственности на продукцию от государства непосредственно к частному сектору (включая физических лиц, паи и акции) формулируется как передача собственности частному сектору экономики. Связь между понятием приватизации и разгосударствлением заключается в том, что приватизация есть отрицание собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возвращение государственной собственности истинному владельцу.

Но единого определения приватизации до сих пор не существует. В западных странах можно найти множество определений, таких как:

  • Передача государственной собственности в пользу физических лиц (частный сектор) или переход государственной собственности в частную собственность;
  • Полная продажа государственных предприятий физическим лицам;
  • Продажа части активов;
  • Передача функций государственной собственности в частный сектор национальной экономики позволяет осуществлять распределение и взаимодействие ресурсов через рынок.

Несмотря на разнообразие определений, существуют две основные модели приватизации:

  1. Оплачено;
  2. Свободный, каждый из них основан на определенном аргументе и аргументе.

Бесплатная приватизация. При государственной монополии все граждане были совладельцами собственности, поэтому должны были существовать стимулы к производительному труду, экономии затрат и более эффективному использованию ограниченных ресурсов, по мнению реального собственника от формального собственника, путем предоставления ему части государственной собственности. По сути, реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационного чекового ваучера.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Этот процесс предполагает, что компания была зарегистрирована ранее, и ее акции продаются на фондовом рынке. Его приверженцы отмечают, что только в этом случае появляются эффективные собственники. Кроме того, это приводит к увеличению доходной части бюджета. Одна из серьезных проблем с приватизацией-Это сроки ее проведения. Некоторые ведущие экономисты считают, что государственная экономика вряд ли будет приватизирована через 2-3 года.

Три необходимые причины для его осуществления:

  • Накопление личных вещей, необходимых для медленного накопления сбережений;
  • Рынок работает хорошо,и требуется время, чтобы определить рыночную стоимость предприятия;
  • Монополизированная социалистическая промышленность должна быть перестроена до того, как производственные предприятия будут выставлены на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников-главный фундамент социальной реформы. В конкретном плане предлагается «развалить» жилищный фонд, приватизировать малые и средние (особенно коммерческие) предприятия.

Однако модель полная,их сочетание ожидается. С одной стороны, приватизация должна стать элементом экономической реформы, стержнем радикальных преобразований, а с другой-долгосрочным инструментом государственного регулирования.

Основными целями приватизации в условиях переходной экономики являются:

  1. Экономика(повышение эффективности экономики);
  2. Фискальные (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
  3. Общество (обеспечение социального мира).

Перераспределение экономической базы власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимосвязана.

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Читайте также:  Льготы военным пенсионерам в Москве федеральные и региональные – список

Процесс приватизации: возможные выгоды и издержки

Как показывает опыт, приватизация возможна в двух основных вариантах, которые определяют все иные причины, следствия и окончательную эффективность самого процесса приватизации, как и ее масштаб.

Первый вариант — это приватизация в сложившейся, имеющей историю капиталистической экономической системе. Здесь в качестве основных целей приватизации выступает, как правило, необходимость активизации функционирования частного сектора, стимулирование конкуренции, решение задач бюджета страны, противодействие кризисным или застойным явлениям в отдельных секторах экономики, где имеется высокая доля государственной собственности, сокращение издержек по управлению государственным сектором, а также снижение уровня неэффективности в этом секторе, решение задачи управления структурными изменениями в экономике с целью повысить структурную эффективность, развитие каких-то отдельных стратегических секторов, стимулирование инвестиционной активности, а также идеологические или партийные соображения, сводимые к предпочтению приватизации перед национализацией или верой в то, что частный сектор эффективнее. Как правило, эта вера ни на чём не основана, доказать превосходство по несопоставимым видам эффективности практически невозможно. Обычно доводы приводятся без точного анализа всех издержек и последствий приватизации, в том числе и отдалённых последствий. Вследствие этого при оценке эффективности важен интервал, на котором эта эффективность/нсэффск- тивность оценивается.

Формы и методы в современной России

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Понятия разгосударствления и приватизации

Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.

Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.

Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • Коммерческие компании;
  • Домохозяйства;
  • Люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • На сокращение государственного сектора;
  • На перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).
Читайте также:  Программа «Земский учитель»: что это?

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • Промышленные предприятия;
  • Сельскохозяйственные предприятия;
  • Земля;
  • Жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • Не менее 2-х участников процесса;
  • Один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учётом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

  • Безвозмездно;
  • За оплату.

Реферат: Приватизация, её сущность и цели

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Приватизированные фирмы Дата продажи Способ продажи Чистый доход бюджета от продажи, млн. ф.ст.
«Бритиш телеком» Ноябрь 1984. Фиксированная цена, продано 50,2% акций 3,693
«Кэйбл энд Уайрлес» Октябрь 1981 Фиксированная цена, продано 49,4% акций 182
Декабрь 1983 Цена по договоренности, продано 22,3% акций 263
Декабрь 1985 Фиксированная цена, продано 22,7% акций 580
«Бритиш газ» Декабрь 1986 Фиксированная цена, продано 100% акций 7,750
«Бритиш петролеум» Октябрь 1987 Рыночная цена, продано 100% акций 7,200

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.

В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.

Особенности приватизации в России

Последние изменения: Июнь 2019

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

    повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

Приватизация и её значение для российской экономики

«Возможная эффективность увеличения срока действия отчета об оценке имущества для целей приватизации. Существующая практика торгов» — с таким докладом выступила управляющий партнер Группы компаний «АФК» Вера Витальевна Консетова на практической конференции «Оценка государственного имущества для целей эффективной приватизации: современный подход и актуальные требования».

1. Понятие и цели приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Способы приватизации публичного имущества.

3. Порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий.

4. Приватизация земельных участков.

5. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • Коммерческие компании;
  • Домохозяйства;
  • Люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • На сокращение государственного сектора;
  • На перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • Промышленные предприятия;
  • Сельскохозяйственные предприятия;
  • Земля;
  • Жилой фонд.

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

Читайте также:  Молодые семьи Казани могут подать заявки на получение жилищной субсидии

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Проведение приватизации в РФ и ее последствия

Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.

О начале правительство заявило официально в 1990 году. Процесс назывался «500 дней» и включал 20 законодательных проектов. Первый закон вышел 24 декабря 1990 года и назывался «О собственности в РСФСР». В законе перечислены объекты для продажи или передачи в собственность.

К объектам относятся:

  • предприятия, цеха, участки;
  • здания, оборудование;
  • нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
  • доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.

Определен перечень имущества, которое:

  • запрещалось приватизировать;
  • приватизировалось в особом порядке,
  • имело ограничение к приватизации;
  • подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.

Пример

Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.

Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:

  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 декабря 1991 года.
  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 января 1992 года.

Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.

Этапы проведения:

  1. Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
  2. Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
  3. Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
  4. Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
  5. Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.

Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:

  1. Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
  2. Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
  3. Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
  4. Создать конкурентную среду.
  5. Привлечь иностранных инвесторов.
  6. Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
  7. Перестроить структуру экономики.

В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.

Минусы проведенной приватизации:

  1. Слишком короткие сроки, с 1992 по 1997 год. Это сильно отличалось от мирового опыта. Переходный период был сокращен. Процессы требовали более длительного времени. Ускоренные темпы привели к спаду производства.
  2. Продажа имущества шла по заниженным ценам. В результате большую часть собственности выкупили приближенные к государственному аппарату чиновники. В народе происходящие процессы стали называть «прихватизацией».
  3. Государство недополучило в результате миллиарды долларов. Доходы от приватизации ниже, чем в других странах, например, по сравнению с Китаем — в 10 раз.
  4. Капитал сосредоточился в руках небольшой группы акционеров. Не был сформирован средний бизнес, на котором стоит фундамент успешной экономики.
  5. Помимо предприятий приватизировали собственность совхозов, колхозов, земля. Все это было сделано негласно.
  6. Налаженное общенародное хозяйство распалось на отдельных собственников. Разрушилась система взаимоотношений в стране. Нарушились научно-технические и другие связи. Количество ученых в стране сократилось. Многие уехали на запад.
  7. Приватизированные предприятия, которые были убыточны, не получили государственной поддержки.
  8. Ваучеры, розданные населению, фактически не имели цены, хотя она была объявлена в 10000 руб. Глава Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший передачей собственности, утверждал, что на ваучер можно было купить две машины «Волга». Реальная стоимость была низкой. Население не знало, что делать с ваучером. В результате их скупали спекулянты. Поэтому большинство граждан не участвовало в передаче собственности.
  9. В результате проведения залоговых аукционов крупные, дающие хорошую прибыль промышленные предприятия, были проданы в руки узкого круга лиц, названных позже «олигархами». Им выдавались денежные займы, кредиты, которые не были возвращены государству, т.е., они купили собственность на деньги государства.
  10. В обществе за счет расслоения населения повысилась социальная напряженность. В тяжелом положении оказались работники бюджетной сферы. Началась безработица. Снизилось доверие к власти.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *