Рекомендации Минфина помогут увеличить доходы местных бюджетов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации Минфина помогут увеличить доходы местных бюджетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Комментарии к ст. 64 БК РФ

Настоящая статья представлена в новой редакции.

Согласно п. 1 ст. 64 БК РФ муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы в пределах прав, предоставленных представительному субъекту РФ федеральным законодательством.

При этом согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Такие налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев, когда налогоплательщик переходит или переводится на уплату налогов в соответствии со специальными налоговыми режимами .

———————————

Ст. 15 НК РФ.

См. комментарий к ст. 41 БК РФ и ст. 18 НК РФ.

Таким образом, такие налоги, как налог на имущество физических лиц и земельный налог, будучи местными, обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации.

В случае перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и на упрощенную систему налогообложения, а также перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уплата налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями налогов, установленных перечисленными режимами, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности ).

———————————

См. гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ.

Кроме того, что касается такого специального налогового режима, как система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то он отличается от прочих тем, что предусматривает не возможность добровольного перехода налогоплательщика на этот режим, но вводится императивно на той или иной территории.

Так, согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, будучи установлена НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Виды деятельности, по которым федеральный законодатель предусмотрел возможность перевода на рассматриваемый налоговый режим, исчерпывающим образом представлены в п. 2 ст. 346.26 (например, оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и т.д.). Муниципальными правовыми актами соответствующего представительного органа могут быть установлены те или иные виды деятельности (в пределах закрытого перечня), по которым налогоплательщикам вменяется в обязанность перейти на специальный налоговый режим в виде ЕНВД вместо уплаты налогов общего режима.

Читайте также:  Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов . Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

———————————

Исчерпывающий перечень элементов содержится в ст. 17 НК РФ.

Что касается полномочий субъектов РФ по установлению налоговых ставок, то указанные полномочия реализуются в пределах прав, предоставленных муниципальному образованию федеральным законодательством, следующим образом.

Так, например, ставки:

— по земельному налогу согласно ст. 394 НК РФ ограничены определенным верхним пределом в соответствии с федеральным законодательством (НК РФ) , но уточняются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка;

———————————

Не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для ��ичного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

— по налогу на имущество физических лиц в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (с изменениями и дополнениями) ставки установлены в следующих пределах.

———————————

Закон РФ от 22.12.1992 N 4178-1, ФЗ от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

Стоимость имущества Ставка налога

До 300 тыс. руб. До 0,1 процента

От 300 до 500 тыс. руб. От 0,1 до 0,3 процента

Читайте также:  Судебная дорожно-транспортная экспертиза

Свыше 500 тыс. руб. От 0,3 до 2,0 процента

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона конкретные ставки налога в указанных пределах устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Это означает, что установление конкретных ставок по региональным налогам, дополнительных льгот и порядка и сроков уплаты налогов возможно только на основании соответствующего правового акта муниципального образования.

Завершая обзор раздела II «Доходы бюджетов», можно констатировать, что новая редакция БК РФ содержит следующие новации.

Наряду с закреплением нормативов отчислений по отдельным видам федеральных налогов и сборов (как это было и прежде) устанавливаются нормативы, призванные перераспределить неналоговые доходы между бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Введены ограничения по срокам принятия федеральных законов, изменяющих бюджетное и налоговое законодательство, исходя из которых указанные законы не должны приниматься позднее, чем за месяц до внесения в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Установлено соотношение принятия изменений в законодательство о налогах и сборах с бюджетным законодательством.

Установлены положения, согласно которым налоговые и неналоговые доходы бюджетной системы РФ зачисляются на счета Федерального казначейства для последующего перераспределения этих доходов в соответствии с установленными нормативами с последующим уточнением назначения соответствующего платежа.

Внесены поправки в отношении учета и отражения в бюджетах доходов от оказания платных услуг (предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности) и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Анализ локальных бюджетов: расходы

Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.

Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.

Текущие расходы местных бюджетов — это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

  • доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
  • доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
  • доход от платы за использование бюджетных кредитов;
  • доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
  • часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.
Читайте также:  Оплата переработок при ненормированном рабочем дне

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах – так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *