Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя информатики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Информатика не является жизненно необходимым предметом. Без нее дети могут спокойно жить и получать профессию. Но сложно назвать образованным человека, который не понимает, как работать с информацией, как ее представить, защитить и отличить достоверную от недостоверной.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Учитель информатики выполняет следующие должностные обязанности:
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом возрастных особенностей и специфики предмета информатики, проводит уроки и другие учебные занятия по информатике в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
Реализует рекомендованные МО РФ образовательные программы по информатике в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта по информатике;
Выполняет правила и нормы охраны труда, техники электробезопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся;
Оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
Ведет инструктаж обучающихся по технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе с обязательной регистрацией в журнале инструктажа, организует изучение обучающимися правил по охране труда;
Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в образовательном учреждении системе, выставляет оценки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;
Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводит до сведения заведующего кабинетом информатики, руководства образовательным учреждением обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, влияющих на здоровье и работоспособность обучающихся;
Участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и совещаниях, проводимых администрацией образовательного учреждения;
Участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;
Допускает на занятия администрацию школы, специалистов комитета по образованию и науке в целях контроля и оценки деятельности педагога;
Готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений, принятых в образовательном учреждении, городе;
Подбирает определенную методику для конкретного класса (группы), типа вычислительной техники с учетом знания программ, учебников, учебно-методических пособий по информатике, принципов функционирования основных устройств компьютера, информационных технологий
В случае выполнения обязанностей заведующего кабине том информатики руководит работой лаборанта кабинета информатики (информационных технологий);
Дежурит по образовательному учреждению в перерывах между занятиями в соответствии с графиком дежурств, а также за 20 минут до начала занятий и в течение 20 минут после окончания занятий, если в кабинете информатики (информационных технологий) есть лаборант кабинета информатики;
Осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания информатики;
Осуществляет замену временно отсутствующего учителя информатики по распоряжению заместителя руководителя образовательного учреждения и с собственного согласия:
Поддерживает связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
Соблюдает Устав образовательного учреждения и правила внутреннего распорядка, иные локальные правовые акты образовательного учреждения;
Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
Соблюдает законные права обучающихся;
Регулярно проходит медицинский осмотр (1 раз в год);
Осуществляет контроль за соблюдением правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе.
Преимущества профессии
Если учесть, сколько учиться на учителя информатики, многие отказываются от этой идеи. Но, данная специализация востребована, и позволяет активно продвигаться по карьерной лестнице с ростом заработной платы. Кроме того, в любой момент можно перепрофилироваться и совмещать сразу несколько направлений. К другим преимуществам относятся:
- работа учителей в интересной, современной и всегда востребованной сфере, которая очень быстро развивается;
- творческий подход к занятиям, ежегодное обновление программы обучения с учетом современных тенденций;
- возможность репетиторства, дистанционного преподавания;
- высокая заработная плата, которая растет вместе с педагогическим стажем;
- участие в различных программах, конкурсах, соревнованиях, научных проектах с возможностью получения грантов;
- длительный летний отпуск учителей.
Учитель информатики должен обладать особыми личными качествами. Помимо педагогических навыков и любви к детям, он должен быть внимательным, хорошо объяснять новый материал, проявлять тактичность и терпеливость, быть ответственным, пунктуальным и хорошо организованным. Кроме того, он должен постоянно быть в курсе всех новинок в сфере технологий, чтобы объяснить эту информацию учащимся.
Конечно, на старте учитель информатики будет получать не слишком большую заработную плату. Но, с каждым новым достижением будут открываться новые карьерные возможности для развития, улучшения финансового состояния, реализации собственного творческого потенциала.
1. Учитель выполняет следующее должностные обязанности.
1.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
1.2. Учитель обязан иметь рабочую программу с тематическим планированием по предмету на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
1.3. В своей работе по предмету учитель использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может переставлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
1.4. Отвечает за выполнение приказов об охране труда , соблюдении правил техники безопасности и пожарной безопасности.
1.5. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
1.6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях контроля за работой, участвует в последующем разборе или других мероприятий воспитательного характера.
1.7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
1.8. Соблюдает Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.
1.9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании». Конвенции о правах ребенка.
1.10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
1.11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Проходит обязательную аттестацию один раз в 5 лет. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
1.12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собрании, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.
1.13.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
1.14.Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
1.15.Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
1.16.Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
1.17.Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
1.18. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.
1.19. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования.
1.20. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
2.21. Учителю запрещается:
— изменять по своему усмотрению расписание занятий;
— отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
— удалять учащегося с урока;
— курить в помещении школы.
2.22. При выполнении обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
– проводит паспортизацию своего кабинета;
– постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы ,приборами, техническими средствами обучения;
– организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
– в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
– разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
– принимает участие в смотре учебных кабинетов.
С должностными обязанностями ознакомлен, один экземпляр выдан на руки.
Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности преподавателей в статье № 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации». В законодательстве отмечено, какой документ отражает должностные обязанности педагогических работников в учебном заведении, — должностная инструкция и устав школы. Учителя имеют право:
- выражать свое мнение и преподавать предметы по собственным выработанным формам обучения;
- выбирать самостоятельно учебники и пособия для более эффективного обучения;
- бесплатно пользоваться для работы полным спектром вспомогательных ресурсов (библиотеки, учебные пособия, базы данных, музейные фонды, информативные ресурсы);
- разрабатывать авторские программы и новые методики обучения;
- вести научную работу и принимать участие в экспериментальных программах;
- объединяться в профорганизации на общественных началах и участвовать в обсуждения вопросов, касающихся процессов обучения.
Профессия учителя пришла к нам из древних времен и на протяжении многих лет должностные обязанности учителя в школе сводились к необходимости учить, воспитывать и соблюдать этику. Эта специальность сложная и ответственная, требует квалифицированной подготовки и наличия таких личных качеств:
- любовь и терпимость к детям, даже самым сложным, умение находить подход к любому ребенку;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых стрессовых ситуациях;
- коммуникабельность, жизнерадостность и организованность;
- высокий культурный уровень, грамотная речь и психологическая устойчивость.
Современный учитель — не только педагог, профессионал со специальным, профильным образованием. Если проанализировать, какую работу выполняет учитель в школе, он еще — психолог, ментор, наставник, воспитатель и партнер обучающегося, специалист по семейным отношениям. Учителя современной школы имеют традиционную специализацию, работают:
- в начальной школе;
- в средней и старшей;
- «предметник»;
- социальный педагог, психолог, тьютор;
- педагог-дефектолог;
- педагог девиантного поведения.
Каковы главные обязанности педагога в школе, какие для их выполнения нужны качества:
- в области обучения — безупречное знание предмета и современных методик преподавания;
- в воспитании — психологическая грамотность и высокие личностные качества;
- в саморазвитии — знание значения, основных приемов и практик саморазвития и самообразования.
Учитель информатики: специфика профессии и должностные обязанности
- интересная работа: большой выбор тем, возможность постоянно изучать новое;
- знания учителя информатики в области IT востребованы, профессия дает возможность перепрофилироваться;
- дополнительный заработок: репетиторство, уроки в организациях дополнительного образования, преподавание в онлайн-школах, детских сезонных лагерях;
- летний отпуск 56 дней;
- педагогический стаж, ранний выход на пенсию по выслуге лет;
- для педагогов действуют мотивирующие программы, бонусы;
- учитель информатики в школе — авторитет в области информационных технологий. Ученики обращаются к нему, если выбирают для IT-профессию, иди хотят вести свой проект, например, блог.
Перечень стандартных должностных обязанностей учителя включает в себя:
- осуществление тематического планирования преподавания учебного предмета на основе утвержденной рабочей программы, годового учебного графика и расписания занятий;
- разработку планов проведения отдельных учебных занятий, развитие мотивации и способностей учащихся, осуществление связи обучения по учебному предмету с практикой;
- проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным графиком и расписанием;
- соблюдение правовых, нравственных и этнических норм, а также требований профессиональной этики;
- уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных взаимоотношений;
- развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, а также формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
- применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения, воспитания;
- учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие (в случае возникновения необходимости) с медицинскими организациями;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования, предусмотренных действующим законодательством в области образования;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий;
- соблюдение установленного в учреждении режима защиты персональных данных участников образовательных взаимоотношений;
- участие в деятельности педагогических советов учреждения и других формах методической работы;
- систематическое повышение собственного профессионального уровня, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
- своевременное прохождение медицинских осмотров по направлению работодателя;
- прохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда;
- соблюдение устава учреждения, правил трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.
В то же время учителю категорически запрещено:
- использование образовательной деятельности для:
- принуждения учащихся к принятию религиозных, политических или других убеждений, либо отказу от них;
- разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни;
- пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку языковой, расовой, национальной, социальной или религиозной принадлежности;
- побуждения учащихся к действиям, противоречащим действующему законодательству страны.
- использование методов и средств обучения, а также образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся;
- требование от учащихся обязательного посещения мероприятий, не предусмотренных утвержденным учебным планом учреждения;
- оказание платных образовательных услуг учащимся, если результатом этого становится конфликт интересов учителя.
Следует отметить, что в рабочее время включается не только преподавательская, но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская и индивидуальная работа с учащимися. При этом соотношение преподавательской и другой работы в пределах учебного года и рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения.
Отдельным разделом следует прописать права учителя, в том числе на:
- свободу преподавания и выражения собственного мнения, а также свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
- свободу выбора и применения педагогически обоснованных средств, форм и методов обучения;
- инициативу, разработку и использование авторских программ обучения в пределах реализуемой образовательной программы;
- выбор средств обучения;
- участие в разработке компонентов образовательных программ;
- бесплатное пользование методическими и образовательными услугами учреждения;
- участие в управлении школы и обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учреждения;
- объединение в общественные профессиональные организации;
- обращение в комиссию по урегулированию споров между сторонами образовательного процесса;
- защиту профессиональной чети и достоинства, объективное и справедливое расследование нарушения норм этики педагогических работников.
Также необходимо упомянуть трудов��е права и социальные гарантии учителя, такие как:
- сокращенная продолжительность рабочего времени (не больше 36 часов в неделю);
- дополнительное профессиональное образование (не реже 1 раза в три года);
- ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (продолжительностью, определенной Правительством РФ);
- длительный отпуск сроком до одного года (не реже, чем рез каждые 10 лет непрерывной педагогической работы);
- досрочное установление трудовой пенсии;
- другие права и меры социальной поддержки, установленные на федеральном и региональном уровне.
В разделе об ответственности учителя не будет лишним прописать, что помимо общих оснований, предусмотренных федеральным законодательством, основаниями для прекращения трудового договора с учителем может стать второе за год грубое нарушение устава учреждения и даже о��нократное применение методов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью учащегося.
Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.
- Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
- В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
- Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
- Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.
Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября
Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:
- воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
- учитель младших классов;
- учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
- преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.
Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:
- педагогику;
- учитель начальных классов;
- педагогику дополнительного образования;
- хореографию.
Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.
Кроме того, что педагогическое образование предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:
- отлично знал свой предмет;
- умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
- красиво и интересно подавал материал аудитории;
- владел ораторским мастерством;
- был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
- демонстрировал гибкость;
- умел быстро принять необходимое решение;
- любил детей;
- подходил к преподаванию творчески;
- умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
- проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
- умел воплощать в жизнь педагогические цели;
- обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
- выявлял интересы учащихся;
- подходил к ситуации с психологической точки зрения;
- был примером для окружающих.
На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:
- Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
- Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
- Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
- Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
- Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
- Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
- Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
- Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
- Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
- Дополнительно вести кружки и секции.
- Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
- Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
- Проводить родительские собрания.
- Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
- Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.
Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.
Они могут быть привлечены к административной ответственности за:
- оскорбление детей;
- избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
- постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
- вымогательство денежных средств для собственных нужд.
К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.
Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:
- неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
- на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
- на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
- невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
- невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.
Согласно ЕКС на должность учителя по предмету «Информатика и ИКТ» администрация может принять не имеющих педагогического опыта работы лиц, которые получили среднее профессиональное или высшее образование по педагогическому направлению или в сфере, соответствующей преподаваемому предмету. Также преподавать профильный предмет могут люди, окончившие непрофильный вуз или среднее профессиональное учебное заведение и освоившие дополнительное педагогическое профессиональное образование по дисциплине, которую они планируют преподавать.
Поэтому у человека, решившего работать в школе и обучать детей IT-технологиям, есть два варианта прохождения обучения:
- Потратить несколько лет и получить очно или заочно второе педагогическое образование.
- За несколько месяцев пройти программу профессиональной переподготовки учителя информатики и уже с нового учебного года приступить к работе.
Должностная инструкция учителя информатики в школе (профстандарт)
Преподаватель в школе — это очень важная и ответственная деятельность. От того, какова будет его работа, зависит мировоззрение и будущие жизненные перспективы учеников. Это должен помнить даже учитель информатики, тем более что он обучает свой класс одному из самых важных элементов современной жизни. Следует понимать, что информатика — не просто очередной предмет, а целая наука, набор принципов.
Важно выработать умение творчески пользоваться этими принципами, ведь информационная среда постоянно меняется.
Работа учителем информатики носит творческий характер. Это понравится людям, кто постоянно растут и совершенствуются, стараясь расширять свои навыки. Всегда можно перейти на неполный рабочий день и/или подрабатывать репетиторством. Как и в любой другой школьной специализации, радость доставят жизненные успехи бывших учеников, и не только в профессиональном плане. Нельзя не упомянуть о том, что деятельность преподавателя уважаема и даже в каком-то смысле почетна.
Преподавание информатики немыслимо без склонности к работе с детьми и подростками. Очень важную роль играет наблюдательность и педагогическое чутье. Только те, кто могут разглядеть изменения в развитии детей и их основные навыки, становятся хорошими учителями. А также нельзя не упомянуть обязательные ораторские дарования и способности организатора. Кроме того, даже на уроке информатики могут вспыхивать конфликты — надо уметь их вовремя распознать и предупредить.
Вести урок — значит, уметь следить за несколькими объектами одновременно, и при этом дозировать внимание. Не все будут учиться одинаково прилежно, и даже у отличников иногда встречаются проблемы: придется во все вникать и проявлять тактичность, помогая справиться с трудностями. Но нельзя давать слабину: хороший учитель всегда требователен там, где это уместно. Он являет образец дисциплины и порядка в любой ситуации. Конечно же, важна склонность к постоянному самосовершенствованию.
В различных российских регионах оплата учителя информатики колеблется от 14 до 60 тысяч рублей. Правда, свыше 30 тысяч можно получать или в единичных частных школах, или в районах Крайнего Севера. Средний уровень составляет от 18 до 20 тысяч. В российской столице ставки колеблются от 25 до 110 тысяч. При этом начинающим педагогам без опыта и солидного портфолио лучше не рассчитывать более чем на 35-40 тысяч рублей.
Кроме ставки оклада, роль играет:
- стаж;
- дополнительная квалификация;
- классное руководство;
- проверка тетрадей;
- заведование кабинетом;
- успехи учащихся на мероприятиях и олимпиадах;
- премии и стимулирующие выплаты.
Педагогам других специализаций, особенно в области физики и математики, можно ограничиться годичным курсом переподготовки в любом институте повышения квалификации. С нуля необходимую подготовку ведут педагогические колледжи, которые также есть в любом крупном городе. Но лучше пройти подготовку в серьезном педагогическом университете.
Многие учителя информатики изначально имели программистское образование или высшее образование в области вычислительной техники, автоматизированных систем.
Преподаватель информатики:
- занимается учебной и воспитательной работой с учетом специфики своего курса и психологии определенного возраста, с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- исполняет требования учебного и личного поурочного планов;
- исполняет неукоснительно расписание занятий;
- контролирует, чтобы знания школьников по его предмету соответствовали положениям ФГОС;
- отслеживает исполнение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарных норм;
- предотвращает несчастные случаи, при необходимости устраняет их последствия;
- составляет документацию, ведет журналы посещения и учебных результатов;
- предлагает администрации школы конкретные меры по улучшению учебного процесса, которые не может реализовать в пределах своих полномочий.
А также преподаватель информатики обязан участвовать в работе педагогических советов, других коллегиальных органов управления. Ему нужно будет принимать участие в итоговой аттестации школьников. Еще должностные инструкции могут говорить про:
- систематическое освоение новых профессиональных знаний;
- участие в методических объединениях;
- индивидуальный методический поиск;
- дежурства по школе;
- организацию межпредметных связей;
- взаимодействие с родителями, другими родственниками учеников, с администрацией детских домов;
- соблюдение устава школы;
- соблюдение этического кодекса педагога;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- замену отсутствующих педагогов той же специализации.
Современный учитель информатики: кто он на самом деле
Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.
Они могут быть привлечены к административной ответственности за:
- оскорбление детей;
- избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
- постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
- вымогательство денежных средств для собственных нужд.
К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.
Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:
- неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
- на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
- на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
- невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
- невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.
Согласно ЕКС на должность учителя по предмету «Информатика и ИКТ» администрация может принять не имеющих педагогического опыта работы лиц, которые получили среднее профессиональное или высшее образование по педагогическому направлению или в сфере, соответствующей преподаваемому предмету. Также преподавать профильный предмет могут люди, окончившие непрофильный вуз или среднее профессиональное учебное заведение и освоившие дополнительное педагогическое профессиональное образование по дисциплине, которую они планируют преподавать.
Поэтому у человека, решившего работать в школе и обучать детей IT-технологиям, есть два варианта прохождения обучения:
- Потратить несколько лет и получить очно или заочно второе педагогическое образование.
- За несколько месяцев пройти программу профессиональной переподготовки учителя информатики и уже с нового учебного года приступить к работе.
Я стараюсь объяснить теорию за 10–15 минут, а потом перехожу к практике, решаем задачи. Конечно, есть теоретические занятия, где они считают биты и байты и работают только в тетрадях. Но я почти всегда готовлю практические работы по всем темам. Разобрали пять-десять минут и дальше работаем.
Математика и информатика сами по себе смысла не имеют, какой смысл сидеть и на кнопки нажимать, уравнения решать. Смысл рождается, когда ты в каком-то деле начинаешь их использовать. И практические работы у меня бывают с материалом из истории, географии и математики. Что-то делаете не просто так, а можете это применить.
Дети лучше реагируют именно на практические задачи. Причем не так важно, чтобы их проводили на компьютере, важнее, чтобы у них был смысл.
Образование в резюме учителя информатики
Учитель обязательно должен иметь педагогическое образование – высшее или среднее специальное. Допустимо, если педагог окончил ВУЗ по другому направлению (биология, химия, обществознание и т.д.), а затем переквалифицировался на информатика. Кроме основного образования, можно указать курсы повышения квалификации. Для данной специальности дополнительная подготовка по IT будет являться преимуществом при приеме на работу.
ОБРАЗОВАНИЕ
- Учебное заведение:Самарский ГСПУ
- Факультет:Информатика и дополнительное образование
- Специальность:Учитель информатики
- Год окончания:2012
КУРСЫ
- Год окончания:2020
- Название курса:ИТ-безопасность: защита от темных цифровых искусств
- Проводившая организация:ООО «Мои университеты»
- Год окончания:2018
- Название курса:Современный урок информатики в соответствии с требованиями ФГОС
- Проводившая организация:УЦ «Развитие»
Должностные обязанности
Преподаватель информатики:
- занимается учебной и воспитательной работой с учетом специфики своего курса и психологии определенного возраста, с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- исполняет требования учебного и личного поурочного планов;
- исполняет неукоснительно расписание занятий;
- контролирует, чтобы знания школьников по его предмету соответствовали положениям ФГОС;
- отслеживает исполнение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарных норм;
- предотвращает несчастные случаи, при необходимости устраняет их последствия;
- составляет документацию, ведет журналы посещения и учебных результатов;
- предлагает администрации школы конкретные меры по улучшению учебного процесса, которые не может реализовать в пределах своих полномочий.