Целостность государства: понятие и ее обеспечение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целостность государства: понятие и ее обеспечение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность — признак и ценностное свойство государства

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Как понимать целостность? Что такое сделать, чтобы ее добиться? Это вопрос, волнующий многих. Большинство людей ставят перед собой как цель внешнюю успешность: головокружительную карьеру, прорыв к власти, материальную независимость. Но мало тех, кто действительно переживает о чистоте своих мыслей и действий. Вследствие этого появляется интересный парадокс. К примеру, чем богаче и успешнее человек, тем больше он ощущает внутреннюю пустоту, апатию и уныние. Разочарование идет с такими людьми за руку. На душе у них постоянное отвращение. Это происходит от того, что они ставили на первое место финансовые цели, а вот о развитии личности не задумывались. За это приходится расплачиваться депрессией и отчаянием. Когда духовный мир человека становится полной чашей, тогда и приходит внутренняя успешность и счастье.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Целостность государства: понятие, ее обеспечение.

Государство – это одна из разновидностей социальных систем, которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено прежде всего тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т. д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т. д. , но в рамках единого, общего или целого.

Целостность – это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

[2]

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобразуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с первобытными социальным регуляторами, т. е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты, как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства – как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правящего режима и не только определенным результатом предшествующего исторического развития общества. Охраняя свою целостность – политическую, экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую – государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (т. е. государства) природный «инстинкт», с потерей которого возникают различного рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости, стабильности, реализующийся в определенном политическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность – первичный доминирующий и детерминирующий фактор государства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов, и, во-вторых, что целостная социально-политическая система – единственно возможная форма существования государства. Последнее может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелостная система – теоретический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его политической деградацией, развалом как определенной системы, как целого. Перефразируя известные слова Монтескье, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случайности.

Целостность и суверенитет являются выражениями не просто целостно-суверенной политической власти, а власти легитимной как на национальном, так и международном уровне. Степень развитости производительных сил общества, демократии, культуры, права и свободы человека выступают естественными факторами, ограничивающими возможности власти, государства.

Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)

Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.

Общество не может существовать без власти. Власть необходима, для того чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.

Власть – это:

  • способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;
  • функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;
  • сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;
  • реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть (10 класс)

Теория разделения властей зародилась в XVII–XVIII вв. в Европе. Её целью было ограничить абсолютную власть монарха. Когда все полномочия в государстве принадлежат одному лицу, оно может использовать власть в своих личных интересах, никто не в силах ему помешать. Поэтому было предложено разделить власть на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти независимы, автономны, для принятия большинства решений необходимо согласие нескольких органов.

Законодательная Исполнительная Судебная
Принимает законы, утверждает государственный бюджет Исполняет принятые решения, оказывает государственные услуги гражданам Решает правовые споры и накладывает юридическую ответственность
Коллективный представительный орган – парламент Правительство Суды

Вопрос 12 Целостность государства: понятие и ее обеспечение

3.

1 Определение конституционно-правового статуса РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1)Российская Федерация – суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве.

2)Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в включает в себя15:

      • территории ее субъектов (сухопутная территория);
      • внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;
      • территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;
      • воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.
Читайте также:  Социальные карты учащегося, студента, ординатора и аспиранта

Согласно ч.3 ст.4 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории1.

Положение о целостности и неприкосновенности территории России органично вытекает из территориального верховенства Российской Федерации.

Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета Российской Федерации.

Теория государства и права — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

  • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

Это интересно: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Это интересно: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Роль нормотворческой деятельности органов внутренних дел в конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности России

В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.

Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .

Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.

Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.

Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.

Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.

Лекция 4. Основные принципы международного права

  • 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
  • 5.2 Понятие и признаки государства
  • 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
  • 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
  • 3.3 Экономические системы и собственность

Смысл любого государства заключается в том, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть представляет собой возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле других людей. Однако характеризовать сущность власти только данными категориями не совсем правильно. Она дополняется другими важнейшими характеристиками, в том числе суверенитетом, политическим режимом и т.д. Только совокупность всех характеристик позволяет говорить о самостоятельности власти и ее наличии в принципе.

Власть имеет следующие признаки:

  • Социальность. Власть складывается по причине возникновения отношений между людьми, то есть возникновение власти возможно лишь в социуме.
  • Волевой характер власти. Власть представляет собой проявление человеческой воли, той стороны сознания человека, которая активна и находится в стремлении изменить жизнь людей.
  • Власть должна обладать определенными средствами и методами для ее реализации.
Читайте также:  Проверки в 2023 году — продлен мораторий на проверки малого бизнеса

Государственная власть отличается от иных видов власть по следующим признакам: монополия на издание нормативно-правовых актов и применение государственного принуждения. Государственная власть характеризуется универсальностью и всеобъемлющим характером, широкой распространённостью, возможностью закона применять принуждение. Кроме того, власти может признать ничтожной любую иную властно в пределах своей территории. Государство власть является структурированным. Она реализуется в виде особого аппарата, государственных органов, который находится в техно иерархической взаимосвязи подчиненность.

Суверенитет представляет собой независимость государственной власти внутри страны и на международной арене, независимо от любых факторов. Суверенитет характеризуется внутренней и внешней стороной.

Внутренний суверенитет представляет собой верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость, в том числе от политических партий и общественных организаций. Внешний суверенитет характеризуется независимостью государства на международной арене, за приделами страны. Внешняя сторона суверенитета заключается в возможности государства самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, а также выстраивать взаимоотношения с другими государствами. Другие государства не вправе вмешиваться во внутренние дела государства. Государство имеет право создавать по своему усмотрению объединения, представляющие интересы данного государства на международной арене, имеет право входить в международные организации и выходить из них. Кроме того, государство должно обеспечивать свою целостность и неприкосновенность, а также не посягать на целостность и неприкосновенность других государств.

Важную роль в обеспечении независимость власти играет политический режим, как способ осуществления государственной власти, в основе которой лежат определенные принципы организации властных отношений. Политический режим может основываться на принципе демократии, авторитарности и т.д.

Общество не может существовать без власти, она необходима для того, чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.

Власть – это…

… способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;

… функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;

… сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;

… реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.

Только в начале XIX века люди поняли, что власть должна быть легитимной, то есть так или иначе обоснованной. Существует три вида легитимности власти:

  1. Традиционная. Власть устанавливается на основе традиций, обычаев, привычек, которые существуют издавна, являются священными, непоколебимыми. Этот вид легитимности присущ монархиям: правитель, по традиции, передает власть своему преемнику (способы выбора преемника может быть разным), и эта традиция – священна, никто из жителей страны не сомневается в правах на власть самого правителя и его преемника.
  2. Легальная или рационально-правовая. Власть устанавливается на основе юридических норм, которые регулируют отношения руководства и подчинения. Этот вид легитимности характерен для конституционных государств: в конституции (и других законодательных актах) четко прописана процедура избрания президента, и человек, которого, следуя этой процедуре, назначили главой государства, в глазах жителей страны имеет законное право на власть.
  3. Харизматическая. Власть принадлежит лидеру, сила и авторитет которого не подлежат сомнению. Харизматические лидеры, как правило, неофициальные, однако иногда они добиваются государственных постов. Хороший тому пример – В.И. Ленин.

Все составные части политической системы общества (государство, политические партии, общественно-политические объединения) осуществляют политическую власть. Ее центральное звено – государственная власть, а остальные части политической системы осуществляют только политическую негосударствен��ую власть.

Разные политические концепции по-разному объясняют происхождение государства:

  1. Концепция насилия (Д. Юм, Е. Дюринг) предполагает, что институт политической власти сформировался в результате узурпации (начала внутренней, когда один член племени получил власть над остальными, а затем внешней – когда одно племя получило власть над другими).
  2. Договорная концепция (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) состоит в том, что люди выбрали себе лидера, добровольно согласились пожертвовать частью своих свобод ради безопасности и стабильности. Избранный лидер несет перед обществом ответственность, выполняет определенные обязанности.
  3. Марксистская концепция (К. Маркс) объясняет появление государства необходимостью, которая возникла из-за развития и усложнения экономических отношений. Распространение более эффективных железных орудия повышало производительность труда, это, в свою очередь, приводило к появлению излишков продукта и, следовательно, к обогащению некоторых членов общества. Так появилось материальное неравенство, а вслед за ним – и социальное, сформировались классы. Наиболее богатые классы старались укрепить свои позиции в обществе, накапливая богатство и стараясь удержать, сохранить его. Так сформировалось государство.
  4. Теологическая концепция (Фома Аквинский, Августин Блаженный) состоит в том, что земные государства – это отражение «божественного порядка», при этом правитель государства – «божий помазанник», «наместник Бога на земле».

Теория государства и права — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

  • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Теория целостного государства.

Происходящее в условиях глобализующегося мира усложнение внутренних процессов функционирования федеративных государств, изменение в целом их роли на международной арене, распад одних федераций (Чехословацкой федерации в 1993 г., Югославии (СФРЮ) в 1992 г., СССР в 1991 г.), проявление кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных государственных образований (Канада,

Австралия, Бразилия, Бельгия, Швейцария и др.) требуют поиска наиболее оптимальных форм и методов обеспечения государственной целостности. В связи с этим необходимо изучение различного опыта, в том числе и зарубежного, так или иначе связанного с обеспечением государственной целостности федераций. Именно государственная целостность является естественной чертой независимых государств.

Как сказал СМ. Липсет, «если вы знаете одну страну, Вы не знаете ни одной». «Сегодня как никогда ранее возросла необходимость более широкого использования сравнительного метода в правовых исследованиях» . По мнению А.В. Саленко: «Бесспорным плюсом сравнительного метода является то, что с его помощью гораздо проще выявить сильные и слабые стороны изучаемого явления»2. Немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц отмечают, что «правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследований любой национальной системы» .

Поэтому, как видится, федералистский компаративизм позволит исследовать и сравнить конституционно-правовое обеспечение государственной целостности в зарубежных странах в современной мировой практике. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность конституционно-правового механизма, направленного на укрепление целостности государства и федерализма в России.

Современное государство является одним из сложнейших политико-правовых институтов. И для любого государства, в том числе федеративного государства, проблема обеспечения целостности относится к жизненно важным вопросам.

В настоящее время вопросы сохранения государственной целостности страны актуальны и для конституционной практики Германии, США и Канады. Здесь важным является то, что они входят в шестерку государств с исторически сложившейся системой федеративных отношений. На земном шаре «отдельные федеративные государства, обладая военной мощью, экономическим потенциалом и природным ресурсами, определяют политику мирового сообщества в своих интересах и навязывают иным участникам международных отношений определенную линию поведения (США, Россия, Германия). Нередко противостояние происходит непосредственно между ними. Поэтому имеются все основания утверждать, что некоторые федерации являются государствами, определяющими политическую ситуацию в мире (Германия, Канада, Россия, США)»1.

Но подходы к решению этого вопроса различны. Во многом это можно связать с теми историческими условиями, в которых формировалась та или иная федерация. Если для федераций североамериканского континента Канады и США, сравнительно «недавно» возникших как государственные образования и расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности, в частности, «формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций, то в Европе ситуация выглядит уже несколько иначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации .

Прежде всего, стоит отметить, что фундаментальные положения международного права, закрепленные в Уставе ООН2 и Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и других международных документах базируются на необходимости соблюдения стабильности в существующей системе международных отношений и относят вопрос о целостности современного государства к его внутреннему законодательству, а опыт современных развитых федераций показывает, что основной упор делается на профилактические, предупредительные меры по сохранению целостности государства.

Читайте также:  Почему за килл с Зевса не дают деньги

Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что некоторый «эгоизм» земель и определенные внутрипартийные интересы таят в себе опасность размывания федеративного принципа, подчеркнем, что современная дискуссия о федерализме в Германии показывает, что федеративный принцип является надежным механизмом обеспечения политической, социальной и экономической стабильности общества и как следствие целостности всего федеративного государства.

Обеспечение государственной целостности России на уровне субъектов федерации является частью общей проблемы обеспечения целостности федеративного государства. В связи с этим субъекты федерации решают двойную задачу: во-первых, сохраняют свою целостность и уникальность как субъекта федерации с учетом различных интересов проживающего на его территории населения (целостность субъекта как часть общей целостности). При этом не должно быть противопоставления целостности субъекта федеративной целостности; во-вторых, обеспечивают государственную целостность России как федерации.

Поэтому, при закреплении отношени�� центра с регионами необходимо учесть существование естественных причин асимметрии федеративных отношений Российской Федерации, среди которых следует назвать этническое, географическое, климатическое и экономическое многообразие субъектов. Они не устранимы.

Дискуссии о проблемах федеративного устройства России показывают, что в настоящее время ведется научный и практический поиск такой модели федеративных отношений, которая смогла бы обеспечить последовательное преодоление еще сохраняющихся противоречий федерального и регионального законодательства и государственную целостность.

Стоит присоединиться к мнению, что «для сохранения целостности государства и создания политической стабильности необходим учет всего многообразия интересов России, как в этническом, так и в региональном аспекте. Только этот принцип может объединить Россию» . В связи с чем и предлагается вести речь о разработке конституционно-правового механизма с учетом этих особенностей.

Практика конституционного и законодательного нормотворчества, сложившаяся на всех уровнях, говорит о том, что проблемы укрепления российской государственности, территориальной целостности и единства правового пространства, развития федеративных отношений приобретают принципиальное значение. Нормотворчество субъектов становится все более значительным фактором, влияющим на целостность российского государства.

С точки зрения исследуемого конституционно-правового механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации конституционно-правовое регулирование охватывает уровни субъектов федерации и муниципальных образований, расположенных на их территории.

Безусловно, ни Российская Федерация, ни ее субъекты, являющиеся частью целого, определяемого как федерация, не могут рассматриваться вне связей друг с другом. Как писал Г.В.Ф. Гегель, — часть вне целого — уже не часть, а иной объект, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства . Но также очевидным является и то, что исследование целого, т.е. федерации, без учета его частей, т.е. субъектов федерации невозможно, ибо не будут выявлены и раскрыты свойства ни целого, ни его частей, ни характер их взаимодействия в целях поддержания целостной федеративной системы.

Поэтому важность такого регулирования заключается в том, что оно способно более четко, детально регулировать отношения в сфере обеспечения государственной целостности России, среди которых можно выделить следующие: 1. взаимоотношения регионов с федеральным центром, исходя из позиции регионов; 2. взаимоотношения между субъектами федерации по поводу их территорий и границ, а также в экономической, культурной и иных сферах; 3. взаимоотношения внутри субъекта между территориальными образованиями, в том числе и по вопросам их границ; 4. взаимоотношения органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления. 5. взаимоотношения между органами местного самоуправления.

Коллизионность федеративных отношений в Российской Федерации достигла пика в начале и середине 90-х годов XX века. Противоречивость законодательства Российской Федерации, причины которой коренятся, в первую очередь, в самих особенностях переживаемого страной периода, в неоднозначности формы сегодняшнего Российского государства. Она нашла своё выражение в принятии субъектами РФ значительного массива правовых актов, прямо противоречащих федеральным законам, федеральной Конституции, игнорировании или открытом противодействии применению многих правовых норм, подписании многочисленных договоров и соглашений, игнорирующих, а иногда и прямо нарушающих Конституцию Российской Федерации и так далее.

Примером юридических коллизий в федеративных отношениях являются положения конституций многих республик в составе РФ, предусматривавшие в 90-х годах XX века суверенитет республик, их ассоциированное членство в Российской Федерации, право приостанавливать действие актов РФ на территории республики и др., и положения многих двусторонних федеративных договоров, прямо нарушающие российскую Конституцию1.

В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.

Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .

Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.

Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.

Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.

Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.

Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:

  • Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
  • Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
  • Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
  • Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
  • Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.

Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:

  • Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
  • Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
  • Тоталитарный. Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *