Статья 49 УК РФ. Обязательные работы (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 49 УК РФ. Обязательные работы (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный должен отбывать обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК РФ).

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Читайте также:  Коснется ли пенсионная реформа проживающих в чернобыльской зоне

Сколько длятся общественные работы?

Основной вопрос, который приходит первым на ум осужденного, а сколько длятся общественные работы?

Срок исполнения наказания – общественные работы – составляет от 60 до 480 часов, примерно по 4 часа в выходной день, не более того. В рабочие дни обязательные работы составляют всего 2 часа – статья 49 часть 2 Уголовного Кодекса РФ.

Другими словами, если примерно посчитать время общественных работ в неделю, то оно составит примерно 12-18 часов. Минимальный порог – 12 часов в неделю. Меньше данного срока назначать нельзя.

Однако если у осужденного имеются уважительные причины (семейные проблемы или тяжелые заболевания), то по решению уголовно-исполнительной инспекции количество еженедельных часов может быть уменьшено. Но общая сумма часов, которые необходимо отработать, уменьшить нельзя.

Отдельной категорией выделяются несовершеннолетние преступники. В силу возраста и необходимости обучения их срок наказания в виде общественных работ ниже, чем у взрослых граждан. Он составляет от 40 до 160 часов.

Обязательные работы для подростка назначаются только в виде посильных для него видов деятельности, в свободной от учебы время, а их срок не должен превышать 160 часов.

Кроме того, рабочие часы в день так же ограничены возрастом осужденного:

  • Лица от 14 до 15 лет трудятся не более 2 часов в день;
  • Лица от 15 до 16 лет – не более 3 часов в день.

При злостном уклонения от исполнения обязательных работ осужденные могут быть лишены свободы и отбывать наказание в специально оборудованных местах – тюрьмах. Срок обязательных работ может назначен или изменен только судом.

Комментарии к ст. 25 УИК РФ

1. Обязательные работы являются одним из основных видов наказания. Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ.

Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним — от 40 до 160 часов.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.

Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это наказание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

2. Уголовно-исполнительная инспекция по получении из суда копии приговора вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.

3. Важной обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам.

Наказание без лишения общения с людьми

Обязательные работы – один из видов уголовных наказаний, который несвязан с изоляцией человека от общества. Отличительным признаком этого наказания комментарий к 49 статье называет отсутствие круглосуточного исправительного принуждения.

Позитивными моментами применения мер без лишения возможности общаться с людьми считаются:

  1. Низкий уровень репрессивности, позволяющий без ограничений общаться в обществе с остальными людьми.
  2. Остаются неразрывными взаимоотношения с родственниками.
  3. Отсутствие проведения мероприятий по адаптации осуждённого после исполнения наказания, так как социальная обстановка не менялась.
  4. Отсутствие связей с криминальным миром и как следствие – деградации личности не происходит.
  5. Эффективность общественного контроля в процессе исполнения работ.

Статья 49 УК РФ. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

К кому не может применяться санкция

Применение наказания в виде обязательных работ Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.

  • состав работ и перечень организаций, где может проходить исполнение наказания, утверждается муниципальным актом;
  • нарушитель обязан приступать к работам ежедневно, после завершения рабочего дня по месту постоянного трудоустройства;
  • норма отработки в рабочие дни не может превышать двух часов, а по выходным дням – не более 4 часов (возможность увеличения ежедневной нормы была указана выше);
  • сотрудники ФССП ведут почасовой учет отработанного времени на основании документов, поступивших от организации, где происходит исполнение наказания.

Минимальная и максимальная продолжительность данной меры воздействия регламентирована статьей 3.13 КоАП РФ. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Также действует ограничение по количеству часов отработки в пределах одного дня – не более 4 часов.

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.

Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.
Читайте также:  Отсрочка от армии по детям. Беременность жены и отсрочка.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

Основания и условия замены уголовного наказания

Основания и условия замены уголовного наказания

Действующим законодательством предусмотрена возможность замены неотбытой части наказания, как на более мягкое, так и наоборот. Данный вопрос разрешается судом.

В частности ст. 80 УК РФ определено, что лицу, отбывающему принудительные работы или лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Для получения такой возможности осужденный к лишению свободы должен фактически отбыть следующие сроки наказания:

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания, предусмотренный Уголовным кодексом РФ, и в пределах, установленных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами.

Согласно ст. 175 УИК РФ для решения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания осужденный либо его адвокат или законный представитель вправе обратиться в суд с соответствующим ходатайством, которое подается через администрацию учреждения, в котором лицо отбывает наказание.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, вправе самостоятельно обратиться в суд с ходатайством о замене наказания более мягким его видом в отношении положительно характеризующегося осужденного.

При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.

В случае злостного уклонения осужденного от исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, законом предусмотрена возможность замены его более тяжким видом наказания.

Так, ч. 3 ст. 49 УК РФ определено, что обязательные работы могут быть заменены принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Аналогично, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ подлежит замене не отбытая часть наказания в виде исправительных работ из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за 3 дня исправительных работ.

На основании ч. 5 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заменяется принудительными работами либо лишением свободы из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за 2 дня ограничения свободы.

Замена принудительных работ на лишение свободы, согласно ч.6 ст. 53.1 УК РФ, производится из расчета день за день.

Перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания, при совершении которых оно может быть заменено более суровым, установлен Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

В частности на основании ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Согласно ст. 46 УИК РФ нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных выше нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

В соответствии со ст. 58 УИК РФ нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:

а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;

б) ��есоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;

д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

е) Не уведомление об изменении места работы или учебы.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием.

Статьей 60.15 УИК РФ предусмотрено, что нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

Читайте также:  Сделки с недвижимостью: расписка в получении денег

а) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

б) нарушение трудовой дисциплины;

в) нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре;

г) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами.

Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости. Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Как назначается наказание

По факту выявленного правонарушения составляется процессуальный протокол. На этой стадии должностное лицо или уполномоченный орган не вправе определять меру наказания для нарушителя, поэтому административный материал направляется для рассмотрения в суд. Процедура рассмотрения дела проходит по следующим правилам:

  • вынесение судебного акта допускается даже при отсутствии правонарушителя, если он был уведомлен о месте и времени заседания;
  • при установлении личных данных нарушителя суд обязан выяснить, можно ли применять к гражданину меру ответственности в виде обязательных работ;
  • конкретная продолжительность наказания определяется исходя из общественной опасности проступка, смягчающих и отягчающих факторов, иных обстоятельств дела.

Постановление вступает в силу после истечения сроков на обжалование, либо сразу после рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Судебный акт, вступивший в силу, направляется для принудительного исполнения в службу ФССП – контроль надлежащего выполнения обязательных работ будут осуществлять приставы.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

Возможные места работы осужденных

Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.

  • Если осужденный работает, но его занятость не оформлена в соответствии с требованиями трудового законодательства, он считается неработающим.
  • Если привлекаемый к ответственности трудоустроился во время судебного процесса до вынесения приговора, ему следует предоставить в судебном заседании справку от работодателя об официальном трудоустройстве и ходатайствовать о ее приобщении к материалам дела. В этом случае местом отбывания наказания определяется место работы. Если этих сведений нет, даже при наличии официальной работы, суд не сможет этого сделать.

Статья 30. злостное уклонение от отбывания обязательных работ

При принятии УК 1996 г. от второго вида пришлось отказаться ввиду трудностей, возникших в современной социально-экономической ситуации с трудоустройством осужденных: с одной стороны, многие организации-работодатели не в состоянии обеспечить работой своих постоянных работников и вынуждены увольнять их или отправлять в отпуск без сохранения заработной платы; с другой — лица, совершившие преступления, оказываются в привилегированном положении по сравнению с законопослушными людьми, когда государственный орган в обход зарегистрированных и скрытых безработных направляет осужденных на вакантные рабочие места. Вместе с тем указанное изменение сузило возможность применения исправительных работ: они могли назначаться, как правило, тогда, когда к моменту постановления приговора осужденный имел постоянное место работы.

Можно ли как-то избежать отрабатывания обязательных работ?

В отличие от обязательных работ исправительные работы известны уголовному законодательству советского периода с самого начала его существования.

Вначале они именовались принудительными работами, позже — исправительно-трудовыми (УК 1926 г.) и, наконец, исправительными работами без лишения свободы (ст.

27 УК 1960 г.). Это наказание является одним из наиболее распространенных на практике после лишения свободы.

В УК 1996 г. оно именуется исправительными работами.

Основное правоограничение в них — удержание из всех видов заработка ежемесячно определенной части, которую указывает суд в приговоре и которая не может выходить за установленные законом пределы, — от 5 до 20%. При производстве удержаний учитывается также и натуральная часть заработной платы осужденного.

В ходе исполнения приговора суд вправе снизить размер удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного.

Обязательные работы несовершеннолетним

Применение обязательных работ к несовершеннолетним регулируется частью 3 статьи 88 Уголовного кодекса РФ.

Существует три законодательно закрепленные особенности применения обязательных работ при назначении их несовершеннолетним (лицам до 18 лет):

  • минимальный порог наказания снижен на 1/3 с 60 до 40 часов, максимальный порог на 2/3 с 480 до 160 часов соответственно
  • несовершеннолетнему могут быть назначены только такие виды работ, которые он в силах осуществить (в частности, запрещены работы грузчиками или на лесоповале)
  • продолжительность отбывания наказания в возрасте до 15 лет не превышает 2 ч. в день, в возрасте 15-16 лет — 3 ч. С 16-18 продолжительность отбывания наказания установлена по общему правилу — не более 4 ч.

ВНИМАНИЕ!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *