ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИХ ФОРМЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИХ ФОРМЫ, ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бюджетный кодекс (БК) РФ формирует и утверждает формы межбюджетных трансфертов, которые могут циркулировать с различных параллелей бюджетной структуры (ст. 129, 135, 142 БК РФ) и вместе с этим утверждает условия выделения межбюджетных трансфертов.

Бюджетный Кодекс: формы, условия, черты

Солидарным условием при получении регионами трансфертов является выполнение ими бюджетного и налогового законодательства. Многие другие условия зависят от величины принимаемых трансфертов и устанавливаются в виде сформулированных ограничений самостоятельности для получающего субъекта при реализации его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Нарушение договоренностей и положений предоставления межбюджетных трансфертов служит причиной приостановки или уменьшения их предоставления (главным образом это касается дотаций и субсидий)

Замечание 2

Невзирая на то, что БК РФ устанавливает атрибуты выделения межбюджетных трансфертов, в отношении отдельного уровня бюджетной системы, могут быть определены конкретные общие черты, свойственные для всех межбюджетных трансфертов.

Ассигнования в системе межбюджетных трансфертов

В федеративных государствах система межбюджетных трансфертов , как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и полную отчетность получателей трансфертов. Обычно обусловленные трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. В качестве примеров обусловленных трансфертов можно привести средства, которые выделяются на дорожное строитель­ство или охрану окружающей среды. Чаще всего обусловленные трансферты выступают в виде субсидий, которые могут принимать самые различные формы и применяться к разным видам нижестоящих бюджетов.

Читайте также:  Досрочный выход на пенсию по стажу 37 лет для женщин: таблица по годам

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровня жизни малообеспеченного населения или на выполнение государством определенных обязательств перед своими гражданами, которые закреплены в Конституции государства. В Российской Федерации из-за значительного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует потребность в наличии выравнивающих межбюджетных трансфертов.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки отдельных регионов Российской Федерации из федерального бюджета государства.

Для чего нужны межбюджетные трансферты?

С помощью разграничения доходов и расходов между государством и органами местной власти и между уровнями местных бюджетов невозможно достичь достаточного обеспечения финансовыми ресурсами всех органов местного самоуправления для реализации собственных и делегированных полномочий. В процессе предоставления общественных услуг населению за счет средств местных бюджетов одного уровня на всей территории государства возникают различные расходы у органов местного самоуправления, связанные с имеющимися различиями в стоимости предоставления этих услуг. Также имеют место различия в порядке аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для покрытия этих затрат. Неравенства, возникающих между бюджетами одного уровня в силу различий в их налоговом потенциале и расходах, необходимых для того, чтобы обеспечить предоставление общественных услуг на должном уровне, требуют применения бюджетного регулирования.

Разнообразные виды межбюджетных трансфертов используются для достижения нескольких ключевых целей. Первая из них заключается в ликвидации возникающих горизонтальных диспропорций в экономическом развитии регионов. Направление в местные бюджеты дополнительных финансовых средств дает возможность предупредить или устранить уже возникшее социальное напряжение, которое может быть вызвано экономическими трудностями.

Другой целью межбюджетных трансфертов является компенсация местным бюджетам затрат, направленных на реализацию общегосударственных проектов. Это дает возможность предотвратить увеличение диспропорций в процессе выполнения регионами задач, имеющих для страны глобальное значение. Кроме того, необходимо отметить, что межбюджетные трансферты нередко используются для нивелирования последствий использования несовершенной системы налогообложения.

Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты.

Бюджетная система России состоит из трех звеньев — федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, бюджеты муниципальных образований.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы. [2,3]

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетное регулирование осуществляется с помощью следующих основных инструментов:

  • установление нормативов отчислений от налогов;
  • установление нормативов распределения неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствующий бюджет, что позволяет каждому публично-правовому образованию самостоятельно и эффективно распоряжаться находящимся в его собственности имуществом. За бюджетами закрепляются доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими бюджетными учреждениями, часть прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий, доли прибыли от участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, дивиденды от вложения бюджетных инвестиций в акционерные общества;
  • бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть представлен публично-правовому образованию на основании договора и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законом о соответствующем бюджете. Бюджетный кредит может быть выдан только тому публичному образованию, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом;
  • межбюджетные трансферты являются одним из основных инструментов межбюджетного регулирования. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение межбюджетных трансфертов: «средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ, другому бюджету бюджетной системы РФ».
Читайте также:  Готов проект ФСБУ «Некоммерческая деятельность»

Глава 3Межбюджетные трансферты

Необходимость межбюджетных трансфертов. Большая часть основных видов налогов собирается на федеральном уровне, а расходы на образование, социальную политику, здравоохранение идут на региональном и локальных уровнях, поэтому возникает вертикальный дисбаланс (дефицит ресурсов на нижних уровнях до распределения трансфертов). Для большинства стран характерен также и горизонтальный дисбаланс (региональная асимметрия, связанная с неравномерностью экономического развития). В современной России эта асимметрия огромна, что обусловливает большие масштабы перераспределения ресурсов. Так, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными регионами, определяемый по показателю налоговых доходов субнациональных бюджетов в расчете на одного человека, в России составляет 75,6 раза, в то время как в ФРГ – 8,1, США – 8,5, Канаде – 1,6 раза. В то же время объем финансовой помощи федеральных бюджетов субнациональным составляет: в России – 2,5%, ФРГ – 1,3, США – 2,4, Канаде – 3.21. Например, бюджетная обеспеченность в 2004 г. в Ямало-Ненецком округе превышала бюджетную обеспеченность Пермской области почти в 10 раз, а в Челябинской – в 12 раз (табл. 3.1).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *