Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ректор, проректор, декан в вузе — кто это? Каковы их обязанности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый университет, государственный или частный, – это полноценное и самостоятельное учебное заведение. В нём обучаются сотни и тысячи студентов. Разумеется, такое количество не может учиться одновременно – их разделяют на определенные потоки. Первый делитель – это курс: в вузе обычно 4–5 курсов, иногда больше.
1.1. Заведующий кафедрой относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность заведующего кафедрой принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.
1.3. На должность заведующего кафедрой в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Заведующий кафедрой должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;
— локальные нормативные акты образовательной организации;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;
— порядок составления учебных планов;
— правила ведения документации по учебной работе;
— основы педагогики, физиологии, психологии;
— методику профессионального обучения;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности;
— механизмы оформления прав интеллектуальной собственности;
— технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы;
— современные формы и методы обучения и воспитания;
— правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям;
— нормативные документы, регламентирующие статус научных, педагогических и руководящих работников образовательных организаций высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда;
— основы управления персоналом;
— основы экологии, экономики, права, социологии;
— финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;
— основы административного, трудового законодательства;
— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Избрание на должность заведующего кафедрой и освобождение от должности проводится в порядке, установленном уставом образовательной организации.
Вы можете поддержать сайт не только добрым словом, но и материально!
Это очень поможет. IT-специалисты, следящие за сайтом день и ночь, хотя бы лишнюю чашечку кофе выпьют.
Для этого по своему желанию перечислите любую сумму на карту Сбербанка номер:
2202 2008 3795 8501
-22-11-30-09-28
Разделения курса только по факультетам недостаточно. Во-первых, на каждом курсе каждого факультета могут учиться сотни студентов. Невозможно обучать такое количество человек одновременно, особенно практическим навыкам. Во-вторых, в рамках каждого факультета должны быть свои специализации.
Например, на историческом факультете может быть разделение на историю Древнего мира, историю Запада, историю России. На экономическом – на внешнюю и внутреннюю экономику. На факультете иностранных языков – на английский, французский, немецкий, испанский.
Вот поэтому в университетах существуют так называемые кафедры (от греч. «сиденье, место») – структурные подразделения в рамках факультета. И в вузе, соответственно, появляется, к примеру, кафедра зарубежной истории, восточных языков и т. д. Каждая из них ведет подготовку по своему направлению и имеет собственный профессорско-преподавательский состав. Поступая, абитуриент подает документы не на кафедру/факультет, а именно на направление подготовки, соответствующее этой кафедре (т. е. специальность). И это наименование фигурирует в его дипломе.
Органы и системы управления
В университете существует несколько коллегиальных органов управления. К ним относятся, в первую очередь, ученый совет вуза и ученые советы факультетов. Коллегиальный орган, принимающий ряд ключевых решений на уровне факультета, — ученый совет факультета, в который входят в том числе заведующие кафедрами. Тем не менее на практике лишь около 40% преподавателей отмечают коллегиальность в процессе принятия решений в вузах (график 9.2). Около 70% убеждены в том, что для вузов более характерен стиль управления сверху вниз, и почти половина отмечает высокую степень бюрократизированности административного процесса. В то же время каждому второму преподавателю заметна ориентация руководства вуза на результаты преподавательской и исследовательской деятельности, а также на адекватный уровень взаимопонимания между руководством и профессорско-преподавательским составом. Почти две трети отмечают компетентность руководителей и их особое внимание к миссии вуза.
Как будет слово ректор во множественном числе?
Часть речи: существительное
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
Им. | ректор | ректора; ректоры |
Рд. | ректора | ректоров; ректоров |
Дт. | ректору | ректорам; ректорам |
Вн. | ректора | ректоров; ректоров |
Назначение на должность ректора
Таким образом, ректор вуза – это не профессия, а должность. Руководитель образовательной организации выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием. Сюда входит создание необходимых условий для преподавания, поиск и привлечение инвестиций, курирование научных разработок и в целом научно-исследовательской работы в вузе и т.д. Заниматься этим должен только очень опытный и грамотный человек с большим стажем работы в вузе.
И по этой причине назначение на должность ректора проводится несколькими способами. Порядок прописан в п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:
избрание собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
назначение на должность учредителем образовательной организации;
назначение на должность Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
назначение на должность Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Уровни высшего образования и ученые степени
Система специалитета уходит в прошлое. Почти повсеместно мы сталкиваемся с бакалавриатом и магистратурой. Для получения степени бакалавра вам необходимо отучиться в вузе 4 года, которые состоят из двух лет общеобразовательных предметов и двух лет минимальных профильных предметов. По окончании бакалавриата вы сами решаете, поступать ли вам в магистратуру. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но многие преподаватели рекомендуют продолжать свое обучение в магистратуре. Степень магистра обязательна для тех, кто выбирает карьеру вузовского преподавателя. Магистратура может включать в себя занятия наукой, а может быть практико-ориентированной. Действительно, некоторые вузы допускают отсутствие новизны в магистерской диссертации, если та обладает существенной практической ценностью и является прикладной работой.
Если в будущем вы видите себя в преподавании или науке, вы продолжаете свою академическую карьеру в аспирантуре. Вы заранее выбираете код специальности, по которой собираетесь защищаться. С кодами вы можете ознакомиться на сайте Высшей аттестационной комиссии. Очное обучение в аспирантуре занимает 3 года, заочное – 4. Аспирантура теперь больше напоминает магистратуру – у вас есть английский язык, философия, специальные дисциплины и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом в рамках аспирантуры вы занимаетесь научно-практическими изысканиями вместе со своим научным руководителем. У вас есть календарный план, дорожная карта по развитию своего проекта, и, по окончании четырех лет обучения, вы выходите на защиту. Но, в текущих реалиях, вы выходите на защиту диплома аспиранта. Как только вы выступаете на комиссии, докладываете о результатах своих научных или научно-практических изысканий, дальше, получив диплом, вы принимаете решение о том, стоит ли выходить на защиту кандидатской диссертации.
В чем смысл получения степени кандидата и доктора наук? По большому счету, наличие степеней ничего не меняет за исключением вашего авторитета и политического веса в сфере науки и образования. К тому моменту, когда вы решили защитить кандидатскую диссертацию, вы должны иметь готовую диссертацию с научной новизной. Помимо качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь ряд публикаций: минимум две публикации из перечня изданий, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной, привносить научную новизну. Защита проходит в диссертационных советах. Сейчас Министерство науки и высшего образования предлагает два пути защиты диссертации: 1) вы можете выбрать диссертационный совет при ВАКе 2) вы можете воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней и званий.
Написать работу, оформить и представить ее – три совершенно разных задачи. Этот совокупный процесс растягивается на 4-5 лет. Здесь тоже есть политика: кандидатскую защитить гораздо проще, чем докторскую, потому что с ученой степенью доктора вы уже можете претендовать на ректорат, и в вузе это может вызывать определенную озабоченность.
Если вы все-таки получили ученую степень кандидата наук, то у вас есть две возможности продолжения. Вы можете не защищать докторскую – в большинстве стран кандидат наук признается как PhD – то есть, в другой системе – доктор и профессор. Если в пространстве нашей страны у вас есть потребность в продолжении роста по бюрократической лестнице, то вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами: 1) поступить в докторантуру, проучиться определенное количество лет – причем, в отличие от аспирантуры, досрочно закончить ее вполне возможно 2) либо вы можете постараться успеть получить разрешение от кафедры и от вуза защищаться самостоятельно, получить выписку и разрешение по вашей работе. Аналогичный процесс защиты кандидатской диссертации: вам нужно будет выбрать диссертационный совет, предоставить от 10 ВАКовских публикаций для технических специальностей, ряд объектов интеллектуальной собственности, но диссертационные советы, имеющие право самостоятельного присуждения степеней, в праве отклоняться от требований ВАК, потому что черные оппоненты их работы не проверяют, Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует никакие диссертации на защите в этих советах. Соответственно, требования они ставят формально выше и ориентируются уже не на статьи из ВАК, а на Scopus и Web of Science первых и вторых квартилей. И количество публикаций они тоже в праве изменять в качестве начального порога вхождения.
Сам совет защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно выстраивается в несколько этапов: вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о самостоятельных диссоветах, то там совет может состоять буквально из пяти членов, что субъективно гораздо проще – плюс, требования по оформлению могут быть изменены и упрощены.
Первые кафедры появились в России в 1804 году. В России до революции 1917 г. понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора. В соответствии с практикой европейских университетов в университетах под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. В соответствии с этим каждой кафедре соответствовал один ординарный профессор, хотя учёный, имевший малый стаж преподавания и недавно защитивший докторскую диссертацию, получал кафедру, как правило, в звании экстраординарного профессора. В качестве помощников профессоров по кафедре в штатной структуре университета были предусмотрены адъюнкты (1804—1863) или доценты (1863—1884). Во второй половине XIX века также сложилась практика оставления при кафедре способных молодых учёных для приготовления к профессорскому званию. С конца XIX века при многих кафедрах открылись научно-исследовательские лаборатории и кабинеты.
Кафедра и ее роль в структуре вуза
Начнем с далека, факультет – это структурное подразделение вуза, которое объединяет сразу несколько схожих специальностей. Например, в моем вузе был машиностроительный, электротехнический, транспортный, инженерно-физический, юридический и филологический факультет.
Соответственно, любой факультет объединяет несколько кафедр. Вот здесь стоит определиться, что же это за структурное подразделение, и каковы его основные характеристики?
Итак, кафедра – это научно-учебное подразделение, входящее в состав факультета, которое предоставляет и гарантирует углубленное изучение одной специальности.
Например, в моем вузе электротехнический факультет имел сразу несколько кафедр, среди которых электропривод и системы автоматизации, электрические машины, электрические аппарата, электроснабжение установок и другие.
Казалось бы, всех объединяет общий термин «электричество», но в данном случае я, как специалист, могу смело утверждать, что речь идет о совершенно непохожих специальностях и узких специалистах различных сфер трудовой деятельности.
Советуем почитать: Главный навык в жизни
Такое разделение очень важно, поскольку по выпуску приходит на производство действительно подготовленный дипломированный специалист, а не «полиглот с корочкой о высшем образовании». Хотя в наше время и посредственных выпускников вузов (не только технических) предостаточно
Информация о научно-педагогических работниках организации, участвующих в реализации образовательной программы, и лицах, привлекаемых организацией к реализации образовательной программы на иных условиях, являющихся руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (далее — специалисты-практики)
Ф.И.О. | Место работы | Должность | Преподаваемые дисциплины |
---|---|---|---|
Алферова Анастасия Михайловна | Редакция журнала «Известия УГГУ» ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» | Переводчик | Практический курс перевода первого иностранного языка; Практический курс перевода второго иностранного языка; Математические основы лингвистических знаний; Специфика переводческой деятельности; Перевод художественной литературы второго иностранного языка; Особенности художественного текста и проблемы перевода второго иностранного языка; Письменный перевод второго иностранного языка; Специальный перевод второго иностранного языка |
Бубнов Иван Михайлович | Адвокатское бюро города Москвы «Бубнов и партнеры» | Управляющий партнер | Проблемы гражданско-правовой ответственности; Проблемы осуществления и защиты личных неимущественных прав; Научно-исследовательский семинар по актуальным проблемам магистерской программы; Способы судебной защиты гражданских прав; Юридическое консультирование; Проблемы доказывания в гражданском процессе; Гражданский процесс; Исполнительное производство; Адвокатура |
Варячева Татьяна Валерьевна | Межмуниципальный отдел МВД России «Павлово-Посадский» | Начальник отдела по вопросам миграции | Правовой статус иностранных граждан в РФ; Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев |
Винокуров Дмитрий Викторович | ООО «Клюква Медиа» | Руководитель IT-отдела | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации; Теория систем и системный анализ; Операционные системы; Разработка программных модулей; Интеграция программных модулей |
Глухов Кирилл Михайлович | ООО «Современные информационные технологии в образовании» | Старший программист Отдела разработки и внедрения программ 1С | Введение в профессию; Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения; Информационные системы управления производственной компанией; Информационные системы и сети |
Гусляров Александр Григорьевич | ООО «Московский Городской Рекламный Проект» | Генеральный директор | Правовое регулирование профессиональной деятельности |
Константинов Денис Викторович | ООО «НОВИК-ЛТД» | Технический директор | Рынки информационно-компьютерных технологий и организация продаж |
Липницкий Станислав Казимирович | ООО «ЮНГ» | Руководитель отдела маркетинга | Введение в профессию; Копирайтинг; Технологии производства рекламного продукта; Проектирование рекламной кампании; Медиапланирование; Брендинг; Организация работы отделов рекламы и PR |
Неудахина Елена Викторовна | Управа Рязанского района города Москвы | Заместитель главы управы по работе с населением | Региональное управление и территориальное планирование; Управление государственной и муниципальной собственностью; Территориальное общественное самоуправление; Геополитика; Управление общественными отношениями; Оценка эффективности государственного и муниципального управления |
Осипова Марина Борисовна | Управа района Лефортово города Москвы | Заместитель главы управы по работе с населением | Теория управления; Управление проектами; Управленческий консалтинг; Бизнес-планирование; Лидерство в системе государственной службы; Администрирование в государственном управлении; Управление проектами муниципального образования; Технологии проектного менеджмента; Стратегическое планирование в системе государственного и муниципального управления |
Прилуцкий Николай Николаевич | Администрация Городского округа Шатура Московской области | Первый заместитель главы администрации | Основы государственного и муниципального управления; Государственная и муниципальная служба |
Семенова Наталья Николаевна | ЗАО «Рахмановский шелковый комбинат» | Юрисконсульт | Трудовое право; Правовое регулирование инвестиционной деятельности; Правовое регулирование инновационной деятельности |
Хмелева Татьяна Юльевна | Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | Ведущий советник аппарата Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре | Принятие и исполнение государственных решени��; Этика государственной и муниципальной службы; Конституционное право |
Чаттаева Виолетта Раисовна | Нотариус Балашихинского нотариального округа Московской области Шульгина Елена Павловна | Помощник нотариуса | Теоретические и практические проблемы семейного права; Научно-исследовательский семинар по актуальным проблемам магистерской программы; Семейное право; Наследственное право; Нотариат |
Факультет в институте способствует объединению и взаимодействию нескольких кафедр со схожими сферами деятельности. За их контроль и координацию отвечает научный совет и декан, стоящий в его главе.
Можно сказать, что факультет это «голова», а кафедра – руки, которые подчиняются командам «сверху». Так, например, декан может установит сроки защиты дипломных работ и обозначить особенности организации научных мероприятий.
Кафедра в университете возглавляется профессором или доцентом, являющимся членом преподавательского состава. Он, по сути, руководит своими коллегами, стараясь решить поставленные перед кафедрой задачи и правильно организовать научно-исследовательскую деятельность. Слово начальника является важным, однако руководство факультета имеет куда больше власти, если речь заходит об особенностях реализации учебного процесса.