Приватизация, Денационализация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация, Денационализация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.

Сущность «приватизации» и «разгосударствления».

Приватизация — это преобразование государственной собственности в частную.

По сути, это процесс, сопровождающий передачу или покупку и продажу государственной или муниципальной собственности в частные руки. В этом процессе участвуют, по крайней мере, две стороны, одна из которых обязательно является государством. Есть разница между денационализацией и приватизацией. Последний термин относится к передаче государственной собственности в частную собственность. Под денационализацией понимается отмена государственной монополии и переход к мультиэкономической смешанной модели управления. То есть происходит полная реструктуризация национальной экономики и принципов ее управления. Из-за разгосударствления происходит денационализация:

  • Создание множественных форм собственности.
  • Преобразование предприятий в конкурентоспособные предприятия.
  • Приватизация

Получается, что приватизация является одной из форм разгосударствления. Речь идет о смене собственника, децентрализации управления имуществом. Это явление может принимать различные формы, а не только приватизацию. Например, государство может разрешить коллективу предприятия приобрести его собственность. Перераспределение имущества может осуществляться в виде специальных денег и чеков. Также может быть изменена организационная структура предприятия, изменена степень участия отдельных субъектов в приватизации.

Поэтому приватизация не является гарантией экономического развития. Он служит инструментом для построения конкурентных рыночных отношений. Сочетание частной и государственной собственности может стать основой сильной национальной экономики. Однако успешное использование коммерческой недвижимости требует грамотного управления и регулирования, что оставляет желать лучшего, например, в России. Таким образом, приватизация является формой разгосударствления собственности.

Приватизация и разгосударствление

На последнем этапе продолжали совершенствоваться правовые основы распоряжения имуществом. Длился он 4 года — с 1999 по 2003 год.

С 2003 года начался отсчет нового этапа приватизации в современной России. Его целями являются:

  • кардинальное увеличение степени эффективности управления госимуществом;
  • ликвидация негативных тенденций, которые сложились в течение 3 предыдущих периодов приватизации.

Проверил

кандидат экономических наук доцент Судаков В.А.

Усть-Каменогорск 1999 год

  1. Отличие государственных предприятий от частных
  1. Понятие разгосударствления
  1. Способы разгосударствления
  1. и методы приватизации
  1. Особенности приватизации в Казахстане
  1. Формы и методы приватизации в РК

Выводы

  1. Отличие государственных предприятий от частных
  1. Государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью.

    Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам).

  1. Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов и т. д.).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки предприятия делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Эти причины и обуславливают массовый процесс приватизации.

  1. Понятие разгосударстствления

Развернувшийся в восьмидесятых годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего разгосударствение не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике.

Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики стремясь наилучшим образом приспособится к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, это не изменение собственности государственных предприятий; и она не сводится к одной лишь приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования оставшихся в государственном секторе предприятий.

Наконец, современный процесс разгосудаствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора.

Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

  • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
  • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
  • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
  • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).
Читайте также:  Как заполнить декларацию на ипотеку для получения налогового вычета

Чтобы понять, что такое денационализация, необходимо определить роль, которую играет в этом процессе государство. Если утрировать, то разгосударствление предполагает освобождение государства от управления большей части собственности.

Вентили власти передаются в частные руки. Но не всецело. Как и прежде, государство играет важную роль в рыночной экономике. Государственных предприятий становится меньше, но они не денационализируются полностью.

Деятельность оставшихся организаций способствуют повышению работоспособности и эффективности. Это происходит за счет того, что уменьшается количество объектов управления. Поэтому каждой структурной единице уделяется гораздо больше внимания и времени.

Процесс приватизации был необходим для России. Российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы управления экономикой, и с 1920-х годов предпринимались попытки заменить ее чем-то более научным и рациональным. Однако был создан неэффективный механизм управления экономикой. Это подтверждается тем, что на его основе непроизводительные затраты и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% от валового национального продукта страны. По сути, мы не прогрессировали, а сбились с магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого пытаемся выбраться по сей день. Правительство, пытавшееся выйти из этой ситуации, создало в России рыночную экономику. Для этого необходимо было создать условия для формирования рынка, рыночной инфраструктуры, такие как: социальная поддержка населения, приватизация собственности, стабильность рубля, наличие конкуренции, формирование норм рыночного поведения, развитие внешнеэкономических связей и тому подобное. Советское государство пыталось обеспечить интересы общества, но в основном оно обеспечивало интересы правящего класса, которым в то время была коммунистическая партия и партийная номенклатура, которая управляла и распределяла, а следовательно, навязывала отношения собственности.

Следует отметить, что будь то в Советском Союзе, в Восточной Европе или в Китае сегодня, конкретным коллективным собственником является в основном партия и партийная номенклатура. Растущие противоречия между государственной формой и общественным характером производства привели к реформам Хрущева, Андропова, косыгинским реформам и горбачевской перестройке. Целями этих реформ были:

  • демократизация социальной и политической жизни;
  • вовлечение работников в вопросы управления производством.

Вторая задача объясняет импульс общества к демократии, особенно в период перестройки. В то время очень быстро сформировались группы ученых и политиков, отвергавших примат государственной собственности и государственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности), позже они стали известны как «реформаторы» и «либералы». В эти группы входили, например, Г. Попов, Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс и другие.

Права собственности, приватизация и национализация в России

Социологические опросы, проведенные в России в 2006 году, показывают, что результаты приватизации госсобственности, проведенной в 1990-ые годы, устраивают лишь 14% опрошенных. В то же время 29% высказались за полный пересмотр результатов, а еще 28% считают необходимым пересмотреть приватизацию крупнейших предприятий и основных секторов экономики страны.

Очевидно, что ельцинская приватизация популярностью в народе не пользуется. Аналогичная картина наблюдается, впрочем, и в других постсоциалистических странах, население которых также недовольно результатами продажи государственных активов в 90-ые годы.

Авторы книги задались целью ответить на вопрос: неужели приватизация и правда была ошибкой и предприятия должны были оставаться в государственной собственности? Или же проблема не в приватизации как таковой, но в тех методах, которые использовались при ее реализации? Ведь как подчеркивают исследователи, отношение к частному бизнесу как таковому у населения значительно лучше, чем к приватизации.

Первый раздел книги отвечает на вопрос, в какой мере необходимость приватизации была обоснована теми публичными заявлениями, которые делали тогдашние лидеры страны. Имеет ли приватизация какой-то общественный смысл или она неизбежно ведет к обогащению небольшой группы лиц за счет интересов остальных?

Однозначного ответа на этот вопросы авторы не дают. Если мыслить эту проблем в чисто экономических категориях, то ответ зависит от типа производимых благ и режима защиты собственности. Однако, как показано в исследовании, в действительности причины приватизации и национализации зачастую лежат за рамками экономической целесообразности. Например, в условиях острого политического противостояния они могут быть обусловлены стремлением одной из противоборствующих сторон радикально изменить структуру общества, лишить противника широкой общественной поддержки. Типичный пример – массовая национализация после октября 1917 года. Российские реформаторы образца начала 90-ых годов также говорили о наличии подобных причин.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Читайте также:  Как признать недействительной сделку купли-продажи квартиры?

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модельс преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Читайте также:  Как получить статус малоимущей семьи в 2022 году

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Тема моей курсовой работы «Приватизация: западный опыт».

Я выбрал данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов:

1. Понятие приватизации

2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы, модели и сроки приватизации

3. Приватизация в странах Западной Европы — во Франции, в Германии, в Испании.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе я решил рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации.

Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — «не навреди!». Но также существует еще 6 принципов приватизации.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации — это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.

В третьей главе я изучил приватизацию в странах Западной Европы.

Для примера я взял Францию, Германию и Испанию.

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *