Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

Другие изменения в 44-ФЗ, которые действуют с 1 июля 2022 года

С 1 июля 2022 года в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, в том числе закрытых, заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Такие действия считаются надлежащим уведомлением.

Если контрагент не принял меры и не устранил причины, по которым заказчик решил расторгнуть контракт, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления (ч.12.1 статьи 95).

В случае если в одностороннем порядке расторгается контракт, заключённый по результатам закупки не в электронной форме (ч.12.2 статьи 95), такое решение передаётся лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне по его адресу, указанному в контракте.

В статье 45 Федерального закона 44-ФЗ с 1 июля 2022 года также действует уточнённый порядок получения средств по независимой гарантии от банков. Согласно пп.3 п.2, для получения неустойки в размере 0.1% от суммы за каждый день просрочки заказчику необходимо предъявить требования о выплате, пока не закончился гарантийный срок.

Кроме того, с 1 июля заказчики обязаны предъявлять претензии контрагентам, которые нарушили условия контракта в электронной форме через ЕИС. Результат рассмотрения претензий поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику также через ЕИС.

Признаки электронных торгов

Всем электронным торгам присущи общие системные признаки:

  1. В торгах принимают участие 3 стороны:
  • Организатор торгов. Организатором торгов является лицо, заключившее с оператором электронной площадки договор с целью поиска лица, заинтересованного в заключении сделки с имуществом (имущественными правами), выставленном на торги в качестве лота;
  • Пользователи электронной площадки. Пользователи электронной площадки — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, имеющие намерение приобрести информацию, хранящуюся в информационной системе оператора электронной площадки или использующие указанную информацию с целью заключения договора, предметом которого является реализация товаров, работ или услуг;
  • Оператор электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки — российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся законными правообладателями размещенной в сети «Интернет» информационной системы общего пользования, с использованием которой участники электронного взаимодействия посредством обмена информацией проводят торги.
  1. Торги проводятся на электронной торговой площадке.

Аккредитация на электронный аукцион по 44-ФЗ

Чтобы получить доступ к участию в электронном аукционе по 44-ФЗ, участнику требуется пройти процедуру аккредитации на электронной площадке.

Существует 8 официальных электронных площадок. Крупнейшие торговые площадки – Сбербанк-АСТ, РТС-тендер и Росэлторг.

На этих трех площадках в 2018 году было проведено 92% всех электронных аукционов по 44-ФЗ. Далее с большим отрывом идут Национальная электронная площадка и Заказ РФ.

Срок аккредитации на электронный аукцион по 44-ФЗ составляет до 5 рабочих дней, выдается аккредитация на 3 года. Аккредитованные участники включаются в реестр поставщиков на каждой торговой площадке. Возможна срочная аккредитация в срок от 1 часа.

Ознакомиться со списком необходимых документов для аккредитации.

После получения аккредитации, можно участвовать во всех торгах на площадке при условии внесения обеспечения на площадку.

Получить аккредитацию на площадках

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

На каких площадках проводятся ЭА?

Что такое электронная площадка? Это интернет-ресурс, специально созданный для проведения электронных торгов.

На сегодняшний день работают 8 «федеральных» ЭТП + 1 специализированная площадка. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018 г. На спецплощадке под номером 9 проходят закрытые торги в электронной форме, посвященные гособоронзаказу (ГОЗ).

Вот названия этих ЭТП:

  1. АО «Сбербанк-АСТ»;
  2. ООО «РТС-тендер»;
  3. АО «Единая электронная торговая площадка»;
  4. Национальная электронная площадка;
  5. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  6. АО «Российский аукционный дом»;
  7. АО «ТЭК – Торг»;
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  9. ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

На базе этих 9-ти ЭТП проводятся не только электронные аукционы, но и остальные электронные закупки.

В каких случаях ЭА признается несостоявшимся

Случаи, когда электронный аукцион может быть признан несостоявшимся, описаны в ст.52 44-ФЗ:

  • поступила лишь одна заявка на участие в торгах на момент завершения срока приема заявок;
  • только одна из поступивших заявок была признана комиссией соответствующей требованиям извещения о процедуре;
  • не было подано ни одной заявки на момент окончания срока подачи заявок;
  • все участники процедуры, не отозвавшие в соответствии с 44-ФЗ заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта;
  • заказчик на основании ч.9 и 10 ст.31 44-ФЗ не стал заключать контракт с участником, подавшим единственную заявку, либо только одна заявка соответствовала требованиям.

Заявка на участие в электронном аукционе

С 1 января 2022 года участник ЭА подает так называемую единую заявку, т.е. она не разделена на 1-ю и 2-ю части, как это было раньше.

В заявке на электронный аукцион отражается следующая информация.

Об участнике процедуры:

  • решение о согласии на совершение крупной сделки или о ее последующем одобрении. Решение необходимо, если заключение контракта, предоставление обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта является для участника крупной сделкой (пп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ);
  • документальное подтверждение участника требованиям, установленным по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, например, выписки из реестров лицензий, из реестров СРО, лицензии на использование результата интеллектуальной деятельности и т.д. Данные документы предоставляются, если заказчик установил такие требования, или они необходимы в соответствии с законодательством;
  • декларация о соответствии участника требованиям, установленным п. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ (пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ);
  • реквизиты счета участника для оплаты контракта. Названные сведения не предоставляются, если в силу закона такой счет открывается после заключения контракта.
Читайте также:  На каком этапе строительства можно зарегистрировать дом

О товаре, при закупке товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ, оказании услуг):

  • сведения и документация, установленные соответствующими НПА, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ, если в извещении установлены запреты, ограничения, условия допуска. При непредоставлении таких документов заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение об иностранных товарах (работах, услугах);
  • предложение участника закупки в отношении товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ (оказании услуг), с указанием:

— характеристики поставляемого товара, соответствующего критериям, установленным в описании объекта закупки, и товарного знака (при наличии). Сведения можно не указывать, если в описании объекта закупки указан товарный знак и к поставке предлагается товар с ним же, либо если в описание объекта закупки включена проектная документация или смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ);

— наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;

Важно: если предлагается иностранная продукция, в отношении которой действует запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, то оператор ЭТП должен вернуть такую заявку (пп. «д» п.5 ч.6 ст.43 44-ФЗ).

  • документальное подтверждение соответствия товара, работы или услуги требованиям законодательства. Документы предоставляются для определенных товаров в том случае, если заказчик установил такое условие в извещении. Например, документом, подтверждающим регистрацию товара при закупке лекарств, является копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12.10.2020 г. № 24-02-06/88891). В иных случаях, если в соответствии с законодательством РФ документы передаются вместе с товаром (копия паспорта изделия, сертификат качества и др.), требование о предоставлении таких документов на этапе подачи заявок неправомерно, так как в этот момент участник не обязан иметь товар в наличии.

Согласно ч. 1 ст. 51 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 2 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Шаг 4. Провести завершающий этап

Вторая фаза стартует, если по прошествии 10 минут от последнего ценового предложения ни один из потенциальных поставщиков не предложил новую сумму. Этот этап продолжается 10 минут, каждый участник вправе понизить свою предложенную ранее цену, не обращая внимания на шаг. Но сумма не занижается более минимальной предложенной на первом этапе.

Время начала торгов: 12:00:00

НМЦК — 1 000 000 руб

ЦП 1 950 000 12:05:00
ЦП 2 900 000 12:10:00 (5 минут от последнего)
ЦП 1 850 000 12:19:00 (9 минут от последнего)
12:29:01–12:39:01 вторая фаза

Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ

Контракт может быть заключен не ранее 10 дней с даты публикации протокола подведения итогов.

В течение 5 дней с момента публикации протокола заказчик отправляет победителю через электронную площадку проект контракта для подписания. У победителя есть 5 дней, чтобы подписать его и внести обеспечение.

Если по проекту возникают разногласия, заказчику направляется протокол разногласий. У заказчика есть 3 рабочих дня на рассмотрение протокола разногласий и направление исправленного или исходного проекта контракта с описанием причин отказа (без своей подписи).

Участник в течение 3 рабочих дней подписывает госконтракт. Затем заказчик в течение 3 рабочих дней размещает подписанный им и заключенный контракт. Таким образом, разногласия могут занять 9 рабочих дней.

В каких случаях электронный аукцион может быть признан несостоявшимся?

  • Если подана 1 заявка или не подано ни одной заявки для участия в электронном аукционе по окончании срока их подачи.
  • Если аукционная комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе всем участникам, подавшим первые части заявок, либо если комиссия допустила только одного участника к участию в электронном аукционе.
  • Если никто из участников не подал предложение о цене в течение 10 мин. после начала проведения ЭА.
  • Если аукционная комиссия принята решение о том, что вторые части заявок не соответствуют требованиям, установленным документации об ЭА.

В чем преимущества и недостатки проведения электронного аукциона для заказчика?

+ возможность заключения контракта по наиболее низкой цене в сравнении с начальной максимальной ценой контракта;

Читайте также:  Помощь от государства на развитие бизнеса: что получат ИП и ООО

+ возможность привлечения к организации и проведению ЭА специализированной организации;

+ гарантия отсутствия претензий к заказчику относительно тех действий, которые выполняются оператором электронной площадки: прием заявок, регистрация, хранение электронных документов, в том числе и возврат обеспечения заявок.

– возможны технические неполадки на электронной площадке, что может привести к нарушению каких-либо сроков.

– данная процедура занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, закупка у единственного поставщика.

– отсутствие гарантии заключения контракта с победителем, так как он может уклоняться от заключения контракта.

– отсутствие гарантии того, что электронный аукцион не будет признан несостоявшимся по ряду причин.

– невозможность оценить качество предоставляемых работ, товаров, услуг, так как победитель определяется только исходя из предложенной цены.

В каких случаях Заказчик обязан и имеет право проводить закупки путем проведения аукциона в электронной форме

Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг:

  • Включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р).
  • Либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Когда проводят электронный аукцион

Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по 44 ФЗ, статья 59 регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС. Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. Главным критерием выбора победителя на открытом аукционе в электронной форме 44 ФЗ называет наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Торги могут проходить и в форме редукциона, подробнее об этом — в статье «Чем отличается аукцион от редукциона».

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8 и утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ:

  • ЕЭТП, «РТС-тендер»;
  • Сбербанк-АСТ;
  • «Электронные торговые системы»;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «ТЭК-Торг»;
  • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Итак, итоговый протокол опубликован в ЕИС. Через 10 дней (не ранее) контракт может быть заключен (ч. 9 ст. 83.2).

В течение 5 дней после публикации итогового протокола в ЕИС заказчик направляет в ЕИС и на ЭТП неподписанный проект договора.

После этого в течение 5 дней исполнитель подписывает проект контракта электронной подписью и размещает его в ЕИС вместе с подтверждением оплаты ОИК.

Однако при возникновении разногласий по проекту договора, победитель размещает в ЕИС подписанный электронной подписью протокол разногласий. В протоколе разногласий он отражает свои замечания по положениям контракта, ссылаясь на соответствующие пункты.

У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы учесть замечания и доработать проект контракта, либо повторно опубликовать его в ЕИС. При этом заказчик готовит отдельный документ с указанием причин отказа.

После размещения в ЕИС доработанного проекта контракта или исходного проекта с отдельным документом о причинах отказа, победитель в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный проект контракта и подтверждение перечисления ОИК.

В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает электронной подписью контракт и размещает его в ЕИС. После этого контракт будет заключен.

Преимущества открытых аукционов

Всем специалистам в сфере госзакупок хорошо известно, какие трудности появляются, когда проводятся тендеры по традиционным схемам — значительные временные и финансовые траты и многое иное. Если сравнивать с простым тендером, то открытый аукцион в электронной форме обладает целым рядом положительных сторон:

  • непродолжительный период, в ходе которого проводятся процедуры;
  • экономия финансов, выделяемых из бюджета, на то, чтобы организовывать и проводить торги;
  • прозрачные и открытые правила, утвержденные для закупок;
  • справедливая конкуренция, которая исключает неценовые способы ведения борьбы;
  • участие в открытых аукционах возможно из всякой точки планеты, где есть интернет, без необходимости покидать собственное офисное учреждение, что достаточно удобно;
  • равные права, существующие для всех поставщиков;
  • повышенная степень безопасности и защищенности, возможность использовать цифровую подпись;
  • открытый аукцион доступен для малых предприятий, которые ранее не могли войти в сферу госзакупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *