В России обновили ФГОС начального и основного общего образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России обновили ФГОС начального и основного общего образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Единый стандарт общего образования хотели разработать и применить уже в 2022 году. Но из-за пандемии все затянулось. Министерство просвещения обещает подготовить законопроект о едином стандарте федеральных общеобразовательных программ (ФООП) уже к началу 2023 года. Так что дети в новом учебном году будут учиться по-другому.

Цифровизация образования

Первая индустриальная революция породила массовую школу. Вторая — сделала ее общеобразовательной, сформировав современную классно-урочную систему. Третья — дала в руки каждому учебник, привела ко всеобщему среднему образованию. Начавшаяся сегодня четвертая индустриальная революция вызывает к жизни непрерывно совершенствующуюся школу с персонализированной, ориентированной на результат моделью организации образовательного процесса (которая расширяет границы привычной классно-урочной системы).

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно:

  1. Развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит строительство дата-центров, появление новых каналов связи и устройств для использования цифровых учебно-методологических материалов.
  2. Внедрение цифровых программ. Другими словами, создание, тестирование и применение учебно-методических материалов с использованием технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и так далее.
  3. Развитие онлайн-обучения. Постепенный отказ от бумажных носителей информации.
  4. Разработка новых систем управления обучением (СУО). В дистанционном образовании СУО называются программы по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения обеспечивают равный и свободный доступ учеников к знаниям, а также гибкость обучения.
  5. Развитие системы универсальной идентификации учащегося.
  6. Создание моделей учебного заведения. Чтобы понять, куда должно двигаться школьное и университетское образование в плане технологий, нужны примеры того, как это должно работать в идеале: с использованием новых СУО, инструментов и устройств Индустрии 4.0 и так далее.
  7. Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий.
Читайте также:  Стоимость оплаты за посещение детсадов выросла в Красноярске с 1 февраля

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются. Современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями, и дальнейшая ее трансформация неизбежна.

В школах 50 регионов России уже в этом году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой:

  • 3D-принтерами и программным обеспечением для 3D-моделирования;
  • интерактивными панелями;
  • конструкторами по робототехнике;
  • VR-очками;
  • лабораториями и комплектами датчиков для проведения экспериментов;
  • устройствами и программным обеспечением для организации медиазон.

Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Изменения нового ФГОС, касающиеся учителей

Сейчас рассматривается проект нового Профстандарта, и в нём заметно серьёзное влияние обновлённых ФГОС. Новые требования обязуют педагогов уметь использовать для работы с образовательным контентом цифровые сервисы.

Снова активно обсуждается многоэтапная научная и методическая экспертиза школьных учебников, как это было в советское время. Так Совет Федерации трудится над законом, согласно которому учебники истории смогут оценивать лишь на государственном уровне.

Минпросвещения уже подготовило и опубликовало федеральный перечень учебников, которые соответствуют новым ФГОС. В список вошли 2 366 книги.

Полный переход на электронные носители в школах пока не запланирован — учебники продолжат печатать на бумаге.

В 2022 году стартует внедрение федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Моя школа», которая позволит заменить в школах лицензионные программные продукты компании Microsoft.

Запрет на просветительскую деятельность

Понятие “просветительская деятельность” было введено в законодательство в 2021 году в рамках ФЗ об образовании. Сейчас правительство дорабатывает постановления, которые регламентируют формат, условия, порядок осуществления этой деятельности в школах, вузах, учреждениях дополнительного образования.

Главная идея заключается в том, что мероприятия по просветительской деятельности должны быть прозрачны и открыты для контроля. По мнению авторов закона, это позволит предупредить «негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс» в России.

Читайте также:  Страховая отказывает в выплате

Школу проект практически не затрагивает: то, что там происходит, считается образовательной деятельностью, а не просветительской. Другое дело — совместные вузовские проекты с зарубежными партнерами (научные исследования и программы, межвузовский обмен студентами, преподавателями или учебниками), которые теперь предлагается согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения.

Документ встретил большую критику со стороны научной и студенческой общественности. Президиум РАН и студсоветы ряда крупных отечественных вузов выступили с просьбой отклонить законопроект. Кремль пока ответил, что будет “следить за правоприменением закона”.

Статистика приемной кампании — 2022

UPD от 29.11.22: Большинство выпускников 2022 года поступили в вузы своих регионов. При этом многие подавали документы в один вуз из пяти возможных. Известно, что 44% абитуриентов отправляли заявления только на одно направление подготовки из 10 возможных.

Средний проходной балл на бюджет в 2022 году составил 69,05, а на платное — 64,53. Высокобалльники выбирали МГУ, ВШЭ, Казанский федеральный университет, Уральский федеральный университет, МИРЭА. Популярностью у высокобалльников пользовались экономика, информатика, клиническая медицина, образование.

В 2022 году в вузы поступили 1060 победителей и призеров олимпиад. Они выбирали крупные столичные вузы: ВШЭ, МГУ, МФТИ, МГИМО, РУДН.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *