Статья 178 ЖК РФ. Правовое положение регионального оператора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 178 ЖК РФ. Правовое положение регионального оператора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

На каком основании действует регоператор ТКО

Региональный оператор ведет работу по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на вверенной территории на основании следующих документов:

  • Территориальной схемы в области обращения с отходами;
  • Правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ;
  • Соглашения, составленного между региональным оператором, управлением ЖКХ, со связанными Министерствами.

Регионального оператора выбирают на срок до 10 лет. Компанию могут преждевременно лишить лицензии и права на ведение деятельности в сфере обращения с отходами. Причины, ведущие к этому:

  • Неоднократное нарушение правил обращения с отходами, в том числе, повлекшие вред жизни, здоровью граждан;
  • Задолженность по оплате в размере, установленном законом;
  • Нарушение схем транспортировки отходов;
  • Нарушение условий предоставления банковской гарантии.

В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет

За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.

Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:

  • Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
  • Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.

В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:

  • Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
  • Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).

Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.

Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.

После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:

Надзорный орган

Причина жалобы

Росприроднадзор

Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии

Роспотребнадзор

Нарушения санитарно-эпидемиологических норм

Государственный орган, подписавший соглашение с РО

Нарушение требований, изложенных в соглашении

Энергетическая комиссия

Проверка обоснованности установленных тарифов

Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».

В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).

Указаны основания для осуществления деятельности компании:

  • В соответствии с региональной программой;
  • С территориальной схемой;
  • В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.

Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.

Полномочия регионального оператора

С целью эффективного выполнения своих должностных обязанностей, проведения капремонта имущества коллективного пользования, региональный оператор, который контролирует поступления в специальный фонд капремонта домов обязан:

  • в установленный законом срок составлять и предоставлять в адрес собственников квартир предложения, необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие нормативной базе;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и иные документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

В соглашении предусматриваются дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Как заключить договор с оператором

О том, что в доме появился региональный оператор, жильцы узнаю, получив уведомление. Компания должна разослать оповещения жителям в течение месяца после того, как получила статус оператора. В документе сказано о необходимости заключения договора.

Далее, жилец должен направить компании заявление и документацию. В пакет документов входят свидетельство права собственности и бумаги, в которых указана площадь жилья и количество прописанных человек. Если понадобятся дополнительные документы — жильца оповестят.

Читайте также:  Что россияне могут использовать как валежник по новому закону

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

В течение двух недель компания-оператор должна рассмотреть документы, после чего заключить договор.

Правила заключения договора между жильцами и оператором закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».

ВАЖНО! Если у потребителя ранее был заключен договор на сбор и вывоз мусора с другой компанией (не оператором), ему нужно заключить новый договор с компанией оператором. Старый договор, согласно п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ считается недействительным.

Если жилец отказывается заключать соглашение с компанией, он все равно будет платить, поскольку договор и без него всё равно заключат в типовой форме и установят цену за «мусорные услуги» на своё усмотрение.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они.

Региональный оператор: понятие, права и обязанности

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Как начисляется оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из тарифа, утвержденного приказом регионального профильного министерства и нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории региона.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

  • Среднегодовая норма накопления ТКО в частном секторе за год;
  • Утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
  • Количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Закупки товаров, работ или услуг региональным оператором

Осуществление оператором закупок работ, товаров или услуг для возможности реализации собственных функций, проводится в порядке и по процедурам, которые определены Правительством РФ. Данный порядок предполагает использование конкурентных методов определения поставщиков/исполнителей. Это позволяет повысить результативность и эффективность реализации закупочных процессов, предотвратить проявления коррупции и прочие злоупотребления. Таким образом достигается гласность, открытость и прозрачность процессов при закупках.

Оператор помещает информацию о проведении закупок работ, товаров или услуг в единой информсистеме, в которой размещается информация о закупках, призванных обеспечить потребности государственного и муниципального значения.

В виде аванса РО может выплачивать не больше 30% от общей стоимости заказываемого объема работ, включая работы по разработке проектных документов или отдельных видов работ по капремонту совместной собственности многоквартирного жилого дома.

Величина граничной стоимости работ/услуг по капремонту определяется нормативными актами субъектов РФ. В случае если такая стоимость превышена или есть потребность произвести оплату услуг или работ, которые не предусмотрены пунктом 1 статьи 166 ЖК и другими нормативными актами, выплата разницы производится за счет финансов владельцев помещений, которая уплачивается в качестве взноса на осуществление капитального ремонта сверх минимального взноса, предусмотренного на такие ремонтные работы.

Статья 179. Имущество регионального оператора

1. Имущество регионального оператора формируется за счет:

1) взносов учредителя;

2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

3) других не запрещенных законом источников.

2. Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
4. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора

1. Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

3. Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Какая ответственность за производство и торговлю самогона

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

2.1. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.

4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ.

4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

[Жилищный кодекс РФ] [Глава 17] [Статья 178]

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

2.1. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.

4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ

4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 180. Функции регионального оператора

Тарифы на вывоз мусора устанавливает компания-оператор, но регулируют стоимость региональные власти.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Тарифы сильно «скачут» по регионам, так жители Воронежа платят 165 рублей за человека, в Карелии — 93 рубля, в Волгограде — 114 рублей, а в Дагестане — 29 рублей.

Цена складывается из расходов на заключение договоров, транспортировки, сбытовых расходов, обработки, обезвреживания и захоронения. Этап транспортировки самый дорогостоящий.

Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

В случае невыполнения организацией ее обязанностей первым шагом целесообразно высказать претензию в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также непосредственно в диспетчерскую службу оператора. Для этого можно просто позвонить. Но лучше зафиксировать обращение по электронному адресу, тогда на следующем этапе будет легче доказать факт многократного нарушения порядка оказания услуги.

При систематическом нарушении правил вывоза мусора следует направить жалобу на некачественные услуги обслуживающей организации одновременно или по выбору:

В подразделение по вопросам ЖКХ;

В Государственную жилищную инспекцию;

В территориальное подразделение Роспотребнадзора;

В прокуратуру.

Сюда можно направить жалобу и на недобросовестность оператора, и на бездействие вышеуказанных органов власти. Кардинально решить вопрос поможет подача заявления в суд.

Оператором ТКО может стать только юридическое лицо, которое отвечает ряду требований:

  1. Компания зарегистрирована в Российской Федерации.
  2. Деятельность фирмы связана с ТКО.
  3. Имеется лицензия на работу с отходами с 1 по 4 классы опасности.
  4. Компания не была признана банкротом.
  5. Нет административных нарушений, из-за которых деятельность организации была приостановлена.
  6. Нет задолженностей больше определенной суммы средств по всем выплатам за прошедший год.
  7. У руководителей организации и начальников отдела бухгалтерии нет судимостей за махинации с деньгами.

От региональной программы по обращению с ТКО зависит количество региональных операторов, которые будут работать на территории субъекта.

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Основным нормативным документом, регламентирующим обращение с отходами, является ФЗ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ. Законом о мусорной реформе называют поправки, внесенные в него Законом № 503-ФЗ от 31.12.2017 года. Федеральный закон устанавливает, что сбором и обращением с твердыми коммунальными отходами в России занимаются региональные операторы.

Региональное законодательство:

  1. ПП Москвы № 734-ПП от 18.06.2019 определяет первый этап перехода к раздельному сбору мусора в г. Москва с 01.01.2020 года.
  2. Приказ № 709-тд от 14.12.2018утверждает производственную программу по обращению с ТКО ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» на 2019-2021 годы.
  3. ПП Москвы от 4 июля 2021 г. № 403-ПП регламентирует порядок согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО, вносит изменения в ПП Москвы от 24.08.2010 года №734 и от 06.10.2015 года №633.
  4. ПП Москвы № 492-ПП от 09.08.2016 утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО.
  5. ПП Московской обл. от 02.10.2018 года № 690/34 устанавливает предельные единые тарифы для регоператоров Подмосковья.

Оператор: как его контролировать

Региональный оператор – это обязательно юридическое лицо, имеющее действующую лицензию на деятельность по обращению с ТКО. Выбирается на 10 лет по итогам конкурса, который проводит уполномоченный орган местной власти субъекта РФ. Основными критериями выбора являются стоимость и качество предоставляемых услуг.

Оператор отвечает за весь цикл работы с отходами – сбор, транспортировку, обработку и утилизацию. Оплата услуг производится собственниками ТКО согласно тарифу, определенному оператором в пределах установленного в регионе единого тарифа.

Контроль за работой региональных операторов осуществляют местные органы исполнительной власти, с которыми подписан контракт, и Российский экологический оператор по вывозу мусора. С 26.06.2019 года запущен РЭО Радар, с помощью которого граждане могут пожаловаться на проблемы с мусором и работу региональных операторов — в Московской области это 7 предприятий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *