Применение физической силы сотрудниками полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение физической силы сотрудниками полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.

Действия полиции, если применена физическая сила

Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда

. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.

Если сотрудниками полиции причинен физический вред, первая помощь должна быть оказана ими тут же на месте. Медицинская поддержка раненому предоставляется в максимально короткий срок. Информацию о получении травм, повреждений, которые возникли после применения силовых методов, сотрудники обязаны сообщить родственникам травмированного человека. Время на сообщение — не больше 24 часов.

О любом случае применения полицией действий, в результате которых гражданин получил ранения, травмы, или наступил летальный исход, извещается прокурор. Также не позднее 24 часов с момента происшествия. В обязанности сотрудника входит сохранение неприкосновенности места происшествия. Зачем — в законе не сказано. Видимо, для последующего расследования.

В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.

В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.

Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.

Единственное ограничение изложено в 1 пункте 20 статьи Закона: «если несиловые способы не обеспечивают…». На это и нужно ссылаться при необоснованных насильственных действиях полицейских.

Также отсутствуют и запреты на силовое воздействие сотрудников полиции применительно к субъектам. Статья 22 «Запреты и ограничения» говорит о спецсредствах. То есть в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов и малолетних детей действует запрет только на использование специальных средств.

Таким образом, превышением полномочий считается любое силовое воздействие, которое не было вызвано крайней необходимостью или злостным неповиновением.

Памятка «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»

Применение физической силы (ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Применение специальных средств (ст. 21 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)

Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Читайте также:  Как заполнить вычет на детей в 6‑НДФЛ

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств (ст. 22 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ

Следует подчеркнуть, что конституционность положений статьи 13 Закона о милиции, в целом воспроизведенной статьей 22 Закона о полиции, оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации, который признал, что указанные положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан .

———————————
См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 г. N 1400-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бондаренко Константина Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации «О милиции».

Физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия действия сотрудника полиции, которые выражаются в его непосредственном физическом контакте с отдельными лицами либо имуществом, могут сопровождаться ограничением телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, причинением боли, вреда здоровью или смерти, а также повреждением или временным изъятием принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или в случае их противоправного бездействия самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие

Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.

Сотрудник полиции применил физическую силу: насколько это законно?

Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.

Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.

• С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.

• В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.

• С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).

Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.

Читайте также:  Новое единое пособие на детей в 2023 году

Когда сотрудники полиции применяют другое оружие

Помимо огнестрельного оружия, у полицейских в арсенале есть и специальное, которое используется не в столь серьезных случаях. В вооружение полиции входят электрошокеры, служебные собаки, водометы, средства, сковывающие движения, светошокеры, палки, газовые устройства и другие. Эти приспособления используются, если:

  • преступник нападает на гражданина или полицейского;
  • полицейский останавливает преступление или административное правонарушение;
  • преступник пытается сопротивляться;
  • преступник задержан на месте преступления и пытается скрыться;
  • происходят массовые беспорядки;
  • полицейский задерживает транспортное средство, водитель которого проигнорировал требования остановиться;
  • необходимо выявление лиц, которые совершили или совершают преступление;
  • МВД освобождает заложников, зданий, транспорта и т.д.;
  • необходима защита объектов.

Нередки случаи, когда сотрудники МВД из-за опасений стрелять получают ранения, в том числе смертельные. Поэтому вносятся предложения дать полицейским больше свободы. За последние годы одним из главных изменений в МВД стало переименование милиции, когда милиционеры стали полицейскими.

При применении силы полицейский обязан руководствоваться следующим:

  • Действовать необходимо с учетом сложившейся обстановки, степени и характера опасности граждан, в отношении которых будут применяться принудительные меры. Немаловажное значение имеет и оценка уровня сопротивления, оказываемого лицами.
  • Служащий должен стремиться минимизировать любой ущерб. Действия полицейского должны быть соразмерны действиям/бездействиям гражданина. Кроме этого, при применении силы необходимо стараться не причинять ущерб имуществу и не создавать опасность для жизни окружающих.
  • Если субъект получил телесные повреждения от действий служащего, ему необходимо оказать первую помощь и предпринять меры по предоставлению квалифицированной медпомощи в сжатые сроки.

Так основные положения данной главы закона приводят сотрудников полиции к ответственности за свои действия, дисциплине и организованной работе в полицейских органах государства.

Каждый работник и командир понимает роль, которую они должны выполнять. Осознание человеком своей ответственности перед обществом и страной приводит его к более высоким моральным ценностям и принципам. Он может мыслить более глубоко и достигать более высоких целей в жизни своей и общества.Сотрудники полиции ответственны перед Федеральным Законом государства за свои поступки и действия.

Читая эту статью, можно глубже ознакомиться с работой сотрудников полиции и их законном праве применении физической силы, спецсредств, оружия при выполнении боевых задач либо охране общественного порядка среди населения. Понимать ситуации, когда запрещено применять боевые средства. И насколько безопасна эта должность для полицейского.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Крайняя необходимость

Под ней следует понимать ситуацию, когда полицейский причиняет ущерб интересам другого лица с целью устранения угрожающей ему или иным гражданам опасности. Применение силы при крайней необходимости допускается в случае, когда иными способами устранить угрозу не представляется возможным.

При совершении действий в таких ситуациях служащий должен адекватно оценивать обстановку. Применение силы должно соответствовать характеру и степени угрозы, исходящей от другого субъекта. Превышение пределов необходимости квалифицируется как уголовное деяние, если было совершено умышленно.

Стоит сказать, что в отличие от состояния необходимой обороны, в которой служащий может нанести больший вред, при крайней необходимости не допускается даже равный ущерб. В противном случае действия полицейского могут быть расценены как умышленные.

Образец жалобы на действия сотрудников полиции

Руководителю министерства внутренних дел по Свердловской области

Заявитель:

А.

ЖАЛОБА

на действия сотрудников полиции

Я поранил руку об стекло в связи с чем обратился в скорую медицинскую помощь по номеру 03. Около 7 часов утра меня разбудил мой несовершеннолетний сын, Лев, с жалобой на то, что кто-то стучится в входную дверь. После того, как я поднялся и подошел к двери, я спросил кто стучится. Из-за двери мне сообщили, что пришли из полиции по поводу получения от меня объяснений по поводу моего обращения в 03.

Также, не открывая дверь, я сообщил, что на данный момент, ввиду сильного недомогания (рана на руке и сильная головная боль) не смогу дать объективных объяснений, но готов добровольно явиться в отделение полиции после обеда для дачи объяснений. Данный ответ не удовлетворил сотрудников полиции, и они начали угрожать мне выломают дверь. Данную угрозу я проигнорировал, так как у сотрудников не было оснований, чтоб вторгаться в мой дом. После этого, на протяжении 5 минут сотрудники полиции громко стучали в дверь с намерением проникнуть в мое жилище.

Я снова подошел к двери и попросил сотрудников перестать ломать дверь, так как готов официально по повестке прийти для дачи объяснений, к тому же издаваемый ими шум негативно сказывается на состоянии моих несовершеннолетних детей. Однако, в ответ сотрудники полиции сказали: «открой дверь! По-хорошему или по-плохому все ровно откроем дверь!». После этого, сотрудники полиции продолжили стучать в дверь.

Я решил попробовать пресечь вышеописанный беспредел и позвонил по номеру 02 и сообщил, что ко мне в квартиру стучатся лица, представившиеся сотрудниками полиции, и просил принять меры. Мне по телефону сообщили, что по моему адресу действительно находятся сотрудники полиции. Также дежурный упрекнул меня в том, что я сам не открываю дверь, поэтому они ко мне и ломятся, после чего положила трубку.

Сотрудники продолжали стучать в дверь еще на протяжении 3-5 минут, после чего затихли на непродолжительное время. Стук в дверь продолжился, и я снова поинтересовался кто там. Ответил женский голос, который представился моей знакомой. После чего стук в дверь продолжился.

Я понял, что сотрудники полиции не хотят оставлять меня в покое, к тому же уже начала ломаться дверная защелка, в связи с этим мной принято было решение открыть дверь. На пороге моей квартиры стояли два сотрудника полиции и одна незнакомая мне женщина. Сотрудники полиции не представились, не изложили цели своего прибытия, а сразу сказали мне одеваться и ехать с ними в отделение полиции. Я отказался проехать с ними, так как не мог оставить одних своих несовершеннолетних детей и предложил сотрудникам взять объяснения у меня дома. Сотрудники полиции проигнорировали мои слова, после чего вытолкали меня из квартиры, повалили на землю. После чего сотрудники начали мне сильно заламывать руки, чуть не сломав их, а также вдавливать мое лицо в землю. Из-за вышеописанных действий открылась моя рана и у меня обильно потекла кровь. За этим всем наблюдали мои несовершеннолетние сыновья. После меня подняли с земли, волоком дотащили до патрульной машины и отвезли в отделение полиции.

Читайте также:  Что россияне могут использовать как валежник по новому закону

В отделение полиции на меня начали оказывать давление, заставляли подписывать какие-то бумаги, даже не предоставив мне возможности с ними ознакомиться. Мое состояние, ввиду болезненности моей раны, нервных переживаний из-за произошедшего и переживаний за состояние моих детей, ухудшилось, и я уже не мог трезво оценивать действительность. Также мне сотрудники начали угрожать моими детьми, однако я проигнорировал их провокации. После чего, меня повторно скрутили и силой доставили в больницу для обработки моей руки, так как кровь из моей раны не останавливалась. После обработки меня принудительно повели на медосвидетельствование, где я отказался от его прохождения. Вернув меня в отделение, через несколько минут привезли моих детей. Сотрудник полиции сообщил: «Все, мы уже отобрали у тебя детей. Давай подписывай и уходи, потом разберешься.». Я был в подавленном состоянии, абсолютно не понимал, что происходит, не знал, что мне делать, и устав спорить с сотрудниками подписал все бумаги, чтоб наконец прекратить этот кошмар.

Выйдя из отделения, меня снова остановили дежурные и предъявили мне, что я оскорбил сотрудников полиции и необходимо подписать по этому событию бумаги, только после этого я могу быть свободен. Я возмутился, так как своими действиями сотрудники полиции унизили и оскорбили перед моими детьми, затронули мою честь и достоинство, абсолютно безосновательно нарушили мои гражданские права, причинили мне сильную физическую боль, из-за которой моя рана начала снова кровоточить. Также я добавил, что подам на них жалобу за их действия. В ответ на мои слова, дежурные сотрудники полиции опять скрутили руки, завели меня в отделение, раздели, вытащили все из моих карманов и закрыли в камере. Я не помню сколько точно просидел в камере. После этого появился сотрудник полиции и также, оказывая давление на меня, заставил подписать меня эти бумаги. К тому времени, я был крайне измотан, обессилен, сильно болела голова, рана до сих пор кровоточила, и я желал лишь поскорее вернуться домой.

После вышеописанных событий, спустя несколько дней, я все-таки смог ознакомиться с материалами административного дела. По материалам административного дела я узнал, что меня привлекли к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ и назначили административный штраф в размере 100 рублей. Также согласно материалам административного дела, меня безосновательно поставили на учет в ПДН.

В протоколе административного правонарушения, определении о передаче дела по подведомственности, рапорте инспектора ПДН отделения МВД России сказано, что мои несовершеннолетние дети находились в социально-опасном положение, однако никаких доказательств этому не представлено, разъяснений по поводу из каких обстоятельств следует, что сложилась социально-опасная обстановка также не имеется. Сотрудники полиции не объяснили цель своего визита, не представились, необоснованно применили физическое и психическое насилие, принудительно заставили подписать документы по делу, «сфабриковали» административное дело.

Необходимо разобраться в сложившейся ситуации, так как я не понимаю, чем обусловлены, в отношении меня, такие действия сотрудников полиции. По итогу сотрудники полиции нарушили мои гражданские права, причинили мне физическую боль, оказывали психологическое давление, отобрали моих детей и привлекли меня к административной ответственности, которое является незаконным.

Исходя из вышесказанного, сотрудниками полиции нарушены следующие правовые нормы:

  • Ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее по тексту – ФЗ «О полиции» установлено, что:
  1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
  2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
  3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
  4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  1. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
  • Ст. 6 ФЗ «О полиции» установлено, что:
  1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
  2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
  3. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
  4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Порядок применения указанных специальных мер административного пресечения, предусмотренный ФЗ «О полиции», состоит из трех основных этапов:

-при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций;

Нельзя расценивать в качестве применения оружия производство любого выстрела из табельного оружия еще и потому, что Закон допускает применение этого оружия только в строго определенных случаях. Применение огнестрельного оружия — это производство сотрудником полиции, находящимся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо при задержании лица, совершившего преступление, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона о полиции. Согласно статье 20 Закона РФ «О полиции сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для: Обязанность сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получив­шем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть. В зависимости от круга лиц и объектов, за которыми полиция осу­ществляет официальное наблюдение, можно выделить три разновидности административного надзора:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *