Судебная дорожно-транспортная экспертиза

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная дорожно-транспортная экспертиза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза

Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.

Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.

Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:

  • Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
  • Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
  • Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
  • Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).

Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.

Ее предназначение:

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе. В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде. Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.

До экспертизы следует:

  • максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
  • разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде).
Читайте также:  Можно ли потратить материнский капитал на покупку автомобиля в 2023 году

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Дорожно-транспортная экспертиза

Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.

Вопросы, которые могут подлежать разрешению:

  1. Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  2. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  5. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
  6. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?
  7. Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.

А. Классификация автомобильных дорог:

  • дороги общей сети;
  • городские и сельские дороги;
  • дороги в пределах пригородных зон;
  • внутрихозяйственные дороги агросектора;1
  • дороги промышленных предприятий;
  • дороги лесозаготовительных предприятий;
  • притрассовые дороги.

Б. Геометрические параметры и характеристики автомобильных дорог:

  • ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;
  • ширина обочин, в т.ч. укрепленных; тип и состояние укрепления обочин;
  • продольные и поперечные уклоны проезжей части и обочин;
  • радиусы кривых в плане и уклон виража;
  • высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;
  • расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.

В. Характеристики дорожной одежды и покрытия:

  • конструкция дорожной одежды и тип покрытия;
  • прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);
  • продольная ровность покрытия;
  • поперечная ровность покрытия (колейность);
  • шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием.

Г. Искусственные сооружения:

  • габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;
  • наличие и высота бордюров;
  • тип и состояние мостового полотна;
  • наличие, материал, тип, размеры и состояние водопропускных труб.

Д. Обустройство и оборудование дорог:

  • дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
  • дорожные светофоры, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
  • разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;
  • ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;
  • примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;
  • автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;
  • снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;
  • снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.;
  • искусственная неровность;
  • искусственное освещение дорог и улиц.
  • установление отклонение от нормы какого-либо дорожного фактора (коэффициент сцепления, ровность, радиус закругления и т.д.);
  • проверка направления движения транспорта, движение по полосе и т.д.;
  • проводятся расчеты при фактических и нормативных значениях и оцениваются результаты.

Например, коэффициент сцепления дорожного покрытия не соответствует требованиям нормативно технической документации. Если норма не выполняется, то конкретный дефект покрытия заключен в его сверхнормативном эксплуатационном износе. Покрытие требует проведение внеочередной поверхностной обработки с целью повышения его шероховатости, как минимум, до достижения нормы.

  • судебно-следственная задача и решается она путем юридической оценки всех документов, входящих в уголовное дело. Среди этих дефектов: акты выявленных дефектов, дефектные ведомости, указания и предписания должностных лиц по устранению дефектов, режимы работы дорожной техники и др.;
  • может проводиться комплексная экспертиза (совместно с дорожно-технологической), например, по установлению состава смеси асфальтобетона, давности укладки нового слоя этой смеси, глубины слоя и т.д. на месте ДТП.
Читайте также:  Изменения в отчетности с 2023 года

Какие экспертизы позволяют выявить причину ДТП

Каждый участник дорожного автотранспортного происшествия должен понимать, что объектами проведения транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП являются исключительно следы. А к таковым относятся зафиксированные установленным порядком отражения, касающиеся отдельных предметов, транспортных средств, а также людей – участников и очевидцев дорожного происшествия.

Если нет никаких следов, то и о трасологии речи быть не может. Но в случае аккуратной, тщательной, проведенной с учетом всех предъявляемых требований фиксации таких следов, трасологическая экспертиза авто средств позволяет исследовать достаточно широкий круг вопросов.

Экспертиза транспортных средств позволяет решать вопросы, которые, в соответствии с целями и задачами, позволяет решать три категории вопросов.

1 категория – для определения групповой принадлежности следов на ТС. Трасологическая экспертиза следов помогает получить ответы на следующие вопросы:

  • какое транспортное средство оставило следы на транспортном средстве в месте происшествия;
  • марка автошин, информация о производителе средства передвижения;
  • возможно ли столкновение авто с оставлением соответствующих следов (их формы, размеров и пр.).

2 категория трасологической экспертизы позволяет сформировать цельную картину происшествия по элементам:

  • принадлежность тех или иных деталей транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, к транспортным средствам, предположительно являющимся участниками трасологической экспертизы происшествия;
  • сверка частей и деталей (следов краски, частиц битого стекла), обнаруженных на месте ДТП с проверяемым на причастность к происшествию транспортным средством.

3 категория трасологической экспертизы дает возможность установить конкретного участника дорожного происшествия, его автомобильного средства:

  • соответствуют ли обнаруженные на месте столкновения следы конкретному транспортному средству;
  • было ли на месте автодорожного происшествия несколько автомобилей и иных средств передвижения и наличие следов от них, подтверждающих непосредственное участие в трассологической экспертизе;
  • трасологическая экспертиза следов транспортных средств, являющихся предполагаемыми участниками (виновниками) столкновения.

Автотехническая экспертиза проводится для определения факторов, приведших к возникновению аварийной ситуации. После происшествия пострадавший водитель должен обратиться в страховую компанию. Далее на место столкновения прибывает эксперт ДТП, который оценивает дорожную обстановку, техническое состояние поврежденных транспортных средств, устанавливает причинно-следственные связи инцидента.

Задачей экспертизы обстоятельств ДТП является определение фактических данных дорожного инцидента, причин и условий, повлиявших на возникновение аварийной ситуации. Основные предметы автотехнического исследования:

  • скорость, траектория движения водителей до момента столкновения;
  • исправность автомобилей;
  • загруженность транспортных средств;
  • состояние дорожного покрытия.

Для определения ситуационных обстоятельств изучаются свидетельские показания очевидцев происшествия, фото-видеоматериалы. При составлении заключения анализируются погодные условия, состояние нанесенной разметки, наличие дорожных знаков и внешних предметов, которые могли послужить причиной несоблюдения ПДД. В рамках исследования учитываются психофизиологические качества автовладельцев в момент аварии.

Изучение инцидента проводится специалистом. Осмотр места столкновения может осуществлять сотрудник страховой компании или представитель независимой организации.

Важно знать! Задачи экспертизы – определение обстоятельств аварийной ситуации, выявление виновной стороны, расчет суммы компенсации, складывающейся из оценки степени дефектов, скрытых повреждений при ДТП по выплате ОСАГО. В зависимости от цели установления деталей транспортного происшествия выбирается вид исследования.

Какие задачи решают транспортно-технические экспертизы

Теоретики судебной экспертизы и эксперты-практики выделяют 5 видов диагностических задач, которые решают транспортно-технические экспертизы:

  • исследования технического состояния транспортных средств:
    • элементов конструкции ТС,
    • технического состояния,
    • неисправностей ТС, их причин, времени появления и влияния на развитие ДТП,
    • качества ремонта, обслуживания и ТО.
  • определение траектории и характеристик движения:
    • механизма взаимодействия ТС с различными объектами в момент ДТП,
    • механизма ДТП,
    • особенностей повреждений и неисправностей после ДТП.
  • установление состояния транспортных путей:
    • характеристик дорожного покрытия и состояния дополнительных элементов,
    • дефектов, причин и времени их возникновения,
    • причинной связи между обнаруженными дефектами дефектами на дороге и ДТП.
  • установление особенностей ДТП:
    • возможных причин,
    • скорости движения транспортного средства, его тормозного и остановочного пути,
    • момента возникновения опасности для движения,
    • действий водителя и технической возможности предотвратить ДТП.
  • оценка действий специалистов по ТО и ремонту, обслуживавших транспортное средство до происшествия.

Оценка воздушного транспорта

Воздушный транспорт, как и водный, относится к недвижимому имуществу и подлежит государственной регистрации. Оценка транспорта производится в отношении следующих летательных аппаратов:

  • Грузовые самолеты
  • Пассажирские самолеты
  • Вертолеты
  • Малые воздушные суда
  • Прочие летательные аппараты

Для определения цены воздушного судна необходимо представить эксперту правоустанавливающие документы, а также сообщить основные характеристики летательного аппарата:

  • Место производства и год выпуска.
  • Основные летные характеристики.
  • Функциональные характеристики.
  • Сведения о двигателях – количество, тип, мощность, год выпуска и пр.
  • Грузоподъемность и количество пассажиров, которые могут перевозиться на борту.
  • Прочие характеристики – в зависимости от типа летательного аппарата и особенностей проводящейся экспертизы.

Производство судебной автотехнической экспертизы

Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы

Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.

Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.

Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.

Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.

На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.

Цель дорожно-транспортная экспертизы

Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.

Вопросы, которые могут подлежать разрешению:

  1. Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  2. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  5. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
  6. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?
  7. Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *