Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 июля вступят в силу новые технические требования к школьным автобусам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Что такое организованная перевозка детей?
Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:
Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Пункт 1.2 ПДД
Это значит, что организованная перевозка — это:
- Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
- В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.
Какие случаи не относятся к организованной перевозке?
- Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
- В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей.
- В группе 7 и менее детей.
Требования к медработнику
Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.
Медработник потребуется, если
- продолжительность рейса более 12 часов;
- в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.
При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки детей | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
В стране невыученных автобусов
Согласно постановлению правительства, для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, этот запрет вступит в силу уже с 1 июля этого года. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября.
Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 тонн не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2021 года. Массой более 5 тонн — с 1 октября следующего года.
Напомним, что столь суровые требования к возрасту автобусов связаны исключительно с обеспечением безопасности перевозок детей. Аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя. А у нас, по данным ГИБДД, более половины автобусов старше 10 лет.
Однако именно это требование правил организованной перевозки групп детей вызвало огромное количество споров. К моменту их принятия перевозчики не готовы были обеспечить таким транспортом всех желающих. Поэтому срок вступления в силу ограничения возраста автобусов был отложен на неопределенный срок. И вот теперь этот срок установлен.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта в рубрике «Юрконсультация» разъясняют эксперты «РГ»
Надо сказать, что требования к детским перевозкам сейчас довольно строги. Они включают в себя не только требования к автобусам, но и к водителям, к сопровождающим, ограничивают и время поездки. И все эти требования вполне обоснованны. Но дальнейшее совершенствование нормативных актов приводит иногда к тупиковым ситуациям.
Так, например, из-за вступившего в силу нового ГОСТ, который отменил старый, сложилась ситуация, когда к перевозке групп детей по факту допускаются автобусы, которые наш автопром пока еще не производит.
Дело в том, что требования к организованным детским перевозкам распространяются и на школьные автобусы. Доставка детей к школам и детским садам между поселениями осуществляется бесплатно и лежит на учредителях этих организаций. Это в крупных городах такие перевозки не востребованы. А в деревнях это единственный способ дать детям образование.
Как оформить документы?
С ежедневными перевозками школьников к месту учебы и обратно, кажется, все понятно. Но вот если родительский комитет планирует какую-либо экскурсию, тут придется постараться. Оформление документов, как правило, занимает не один день. Если вы нанимаете автобус, то обязательно должны располагать договором, в котором указаны данные о компании. Также вам нужно подготовить: данные транспортного средства, сведения о водителе; список группы с указанием сопровождающих и их координат со схемой посадки всех экскурсантов в салоне автобуса; документ о медработнике, курирующем группу, в поездке продолжительностью более 12 часов (раньше — более трех часов), подтверждающий, что тот имеет соответствующую квалификацию и лицензию; сведения о маршруте, точный график с указанием стоянок и их продолжительности, а также общего времени маршрута, при этом нужно учитывать, что дети, которым не исполнилось семи лет, не могут находиться в дороге свыше четырех часов; список провизии, которая берется с собой, в том числе воды; разрешение на сопровождение автомобилем Госавтоинспекции колонны из трех и более автобусов (заявка подается за два дня до намеченного рейса).
В 2022 году в Калужской области появится еще 15 школьных автобусов
Ранее на первом вопросе внимание не акцентировалось, потому что не так много учебных заведений ремонтировали капитально: в основном обходились текущими и косметическими работами, которые успевали сделать во время летних каникул. Сейчас эта тема актуальна.
Итоговая аттестация, которая проводится не в стенах той школы, в которой учились старшеклассники, сопровождается волнениями и переживаниями, поэтому важен каждый момент, в том числе не является мелочью, сколько выпускники будут ожидать ЕГЭ или ОГЭ: час или 30 минут.
Ранее для перевозок детей подходили школьные автобусы не старее 10 лет, оснащенные тахографом и отечественной системой спутниковой навигации (обязательная система – ГЛОНАСС, дополнительно можно установить также американскую GPS), но с 2021 года все эти требования отменены. Норма о возрасте транспортных средств, по сути, так никогда и не действовала, постоянно откладываясь. Оборудование автобусов тахографами и так прописано в специальном приказе Министерства транспорта РФ для обеспечения режима труда и отдыха водителей. Единственная норма, оставшаяся в новом постановлении Правительства – наличие в транспортном средстве ремней безопасности, что также дублирует общее положение ПДД.
Все, кто работает с детьми, знают, каким количеством документов оформлена их деятельность. Ранее правила перевозки группы детей предписывали водителю (именно водителю, а не лицу, сопровождающему несовершеннолетних) иметь шесть различных бумаг – списков, маршрутов, договоров, а с 2021 года в автобусе во время поездки нужны только два документа:
- договор фрахтования (если это не штатный школьный автобус, а транспортное средство сторонней организации, нанятое для осуществления конкретной поездки); фрахтование (фрахт) – это аренда транспорта, при которой экипаж предоставляет арендодатель;
- маршрутного листа, составленного в свободной форме и содержащего наименования пункта отправления, пункта назначения, промежуточных остановок, посадок и высадок, а также при межгороде – остановок для сна, короткого отдыха, питания по дороге.
Важно: теперь нужен только оригинал договора, а не его копия, как было ранее. Из списка необходимых документов исключены сведения о водителе, порядок посадки в транспортное средство, перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
При этом новый регламент сохраняет требование о наличии списка перевозимых лиц – не только несовершеннолетних, но и всех, кто находится в автобусе во время поездки, кроме экипажа. Однако теперь этот документ должен быть не у водителя, а у лица, ответственного за детей. Как правило, это педагогический работник образовательного или иного детского учреждения. Изменение очень полезное с учетом того, что состав группы может меняться.
У ответственного, а не у водителя теперь должна находиться и копия документа, выданного органом ГИБДД. Это уведомление, направленное организаторами в транспортную полицию и ее постановление либо об отказе в сопровождении, либо о назначении сопровождения.
Организатор перевозки подготавливает список лиц, которые находятся в автобусе во время движения, кроме водителей. Данный перечень включает три категории пассажиров:
- сами несовершеннолетние (основная и самая многочисленная группа);
- сопровождающие взрослые, ответственные лица из числа педагогических работников;
- медицинские работники (как правило, медсестра или фельдшер, один-два человека).
В перечне должны быть фамилии, имена, отчества, контактные телефоны, а для детей также – ФИО родителей и их номера. Прежние правила детских перевозок никак не регламентировали изменения такого списка, и при фактическом изменении приходилось полностью переписывать документ, но с 2021 года, даже уже находясь в автобусе, достаточно исправить исходный лист, заверив исправления подписью ответственного лица. Если поездка проходит на двух и более транспортных средствах, нужна подпись старшего ответственного. Допускается как внесение в список нового лица, так и исключение уже имеющегося; соответственно, возможна и замена пассажира, которая технически оформляется как исключение одного и внесение другого лица.
Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами
Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.
С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывником от госпошлины за права.
Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 27 июля 2020 года управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, предусматривало наложение штрафа в размере 2000 рублей.
Однако, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» вступление в силу указанного штрафа перенесено на 1 марта 2022 года.
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности.
В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
- медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования.
Повозки для централизованной доставки детей в школы известны с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы квакерской школой на северо-востоке Лондона. Наибольшее распространение школьные омнибусы (так называемые kid hacks) получили в США, прежде всего в сельской местности.
С внедрением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. По мере развития техники автобусы совершенствовались и к 30-м годам XX века приобрели относительно близкую к сегодняшним автобусам конструкцию.
В России до 1999 года не было отдельных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливался опознавательный знак «Перевозка детей». В 1999-м был принят ГОСТ, но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 года в рамках федеральной программы «Школьный автобус». В настоящее время поставка школьных автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Правила организованной перевозки группы детей автобусами в 2020 году
Посадочных мест в автотранспорте, осуществляющем групповую перевозку детей должно быть в количестве, исключающем проезд стоя. Если экскурсионная поездка по продолжительности менее 12 часов, водитель может быть один, до 16 часов осуществляются только с двумя водителями.
К гражданину, управляющему автобусом с детьми, предъявляются следующие требования (п. 8. Правил):
- наличие прав с категорией D и непрерывный водительский стаж более одного года на дату начала поездки;
- в течение последнего года не допускавший нарушение ПДД и не привлекавшийся за это к ответственности;
- прошедший все предрейсовые мероприятия: инструктаж и медосмотр.
В автобусе или автобусах должны находиться сопровождающие лица, а в длительной поездке свыше полусуток еще и медика. Это должен обеспечивать ответственное лицо, взявшееся за организацию групповой перевозки детей.
С 1 октября 2020 года на сопровождающего возложено еще больше ответственности, так как он должен теперь следить, чтобы все пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности и не вставали со своих мест.
Требования правил обязывают соблюдать количество сопровождающих:
- в каждом автобусе количество должно рассчитываться в зависимости от необходимости нахождения по одному у каждой двери. Среди них определяется ответственное лицо;
- при движении колонной из нескольких автобусов, назначается дополнительно ответственный за всю колонну. В замыкающем транспорте должен находиться медицинский работник и это ответственное лицо.
Предел установленной скорости при движении по трассе за рамками населенного пункта для автобуса с детьми ограничен 60 км/ч.
Опасения из-за частных перевозчиков
Между тем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нововведение расценивают неоднозначно. Государственные перевозчики обновляют парк, но вызывает опасение ситуация с частными перевозками.
Так, в комитете по транспорту Петербурга напомнили, что ранее для городского предприятия «Пассажиравтотранс» было закуплено 20 автобусов туристического класса на 45 и 55 посадочных мест на общую сумму 379 млн руб. В текущем и следующем годах новых закупок не планируется, поскольку нет автобусов, приближающихся к возрасту 10 лет. Всего в реестре перевозчиков Санкт-Петербурга числятся 56 компаний, готовых предоставить свыше 200 автобусов для организованной перевозки детей.
Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила ТАСС, что информация о введении нормы до всех туристических компаний была доведена заблаговременно. «Мы надеемся, что они смогли выстроить логистику, и это не отразится на работе. Опасения есть у всех, но пока информации о невозможности обеспечения транспортными средствами у нас нет», — сказала Гвичия.
Внедрение инновационных технологий
В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.
К сведению! Планируется, что к 2024-му году общее количество инновационных оборудованных центров в школах должно достичь 16 тысяч.
Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.
Правила автомобильных перевозок групп детей автобусами
В 2020 г. правила были откорректированы по следующим параметрам:
- медработник, ранее обязанный располагаться в последнем автобусе, теперь может находиться в любом из ТС, передвигающихся в составе колонны;
- автобус должен быть оборудован ремнями безопасности;
- с 2021 г. нельзя перевозить детей в ТС, не оснащенных системами ГЛОНАСС;
- с июня 2021 г. запрещена транспортировка групп несовершеннолетних, если с момента выпуска автобуса прошло более десяти лет.
Помимо срока службы автомобиля, на котором перевозят детей, установлено еще ряд обязательных условий. В соответствии с ПДД и 1177 ПП автобус должен быть:
- оснащен спереди и сзади знаком «Перевозка детей»;
- иметь световой маячок желтого или оранжевого цвета, включаемый при движении;
- соответствовать нормам по оснащению и конструкции для перевозки людей;
- с установленным тахографом;
- допущен к транспортировке людей территориальным отделением транспортной инспекции.
На основании ранее упоминавшихся нормативных документов человек, сидящий за рулем ТС, во время организованной перевозки несовершеннолетних должен:
- обладать водительской категорией «Д» и работать по ней не менее года;
- не иметь штрафов за серьезные нарушения ПДД;
- пройти инструктаж с отметкой в специальном журнале;
- выходить в рейс только после медосмотра уполномоченным медицинским работником.
Во избежание отмены поездки, снятия автобуса с маршрута необходимо подготовить полный пакет бумаг, подтверждающий:
- согласование мероприятия с ГИБДД;
- официальный фрахт ТС;
- количество детей и сопровождающих их взрослых;
- личность, квалификацию водителя.
Кроме того, понадобятся:
- свидетельство о праве на оказание медицинских услуг медработника;
- схема размещения людей в автобусе, где и когда производится посадка, высадка;
- маршрут передвижения с указанием времени и места остановок;
- при формировании колонны из трех и более автобусов – решение ГИБДД о сопровождении;
- разрешение на перевозку детей от родителей.
Во время длительных поездок могут потребоваться и другие документы. Рассмотрим весь перечень подробнее.
Этот документ подписывается заказчиком (фрахтователь) и перевозчиком (фрахтовщиком).
В договоре, как правило, оговаривается:
- на какой срок и для чего предоставлены ТС;
- уровень подготовки водителей;
- ответственный за безопасность движения;
- кто организует наличие медработника;
- на ком лежит ответственность за питание детей.
Также в документе прописывается стоимость услуги и другие стандартные договорные моменты. Типовой образец договора можно скачать здесь.
5.1. Расстановка дорожных знаков
Автобусные остановки оборудуют дорожными знаками по ГОСТ 10807 , которые размещают по ГОСТ 23457 .
Знак 1.20 «Пешеходный переход» устанавливают при наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода на расстоянии 150-300 м перед ним. На участках дорог, проходящих через населенные пункты, знак устанавливают на расстоянии 50-100 м только перед теми переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.
Знаки 5.8.3 «Начало полосы» и 5.8.5 «Конец полосы» устанавливают перед началом участка отгона переходно-скоростных полос автобусных остановок.
Знак 5.9 «Полоса для маршрутных транспортных средств» устанавливают в начале полосы, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств.
Знак 5.12 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне (вне населенных пунктов на высоте до 3,0 м) над его краем, обращенным в сторону приближающихся к остановочному пункту маршрутных транспортных средств, или на самостоятельной опоре на уровне этого края.