Полезная информация об оказании платных медицинских услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полезная информация об оказании платных медицинских услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Как обосновать, что услуга является платной

Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N 09АП-36803/2012-АК по делу N А40-98860/12-92-911.

Читайте также:  Озвучены подробности повышения пенсий с 1 января 2023 года

ФАС возбудила дело по признакам нарушения федеральным бюджетным учреждением «Служба морской безопасности» (далее — ФБУ) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции . По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу — данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг . Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 вместе с Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

С учетом того что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.

Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также то, что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.

Позиция судебных органов

В силу ст. ст. 6, 69.2 БК РФ под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о предоставлении госуслуг основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Что учитывать при формировании цен на услуги

При формировании цен на оказание платных услуг необходимо учитывать фактические финансовые затраты на единицу оказываемых услуг по калькуляционным статьям расходов. Такими статьями являются заработная плата и начисления на нее, материальные затраты, коммунальные, командировочные, транспортные расходы, расходы на горюче-смазочные материалы. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют себестоимость платной услуги, оказываемой в конкретном учреждении.

При установлении стоимости услуги учитываются такие факторы, как особенности реализации платной услуги и ее себестоимость. Кроме того, определяются накладные расходы (например, в размере 20% к сумме прямых затрат) и рентабельность (например, в размере до 10% к сумме прямых затрат и накладных расходов).

По мнению Минфина, изложенному в Письме N 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, этот факт может свидетельствовать:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом N 83-ФЗ , согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Перечень платных услуг медобслуживания, которые можно получить по полису ОМС

Некоторые виды медицинских услуг действительно предоставляются только за деньги. Их перечень должен быть вывешен на видном месте в любом медицинском учреждении. Чаще всего, к таким услугам относятся: консультации специалистов, проводимые по вашей личной инициативе; медицинское обеспечение частных мероприятий; анонимное лечение; диагностика и процедуры на дому и т.д. Перечень медуслуг, предоставляемых за определенную плату, довольно обширен. В частности в него входят следующие услуги:

  • Анонимное диагностирование и лечение (кроме ВИЧ-инфекции);
  • Лечебные, консультационные и диагностические манипуляции, проводимые на дому, в том числе после выписки из стационара (кроме случаев, когда пациент физически не способен посетить медучреждение);
  • Лечение сексологических проблем;
  • Искусственное оплодотворение;
  • Логопедическое лечение взрослых пациентов;
  • Профилактические прививки (кроме вакцинаций, предусмотренных государственной программой);
  • Санаторное лечение (кроме детского и специализированного для взрослых пациентов);
  • Косметологические процедуры;
  • Стоматологическое протезирование (кроме случаев, предусмотренных законодательством);
  • Психологическая помощь;
  • Обучение уходу за больными и навыкам оказания первой помощи;
  • Бытовые и сервисные услуги при проведении лечения.
Читайте также:  Уголовное право, исполнение наказания

Стоит отметить, что некоторые из перечисленных пунктов в определенных субъектах РФ могут быть включены в перечень территориальной программы ОМС. Поэтому, при возникновении конкретного страхового случая, прежде чем платить, нужно обратиться в страховую компанию за консультацией.

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

Режим работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также графики работы ее подразделений и специалистов устанавливаются локальными паровыми актами самой организации.

Сведения о режиме и графиках работы должны быть предоставленыпосредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации.

Одной из важнейших задач органов управления здравоохранением и медицинских организаций является безотказное обеспечение квалифицированной медицинской помощью трудоспособного населения в их нерабочее время, в связи с чем режим работы медицинских организаций должен быть приведен в соответствие с этой основной задачей.
Режим работы медицинской организации и графики работы ее подразделений и специалистов имеют большое значение для доступности медицинской помощи.

Очень небольшое число государственных и муниципальных медицинских организаций работают в течение шестидневной рабочей недели, в большинстве своем они в субботние дни имеют только дежурных врачей, не обеспечивая прием больных основными врачами-специалистами. Особенно неудобно для населения организован режим работы поликлинических отделений диспансеров и специализированных больниц. Во многих поликлиниках не обеспечено четкое и систематическое информирование населения о режиме их работы в течение дня и дней недели, в связи с чем население не имеет возможности рационально использовать свое нерабочее время и своевременно обратиться к врачу за необходимой медицинской помощью и получением различного рода медицинских документов.

В некоторых поликлиниках плохо организована работа регистратур, сокращен объем работы рентгеновских кабинетов, лабораторий, физиотерапевтических отделений и других структурных подразделений этих учреждений, в связи с чем удлиняются сроки обследования и лечения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Серьезные недостатки существуют в организации и уровне постановки экспертизы временной нетрудоспособности. Во многих амбулаторно-поликлинических учреждениях, как правило, заседания врачебных комиссий в субботние дни не проводятся.

Какое место занимают платные медицинские услуги в перечне?

Платные медицинские услуги могут быть дополнением к законодательно гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) указано, что медицинские организации могут оказывать платные медицинские услуги на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

При этом важно, что оказывать платные медуслуги необходимо с сооблюдением порядка оказания медпомощи, которые утвердил Минздрав. Об этом гласят части 3 и 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ и пункты 9 и 10 Правил при предоставлении платных медицинских услуг.

О заключении договора

Исполнитель и потребитель должны заключить между собой письменный договор на медицинские услуги. Документ лучше сделать в двух экземплярах. В нём следует указать:

  • перечень предоставляемых оплачиваемых медицинских услуг;
  • цены, порядок и сроки оплаты;
  • условия предоставления услуг и сроки;
  • оговорить ответственность сторон в случае невыполнения условий договора.

Договор также должен включать сведения:

  • о его исполнителе – юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: реквизиты имеющейся лицензии;
  • о потребителе: Ф.И.О., место жительства, телефон;
  • о порядке изменения и расторжения договора;
  • о других условиях, определяемых соглашением сторон.

По желанию потребителя может быть составлена смета на предоставление помощи. Исполнителем не могут предоставляться на платной основе дополнительные медицинские услуги без согласия клиента. В экстренных случаях, с целью устранения возникшей угрозы для жизни потребителя, при внезапном развитии острых или обострении хронических заболеваний оплачиваемая медицинская помощь должна предоставляться без денежного взыскания.

Тарифы и квоты – работать непросто

Система ОМС характеризуется тем, что стоимость каждой конкретной услуги заранее учтена, и медицинская организация не сможет получить за ее оказание больше этой суммы (а получить меньше – очень даже возможно).

И если государственные учреждения в теории могут получать кое-какую поддержку от своих учредителей – муниципальных образований или регионов, то частным организациям нужно «уложить» в тариф не только стоимость самой услуги, но также часть общих расходов клиники, а еще и попытаться на этом получить хотя бы какую-то прибыль.

Фактически все зависит от того, попадет ли организация в территориальную программу государственных гарантий, и какую квоту в этой программе она получит. Представители частной медицины жалуются, что объем квот мизерный.

Как правило, при распределении денег больший приоритет имеют государственные учреждения. Как говорит Олег Калиниченко, частные клиники могут получить преференции лишь в отдельных случаях:

В соответствии с законом №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», распределением бюджетных средств ОМС занимается комиссия по разработке территориальной программы. При выделении денежных средств в первую очередь учитывается количество застрахованного населения, однако так же используются и другие критерии. Например, в МРТ одним из таких критериев является количество томографов и их мощность.

Читайте также:  Льготы матерям одиночкам в беларуси в 2022 году

За какие услуги придется доплатить

При обращении в частный медицинский центр стоит помнить, что не все услуги будут бесплатными и за некоторые придется доплатить из своего кармана. Платными будут все услуги, которые не предусмотрены территориальной программой ОМС.

Например, если женщина делает ЭКО по квоте, то некоторые дополнительные анализы, ей придется проходить за свой счет. Аналогично и при лечении зубов: если пломбу еще возможно поставить по ОМС, то отбеливание и коронки – уже за счет пациента.

Нередко недобросовестные частные клиники пользуются этим, активно навязывая дополнительные платные услуги пациентам. Человек приходит на 15-минутный бесплатный прием к специалисту, а выходит с многотысячным счетом за анализы.

Правила предоставления платных медуслуг

  • Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор)
  • Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» с лицензией на осуществление медицинской деятельности на платной основе осуществляются следующие виды медицинских услуг:

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул.8-Марта, д.3

  1. Проведение медицинских осмотров профилактических.
  2. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
  3. Доврачебная медицинская помощь:
  4. — акушерская помощь
  5. — вакцинация
  6. — лабораторная диагностика
  7. — лечебное дело
  8. — рентгенология
  9. — физиотерапия
  10. — функциональная диагностика
  11. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе:
  12. а) первичная медико–санитарная помощь по :
  13. — вакцинация
  14. — инфекционным болезням
  15. — контроль качества медицинской помощи
  16. — клинической лабораторной диагностике
  17. — неврологии
  18. -оториноларингологии
  19. — офтальмологии
  20. — рентгенологии
  21. -терапии
  22. — физиотерапии
  23. — функциональной диагностики
  24. — хирургии
  25. — эндокринологии
  26. б) специализированная медицинская помощь по:
  27. — предварительным медицинским осмотрам
  28. — периодическим медицинским осмотрам
  29. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  30. — неврологии
  31. — профпатологии
  32. — психиатрии
  33. — психиатрии-наркологии
  34. — экспертизе на право владения оружием
  35. Стационарная медицинская помощь, в том числе:
  36. а) первичная медико–санитарная помощь по:
  37. — хирургии
  38. б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по:
  39. — акушерству и гинекологии
  40. в) специализированная медицинская помощь по:
  41. — акушерству и гинекологии
  42. — хирургии

456940 Россия, Челябинская область, г. Куса ул. Олимпийская, д.71

  • Стационарная медицинская помощь, в том числе при осуществлении
  • первичной медико–санитарной помощи по:
  • — инфекционным болезням
  • — педиатрии

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул. Ленина, д.4а

  1. Доврачебная медицинская помощь
  2. — акушерское дело
  3. — стоматология
  4. Амбулаторно–поликлиническая помощь
  5. а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по:
  6. — стоматология
  7. — ультразвуковая диагностика
  8. — эндоскопия
  9. б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по:
  10. — акушерству и гинекологии

456940,Россия,Челябинская область, г. Куса, ул. Бубнова, д.13

  • Доврачебная медицинская помощь
  • — стоматология
  • Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  • — стоматология терапевтическая

456940, Россия, Челябинская область, г.Куса, ул. Ленина, д. 21

Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:

— дерматовенерология

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул. Ленина, д.6

  1. Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  2. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  3. Стационарная медицинская помощь, в том числе:
  4. а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по:
  5. — педиатрии
  6. — терапии
  7. б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  8. — бактериологии
  9. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  10. — терапии
  11. — неврологии
  12. — педиатрии;
  13. — эндокринологии

Что в общих чертах представляет собой госпитализация по квоте на ВМП?

Чтобы понимать как это устроено, лучше самостоятельно изучить Приказ Минздрава, с ежегодными коррективами, в котором детально описываются все основные виды хирургических вмешательств и других видов медицинской помощи, включенных в список ВМП. В каждом стационаре, получившем лицензию Минздрава или территориального органа здравоохранения, разрешен свой перечень видов ВМП.

Поскольку для получения квоты ВМП Вам необходимо получить подтверждение авторизованной медицинской организации о том, в чем вы именно нуждаетесь. Для этого вы проходите 3 последовательных этапа.

В первую очередь, вы опять обращаетесь в территориальную поликлинику по месту жительства, где вам повторно назначат список анализов и обследований, чтобы решить, действительно ли вы настолько больны, как вам кажется. После прохождения этого обследования ваши документы будут представлены на комиссию врачей, выносящей вердикт без вашего участия, о необходимости получения лечение в рамках ВМП. Если это решение будет в вашу пользу, то, вы вместе с протоколом консилиума врачей обращаетесь за выделением квоты в Департамент здравоохранения Москвы (при наличии московской регистрации). Если же вы не москвич, хотя и прикреплены к московской поликлинике, то комиссия порекомендует вам обращаться в региональный Минздрав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *