Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах — постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение). Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов — уголовно-исполнительной системы Минюста России», департамента судебных приставов, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.
Уголовно-исполнительное право имеет своей целью обеспечение исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за преступление, но и исправляло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам общежития, предупреждало совершение преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Под исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания.
В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных.
Исправление – это формирование в осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции, предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на достижение цели общего предупреждения – общей превенции.
Раньше перед исполнением наказания ставилась цель исправления и перевоспитания осужденных.
Исправление и перевоспитание имеют разные смысловые значения в нравственном и юридическом аспектах.
В нравственном аспекте исправление означает изменение к лучшему отдельных взглядов, отдельных сторон человека, когда в целом личность не нуждается в коренной перестройке.
Перевоспитание – это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.
В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека. Исправить – значит добиться такого положения, когда лицо больше не совершает преступлений.
Перевоспитание – это исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена общества.
Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений как в период наказания, так и после его отбытия.
Исполнение наказания имеет также целью не допустить совершения преступления иными лицами, т. е. реализует цель общей превенции.
Таким образом, цели уголовно-исполнительного права как бы вытекают одна из другой, являясь звеньями одной цепи. Задача одного звена вытекает из задачи предшествующей, она же служит средством новой задачи в следующем звене.
Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова выступает обеспечение исполнения наказания. Это означает создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель – исправление осужденных.
В то же время исправление осужденных является средством достижения цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т. е. цели частной превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели предупреждения преступления иными лицами – цели общей превенции.
Таким образом, достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед всеми правоохранительными органами, – способствовать уменьшению преступности.
Под системой законодательства понимается упорядоченный определенным образом перечень нормативных актов. Систему уголовно-исполнительного законодательства образует совокупность юридических норм, определяющих исполнение назначенного судом уголовного наказания.
Система уголовно-исполнительного законодательства – это прежде всего упорядоченная совокупность, отдельные части которой занимают строго определенные места внутри этой системы и находятся в определенной зависимости от юридической силы того или иного нормативного акта.
Конституция РФ – основа и источник уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции Российской Федерации. Основным законодательным актом в области исполнения уголовных наказаний является Уголовно-исполнительный кодекс, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г., одобренный Советом Федерации 25 декабря 1996 г. и вступивший в силу с 1 июля 1997 г.
Уголовно-исполнительный кодекс состоит из Общей и Особенной частей (восьми разделов).
Общая часть содержит основные положения уголовно-исполнительного законодательства, рассматривает правовое положение осужденных и указывает, какие учреждения и органы исполняют наказания и кто осуществляет контроль за их деятельностью. Этому посвящен первый раздел Кодекса.
Особенная часть состоит из семи разделов, в которых рассматриваются следующие вопросы: виды исполнения наказаний, связанных с лишением свободы.
Вторым основным законодательным актом в области исполнения уголовных наказаний является Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». В нем детально рассмотрены организация и порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих этот вид наказания, а также основные права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Имеются и другие законы в области исполнения уголовных наказаний. Правительство РФ и отдельные министерства (внутренних дел, юстиции) могут издавать и иные нормативные акты, не входящие в систему уголовно-исполнительного законодательства, но также подлежащие исполнению, если приняты на основании и во исполнение действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Так, 16 июня 1997 г. принято Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. В нем определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права. 4 июня 1997 г. принято Положение о дисциплинарной воинской части. В нем определены задачи и функции названных воинских подразделений.
Таким образом, уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль права есть система установленных органами государственной власти юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний.
Субъекты организации и развития уголовно-исполнительной политики Российской Федерации
Основой уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является, прежде всего, направленность ее государственно-властных действий. Именно этим отличаются ее субъекты образования и развития, главные из которых являются:
- Президент Российской Федерации. В его компетентность на государственном уровне входит выявление определенных направлений как во внутренней, так и во внешней политике. Следуя статье 80, части 3 Конституции Российской Федерации, борьба с преступностью является главным компонентом внутренней политики страны. Развитие уголовно-исполнительной политики Российской Федерации является основной деятельностью президента и проявляется в подтверждении стратегии и тактики развития уголовно-исполнительной системы, решениях о реформах отдельных компонентов УИС.
- Основной целью Федерального Развития Российской Федерации является образование и развитие уголовно-исполнительной политики. Главным назначением Федерального собрания Российской Федерации является принятие обязательных нормативных правовых актов, таких как кодифицированные законы ( УК Российской Федерации, УИ кодекс Российской Федерации и другие) и принятие и подтверждение законов об амнистии, что в свою очередь оказывает действие на количественные и качественные данные о преступности в Российской Федерации.
- Другие органы уголовно-исполнительной политики государственной власти Российской Федерации реализовывают саму уголовно-исполнительную политику, используя деятельность определенных органов и должностных лиц.
Принципы УИП — осн. руководящие идеи, кот. выражают взгляды гос-ва на общественные отношения, связанные с исполнением уг.наказаний. Принципы УИП можно разделить на 2 группы: общие и спец. Общие — такие пр-ы, кот исп-ся не только в УИП, но и в др отраслях права. Спец-е, кот исп-ся только в УИП. К числу общих относятся: 1.пр-п законности. Зафиксирован во всеобщей декларации прав человека и в др НПА. Суть в том, что во всех сферах общ.отношений, в т.ч. и в УИП должно быть обеспечено верховенство закона. 2. Пр-п гуманизма. Зафиксирован во ВДПЧ. Суть в том, что: какое бы преступление не совершил осужденный он не должен быть подвержен пыткам, слишком жестоким и не унижающим достоинства личности видом наказания. 3. Демократизма. Суть в том, что: какое бы прест-е не совершил осужд-ый, он яв-я субъектом права. Т.е. он имеет определенные права и обязанности, кот. должны соблюдать органы, исп-е наказания. К числу специальных принципов УИП относятся: 1. равенства всех осужденных перед законом, вытекает из общеконституц при-па равенства всех перед законом и судом. 2. дифференциации уг.наказаний. Суть в том, что строгость уг.наказ зависит от тяжести соверш преступления. Т.е., чем более тяжкое прест совершил осужд., тем более строгое наказание он должен понести. 3. рационального исп-ия средств исправления. Суть в том, что итоговой целью любого вида уг.нак яв-я полное исправление осужд и его адаптация к обычной жизни.
Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)
Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.
Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.
Понятие и структура уголовно-исполнительной системы
Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:
- учреждения, исполняющие наказания;
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных — ФСИН РФ).
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:
- следственные изоляторы,
- предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
- научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Для реализации уголовно-исправительной политики нужна правильная стратегия.
Она состоит из тактики:
- демократизации деятельности колоний;
- разработок наказаний, которые заменили бы лишение свободы;
- планов для включения организаций в работу по исправлению осужденных.
Стратегическому исполнению наказаний характерна стабильность, изменения возможны из-за коренных экономических, идеологических преобразований. Направление к достижению цели, способы их осуществления, могут изменить курс:
- при новых политических взглядах по отношению к осужденным;
- других экономических позиций в стране;
- реорганизации производства в исправительных учреждениях, где труд осужденных используется по иным установкам;
- в воспитательной работе произошла деполяризация;
- поменялись организационные основы в исполнительной системе.
Когда экономически устойчивое, развитое государство ставит высокую цель с фундаментальной стратегией, тогда реализация не зависит от политики.
Основные задачи и функции
К функциям системы относятся:
- применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
- содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
- контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
- отстаивать права и интересы заключенных лиц;
- обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
- обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
- создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
- привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
- осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
- предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.