Незаконная «административка» – повод для страданий: позиция ВС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконная «административка» – повод для страданий: позиция ВС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.

Административная и уголовная ответственность

Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья. Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра. В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.

Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.

Отмена штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ в большинстве случаев рассматривают мировые суды. Поэтому возможности избежать наказание есть две – доказать невиновность в суде первой инстанции и получить прекращение дела на этой стадии, либо если в первой инстанции добиться успеха не получилось – обжаловать постановление суда в апелляционной инстанции.

Часто встречающимся основанием для прекращения/отмены постановления по ст. 20. 25 КоАП РФ являются неправильно подсчитанные сроки уплаты штрафа по правонарушению. Уполномоченный орган исчисляет 60-дневный срок с даты вынесения постановления, без учета того, что штраф на почте привлекаемое лицо могло получить не сразу, а например на 5-ые сутки после поступления документов в отделение почты.

Однако куда чаще встречается другая ситуация. Лицо, привлеченное к административной ответственности, успело в положенный 10-дневный срок обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суд. Жалоба принята судом к производству, однако из высокой загруженности судов рассматриваться жалоба может и 2, и 3, и даже больше месяцев. При этом обжалуемое постановление не вступило в законную силу, а значит течение срока на оплату штрафа не началось, но различные органы государственной власти, уполномоченные привлекать по ст. 20.25 КоАП РФ, таких мелочей зачастую предпочитают не замечать – составляют протокол по неоплате штрафа и направляют его для рассмотрения в мировой суд.

В этих случаях дела по ст. 20.25 КоАП РФ безусловно подлежат прекращению. Единственное, что требуется от привлекаемого лица – это доказать, что первоначальное постановление о его привлечении к ответственности действительно было обжаловано в 10-дневный срок и дело еще находится в стадии рассмотрения, решение не принято. Делается это обычно путем получения в суде, в котором рассматривается дело – справки.

От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.

Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.

К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.

Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.

Что делать, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности

Эту статью не стоит оценивать, как советы по уклонению от положенной по закону ответственности. Знание своих прав может послужить подспорьем для тех, кого пытаются незаконно привлечь к административной ответственности. Ну а для тех, кого привлекают законно, информация тоже будет полезной, ведь взыскиваемые штрафы можно уменьшить или вообще законно избежать их уплаты.
Вы должны знать законные способы уклонения от административной ответственности, которые выражаются в точном использовании норм закона ив контроленадисполнением этих норм должностными лицами.
Существует несколько способов защиты от привлечения к административной ответственности. И первый из них – доказать, что административного нарушения не было, т.е. установить обстоятельства, указанныев статье 24.5 КоАП ПМР, которые исключают производство по делам административных правонарушений.
В перечень данных обстоятельств входит:
1)истечение сроков наложения административного взыскания;
2)отсутствие события правонарушения;
3)отсутствие состава правонарушения;
4)наличие по тому же факту привлечения лица к административной ответственности –постановление о наложении адм. взыскания;
5)действие лица в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны и др.
Отсутствие СОБЫТИЯ означает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения (например, Вас остановил инспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще прицепиться, наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты. Вы можете смело утверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения. При обжаловании факта превышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ (подчеркиваю, события(!), а не состава) правонарушения, ввиду отсутствия доказательств (за исключением измерения скорости с помощью видеокамер).При этом ссылайтесь на ст.24.5 КоАП ПМР, которая исключает производство по делам адм.правонарушений при отсутствии СОБЫТИЯ правонарушения.
ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания определяется статьей 24.5 КоАП ПМР, которая устанавливает, что постановление не может быть вынесено по истечению 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Важнейшим также является указание в протоколе или устно, что если срок давности, установленный ст.4.7 КоАП ПМР, истек к моменту рассмотрения дела об административном нарушении, то это исключает производство по делу.
Отсутствие СОСТАВА означает, что, хотя правонарушение и было (обращаю внимание на отличие от события, которого не было), в этом событии ОТСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ, которые образуют в своей совокупности СОСТАВ правонарушения. Это сложно для понимания людям без юридического образования, но необходимо разобраться в этом для вашей же защиты.Знание состава правонарушения очень важно для правильного определения в конечном счете, является деяние правонарушением или нет.
По своей структуре состав административного правонарушения состоит из четырех составляющих признаков:
а) объект – соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правона¬рушение;
б) объективная сторона –конкретные действия, наруша¬ющие установленные правила;
в) субъект –конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
г) субъективная сторона –отношение лица к совершенно¬му им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.
С точки зрения защиты можно подчеркнуть тот факт, что должностные лица (милиция, ГАИ) в подавляющем своем большинстве не мотивируют должным образом, а то и вовсе не отражаютсубъективную сторону состава правонарушения (этим, кстати, грешат и многие обвинительные заключения по уголовным делам). А между прочим, если умысел был направлен не на то, что вменяется в вину, то речь должна идти или об освобождении от ответ¬ственности или о переквалификации действий.
Например, Вас не смогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения, если это совершено для предотвращения ДТП (даже если Вам это только показалось).
Другой пример. Если к ответственности привлекается совершеннолетнее лицо за конкретное правонарушение, которое он совершил за 2 дня до исполнения 16-летия – нет субъекта правонарушения(субъектом правонарушения в данном случае д/б родитель).
ВАЖНО! МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ – это тоже возможность избежать ответственности. Ст.2.16 КоАП ПМР предоставляет возможность органу(суду), должностному лицу, уполномоченному освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться замечанием в случае, если совершенное правонарушение малозначительно.
Здесь все зависит от усмотрения этого уполномоченного органа, должностного лица, поскольку закон в этом вопросе не носит обязывающего характера. Конечно, правильнее было бы знать, что является доказательством малозначительности совершенного правонарушения. Но дело в том, что законом не определены признаки этой малозначительности. На практике следует исходить из того, что малозначительным будет нарушение, которое не повлекло сколь-либо ощутимого ущерба интересам государства, общества, граждан. Но при этом следует учитывать обстоятельства нарушения и личность потерпевшего, который часто указывает на значительность ущерба.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и возраст, личность, характер правонарушения и обстоятельства указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воспитательного воздействия либо предупреждения поскольку должны применятся правила предусмотренные ст.4.1КоАП ПМР
Замечание вообще не является административным взысканием, не влечет никаких юридических последствий для нарушителя. Поэтому если есть такое право, то почему бы им не воспользоваться.
НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА – это когда невозможно доказать, что правонарушения не было. Говоря юридически: деяние квалифицировано как административное правонарушение. В таком случае необходимо искать нарушение порядка процессуального производства.
В статье 65 ГПК ПМР сказано:
«…п. 2 Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда».
В российском законодательстве к этому закону есть комментарий: «Положение о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем, направлено на предотвращение следственных и судебных ошибок, которые могут быть порождены неверными источниками информации. Это положение направлено также на защиту прав граждан и предостережение должностных лиц правоохранительных органов и суда от нарушения норм процессуального законодательства».
Если не был соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности, без разъяснения прави обязанностей (п.3 ст. 29.3 КоАП ПМР) привлекаемому, без участия понятых (когда это предусмотрено н-р: в случае досмотра вещей ст. 28.7), если объяснения и допросы проведены с нарушением права, установленного ст.29.4КоАП ПМР, а также, если получены от привлекаемогопосле его ходатайства о предоставлении помощи адвоката(ст.25.6 КоАП ПМР) и непредоставление такой помощи, или если протокол составлен не уполномоченным на то органом или должностным лицом, тогда любой документ получен с нарушением закона.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Читайте также:  Лишение прав за алкогольное опьянение в 2022 году и последние изменения

Юрий Шулипа → Неоплаченный штраф: защита от административного ареста

Неоплаченный штраф: защита от административного ареста

В настоящее время тема неуплаты административных штрафов стала вновь актуальной. Актуальность данной темы обуславливается следующими причинами:

Привлечь за неоплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ могут лишь в течение 130 дней со дня вручения или получения копии постановления.

10 дней – срок, который начинает течь со дня вручения, или получения копии постановления, отведённый на вступление его в силу, если постановление не обжаловано;
30 дней – срок, в течение которого должен быть уплачен административный штраф, если не дана рассрочка об уплате штрафа;
90 дней – срок, в течение которого мировой судья должен рассмотреть дело.

Следовательно, по истечении 130 дней со дня вынесения постановления, лицо, привлечённое к административной ответственности в виде уплаты штрафа, привлечению по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ не подлежит.
Аналогичная правовая позиция содержится в ответе на вопрос 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2006 года.

В каких случаях инспектор ДПС вправе остановить транспортное средство для проверки документов.

Чаще всего возбуждение дела об административном правонарушении за неуплату административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, инициируется инспектором ДПС в улично-дорожной сети после проверки документов. Для того чтобы возбудить дело, необходимо остановить транспортное средство и проверить водительские документы. Уточним правовой аспект совершения данных действий.
Пунктом 63 Административного регламента (утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185) установлен исчерпывающий перечень оснований к остановке транспортного средства сотрудником, которые являются:

Основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Всегда ли законно административное задержание на срок не более 48 часов?

Как действовать в случае, если за неуплату административного штрафа пытаются закрыть на срок не более 48 часов?

Защита от ареста.

Прошу временно отложить рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении меня по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, в связи с необходимостью воспользоваться юридической помощью защитника, заключить с защитником письменный договор об оказании юридических услуг и удостоверить полномочия защитнику нотариально оформленной доверенностью. Без участия защитника участвовать в деле не буду.

Учитывая данное ходатайство, мировой судья обязан временно отложить рассмотрение дела.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 25.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным.
Даже если лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, влекущее административный арест, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, но в назначенное время не явилось в судебное заседание, судья не вправе в дальнейшем рассматривать дело без присутствия данного лица.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 27.15., ч. 3 ст. 29.4., п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, судья будет регулярно откладывать рассмотрение дела, и выносить определения о приводе лица, привлекаемого к административной ответственности. Порядок исполнения определений о приводе установлен инструкцией «О порядке исполнения постановлений прокуроров, следователей, определений судов о приводе свидетелей обвиняемых и подсудимых» (утв. приказом МВД СССР № 110 от 07. 07. 1972 г. (Д)). И так, вплоть до истечения 3-х месячного срока, отведённого на привлечение к административной ответственности.

Административная ответственность организации: законодательство, нюансы

Несмотря на то, что административная ответственность в основном связана с наложением штрафов, ее не стоит недооценивать. Действующие законы достаточно суровы и размеры штрафов существенны. Поэтому даже незначительный на ваш взгляд проступок может повлечь серьезные финансовые потери.

Административная ответственность наступает лишь в тех случаях, когда юрлицо совершает противоправные действия, которые перечислены в отдельных законах, как правило, это КоАП РФ или закон субъекта РФ.

Привлечение к ответственности осуществляется на основании решения должностного лица, а сама процедура достаточно проста:

  • составляется протокол о выявленном нарушении,
  • далее возбуждается дело,
  • и по результатам рассмотрения собранных должностным лицом материалов принимается решение.

Какие права имеет бизнесмен при рассмотрении его дела?

присутствовать при проведении всех процедур,

  • возражать,
  • представлять доказательства,
  • оспаривать принятое решение.

Углубляться в эти моменты мы не будем, о них достаточно много сказано и, наверняка, многие с ними знакомы.

Остановимся на некоторых специфических моментах.

Восстановить срок для уплаты автоштрафа со скидкой

Как это работает. Иногда письма из ГИБДД с сообщениями о штрафах запаздывают. Чтобы не лишать людей скидки на уплату автоштрафа, в законе предусмотрели возможность продлевать льготный срок. Получив письмо, проверьте, прошло 20 дней со дня вынесения постановления или нет. Если уже прошло, подавайте ходатайство о восстановлении срока для уплаты штрафа со скидкой.

Ходатайство надо отправить инспектору ГИБДД или судье, который наложил штраф. Для отправки ходатайства можете воспользоваться шаблоном. Результаты рассмотрения ходатайства тоже пришлют письмом.

Читайте также:  Инструкция: составляем рекомендательное письмо для сотрудника

Чтобы не волноваться о сроках уплаты штрафа со скидкой, их можно проверять онлайн. Сервисы для этого есть, например, у Тинькофф-банка, на госуслугах и на сайте ГИБДД.

Перед оспариванием решения по делу об административном правонарушении нужно уточнить, куда следует направить жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящее уполномоченное ведомство;
  • в суд.

Совместно с претензией нужно предоставить ряд доказательств необходимости изменения решения. С их учетом уполномоченным лицом может быть вынесено следующее решение:

  • оставить предыдущий результат без изменений;
  • решение корректируется по отдельным позициям: снижается сумма штрафа или уменьшается количество часов по обязательным работам;
  • постановление полностью отменяется;
  • дело возвращается на повторное рассмотрение.

Постановление может быть обжаловано на протяжении 10 суток со дня вручения получения материалов – в отдельных ситуациях срок снижается до 5 дней.

Повторное привлечение к ответственности за избиение

Если виновный ранее привлекался к административной ответственности за побои, то повторное обращение в исполком для вынесения наказания за рукоприкладство в виде штрафа или административных работ может последовать только по истечении трёх лет.

За этот период последствия в виде административного наказания погашаются, после чего побои без квалификации, вновь могут вновь рассматриваться как административное правонарушение. Такие нормы касаются только намеренно нанесённых побоев.

Иные виды административных правонарушений могут учитываться только по усмотрению административной комиссии.

При повторном взыскании за драку через 3 года всё равно принимается внимание, что административное наказание ранее уже вменялось.

Нарушителю выносятся максимально допустимые объёмы штрафа или иного взыскания. Малейшая степень квалификации становится прецедентом для передачи дела в суд.

Если после вынесения взыскания прошло менее трёх лет, то материалы дела рассматриваются судом. В этот период, до истечения срока давности, предшествующее решение об административной ответственности сохраняет юридическую силу.

Это требует признания факта рецидива, и применения более строгих форм пресечения правонарушения, то есть уголовной ответственности по нормам статьи 116 УК РФ. Повторная ответственность в течение трёх лет после вынесения административного взыскания за драку, может быть только уголовной.

ВНИМАНИЕ: Административная и уголовная ответственность за побои вменяется правонарушителям с 16 лет, если причинённый вред здоровью достигает средней степени тяжести и выше – с 14 лет.

В чем выражена административная ответственность?

КоАП РФ содержит обширный список возможных нарушений в сфере защиты информации, среди которых можно выделить два пункта.

Первый — занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), — статья 13.13 КоАП. Возможная ответственность: административный штраф до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой для физлиц, до трех тысяч рублей для должностных лиц и до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой для юридических лиц.

Второй пункт — разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, — статья 13.14 КоАП. Возможная ответственность: административный штраф в размере до одной тысячи рублей для физлиц и до пяти тысяч рублей для должностных лиц.

Административная ответственность может налагаться отдельно от гражданско-правовой. То есть некоторые нарушения лежат не в гражданско-правовой плоскости, поэтому можно быть также привлеченным и к административной ответственности, если соответствующий состав правонарушения предусмотрен в КоАП.

Получение уведомления

Согласно законодательству, военкоматы передают повестки, мобилизационные предписания или распорядительные документы уполномоченного органа власти исключительно лично и это должно быть удостоверено подписью получателя, только со времени подписания начинается отсчёт времени, когда человек обязан прибыть на место сбора и, следовательно, наступает уголовная ответственность. Официально передать под роспись повестку может не только служащий военкомата, но и представитель работодателя или учебного учреждения резервиста. Если у вышеупомянутых лиц вручить уведомление о призыве не получилось, то военкомат письменно направляет заявку на розыск в органы внутренних дел.

До момента получения одного из вышеперечисленных документов у резервиста все-таки есть ответственность, но только административного характера.

В конечном счете вид и размер наказания определяет суд, приняв в расчет все обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие факторы.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

Снижение административного штрафа

На практике часто возникают случаи, когда оснований для отмены административного штрафа не имеется. Так, обратившись с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, результат рассмотрения жалобы не всегда бывает ожидаемым.

Но при обжаловании постановления об административном правонарушении необходимо помнить, что существует альтернатива отмене административного наказания, а именно- снижение административного штрафа.

В каких случаях возможно снизить административный штраф? Рассмотрим в настоящей статье.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, зачастую, административный штраф устанавливается выше минимального предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ.

Понятие административного правонарушения

Одним из важнейших признаков каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Единственным основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. В

этом проявляется их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, поскольку без правонарушения нет ответственности.

Законодательное определение понятия административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном определении прежде всего следует обратить внимание на то, что правонарушение всегда представляет собой деяние, т. е. акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения: действие или бездействие.

Читайте также:  Детские пособия в Калуге и Калужской области

Действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, а бездействие – пассивное невыполнение обязанности, т. е. человек должен был совершить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не совершил. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ) – действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) – бездействие.

Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, которые отражают существенные стороны данного явления. Ими является противоправность, виновность, наказуемость, общественная вредность.

Противоправность – важнейший признак административного правонарушения. Она свидетельствует о том, что лицо нарушает запрет, содержащийся в административно-правовой норме. Если совершенное деяние не предусмотрено законодательством, то оно не может считаться правонарушением даже в случае пробела в законе.

Противоправность означает, что действиями (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.К ним относится, например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, правил дорожного движения, оборота оружия и др. При этом противоправное деяние не обязательно связано наступлением вредных последствий, достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права. Главное, что соблюдение этих норм контролируется мерами административной ответственности. В связи с этим совершение деяния, причинившего вред общественным интересам, но не предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта, не влечет административной ответственности. Это означает, что применение норм административного права по аналогии не допускается.

Общественная вредность. В определении административного правонарушения, закрепленном в ст. 2.1 КоАП РФ, названный признак отсутствует, но он весьма важен для отграничения административного проступка от преступления.

Согласно ст. 14 УК РФ преступление признается общественно опасным деянием. При этом характер общественной опасности определяется прежде всего теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий и др.

Общественная вредность административных проступков обнаруживается в том, что, будучи отрицательным явлением в общественной жизни, они не влекут за собой тяжких последствий, способных причинить серьезный ущерб охраняемым законом объектам. В большинстве случаев административные проступки вообще не влекут вредных последствий, а содержат лишь возможность их наступления. Причина этого в том, что они являются нарушением различных общеобязательных правил, установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий. Поэтому само по себе нарушение или несоблюдение таких правил влечет административную ответственность независимо от наступления последствий.

Общественная вредность, являясь материальным признаком правонарушения, находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, т. е. в признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, количественные характеристики, позволяющие правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение.

Виновность – это сознательное и ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей деятельности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. То есть привлечение к административной ответственности без учета наличия вины невозможно.

Наказуемость как признак административного правонарушения означает возможность назначения наказания за совершение каждого правонарушения, угрозу наказанием при нарушении административно-правовой нормы. Однако следует иметь в виду, что далеко не все нарушения норм административного права могут рассматриваться в качестве проступков. Ими признаются лишь деяния, совершение которых влечет за собой применение мер наказания. Но компетентные государственные органы вправе освободить лицо от административной ответственности ввиду малозначительности деяния и ограничиться устным замечанием. Таким образом, реализация административных санкций не всегда сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным свойством.

Административные правонарушения нередко граничат с преступлениями.

Поэтому важно знать критерии, позволяющие отграничивать правонарушения от преступлений.

В юридической литературе нередко высказывается мнение, что административные правонарушения и преступления являются общественно опасными деяниями. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности. При этом считается, что степень общественной опасности административных правонарушений значительно ниже, чем степень опасности преступлений.

Как уже отмечалось, общественная опасность характеризует антисоциальную сущность деяния. Общественная опасность преступления проявляется прежде всего в том, что данное деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда наиболее важным интересам граждан, общества и государства. Административные правонарушения таких последствий повлечь не могут и следовательно общественной опасностью не обладают.

Есть противоправные деяния, которые всегда квалифицировались и будут квалифицироваться как административные правонарушения. Например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах. Вместе с тем существует немало деяний, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление.

Порядок рассмотрения дела

Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.

Работа ведется по следующей схеме:

  1. Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
  2. Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
  3. Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
  4. Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
  5. Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
  6. Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.

Способы защиты от субсидиарной ответственности

Для того, чтобы защититься от субсидиарной ответственности при ООО или АО (ПАО), не стоит занимать пассивно-выжидательную позицию. Противостоять обвинениям кредиторов или арбитражного управляющего нужно. В противном случае суд примет сторону истца.

Стратегии защиты:

  1. Провести анализ перспективности или ее отсутствия по делу о субсидиарной ответственности. Можно сделать это самостоятельно, изучив нормативные акты и судебную практику. Однако лицам, плохо разбирающимся в законе, будет сложно проанализировать ситуацию в сжатые сроки. Ряд компаний составляет так называемую карту рисков за сравнительно небольшое вознаграждение. В ней прослеживается несколько сценариев развития событий при использовании различных инструментов защиты.

  2. Обязательно оставить отзыв на заявителя. Ст. 61.15 закона «О несостоятельности» обязывает ответчика раскрывать свою точку зрения на предъявленные претензии. Рекомендуется перечислить все доводы, по которым привлечение к субсидиарной ответственности директора или учредителя неправомерно и не имеет смысла.

  3. Постараться восстановить финансовую документацию организации и ни в коем случае не скрывать ее от арбитражного управляющего. Даже попытка таких действий может стать причиной лояльности суда. Для восстановления финансовой документации следует обратиться к прежнему руководству, ФНС РФ, банкам, деловым партнерам. В случае, если контроль за документами был невозможен из-за болезни или другой уважительной причины (затопления, пожара), нужно также найти подтверждающие эти обстоятельства документы.

  4. Первым объявить о организации. Не стоит ждать, когда о неплатежеспособности фирмы сообщит кредитор. Лучше взять инициативу в свои руки и держать дело под контролем. Тогда у контролирующего лица будет больше времени, чтобы поправить дела предприятия. Кредиторы нередко пытаются ускорить процедуру банкротства для собственной выгоды. В итоге директор, акционер или учредитель даже не успевают выстроить линию защиты.

  5. Расторгнуть сомнительные договоры или объяснить истцу и суду, почему компания их заключила. не наступит, если контролирующее лицо докажет, что удорожание или снижение цены сделки произошло из-за рыночных изменений, сезонного спроса и других обстоятельств.

Главное – не бояться общаться с обвинителями. Тогда взыскание задолженности с руководителя обойдет его стороной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *