Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Торги по банкротству – реализация изъятой и описанной у компании собственности, активов, входящих в конкурсную массу. Это главный этап, по окончанию которого за счет полученных от продажи имущества денег, будут погашены требования, выставленные кредиторами. Экспертизой и реализацией активов предприятия занимается арбитражный управляющий, назначенный судом из состава, предложенного инициатором процедуры СРО.

Порядок отказа от заключения контракта по 44-ФЗ для поставщика-победителя

Нежелание продавца подписывать соглашение с заказчиком может выражаться активными действиями или полным бездействием. Во втором случае он не подписывает документы за выделенное на это время либо задерживает обеспечение.

Принцип действия исполнителя зависит от причины для отказа:

  1. При появлении обстоятельств непреодолимой силы поставщику необходимо передать покупателю информацию о случившемся не позже, чем в течение дня. Уведомление отправляется в письменном виде. В нем отмечается причина отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, реквизиты закупки. Разрешается передать документ заказчику либо прибегнуть к почтовым услугам.
  2. Можно договориться с покупателем, чтобы отказ от сделки не привел к крайне неприятным для исполнителя последствиям. В этом случае контракт изначально подписывается, а после расторгается по соглашению сторон.
  3. Если отказ от заключения договора вызван неточностями в тексте документа, то заказчику отправляется протокол разногласий. При этом поставщик должен соблюсти сроки подписания документов. Далее покупатель может скорректировать текст.

Комментарии к ст. 448 ГК РФ

1. Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов по-разному раскрывается в действующих правовых актах. Критерию открытости, закрепленному п. 1 комментируемой статьи, отвечает понятие публичных торгов, используемое в законодательстве (см. ст. ст. 399 — 405 ГПК) и иных правовых актах (см. п. 52 Основных положений о залоге недвижимого имущества — ипотеке, утв. распоряжением СМ — Правительства РФ от 22 декабря 1993 г. N 96-рз). Однако критерий открытости в отдельных случаях подвергается ограничениям, направленным на отстранение от участия в публичных торгах определенных категорий лиц. Так, согласно п. 53 упомянутых Основных положений о залоге недвижимого имущества — ипотеке в торгах в качестве покупателя не вправе участвовать, в том числе через представителей, должностные лица органов местного самоуправления, суда, арбитражного суда и прокуратуры, залогодатель и залогодержатель, а также проводящие торги специализированные организации.

Применение квалификационных требований для отбора лиц, удовлетворяющих условиям конкурса, не превращает конкурс в закрытый. Оценка квалификации не должна носить дискриминационного характера, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 7 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305).

Критерий «закрытости» торгов (аукционов и конкурсов) понимается в комментируемой статье как избирательный подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них: таковыми названы особо приглашенные для этой цели лица. В правовых актах о проведении торгов также используется названный подход. Закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников (п. 3.1 Положения о порядке и условиях проведения федеральных торгов по конкурсному распределению экспортных квот для государственных нужд, утв. Приказом МВЭС РФ от 23 февраля 1993 г; п. 1.2 Положения о реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1994 г. N 874 (СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1787).

В нормативных актах используется и иной критерий «закрытости» торгов, отличающийся от указанного в комментируемой статье. Так, различая конкурсы по составу участников и по форме проведения торгов, п. 10 Примерного положения об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13 ноября 1992 г. N 770-р, называет закрытыми такие инвестиционные торги, при проведении которых предложения претендентов подаются организатору торгов не публично, а в запечатанном виде.

Разновидностью открытых торгов являются специализированные аукционы, регламентируемые в Порядке продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций, утв. распоряжением ГКИ РФ от 6 октября 1994 г. N 2469-р (БНА РФ. 1995. N 2. С. 17). Трактовка таких аукционов в качестве открытых торгов разъяснена в письме ВАС РФ от 6 марта 1995 г. N ОЗ-8.

2. В п. 2 ст. 448 определен минимальный объем обязанностей, возлагаемых на устроителей торгов. Детализация сведений, которые следует включать в объявление о проведении торгов, зависит от специфики торгов и предусматривается соответствующими правовыми актами. Так, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений предписывает включать в такое объявление сведения о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса; условиях и порядке реализации квоты; сроках приема конкурсных предложений и проведения предварительной квалификации (в случае ее осуществления); адресе, телефаксе и контактном телефоне Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот; сроке окончания приема конкурсных предложений (п. 11).

В ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий используемые способы приватизации, в том числе продажа на конкурсах и аукционах, предполагает опубликование продавцами имущества надлежащей информации о приватизации. Так, Закон о приватизации в ст. 18 предписывает обязательное опубликование не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи сведений, перечень которых устанавливает Правительство РФ. При продаже на коммерческом конкурсе акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, информационное сообщение о такой продаже должно содержать следующие сведения: площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество упомянутого общества; характеристика принадлежащей обществу недвижимости с указанием связывающих ее обременений; имеющиеся ограничения на перепродажу акций общества; обязательства общества, в том числе перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами; балансовый отчет общества; основная номенклатура продукции (работ, услуг) общества; численность работников общества; условия продажи акций общества; ограничения на участие нерезидентов Российской Федерации, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) и аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; порядок ознакомления с иными сведениями (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

Читайте также:  Что делать, если работодатель нарушил срок оплаты ежегодного отпуска

При публикации информационного сообщения о проведении конкурса сведения, содержащиеся в опубликованном ранее сообщении о проведении специализированного чекового аукциона по продаже данного акционерного общества, могут быть опущены. В этом случае обязательна ссылка на ранее опубликованное информационное сообщение с указанием издания (изданий) и даты публикации (п. 2.9 Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15 февраля 1994 г. N 342-р). Ответственность за точность и полноту сведений, содержащихся в информационном сообщении о проведении конкурса, плану приватизации предприятия и соответствующим правовым актам лежит на председателе конкурсной комиссии.

Если торги ведутся за право заключить договор, то извещение о предстоящих торгах должно содержать срок, по истечении которого договор будет заключен с победителем торгов (см. п. 8 Правил проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1996 г. N 1485).

3. Если организатор известил о торгах, но впоследствии отказался от их проведения, он обязан возместить убытки, понесенные участниками в связи с таким отказом. Убытки подлежат возмещению только в части реального ущерба (см. ст. 15 ГК), без учета упущенной выгоды. При этом обязанность возмещения зависит от формы, которую должны были иметь несостоявшиеся торги. Для открытых торгов такая обязанность вообще не наступает, если отказ был совершен в пределах указанных в комментируемом пункте сроков, а для закрытых торгов (как конкурсов, так и аукционов) она обременяет организатора независимо от того, в какой момент он отказался от их проведения, если только приглашенные к участию лица были о них извещены.

4. В п. 4 ст. 448 предусмотрено применение задатка в отношениях, связанных с организацией и проведением торгов. Задаток, вносимый участниками торгов, имеет целью подтвердить серьезность их намерения участвовать в конкурсе.

Устроитель торгов, даже несущий обязанность возмещения ущерба, причиненного отказом от их проведения, возвращает принятый задаток в одинарном, а не в двойном размере (как это имело бы место согласно общим правилам ст. 381 ГК). Такой подход следует объяснять тем, что ни в момент извещения потенциальных участников торгов, ни в момент внесения ими задатка между будущими участниками торгов и их организатором не возникает еще то обязательство, на создание которого направлены торги, — обязательство заключить договор. Такое обязательство возникает лишь между организатором и победителем торгов.

Кто имеет право на оспаривание торгов в банкротстве?

Причиной отмены открытого аукциона может стать – незаконное устранение участников, конкурс был проведен в другую дату, которой нет в извещении, цена лота сильно завышена. Есть и иные основания.

Признать конкурс недействительным могут участники процедуры банкротства:

  1. Заинтересованные лица. Если они не согласны с итогами открытого аукциона.
  2. Участники, не допущенные к торгам. Подали заявку, но арбитражный управляющий внес неверные реквизиты финансовой организации для перевода залога или регистрация на площадке не прошла по причине технических неполадок. Нужно доказать, что компания или физлицо хотело принять участие в открытом конкурсе, но из-за некоторых обстоятельств не получилось.
  3. Конкурсные контрагенты. Кредиторы могут оспорить итоги конкурса, если у них есть доказательства, что продажа активов прошла с определенными нарушениями, сумма от реализации имущества значительно меньше.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт.

Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта.

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте также:  Регистрация МКК по шагам глазами предпринимателя

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Помощь адвоката при оспаривании торгов:

  • консультация адвоката по вопросам связанными с законодательством о проведение торгов арестованным имуществом;
  • подготовка всех необходимых процессуальных документов: претензии, иски, ходатайства, заявления, письменные пояснения, запросы , заявлений о принятии обеспечительных мер;
  • как только Вам стало известно, или появились основания полагать, что проведенные торги нарушили Ваши права, причинили Вам убытки, а процедура торгов проведена с нарушением Вы незамедлительно обращаетесь к юристу, адвокату по торгам в Красноярске
  • Практика показывает, чем раньше адвокат вмешивается в ситуацию, тем выше вероятность достижения желаемого результата для Клиента.
  • Адвокат, юрист по торгам проведет предварительный анализ ситуации и предложит Вам способы разрешения вопроса.
  • Адвокат, юрист по торгам подготовит и подаст т заявление в ФАС, или в суд, в соответствии с планом действий, согласованным с Вами.
  • Результатом нашей совместной работы будет восстановление Вашего нарушенного права; признание результата торгов недействительным; признание незаконным действий/бездействия организатора торгов.
  • Признание недействительным решения антимонопольного органа о включении/об отказе во включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков и пр.

Отказ поставщика от заключения контракта по 44 ФЗ 2022 г.

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

  1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
  2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
  3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

В основном отказы от заключения контракта происходят по причине недостаточной оценки участником требований заказчика или возникновения ситуаций, не зависящих от сторон договора, когда выполнение условий договора становится невозможным. Причины могут быть следующими:

  • При получении проекта договора участник выявляет требования, которые он не в состоянии выполнить. Что свидетельствует о невнимательном изучении тендерной документации на этапе принятия решения об участии в торгах.

  • Наличие ошибок при расчете НМЦК и рентабельности проекта. Что дает недостоверную картину при финансовой оценке контракта, по факту являющуюся убыточной.

  • Технические ошибки в процессе проведения процедуры торгов.

  • При непрогнозируемом росте цен в результате изменения рыночной ситуации.

  • В случае включения дополнительных важных требований в приложения к проекту контракта или указывает дополнительные требования, не присутствовавшие в тендерной документации.

  • При возникновении форс-мажорных ситуаций (банкротство, пожар и т.п.) у исполнителя.

Читайте также:  Категория годности Б3: в какие войска призывают с ней

Протокол оформляется в свободной форме, так как типовая форма законодательно не установлена. При этом протокол должен содержать максимально полную информацию об участниках торгов и тендерной процедуре.

Государственное учреждение «Альфа»

ИНН 7708123459, КПП 770801009, ОКПО 98756423

полное наименование учреждения

Последствия признания торгов в банкротстве недействительными

Так, торги будут недействительными и при необоснованном недопуске до аукциона одного из участников, и при непринятии организатором от участника торгов самого выгодного предложения, и при несоблюдении сроков реализации, и при существенном нарушении порядка определения цены, и при нарушении правил, установленных специальными законами. Таким образом, для признания в судебном порядке недействительными результатов аукциона может выступать нарушение процедуры проведения торгов, установленных гражданским законодательством, а также нарушение императивных требований отдельных законов. Следовательно, указанная норма закона в самом общем виде определяет причины признания торгов недействительными и является бланкетной. Банкротное законодательство, вопреки ГК РФ, не заключает в себе четких причин, по которым можно расценить торги как не соответствующие закону.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Уклонение от подписания контракта

Победитель электронных торгов обязан заключить контракт с заказчиком, иначе его признают уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Если победитель всё же отказывается от подписания контракта, заказчик должен предложить это участнику, занявшему второе место.

Сначала составляется протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта, без указания причины. В протокол вносят информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. Затем протокол размещают в ЕИС, а информацию об участнике передают в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик, занявший второе место, вправе выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. В случае согласия нужно сделать следующее:

  • составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником;
  • разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся;
  • заключить контракт по стандартному порядку;
  • в течение трёх рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Если второй участник откажется от контракта, то заключить контракт с участником, занявшим третье место, нельзя.

В соответствии со ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, и, соответственно, не возникает никаких обязательств между участником торгов и их организатором.

Правила организации и порядок проведения торгов подробно прописаны в ст. 448 ГК РФ. В ней сказано, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения:

  • о времени, месте и форме торгов;
  • о предмете торгов и порядке их проведения (в том числе об оформлении участия в торгах и определении лица, выигравшего торги);
  • о начальной цене.

Поправки в закон о банкротстве

Проект поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Это, предположительно, произойдет к середине 2023 года. Поправки уже довольно давно были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все, кому не лень — бизнес-сообщество, Торгово-Промышленная палата (ТПП), СРО финуправляющих и представители судов.

Законопроект меняет название уже существующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве».

Внесенный в Думу вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления было больше всего нарекания к предыдущим версиям законопроекта.

Значительная часть изменений коснется процедуры банкротства юридических лиц. Но часть этих поправок затронет и банкротство физиков. Так, например, изменения грядут в проведение торгов при процедуре банкротства. Торги предлагается проводить по совсем иным схемам, чем они организованы сейчас.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *