Что такое налоговый мониторинг и как его проводят

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое налоговый мониторинг и как его проводят». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

В чем суть налогового мониторинга

В основе налогового мониторинга лежат два ключевых принципа: открытость и добровольное соблюдение налогового законодательства. Налоговый мониторинг не является российским ноу-хау, у него богатая мировая практика. Проведение налогового мониторинга в РФ законодательно установлено в статье 105.29 НК РФ.

Суть налогового мониторинга можно объяснить довольно просто: компания предоставляет налоговому органу максимум информации, тот, в свою очередь, проверяет компанию в режиме реального времени, не мучает выездными проверками и не наказывает постфактум рублем, а работает на опережение – то есть указывает на риски, которые могут привести к нарушению налогового законодательства.

В ходе проведения налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет ФНС доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, способам их ведения, принципам формирования налоговой политики, системе начисления и уплаты налогов и страховых сборов и т.п. ФНС проверяет дистанционно весь массив информации в режиме реального времени, информируя предприятие о спорных моментах.

Ключевые характеристики налогового мониторинга:

  • Добровольный выбор. Выбрать НМ могут только крупные налогоплательщики, соответствующие заданным критериям.
  • Открытость предприятия для налоговой.
  • Взаимодействие сторон в режиме диалога.
  • Осуществление контроля в режиме реального времени по ТКС.
  • Отсутствие традиционных форм контроля в виде камеральных налоговых проверок.
  • Экспертиза сделок со стороны ФНС. В случае обнаружения факторов риска, ФНС информирует компанию через документ под названием «мотивированное мнение».
  • Срок налогового мониторинга составляет 1 год 9 месяцев, в отличии от традиционного срока проверки, достигающего 5 лет и 1 месяца.
  • Отсутствуют пени и штрафы. При устранении неточностей, указанных в мотивированном мнении, налогоплательщик освобождается от штрафных платежей.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 сентября года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.

Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:

  • заявление,
  • регламент информационного взаимодействия,
  • информация о взаимозависимых лицах,
  • учетная политика для целей налогообложения,
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Для подготовки к переходу на налоговый мониторинг компании следует подготовиться:

  • Провести проверку на соответствие установленным критериям
  • Составить план-график перехода на НМ
  • Подготовить информационную систему и систему внутреннего контроля

Налоговый мониторинг: как работает и кому подходит

Впрочем, налоговый мониторинг дает ряд преимуществ и бизнесу:

  • освобождает от камеральных и выездных проверок (с некоторыми исключениями, о них расскажем чуть позже) – ИФНС не нужно заново проверять отчетность, так как все документы проверяются постепенно, по мере формирования;
  • исключает штрафы и санкции за ошибки или нарушения – при обнаружении подобных ситуаций инспектор сообщает налогоплательщику о выявленных недочетах, дает рекомендации по исправлению через механизм мотивированного мнения;
  • компанию признают добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • нет доначислений и штрафов за прошедшие периоды, так как все ошибки можно вовремя обнаружить и исправить в соответствии с указаниями налоговых инспекторов: времени на это будет достаточно, так как ежегодный мониторинг растянут по времени (с 1 января текущего года до 1 октября следующего, то есть мониторинг за 2022 год начинается с 1 января 2022 года и заканчивается 1 октября 2023 года;
  • снижает количество проверяемой отчетности.

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

  • По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
  • По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

Читайте также:  КС предписал изменить нормы Трудового кодекса о преподавателях

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой выездные проверки налогоплательщиков заменяются на постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Контроль организуется путем предоставления налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, при котором контролеры практически в режиме реального времени могут отслеживать, как плательщики рассчитывают и уплачивают налоги, формируют отчетность и исполняют другие налоговые обязанности.

В рамках налогового мониторинга проверки заменяются на оперативное взаимодействие с налогоплательщиком, при котором инспекторы, выявившие какие-либо неточности или ошибки в расчетах плательщика, вправе запрашивать у последнего пояснения и требовать от него исправления допущенных ошибок. Представить пояснения организация, участвующая в мониторинге, должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Проводить выездные проверки в отношении компаний, участвующих в налоговом мониторинге, налоговики могут лишь в исключительных случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • при проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (непредставление пояснений, документов, неисправление выявленных ошибок и т.д.);
  • при непредставлении уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Рассмотрение заявления организации

Пунктом 4 ст. 105.27 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан рассмотреть заявление налогоплательщика о проведении налогового мониторинга и представленные с ним документы (информацию). По итогам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять либо решение о проведении налогового мониторинга, либо решение об отказе в его проведении. Срок для вынесения соответствующего решения — до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. В силу п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Обратите внимание! Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом одного из названных решений может отозвать его на основании письменного заявления. В таком случае заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Отметим, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивировано налоговым органом. Основания для отказа прописаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ:

  • непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов (информации), перечень которых установлен в п. 2 ст. 105.27;
  • несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к названному регламенту.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг — один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Порядок проведения налогового мониторинга

Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании. Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.

После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.
Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты. Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.

Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации. Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа. Решение может быть как положительным, так и отрицательным.

Читайте также:  Налогообложение для грузоперевозок в 2022 году

Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

НМ – последовательность проведения проверки

Реализацию НМ можно описать таким образом:

Этапы Пояснение
1. Компания готовит пакет документов, состоящий из:

— регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;

— информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;

— учетной политики с целью обложения налогами;

— документального регулирования внутренней контрольной системы компании

2. Передача файлов в налоговую вместе с заполненной заявкой
3. Рассмотрение обращения и ожидание компанией решения

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны. Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

***

Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

Система налогового мониторинга

Система налогового мониторинга от RAMAX — инструмент для взаимодействия крупного бизнеса и налоговых органов. Открытость вашей компании в обмен на освобождение от налоговых проверок.

Витрина данных в качестве системы налогового мониторинга и система внутренних налоговых контролей в работе финансовой службы компании:

  • повышает скорость формирования налоговой отчетности;
  • снижает затраты на налоговое администрирование;
  • уменьшает объём бумажного документооборота с контролирующими органами;
  • повышает прозрачность бизнес-процессов для налоговых органов;
  • повышает инвестиционную привлекательность компании;
  • способствует выстраиванию доверительных партнерских отношений между налогоплательщиком и налоговым органом.

Хотите узнать о налоговом мониторинге подробнее?

Премия РСПП в сфере корпоративного налогообложения в номинации «Налоговый проект года»

Лауреат премии Global CIO за проект года
в номинации «Информационные
технологии» для финансовой службы

Витрина данных для налогового мониторинга от RAMAX победитель конкурса SAP Value Awards
в номинации «Новые горизонты»

  • Реализация раскрытия показателей налоговой отчетности в Витрине данных для налоговых органов путем предоставления налоговых регистров и расчетных форм, на основании которых формировалась налоговая отчетность.
  • Автоматизация сверки данных путем проверки полноты, точности, непротиворечивости и корректности информации. Возможность пройти путь от любого показателя декларации до списка первичных документов, сформировавших сумму этого показателя.
  • Реализация возможности запроса и получения разъяснений к показателям, электронных копий первичных документов непосредственно в форме Витрины данных.
  • Реализация системы внутренних контролей раскрытия информации и анализа отчетности для оптимизации внутренних процессов и подтверждения статуса открытой компании.
  • Интеграция с оператором ЭДО.
  • Интеграция с электронным архивом.
  • Построение пользовательских отчетов, на основе хранимых данных.
  • Автоматизация процессов взаимодействия с налоговыми органами.
  • Существенное снижение количества запросов налоговых органов.
  • Сокращение затрат на налоговое администрирование.
  • Значительное уменьшение количества предоставленных бумажных документов.
  • Уменьшение количества камеральных проверок, налоговых штрафов и пеней.
  • Повышение прозрачности учета, оптимизация бизнес-процессов компании, организация внутреннего контроля за счет внедрения системы внутреннего контроля.
  • Повышение лояльности со стороны налоговых органов.
Читайте также:  Нумеровать трудовые договоры не обязательно

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2020 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2020 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2020 года. То есть только в 2020 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2020 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *