Правила нормирования в сфере закупок по 44 ФЗ 2022 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила нормирования в сфере закупок по 44 ФЗ 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.

Изменения в 44-ФЗ с 1 апреля 2023 года

В случаях, предусмотренных п.п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт с единственным контрагентом может быть заключен в особом порядке (с 1 апреля 2023 года)

(пп. “е” п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 93 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой ч. 14.

В указанных случаях допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом при включении информации и документов о таком контракте в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.

Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере

В качестве примера разберем требования к ТРУ, закупаемым бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры РФ (приказ Минкультуры России от 21.05.2018 № 762, далее — приказ № 762). Требования разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.

Приказом № 762, в частности, установлены следующие требования:

Должность в бюджетном учреждении

Товар, работа, услуга

Характеристика

Руководитель, заместитель, начальник отдела

Портативный компьютер

Вес — не более 900 г, процессор — не менее двухъядерного, размер оперативной памяти — не менее 2 Гб, объем накопителя — не менее 64 Гб

Руководитель, заместитель

Компьютер

Вес — не более 4,5 кг, размер оперативной памяти — не менее 3 Гб, объем накопителя — не менее 128 Гб

Все категории должностей

Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода

Объем оперативной памяти — не ниже 16 Гб, жесткий диск — не менее 500 Гб, предустановленная Windows 7, лицензионное ПО

Руководитель, заместитель

Транспортное средство

Не более 200 л/с, стоимостью до 1,5 млн руб.

Руководитель, заместитель

Услуги такси, аренда легкового автомобиля с водителем

Не более 200 л/с

Все сотрудники

Услуги по предоставлению доступа к интернету

Не менее 1 Мбит/с

Читайте также:  Что нового в патентной системе налогообложения (ПСН) с 2023 года

Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере

В качестве примера разберем требования к ТРУ, закупаемым бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры РФ (приказ Минкультуры России от 21.05.2018 № 762, далее — приказ № 762). Требования разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.

Приказом № 762, в частности, установлены следующие требования:

Должность в бюджетном учреждении Товар, работа, услуга Характеристика
Руководитель, заместитель, начальник отдела Портативный компьютер Вес — не более 900 г, процессор — не менее двухъядерного, размер оперативной памяти — не менее 2 Гб, объем накопителя — не менее 64 Гб
Руководитель, заместитель Компьютер Вес — не более 4,5 кг, размер оперативной памяти — не менее 3 Гб, объем накопителя — не менее 128 Гб
Все категории должностей Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода Объем оперативной памяти — не ниже 16 Гб, жесткий диск — не менее 500 Гб, предустановленная Windows 7, лицензионное ПО
Руководитель, заместитель Транспортное средство Не более 200 л/с, стоимостью до 1,5 млн руб.
Руководитель, заместитель Услуги такси, аренда легкового автомобиля с водителем Не более 200 л/с
Все сотрудники Услуги по предоставлению доступа к интернету Не менее 1 Мбит/с

Кроме того, требования установлены к офисной мебели (столам, диванам, шкафам и т. д.).

Как осуществляется формирование правил

Регламент нормирования устанавливают следующие нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 2014 года №1047.
  2. Постановление Правительства от 2015 года № 476.

По положениям Постановления Правительства №555 от 2015 года закупочные планы, планы-графики должны содержать обоснование закупок с указанием цели закупки и ревизии акта нормирования.

Нормативные затраты регулируются в Постановлении Правительства от 2014 года №1047. С опорой на него регионы и муниципалитеты определяют местные требования для расчета нормативных затрат. Однако, по данным Минфина, только половина нормативно-правовых актов соответствует законодательству. Наиболее распространенными нарушениями являются:

  • внесение формул без указания на конкретные нормативы цены;
  • классификация затрат по условиям, которые не отвечают федеральным;
  • указание нормативных затрат на расходы, не связанные с закупками.

В 2021 году процесс нормирования подвергся определенным изменениям. Они были утверждены Постановлением Правительства от 2018 года №712.

Из обязанностей заказчиков по новым правилам исключили обязанности по обязательному обсуждению нормативно-правовых актов по нормированию в ходе заседания общественного совета. Все предложения по новому закону рассматриваются специальной комиссией. Она формируется из состава действующих работников и занимается оценкой предложений и подготовкой протоколов.

Обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров

Выше мы уже упоминали о том, что нормы Постановления № 2014 создают риски получения некорректной статистики по применению заказчикам ограничений допуска. Предлагаем посмотреть на данный вопрос с точки зрения формирования закачками отчета об объеме закупок российских товаров. Сам отчет и включаемые в него сведения понятны и какого-либо особого интереса не представляют, а вот возможные причины невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли привлекают к себе внимание.

Читайте также:  Как поставить авто на учет в ГИБДД без ПТС

Согласно Постановлению № 2014 если заказчик не достиг минимальную долю закупок российских товаров, он обязан указать в отчете один из следующих кодов, обозначающий следующие причины:

  • 01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;
  • 02 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;
  • 03 — иное.

Кто и что должен нормировать

Упомянутая норма закона устанавливает обязанность применять положение о нормировании государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов и муниципальными органами, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Каждый из указанных выше типов заказчиков применяет нормирование в своем объеме. Нормативные затраты обязательны для государственных и муниципальных органов (распределителей и получателей бюджетных средств) и казенных учреждений. Что касается требований к объекту закупки, то перечень заказчиков, которые должны их устанавливать, несколько шире. Помимо государственных, муниципальных органов и казенных учреждений, это обязательно:

  • для бюджетных учреждений, когда они осуществляют закупки по закону 44-ФЗ;
  • для автономных учреждений, когда они расходуют бюджетные средства, выделенные на капитальные вложения по объектам государственной и муниципальной собственности (часть 4 статьи 15 закона 44-ФЗ);
  • для унитарных предприятий для закупок с 1 января 2017 года.
  • При определении формулы для включения продукции в ведомственный перечень высший орган исполнительной власти субъекта РФ, местная администрация вправе взять за образец федеральные требования к продукции (Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927) или самостоятельно определить такую формулу, которая должна содержать долю расходов и долю контрактов (на основании Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926).
  • При установлении формулы на основе Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 926 необязательно учитывать долю расходов, долю контрактов только за отчетный финансовый год. На региональном и муниципальном уровнях власти могут использоваться показатели за несколько предшествующих финансовых лет.
  • Заказчики вправе указывать другое значение среднего арифметического, за исключением значения, применение которого будет означать фактическую невозможность нормирования.
  • Бюджетные, казенные учреждения не должны принимать свои акты в сфере нормирования, за них это обязаны сделать вышестоящие органы (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
  • Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. N 927 применяется к Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования и их региональным отделениям, а также к Фонду обязательного медицинского страхования.
  • Требования к нормированию территориальных фондов обязательного медицинского страхования должен установить высший исполнительной орган власти субъекта РФ, поскольку указанные фонды создаются по решению субъектов РФ .
Читайте также:  Прожиточный минимум в 2023 году увеличат до 14 375 рублей

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательной медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 13).

  • Закон N 44-ФЗ в части правил нормирования полностью игнорирует муниципальную специфику.
  • Так, местная администрация каждого муниципалитета (вне зависимости от того, идет ли речь о крупном городском округе или о небольшом сельском поселении) должна разработать три акта — требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании, правила определения требований к отдельным видам продукции, правила определения нормативных затрат.
  • Помимо этого, местная администрация, являясь органом местного самоуправления, обязана разработать и утвердить требования к закупаемой администрацией продукции и (или) нормативные затраты на обеспечение своих функций.
  • Контролировать соответствие этих актов требованиям к порядку разработки и принятия таких актов, утвержденных самой администрацией, должна, судя по всему, сама местная администрация.
  • Очевидно, что требование Закона N 44-ФЗ о разработке и утверждении местной администрацией сельского поселения пяти актов в сфере нормирования является избыточным.
  • Анализ правил нормирования позволяет утверждать, что в действующей системе правового регулирования институт нормирования создает неоправданные управленческие издержки для заказчиков.
  • Не способствует свод правил нормирования и достижению целей борьбы с закупками роскоши, поскольку такие закупки могут осуществляться при полном выполнении правил нормирования.

Как формируются правила нормирования

Нормируются все расходы в соответствии постановлением Правительства №1047. При расчетах переходят от общих (обязательных) к конкретным (ведомственным) требованиям.

Например, рассмотрим нормирование закупок мебели по 44-ФЗ. Так Департамент образования устанавливает нормы закупок столов (парт) для классов в общеобразовательных школах. Согласно им, закупаемая мебель должна иметь прямую деревянную столешницу, регулировку по высоте и прочное металлическое основание. При этом, цена одного изделия не должна быть выше 3000 рублей, а гарантируемый срок службы — 5 лет.

Перед утверждением эти правила проверяются на соответствие требованиям от высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. Этот распорядительный орган установил предельную цену для парт в 4000 рублей при гарантийном сроке службы – 5 лет. Получается, закупочные нормы соблюдены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *