НАЕМНИЧЕСТВО — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НАЕМНИЧЕСТВО — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Суть понятия «наёмник»

Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:

  • специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • фактически сражается в боевых операциях;
  • получает материальное вознаграждение;
  • не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
  • не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.

В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.

Второй комментарий к Ст. 359 УК РФ

1. Объект преступления — регламентированные международным правом средства и методы ведения войны. Понятие наемника раскрывается в примечании к данной статье УК.

2. Часть 1 ст. 359 УК РФ к объективной стороне наемничества относит следующие действия:

1) вербовку;

2) обучение;

3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника;

4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, характеризуется действием — участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

3. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста (если деяние квалифицируется по ч. 2, т.е. совершенного с использованием своего служебного положения, субъект рассматривается как специальный; по ч. 3 ст. 359 УК субъект — специальный: наемник).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Говоря о наемничестве в правовом смысле, необходимо определиться со значением данного термина.

Если обратиться к источникам времен Советского союза, в энциклопедическом словаре можно встретить определение «наемной армии», которая представляет собой войска, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными феодалами Советский энциклопедический словарь. // М. — 1981. — С. 865.. Таким образом, наемничество рассматривалось скорее как историческое явление, не свойственное социалистическому строю государства. Последнее подтверждается определением, данным составителями Военной советской энциклопедии, согласно которому привлечение в Вооруженные силы лиц по контрактам в ряде капиталистических стран по существу является наемничеством Военный энциклопедический словарь. // М. — 1984. — С. 471..

Тем не менее, на международном уровне наемничество как преступление постепенно получало правовое закрепление в различных актах, в которых и формировалось его определение.

Отдельные авторы высказывают мнение, что попытка определения наемничества предпринималась еще при принятии Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. Международное право в избранных документах. Т. 3. // М. — 1957. — С. 267., аргументируя это утверждение тем, что в ст.

4 указанной Конвенции, гласящей, что на территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки, подразумеваются вербовочные пункты для найма иностранных граждан, предположительно за плату, что является близким к наемничеству явлениемБлищенко И.П., Жданов Н.В.

Наемничество — международное преступление // М.: Советский ежегодник международного права. — 1980. — С. 152.. Помимо этого, в указанной Гаагской конвенции статьей 6 устанавливается Международное право в избранных документах. Т. 3. // М. — 1957. — С. 267.

, что ответственность нейтральной державы не возникает вследствие отдельного перехода границы частными лицами с целью поступить на службу одного из воюющих. По мнению ряда авторов, эти положения Конвенции преследовали цели предупреждение наемничества.

К основам понятийного аппарата наемничества можно также отнести статьи 16 и 17 настоящей Конвенции, в которой говорится о нейтральных лицах и невозможности данных лиц ссылаться на свой нейтралитет, если они совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо в пользу воюющего.

Формально наемники, большая часть которых, действуя на территории одного из государств, имеет гражданство третьих, нейтральных стран, могли бы при задержании требовать признания себя нейтральными лицами согласно ст.16 Гаагской конвенции, но семнадцатая статья не дает им такого права, предоставляя, однако, возможность объявить себя добровольно присоединившимся к воюющей стороне лицами.

Неясность в толковании понятия «наемник», использующегося тем временем в различных международных актах, таких как Резолюции и Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, требовала официальной трактовки.

И первым официальным определением термина «наемник» стало закрепленное в I Дополнительном протоколе к Женевской конвенции 1949 г. от 8 июля 1977 г., статье 47 Права человека. Сборник международных договоров. Т. I (часть вторая). // Универсальные договоры.

— Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций.. — 1994. — С. 1118., понятие, в котором устанавливались следующие основные признаки наемника:

  • 1) наемником признается лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • 2) лицо, фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях;
  • 3) принимающее участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  • 4) не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • 5) не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
  • 6) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данное определение, достаточно широкое, было, тем не менее, дополнено и несколько преобразовано Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией 44/34 ГА ООН от 4 декабря 1989 года. Сохранив основные положения, Конвенция 1989 г. исключила из определения пункт о непосредственном участии лица в военных действиях и расширила понятие, внеся в определение следующие дополнения:

  1. «Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
  2. a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
  3. 1) свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
  4. 2) подрыв территориальной целостности государства;

Уголовное законодательство стран СНГ об ответственности занаемничество

В контексте данного исследования огромное значение имеет анализ национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за наемничество или его различные проявления. Постановка подобной задачи имеет своей целью, прежде всего, уяснение вопроса об адекватности законодательной реакции ряда стран на факт существования наемничества как преступного явления и наемников как уголовных преступников, на расширение наемнической деятельности и причин неэффективности борьбы с ней.

В первую очередь, считаем необходимым проанализировать нормы о наемничестве УК стран СНГ в связи с наблюдаемой в последние годы тенденцией увеличения числа наемников из государств — его членов. Вся мировая история человечества подтверждает, что любой политический или экономический кризис является первопричиной распространения наемничества.

Не стало исключением из этого правила и такое грандиозное по своему масштабу событие как распад одной из величайших мировых держав XX века -Советского Союза. В немалой мере способствовали росту числа наемников -бывших советских граждан и вооруженные конфликты на территории бывшего СССР, в частности локальные конфликты в начале 90-х гг. в Абхазии, Приднестровье, Фергане, Карабахе1. Но специфика наемничества этого периода выражалась в том, что оно не имело массового распространения и преимущественно могло рассматриваться как «идейное», что, нисколько не исключало случаев участия лиц в этих конфликтах, руководствуясь только меркантильными интересами.

Но в целом примерно с этого времени можно говорить о том, что наемники — советские граждане вышли на мировой рынок «услуг военного назначения». По неофициальным данным, первыми для военной службы в ЮАР в 1991 г. уехали несколько молодых сотрудников КГБ СССР, вслед за ними — высокопоставленные офицеры КГБ и Министерства обороны СССР на предложенных условиях — около 2 тыс. долларов в месяц и жилье .

В качестве одной из причин распространенности наемничества среди граждан СНГ выступает последовавшее за распадом Советского Союза массовое увольнение кадровых военнослужащих из Вооруженных сил России и других государств из числа бывших республик Советского Союза. И потому в этом случае можно говорить о влияющей роли такой проблемы постсовесткого пространства как безработица, которая побудила в основном молодых людей вступать в ряды «наемников». Так, в России в 1993 г. (по данным ИКСИ) 3 % работающих молодых людей считали приемлемым для себя такую «сферу деятельности», как «рэкет, наемничество, преступления», а в случае безработицы и резкого ухудшения своего материального положения уже 7 % из них допускали свое существование за счет такого рода деятельности. В 1995 г. число это, по данным ряда конфиденциальных опросов, увеличилось минимум, чем вдвое2. История человечества, в том числе и современная, свидетельствует том, что безработица — резерв для наемничества .

Читайте также:  Прокурор разъясняет: Кого можно отнести к детям-сиротам?

Также довольно поздно, на наш взгляд, появились в странах СНГ нормы, закрепляющие преступность наемничества и позволяющие привлечь виновных лиц к ответственности за него. Хотя подобное закрепление, как показывают реалии, не всегда способствует уменьшению числа наемников, вместе с тем, оно, все-таки, выступает в определенной мере сдерживающим фактором. Так, в в действовавшем на момент появления «первых русских наемников» УК РСФСР 1960 г. не предусматривалась ответственность за наемничество, а значит, действия этих лиц нельзя было рассматривать в качестве преступных. Вместе с тем в подавляющем большинстве вышеприведенных случаев эти лица могли признаваться наемниками по международному законодательству, но только при обязательном участии в конкретном вооруженном конфликте: как подтверждают материалы и рассказы подобных лиц, фактически их военная служба в этом и заключалась.

В настоящее время распространены случаи участия граждан России в качестве наемников в вооруженных конфликтах на африканском континенте, например, между Зимбабве и Демократической Республикой Конго1. Особую остроту проблема наемничества приобрела в связи трагическими событиями в Чечне, которая стала местом скопления наемников из различных государств.

При идентификации воюющих на территории Чеченской Республики иностранных лиц возможны два варианта: либо это единоверцы, действующие с целью «защищать ислам» (у них отсутствует корыстная мотивация), которых нельзя признать наемниками, либо это наемники, участвующие в конфликте с целью получения материального вознаграждения. Конечно, и последние могут руководствоваться в той или иной мере какими-либо религиозными или идеологическими, равно как и политическими мотивами, а нередко и «прикрываться» ими, но, главное, что они, в отличие от первых, допускают и корыстную цель. В обоих случаях не исключается ответственность по другим статьям УК РФ, например, по ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».

Проблема наемничества в России активно обсуждалась и в связи с фактами участия граждан России в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. В большинстве этих случаев, на наш взгляд, можно вести речь о добровольцах в международно-правовом понимании этого слова (к примеру, их включали в личный состав регулярной армии бывшей Югославии), следовательно, нельзя говорить о наемничестве, ибо эти понятия, взаимоисключающие. Но в то же время в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали и россияне, действовавшие исключительно или, главным образом, с корыстно�� целью, являясь наемниками в соответствии с нормами международного права.

Другой комментарий к статье 359 УК РФ

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Но данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.

Учитывая характер наемничества, а также то, что оно отнесено к числу запрещенных средств и методов ведения войны, его следует отнести к преступлениям против мира. Необходимость отказа государств от использования наемников зафиксирована во многих международных правовых документах. Например, в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (24 октября 1970 г.) включено положение, согласно которому каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.

Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников или направляемыми на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет. Субъект общий.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 и др.).

Главным основанием объединения различных преступных посягательств в категорию военных преступлений является нарушение ими установленных международным правом законов и обычаев ведения военных действий (в отличие от воинских преступлений, посягающих на установленный порядок прохождения военной службы (Раздел XI Уголовного кодекса Российской Федерации)). К таким преступлениям относится значительное число общественно опасных деяний, совершаемых в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера и посягающих на обширный круг прав, свобод и законных интересов (жизнь, здоровье, честь и достоинство, свобода, собственность и т.д.). Последние выступают в качестве дополнительного объекта военных преступлений.

Устав Нюрнбергского трибунала, исходя из смысла Гаагских конвенций 1907 г., отнес к военным преступлениям убийства, истязание, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.

Существенный вклад в развитие международно-правовых основ борьбы с военными преступлениями внесли Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол к ним 1977 г.:

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.; Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;

Читайте также:  Озвучены подробности повышения пенсий с 1 января 2023 года

Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.; Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г.

В них перечислены практически все военные преступления, упоминаемые в перечне военных преступлений ранее принятых документов, в том числе тех, на основании которых действовал Нюрнбергский трибунал.

Женевские конвенции не предусматривают конкретных санкций за совершение военных преступлений, но устанавливают для государств-участников обязательство «ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний». Таким образом, составы преступлений устанавливаются достаточно полно и исчерпывающе путем обозначения преступного деяния на основе принципа «nullum crimen sine lege», а наказания определяются самими государствами, которые руководствуются при этом своей внутренней правовой системой.

Дальнейший шаг в международном уголовном праве применительно к военным преступлениям был сделан Уставом Международного уголовного суда. Он содержит не только широкий перечень военных преступлений, основанный на Женевских конвенциях 1945 г., но и конкретные виды наказаний за данные деяния: лишение свободы до 30 лет или пожизненно, а также (дополнительно) штраф и конфискация имущества.

Статья 8 Римского статута («Военные преступления») предусматривает 34 вида деяний, образующих объективную сторону данного преступления в международном военном конфликте и 16 видов деяний – в вооруженном конфликте немеждународного характера. Это такие, к примеру, преступления, как «убийство»; «пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты»; «взятие заложников»; «заявление о том, что пощады не будет»; «применение яда или отравленного оружия»; «применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств» и т.п.

В любом случае Женевские конвенции 1949 г. сохраняют свое юридическое значение, в том числе для государств, которые пока не ратифицировали Римский статут. К ним отсылает сам Римский статут и прежде всего ст. 356 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов войны»).

Объективная сторона данного преступления – это «жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации».

Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за «применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации». К последнему ныне относится химическое и биологическое (бактериологическое) оружие, запрещенное соответствующими конвенциями (см. далее).

Субъект данного преступления – общий. Это лицо, достигшее 16 лет, участвующее в вооруженном конфликте. Им может быть как гражданин России, так и иностранный гражданин либо лицо без гражданства. Ссылка на приказ (распоряжение) вышестоящего начальника не освобождает от уголовной ответственности.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

В целом ст. 356 УК представляет собой краткую и довольно удачную отсылочную имплементацию действующих международных соглашений, направленных на борьбу с военными преступлениями.

В то же время объективная сторона составов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 356, все же сформулирована не вполне корректно. Это касается характера самой отсылки к «международным договорам Российской Федерации». Она вполне логична, когда субъект данного преступления – гражданин России, обязанный по Конституции соблюдать не только российское законодательство, но и согласно ч. 4 ст. 15 Конституции входящие в правовую систему России «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации». Если же в ходе военных действий представителями воюющей с Россией стороны совершаются предусмотренные ст. 356 УК РФ деяния, причем и не на ее территории, то эти лица, согласно ч. 3 ст. 13 УК в принципе подлежат уголовной ответственности. Однако вменять им «нарушения международного договора Российской Федерации» едва ли правильно. Следует исходить из всей системы международных договоров, а не только тех, непосредственным участником которых является Россия. Поэтому из ст. 356 УК слова «Российской Федерации» следует исключить.

Статья 359 УК РФ. Наемничество

Новая редакция Ст. 359 УК РФ

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

ВЕДЕНИЕ

Сегодня на планете полыхает огромное количество локальных воо­руженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждуна­родный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, веду­щую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооружен­ной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных кон­фликтов, активизирует последние. Важно указать, что наемническая дея­тельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, си­туациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ре­сурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемни­чества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на са­моопределение, мира и безопасности человечества, стабильности консти­туционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельно­сти, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.

Можно отметить, что наемническая деятельность, как правило, возни­кает в любых благоприятствующих ей обстоятельствах, будь то внутренний или международный вооруженный конфликт, тайная деятельность определенного государства или политической организации против какого-либо другого государства с целью дестабилизации в нем обстановки, неза­конная торговля с целью получения огромной прибыли или террористиче­ские акты, направленные на устрашение и запугивание местного населения или международного сообщества. Обычно наемники применяют всевоз­можные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие может являться и нередко является одним из главных компонен­тов их преступной деятельности. Следовательно, наемническая деятель­ность характеризуется тем, что она носит общемировой и постоянный ха­рактер.

В настоящее время можно говорить о новых формах данной преступ­ной деятельности: наряду с наемниками, которые по-прежнему лично уча­ствуют во внутренних вооруженных конфликтах, существуют наемники, действующие в рамках современных международных охранных структур военного характера или оказывающие профессиональные услуги в деле не­законного оборота наркотиков, алмазов или оружия.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого» права. В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычны­ми нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов и, на наш взгляд, не является неоспоримым.

Цель работы: рассмотреть проблему наемни­чества и уголовной ответственности за него, раскрыть новые формы суще­ствования данного явления на современном этапе, попытаться дать им уго­ловно-правовую оценку и проследить причины отсутствия соответствую­щей уголовно-правовой регламентации данного преступления как на меж­дународном, так и на внутригосударственном уровнях.

Задачи работы:

1. Описать деятельность международного сообщества в борьбе с наемничеством.

2. Выявить пределы уголовной ответственности за преступления против
мира и безопасности человечества.

3. Проанализировать объективные и субъективные признаки наемничества.

Предметом исследования является уголовная ответственность за наемничество.

Объект исследования — уголовное законодательство в борьбе с наемничеством.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ

МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Международное сообщество в борьбе с наемничеством

Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Же­невским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось ли­цо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в воо­руженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфлик­та, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграж­дение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для испол­нения официальных обязанностей государством, не являющимся сторо��ой данного вооруженного конфликта.

Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гумани­тарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и между­народными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, кото­рую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуще­ствляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны.

Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было свя­зано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол сторо­ны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ог­раничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнитель­ных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нор­мальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ

Состав преступления по УК РФ

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.

Наемничество по УК РФ

Физическое лицо признается наемником, если оно вступило в вооруженный конфликт за определенную плату. К примеру, если человек становится участником вооруженного конфликта на основании собственных идеологических убеждений, то он не считается наемником. То же самое касается и ситуаций, когда физическим лицом движут национальные либо политические соображения.

Также бывает и так, что поучаствовать в конфликте приходится по воинской обязанности. Однако если перечисленные причины не имеют места и человек соглашается на выполнение определенных действий для разрешения вооруженных конфликтов для того, чтобы извлечь собственную выгоду, то он относится к числу наемников. Те физические лица, которые выполнили наем либо поспособствовали его осуществлению, автоматически нарушают установки Уголовного кодекса.

Противозаконно не только быть наемником, но и выполнять действия, способствующие существованию наемничества. К примеру, материально поддерживать наемное физическое лицо.

Комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

——————————— Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819. Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.

Наемничество по международному уголовному праву.

Международным преступлением следует считать и наемничество. Субъекты преступления — наемники (отсюда и их название), т. е. ϶ᴛᴏ платные солдаты, нанятые для участия в агрессивных войнах. Стоит сказать, для них во многих случаях заранее устанавливается «ценник» за преступления.

Общественная опасность наемничества не только в том, что наемники, выполняя политическую волю нанимателей, убивают, насилуют, грабят и т. д., т. е. совершают уголовные преступления, ставшие вследствие объективной характеристики наемничества международными, но и в том, что воспитывается слой людей, для кᴏᴛᴏᴩых убийства и другие преступления становятся профессией (см. ст. 47 Дополнительного протокола 1997 г. о международном вооруженном конфликте к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны).

Между террористами и наемниками как личностями в их социально-психологической характеристике немало сходства. Их способ действий сопряжен с насилием над другими людьми, действия жестоки и циничны. Наемники должны подвергаться суровым наказаниям как за самые тяжкие насильственные преступления. Пока ϶ᴛᴏ дело в основном национальных законодателей и судов. Такой подход закреплен и в международном уголовном праве. Есть немало международно-правовых документов, в кᴏᴛᴏᴩых прямо указывается, что наемничество — международное преступление, а наемники должны караться как тяжкие уголовные преступники.

На международной дипломатической конференции по гуманитарному праву (1977 г.) был подписан ряд важных документов, в т.ч. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны. Интересно отметить, что там, в частности, записано, что наемник не имеет прав комбатанта, а будет военным преступником и подлежит уголовному наказанию (ст. 47 Протокола I).

По объективным характеристикамнаемничество впитывает в себя все то, что в международных преступлениях связано с насилием, а субъект наемничества — специальный субъект — практически уравнивается с военным преступником. Мотивы преступления не влияют на его состав. Здесь главное, что человек сознательно поступает в наемники, осознанно убивает, грабит, насилует и получает за ϶ᴛᴏ денежное вознаграждение.

Общая характеристика конвенционных преступлений по международному уголовному праву.

Конвенционные преступления — преступления, состав которых определен международными конвенциями, обязывающими участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право.

Зачастую конвенции содержат постановления, обязывающие государства в соотв. с международным и внутренним правом принимать все практически осуществимые меры с целью предотвращения соответствующих преступлений. В случае с преступлениями по общему международному праву международный уголовный суд выносит приговор непосредственно на основе международного права. Суды государств могут это делать на основе как международного, так и внутреннего права. В случае конвенционного преступления приговор выносится судом государства на основе внутреннего права.

Количество конвенций, определяющих состав преступлений, велико. Наиболее важные из них приведены в приложении к проекту устава Международного уголовного суда, принятому Комиссией международного права. Это конвенции о незаконном обороте наркотиков, пытках, об апартеиде и др. Но основную массу составляют конвенции, которые можно охарактеризовать как антитеррористические. Помимо уже упоминавшихся существуют такие конвенционные преступления, как торговля рабами и обращение в рабство; торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами; изготовление и сбыт порнографических изданий; подделка денежных знаков; незаконная торговля наркотиками; незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности.

Состав преступления по УК РФ

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Преступления против мира и безопасности человечества: понятие и виды. Уголовно-правовой анализ состава наемничества

Понятие преступлений против мира, безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.

Источниками норм об ответственности за преступления указанной группы являются многочисленные международно-правовые акты. Среди них можно выделить Устав Токийского международного военного трибунал, Устав Нюрнбергского трибунала, Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг. и другие.

В российском уголовном праве ответственность за преступления против мира и безопасности человечества установлены Главой 34 УК РФ: Преступления против мира и безопасности человечества.

Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств и др.). Поскольку раздел XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений совпадают.

Наемничество: статья УК РФ, объективные признаки, состав преступления, смежные составы

Наемничество активизирует вооруженные конфликты, способствует поддержанию военного психоза, и в этом состоит его опасность. Наемничество как средство и метод ведения войны запрещено Генеральной Ассамблеей ООН. Каждое государство — член ООН обязано воздерживаться от организации или поощрения организации нерегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. 15

Объектом

наемничества являются мир и мирное сосуществование государств и народов.

Наемничество (ч. 1 ст. 359 УК РФ)собъективной стороны

включает: 1) вербовку; 2) обучение; 3) финансирование или 4) иное материальное обеспечение наемника; а равно 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка наемников

состоит в подборе людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Это и поиск, и приглашение людей для военной выучки, чтобы использовать их в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Это интересно: Ножевое ранение ответственность статья УК РФ

Обучение наемников

заключается в целенаправленной тренировке, занятиях по овладению и использованию оружия, боевых припасов, тактики ведения боя.

Наемничество всегда сопряжено с финансированием (обеспечением денежными средствами) или иным материальным обеспечением, которое заключается в экипировке обмундированием, в вооружении наемников, обеспечении их боеприпасами, средствами передвижения и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *