Как включить двор в федеральную программу благоустройства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как включить двор в федеральную программу благоустройства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В городской среде зеленые насаждения нужны для сохранения экологии и поддержания здоровья жителей. Для этого вокруг многоэтажного дома высаживают декоративные растения, газоны, живые изгороди и деревья, используемые в рамках городского озеленения. Стоит выбирать саженцы, которые наверняка приживутся в местном климате и будут неприхотливы в уходе.

Критерии «зеленых» домов

ГОСТ призван оценить экологическую безопасность объекта и комфортность среды жизнедеятельности человека.

ГОСТ состоит из системы критериев, которая характеризует объект строительства на всех этапах жизненного цикла по 10 категориям:

  • Архитектура и планировка участка
  • Организация и управление строительством
  • Комфорт и качество внутренней среды
  • Энергоэффективность и атмосфера
  • Рациональное водопользование
  • Материалы и ресурсоэффективность
  • Отходы производства и потребления
  • Экологическая безопасность территории
  • Безопасность эксплуатации здания
  • Инновации устойчивого развития

Структура стандарта предполагает обязательные требования для различных уровней сертификации, а также ESG-факторы, которые застройщик может выбирать добровольно.

Для получения многоквартирным зданиям «зеленого» сертификата необходимо соответствовать обязательным критериям. Дополнительные критерии застройщик выбирает самостоятельно, в зависимости от проекта и своего опыта. Сертификация может проводиться на стадии проектирования и строительства.

Что угрожает реализации проекта и как предусмотренные им показатели соотносятся с конституционным правом на жилище

30 марта 2020

Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” направлена на достижение к 2024 году обозначенной главой государства национальной цели, заключающейся в улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (подп. “д” п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Под таким улучшением согласно нацпроекту понимается:

  • покупка жилья по договору купли-продажи или регистрация права собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
  • строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
  • получение жилого помещения по договору социального найма;
  • аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
  • переселение из аварийного жилого дома;
  • иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.

Одна из предусмотренных проектом в целях достижения поставленной задачи мер – увеличение объема жилищного строительства минимум до 120 млн кв. м в год (соответствующий показатель в 2019 году – 88 млн кв. м, в 2020 – 98 млн кв. Само по себе данное значение положительно оценивается экспертным сообществом, но определенный перекос показателей нацпроекта в сторону увеличения вводимых жилых помещений в МКД: в 2024 году предполагается введение 80 млн кв. м таковых (в 2018 году – 54,8 млн кв. м, в 2019 – 64,9 млн кв. м) – и запланированный рост средней стоимости 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке – с 68,9 тыс. руб. в 2019 до 88 тыс. руб. в 2024 году – вызывает у них определенные опасения. В частности, потому, что такой приоритет создания нового жилья именно в МКД не соответствует запросам общества. Как сообщил председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе презентации специального доклада ОП РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – доклад), которая состоялась на прошлой неделе, около 70% граждан при проведении опросов общественного мнения отмечают, что хотят жить в малоэтажных или индивидуальных домах. Предусмотренные нацпроектом показатели, согласно которым в 2024 году из 120 млн кв. построенного за год жилья 80 млн кв. м будут приходиться на МКД, действительно не соотносятся с этими пожеланиями.

Еще одна проблема заключается в том, что нацпроектом не уточняется, какие именно квартиры должны строиться в этих МКД.

Валерий Фадеев, председатель СПЧ:

“Сегодня 47% квартир в строящихся домах – однокомнатные, 28% – двухкомнатные. У меня возникает вопрос: а может в таких квартирах нормально жить семья с детьми, хотя бы с двумя? Поскольку главная проблема России – демографическая, встает вопрос соотнесения жилищного проекта с другими проектами. И судя по этим числам, напроект “Жилье и городская среда” плохо соотносится с решением демографических задач. Говорят, что молодежь сегодня покупает однокомнатные квартиры, чтобы потом, когда появится возможность, купить более просторное жилье. Но пока тенденция такова: доля однокомнатных квартир возрастает. Появились и скандальные предложения – в прошлом году, например, квартиру в 11 кв. м предлагали в Москве. Следующим шагом, видимо, будет капсульное жилье. Возможно, кто-то покупает такие квартиры, чтобы мигрантов регистрировать, но, по-моему, это противоречит духу конституционного права на жилище. Жилье должно быть достойным, а не просто для галочки, чтобы отметить факт его наличия.

Читайте также:  Летнее время в России: будет ли возвращение в 2023 году

Архитектура построек. Города, мы видим, заполняются огромными многоэтажными домами. Архитекторы говорят, что их к этой работе не привлекают, мало кто думает о том, как будет выглядеть город, его центральные проспекты, жилые кварталы.

Нужно развивать и иные способы финансирования приобретения жилья, не столь обременительные для граждан. Необходимо исходить не из того, что выгодно рынку, а, наоборот, организовать отрасль и рынок так, чтобы движение было в нужную сторону: демография, семья, красота городов. А потом под это подстраивать рынок.

При этом отменять нацпроект, конечно не нужно, но корректировка необходима. Ориентир нормальный – 120 млн кв. м, но о структурных задачах нужно серьезно подумать: какие это метры, какое жилье, как снизить его стоимость, какие новые методы финансирования нужны и т.

Оценив положения нацпроекта, члены ОП РФ выделили несколько основных рисков, которые могут поставить под угрозу достижение обозначенной национальной цели.

Риск № 1. Запланированное количество жилья не будет построено. Чтобы достичь установленного нацпроектом показателя, необходимо наращивать темпы строительства – на 10% ежегодно, отмечается в докладе. В прошлом году это почти удалось – по данным Росстата, по состоянию на 1 декабря 2019 года было введено 63 млн кв. м жилья, что на 9,1% превышает показатель 2018 года, однако прогнозный показатель на 2019 год согласно нацпроекту, напомним, – 88 млн кв. Вывод очевиден: в прошлом году он не достигнут. В этом году ситуация может стать еще сложнее – по экспертным оценкам, в связи с переходом на эскроу-счета и проектное финансирование около 28,5 млн кв. м жилья являлись в прошлом году потенциально рискованными, то есть соответствующим застройщикам не удалось ни достичь показателей, позволяющих привлекать средства граждан напрямую, ни получить соответствующее банковское финансирование (критерии, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, установлены Постанов��ением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, особенности привлечения денежных средств, размещенных на счетах эскроу, закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). По данным Банка России, в ноябре прошлого года объем привлеченного застройщиками проектного финансирования составил 650 млрд руб. , а для полного перехода к новому формату необходимо привлечь к 2024 году 6,5 трлн руб. , и эксперты пока не торопятся давать прогнозы о том, получится ли это сделать.

Нюансы исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, – в тематическом материале Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Риск № 2. Построенное жилье не будет раскуплено по причине низкой покупательной способности граждан. Учитывая, что стоимость 1 кв. м будет расти (это, как отмечалось выше, предусмотрено самим нацпроектом), а основной акцент с точки зрения стимулирования спроса граждан на жилье сделан на ипотеку – предполагается, что в 2024 году количество выданных населению ипотечных кредитов должно составить 2,26 млн (в 2019 году – 1,56, в 2020 – 1,57), нужно оценить, насколько она будет доступной для граждан. Как отметила со ссылкой на данные Банка России исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ контроль” Светлана Разворотнева, возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки сейчас доступна не более 35% граждан, проживающих, в основном, в крупных городах – в небольших населенных пунктах и особенно в сельской местности доходы населения, как правило, ниже, кроме того, жилищное строительство там развивается слабо, да и получить ипотеку на ИЖС проблематично. Если в семье есть хотя бы один ребенок, обозначенный показатель доступности снижается до 30%, а если два или три – до 10%. Согласно недавно опубликованной аналитической записке Банка России “Ипотека и доступность жилья”, для того чтобы достичь целевых показателей нацпроекта “Жилье и городская среда” по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, необходимо обеспечить в 2020-2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающей экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится. Поэтому регулятор рекомендует обратить внимание на иные варианты обеспечения доступности жилья, в частности на возможность снижения себестоимости строительства, например путем сокращения обязательств застройщиков по созданию социальной инфраструктуры при условии увеличения бюджетных расходов на ее строительство, а также на развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.

Читайте также:  Порядок и условия заключения и прекращения брака

Риск № 3. Предусмотренное нацпроектом увеличение доли индустриального многоэтажного строительства приведет к ускорению оттока жителей малых городов и сельской местности, в том числе стратегически важных для России территорий, в крупные города. Согласно подготовленному АО “ДОМ. РФ” обзору рынка многоквартирного жилищного строительства по состоянию на 1 декабря 2019 года 80% объема ввода жилья по договорам долевого строительства приходилось на 22 субъекта РФ, причем четыре региона-лидера значительно обгоняли остальные: в Москве объем введенного жилья на указанную дату составлял 16,4 млн кв. м, в Санкт-Петербурге – 13,6, в Московской области – 12,3, в Краснодарском крае – 9,3. Сохранение данной тенденции приведет к еще более масштабному переезду граждан в мегаполисы и крупные города при “вымирании” остальных территорий, уверены члены ОП РФ.

Как видно из вышеизложенного, добиться минимизации этих рисков одной лишь корректировкой численных показателей нацпроекта вряд ли получится. Поэтому составители доклада подготовили целый ряд предложений, направленных на совершенствование жилищной политики в целом, в том числе по корректировке отраслевого законодательства. Среди важнейших инициатив:

  • соотнесение положений национального проекта “Жилье и городская среда” и Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года, а также проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, признание индивидуального жилищного строительства приоритетным направлением развития жилищной сферы в России с соответствующей корректировкой обозначенных документов и принятием отдельной государственной программы;
  • дополнение паспорта нацпроекта “Жилье и городская среда” системой мер и показателей по снижению стоимости квадратного метра возводимого жилья;
  • развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных и потребительских кооперативов, ипотечно-накопительных программ;
  • утверждение федерального проекта “Развитие арендного жилья”, предполагающего, в частности, что именно аренда – в домах, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности, – должна стать основным способом обеспечения жильем граждан с невысоким уровнем дохода;
  • унификация оснований и инструментов жилищной поддержки, закрепление на федеральном уровне единого стандарта признания граждан нуждающимися в такой поддержке (минимального жилищного стандарта) и ее предоставление на территории всей страны (стандарт жилищного обеспечения), формирование единого федерального реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • расширение и дифференциация форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от уровня нуждаемости: ипотека, накопительные программы, предоставление субсидий на покупку или аренду, предоставление жилья по договорам найма, поддержка ИЖС и др.

Доклад, как подчеркнула секретарь ОП РФ Лидия Михеева, будет направлен в федеральные органы власти, с тем чтобы Правительство РФ и профильные министерства учли обозначенные в нем предложения и привлекали его составителей к участию в обсуждении вопросов совершенствования жилищной политики в целом и национального проекта “Жилье и городская среда” в частности.

Теги:
2024,
жилищное строительство,
ЖКХ,
инициативы,
нацпроекты,
территориальное развитие,
физлица,
экономика,
юрлица,
Банк России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Президент РФ,
Росстат,
СПЧ,
Валерий Фадеев,
Лидия Михеева,
Светлана Разворотнева

Документы по теме:

  • Конституция Российской Федерации
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
  • Паспорт национального проекта “Жилье и городская среда” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))

Кто должен благоустраивать придомовую территорию многоквартирного дома

Заниматься обустройством придомовой территории входит в обязанности:

  1. Товарищества собственников жилья. В него входят владельцы квартир и арендованных в доме помещений. Земельный участок, на котором возведен дом, находится в их долевой собственности. Для проведения ландшафтных работ используются собственные трудовые ресурсы, нанимаются рабочие либо заключается договор с ремонтно-строительной организацией. Расходы оплачиваются за счет взносов членов товарищества.
  2. Управляющая компания (УК). Организация, управляющее МКД, обязана содержать земельный участок, являющийся частью имущества дома и внесенный в реестр кадастрового учета. За расходы на благоустройство жильцы перечисляют УК, установленные договором, начисленные по утвержденным тарифам платежи.

Устройство асфальтобетонного покрытия

Следующий этап в благоустройстве – формирование асфальтобетонного покрытия. Это довольно серьезное дело, где без участия специалистов и дорожной техники точно не обойтись.

Процесс асфальтирования включает в себя не только укладку основного покрытия, но и монтаж бордюров, также обустройство водоотводов. Если благоустраивается придомовая территория, то часто формируются пешеходные дорожки для прогулок.

Провести такие работы возле дома – не менее важно, чем озеленить придомовую зону или установить детскую карусель, ведь асфальтированная площадка это:

  • Красиво и ухоженно. Территория приобретает аккуратный вид, говорит о хозяйственности владельца.
  • Удобно. О грязной обуви можно больше не вспоминать, ведь асфальт автоматически делает зону возле дома максимально чистой.
  • Безопасно. Заасфальтированные тротуары четко выделяют зону, где могут гулять взрослые и дети. Тут точно не будут ездить и парковаться автомобили.
Читайте также:  ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя информатики

Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

  • Признаны аварийными и подлежат сносу;
  • Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;
  • Рядом находится новостройка;
  • Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как добиться благоустройства двора

Шаг 1 – организовать инициативную группу. В нее могут войти жильцы дома или домов, если двор общий для нескольких зданий. Это необходимо для организации всей работы по созыву жильцов на собрание, составления плана работ, ведения переговоров с представителями местных органов. Если в доме есть ТСЖ, группа может состоять из его председателя, бухгалтера и других участников, изъявивших желание заниматься этим вопросом.

Шаг 2 – разработать схему благоустройства. Для этого необязательно иметь навыки работы в сложных графических программах. Можно воспользоваться скриншотами с карт Гугла или Яндекса, на которых отразить:

  • месторасположение дома относительно двора;
  • предполагаемые места размещения проездов, тротуаров, парковок;
  • места установки объектов благоустройства (скамеек, фонарных столбов, урн, детских площадок);
  • схему озеленения с указанием мест размещения деревьев, кустарников, газона, цветников;
  • расположение других необходимых объектов.

Как попасть в программу благоустройства дворовых территорий

Правила участия в программе определяются местными органами власти. Поэтому то, как подать заявку на благоустройство двора, необходимо уточнять в администрации города или населенного пункта. В первую очередь нужно уточнить, идет ли сейчас распределение средств и прием заявок на благоустройство дворов или бюджет на год уже распределен. Список таких объектов можно найти на сайте администрации.

Решение о включении двора в проект по благоустройству придомовой территории. Предпочтение отдается дворам, которые находятся в плохом состоянии, т. е. где совсем нет благоустройства, разбитые дороги, отсутствие парковки, зеленых насаждений и пр. Еще на решение влияют:

  • выполнение жителями обязательств по оплате коммунальных услуг;
  • год введения дома в эксплуатацию и дата проведения последнего ремонта;
  • плановые работы по ремонту коммуникаций во дворе (в таком случае нет смысла, например, перекладывать асфальт);
  • наличие аварийных домов на территории двора;
  • наличие во дворе новостроек, находящихся на гарантии застройщика.

Федеральная программа благоустройства

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *