Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воинский учет 2022: как организовать в компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При оформлении работника в отделе ВУС уполномоченный сотрудник может затребовать один из личных документов. Работник не имеет права отказывать в предоставлении требуемых документов, так как в противном случае его просто не примут. Передача документов в присутствии гражданина ничем не должна фиксироваться, так как они возвращаются назад после сверки необходимых данных.
В некоторых же случаях сотрудник ВУС обязан собрать все военные билеты и передать их в военкомат, тогда законодательством предусмотрено составление расписки. Многие никак не могут понять, зачем она нужна.
Военный билет имеет такую же степень важности, как и паспорт. Естественно, его утеря карается штрафом и доставляет лишние хлопоты по оформлению нового. К тому же данные должны быть конфиденциальными, то есть, не должны подлежать разглашению. Составив расписку в получении, сотрудник берет на себя полную ответственность за сохранность документа.
Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения
Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:
- полное наименование документа;
- даты начала и завершения и заполнения журнала;
- сроки хранения;
- наименование военного комиссариата;
- название компании;
- юридический адрес;
- цифры номера записи о государственной регистрации, а для ИП — идентификационного номера налогоплательщика и номера реестровой записи с датой занесения в реестр;
- фамилию, имя отчество и должность работника кадровой службы, несущего ответственность за заполнение документа;
- фамилию руководителя компании;
- подпись с печатью.
Следующие страницы должны обязательно содержать:
- дату аудиторской проверки;
- имена, фамилии и должности проверяющих;
- записи с результатами и выводами проверки;
- решения руководства организации по результатам проверки;
- записи об устранённых недостатках;
- номер пломбы (если журнал опломбирован).
Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать тут.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, и от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ , п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету
Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.
Группа обязанностей | Виды обязанностей |
---|---|
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения | — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона); — заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет; — разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей; — информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации |
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) | — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет; — вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ |
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) | — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления; — направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; — представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году; — сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан; — сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления; — вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты; — оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время |
При оформлении работника в отделе ВУС уполномоченный сотрудник может затребовать один из личных документов. Работник не имеет права отказывать в предоставлении требуемых документов, так как в противном случае его просто не примут. Передача документов в присутствии гражданина ничем не должна фиксироваться, так как они возвращаются назад после сверки необходимых данных.
В некоторых же случаях сотрудник ВУС обязан собрать все военные билеты и передать их в военкомат, тогда законодательством предусмотрено составление расписки. Многие никак не могут понять, зачем она нужна.
Военный билет имеет такую же степень важности, как и паспорт. Естественно, его утеря карается штрафом и доставляет лишние хлопоты по оформлению нового. К тому же данные должны быть конфиденциальными, то есть, не должны подлежать разглашению. Составив расписку в получении, сотрудник берет на себя полную ответственность за сохранность документа.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При оформлении работника в отделе ВУС уполномоченный сотрудник может затребовать один из личных документов. Работник не имеет права отказывать в предоставлении требуемых документов, так как в противном случае его просто не примут. Передача документов в присутствии гражданина ничем не должна фиксироваться, так как они возвращаются назад после сверки необходимых данных.
В некоторых же случаях сотрудник ВУС обязан собрать все военные билеты и передать их в военкомат, тогда законодательством предусмотрено составление расписки. Многие никак не могут понять, зачем она нужна.
Военный билет имеет такую же степень важности, как и паспорт. Естественно, его утеря карается штрафом и доставляет лишние хлопоты по оформлению нового. К тому же данные должны быть конфиденциальными, то есть, не должны подлежать разглашению. Составив расписку в получении, сотрудник берет на себя полную ответственность за сохранность документа.
Так как расписка о приеме документов, которую выдает ответственный сотрудник, решающий вопросы воинского учета граждан, устанавливает наивысшую степень ответственности, то ее текст не может быть произвольным. В методических рекомендациях, прописывающих функционал ВУС и способы ведения ВУ, сказано, что расписка должна быть составлена по установленной форме. Ее пример приводится в приложении 14. Работодатели могут скачивать бланки и хранить их для необходимости.
Формуляр состоит из двух листков – непосредственной расписки и ее корешка. Расписка имеет номер, следовательно, регистрируется в журнале учета. Она содержит всю информацию о гражданине, который передал военный билет. Цели передачи документов указываются в соответствующей строке. Обязательно должна быть выставлена дата окончания срока действия этой расписки. Все графы подлежат обязательному заполнению. Они не требуют дополнительного описания, так как информация вносится в явном виде.
Порядок составления расписки в получении военного билета, удостоверение призывника
Форма расписки в приеме от граждан документов по воинскому учету содержится в Методических рекомендациях Генштаба ВС РФ (приложение № 14).
Документ состоит из двух частей: самой расписки и отрывного корешка.
В расписке нужно указать сведения о гражданине, пребывающим в запасе, данные о его в военном билете, цель его принятия, срок действия, а также данные о лице, принявшем военный билет.
Расписка в получении военного билета выдается гражданину , пребывающем в запасе, на тот срок времени, в течение которого работник ответственный за военно-учетную работу успеет сверить или (и) внести изменения в документы воинского учета.
А после возврата гражданину документа по воинскому учету расписка остается у работника, а корешок передаются на хранение работнику, ответственному за осуществление воинского учета.
На корешке расписки гражданин, должен расписаться и поставить дату получения документа (военного билета, удостоверения призывника).
Работа сотрудника военно-учетного стола заключается в том, чтобы производить регулярный сбор данных, проверять их подлинность и передавать в отделение военного комиссариата. Ежегодно производится сверка данных. Кроме того, комиссариат вправе запрашивать необходимую информацию внепланово. Все эти аналитические работы часто бывают связаны с чтением данных или, наоборот, с занесением их в соответствующий документ.
У призывника, который поставлен на первичный учет, но еще не познал армейской жизни, основным документом, определяющим его статус в области военной службы, является приписное свидетельство. Его наличие доказывает сам факт постановки на учет. Пребывающий в запасе гражданин имеет военный билет. Оба этих документа включены в состав документов ВУ.
Так как расписка о приеме документов, которую выдает ответственный сотрудник, решающий вопросы воинского учета граждан, устанавливает наивысшую степень ответственности, то ее текст не может быть произвольным. В , прописывающих функционал ВУС и способы ведения ВУ, сказано, что расписка должна быть составлена по установленной форме. Ее пример приводится в приложении 14. Работодатели могут скачивать бланки и хранить их для необходимости.
Формуляр состоит из двух листков – непосредственной расписки и ее корешка. Расписка имеет номер, следовательно, регистрируется в журнале учета. Она содержит всю информацию о гражданине, который передал военный билет. Цели передачи документов указываются в соответствующей строке. Обязательно должна быть выставлена дата окончания срока действия этой расписки. Все графы подлежат обязательному заполнению. Они не требуют дополнительного описания, так как информация вносится в явном виде.
Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету
Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.
Группа обязанностей | Виды обязанностей |
---|---|
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения | — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона); — заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет; — разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей; — информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации |
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) | — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет; — вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ |
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) | — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления; — направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; — представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году; — сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан; — сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления; — вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты; — оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время |
Какую отчетность по военнообязанным сдавать
Все российские организации-работодатели, независимо от формы собственности и структуры управления, обязаны вести учет работников и сдавать отчетность в военные комиссариаты. Избавлены от этой необходимости только индивидуальные предприниматели. Сроки такой отчетности и ответственность за ошибки закреплены законодательно. В 2021 году сдают:
- № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;
- № 18 «Карточка учета организации»;
- № 19 «Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ».
Документов, регулирующих отчеты кадровика в военкомат, несколько:
- Федеральный закон № 61 от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
- Федеральный закон № 31 от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
- Положение о воинском учете, утвержденное постановлением правительства РФ № 719 от 27.11.2006;
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
При оформлении работника в отделе ВУС уполномоченный сотрудник может затребовать один из личных документов. Работник не имеет права отказывать в предоставлении требуемых документов, так как в противном случае его просто не примут. Передача документов в присутствии гражданина ничем не должна фиксироваться, так как они возвращаются назад после сверки необходимых данных.
В некоторых же случаях сотрудник ВУС обязан собрать все военные билеты и передать их в военкомат, тогда законодательством предусмотрено составление расписки. Многие никак не могут понять, зачем она нужна.
Военный билет имеет такую же степень важности, как и паспорт. Естественно, его утеря карается штрафом и доставляет лишние хлопоты по оформлению нового. К тому же данные должны быть конфиденциальными, то есть, не должны подлежать разглашению. Составив расписку в получении, сотрудник берет на себя полную ответственность за сохранность документа.