Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При длительном отсутствии гражданина, есть основания предполагать, что он умер, и тогда гражданин может быть объявлен судом умершим (ст.45). Условиями объявления умершим являются: а) отсутствие гражданина в МПЖ в течении 5 лет со дня получения последних сведений о нем, а в определенных случаях указанных в законе (пропал без вести при обстоятельствах угрожавших смертью) – 6 месяцев; б) неполучение в течении указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина и невозможность, несмотря на принятые меры, установить жив он или нет. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Когда гражданин может считаться безвестно отсутствующим?

Человек признается безвестно отсутствующим при наличии совокупности следующих условий:

Человек отсутствует в месте своего пребывания

Никто не знает, где он находится

Нет возможности определить местонахождение лица

Отсутствие в течение длительного времени — не менее 1 года

Непреднамеренное отсутствие лица.

Законодательство РФ вводит понятие безвестно отсутствующего человека, определяет порядок проведения судебной процедуры, устанавливает правовые последствия и восстановления прав гражданина при его появлении. Этим вопросам посвящены ст.ст. 42-45 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и гл.30 (ст.ст. 276-280) Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Для чего вводится данное понятие? Человек уехал и бесследно исчез, но тело не найдено, а значит невозможно установить факт смерти. За ним продолжают числиться трудовые и семейные обязанности, кредиты, поручительства, права на имущества и т.д. Эта ситуация вызывает массу проблем в трудовых и семейно-правовых отношениях.

Для устранения неопределенности и принимается понятие «безвестное отсутствие». По сути, это установленное судом обстоятельство, когда официально признается невозможность исполнения человеком своих обязанностей и прав месту жительства и работы по причине его физического отсутствия. Такое судебное решение устанавливает правовые последствия, позволяющие перераспределить права и обязанности исчезнувшего лица.

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим предусмотрена ст.ст.361, 368 –372 ГПК.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя.

Производство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц.

Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных ГК.

В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина.

Суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о публикации за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.

Публикация должна содержать:

1) наименование суда, в который поступило заявление;

2) фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения гражданина, последнее место его жительства и последнее известное место его пребывания;

3) предложение в течение 2 месяцев с момента публикации сообщить о данном гражданине имеющиеся сведения.

На срок, указанный в публикации, производство по делу приостанавливается. Суд выясняет также, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей, запрашивает сведения о нем у юридических лиц по последнему известному месту его жительства и месту работы.

О времени рассмотрения дела суд извещает прокурора, участие которого в этих делах обязательно. Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газетах объявления и приступает к его рассмотрению, если не получит в этот срок достоверных сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом. Решение суда должно содержать фамилию, собственное имя, отчество гражданина, дату и место его рождения, последнее известное место жительства.

При удовлетворении требования суд указывает в решении начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если установлены обстоятельства, угрожающие ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

При наличии обстоятельств, указанных в ч.5 ст.370 ГПК, одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос о назначении опекуна над его имуществом, если этот вопрос не был решен при подготовке дела. Копия решения суда в этом случае в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу направляется в соответствующий орган опеки и попечительства. В этот же срок после вступления решения суда в законную силу в случае объявления гражданина умершим суд извещает орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту нахождения суда, для регистрации смерти гражданина и при наличии имущества у такого лица извещает государственную нотариальную контору, нотариальное бюро по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.

Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.

Что еще необходимо знать про признание безвестно отсутствующим?

Статья 19 СК РФ определяет, что органы ЗАГСА разводят супругов по заявлению одного из них в случае признания второго без вести отсутствующим. Наличие/отсутствие несовершеннолетних детей значения не имеет. Если супруг объявляется, то при наличии совместного заявления брак может быть восстановлен. Исключение: если после развода муж/жена успели вступить в новый брак, то возобновление предыдущего исключается.

После признания гражданина безвестно отсутствующим на лиц, которые ранее находились на его иждивении, оформляется пенсия по потере кормильца. Соответствующее заявление подается в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации или в МФЦ. Пенсия выплачивается ежемесячно.

Если пропавший был прописан в жилом помещении, то после получения решения суда собственник помещения отправляется в ФМС для того, чтобы временно снять с регистрации гражданина и не платить за него коммунальные услуги.

Суд не признает гражданина отсутствующим без вести, если он скрывается умышленно. Пример: в суд обратилась И. для признания брата Т. отсутствующим. Цель – получение наследства после смерти матери. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что брат находится в федеральном розыске за совершение умышленного преступления. Безусловно, о месте нахождения Т. ничего не известно более 1 года. Однако его отсутствие объясняется объективной причиной – он скрывается от правосудия. Поэтому у близких родственников нет интереса сообщать суду о месте пребывания Т., даже если оно им и известно. На основании этого суд отказал в удовлетворении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим.

Читайте также:  Переход с ЕНВД на УСН с 2021 года

Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. [7]

Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т.п.). [9] Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК РФ.

Калачевским районным судом Волгоградской области отказано в удовлетворении заявления И. об объявлении умершим В. по тем основаниям, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 45 ГК РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел (об объявлении умершим и о признании безвестно отсутствующим), они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина. [9]

Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав — объявление гражданина умершим — включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными. [18]

Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение 5 лет согласно ст. 45 ГК РФ является основанием для объявления его умершим (в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством этот срок составлял 3 года, таким образом, ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока).

В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 ГК РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 ГК РФ) и объявлением умершим (ст. 45 ГК РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше пяти лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. [14]

Так, суд объявил умершей гр-ку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории отрицательные ответы на запросы адресных бюро — это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известий более пяти лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. [14]

Например, Городищенский районный суд Волгоградской области объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Ворошиловский районный суд г. Волгограда объявил умершим гр-на Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гр-н Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гр-на Т.. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. [7]

Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, представляется, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. С учетом отмеченного представляется необходимым изложить ч. 1 ст. 45 ГК РФ так: «Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если о нем нет сведений свыше пяти лет, при наличии обстоятельств, дающих основание предположить его смерть в течение этого срока (и далее по тексту статьи)». Конечно, высказанное предложение усложнит данную норму права, но с его принятием будет упрощена процедура рассмотрения и, что не менее важно, будет больше исключена ошибка суда и возможность злоупотребления со стороны граждан. [9]

Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия — землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия — пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.

И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.

Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Следует отметить, что обобщение судебной практики показало, что более 50% всех дел об объявлении гражданина умершим составляют дела, в которых просят объявить умершими граждан, пропавших без вести в связи с обстоятельствами военного времени либо военными действиями.

Интересно, что в Гражданском кодексе Франции вообще нет процедуры признания лица умершим, а только существует процедура признания безвестно отсутствующим, независимо от срока его отсутствия. Эта традиция берет свое начало со времен знаменитого Кодекса Наполеона — первого гражданского кодекса Нового времени. В нем были учтены интересы солдат наполеоновской армии, участвовавших в военных походах по всей Европе, с тем, чтобы они были уверены, что родина будет считать их живыми, когда бы они ни вернулись. [15]

По российскому законодательству военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: «прекращение огня», «перемирие», «прекращение состояния войны», которые однозначного разрешения до сих пор не имеет. Если говорить о событиях в связи с Великой Отечественной войной, то по прошествии стольких лет со дня ее окончания этот вопрос уже не имеет принципиального значения. Но локальные военные действия, связанные с защитой Родины, могут иметь (и имеют!) место и в настоящее время, что и обусловливает необходимость установления единого критерия, что же считать днем окончания военных действий.

Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание? Так, руководство группировкой в Чечне давно уже объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и до сих пор продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований (причем не только на территории Чечни, но и в соседних Ингушетии и ��агестане). Однако, пока на законодательном уровне не закреплено иное, моментом окончания военных действий следует считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий. [10]

В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления опекунства?

Объявление гражданина умершим производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства (как и признание его безвестно отсутствующим). В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца — около 45%, для получения наследства — 28%, для прекращения брака — 23%, прочие — 4%. [11]

В практике судов Волгоградской области были дела, по которым судьями заявления правильно оставлялись без движения. Так, определением Волжского городского суда Волгоградской области оставлено без движения заявление Р. об объявлении умершим В. по основаниям ст. 277 ГПК РФ: в заявлении не указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим. Впоследствии недостатки, указанные в определении судей заявителем были устранены.

Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора.

Можно дать следующую классификацию заявителей и заинтересованных лиц по исследуемой категории дел:

  • гражданин, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
  • физические лица, состоящие с пропавшим без вести гражданином в родственных отношениях, имеющие личный, субъективный интерес к исходу дела;
  • физические лица, состоящие с пропавшим гражданином в обязательственных отношениях, имеющие личный субъективный интерес в исходе дела;
  • юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица, с которыми пропавший без вести гражданин состоял в каких-либо обязательственных правоотношениях;
  • субъекты гражданских правоотношений, находящиеся с пропавшим без вести гражданином в отношениях гражданско-правового характера (например, в отношениях собственности);
  • прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обращающиеся в суд от своего имени в защиту интереса других лиц, общественных интересов, имеющие государственный интерес в исходе дела. [16]

Правильное определение правового статуса того, кто из участников процесса относится к заинтересованным лицам, служит необходимой предпосылкой использования ими процессуальных прав в целях защиты своих законных интересов. Прокурор в процессе всегда выступает в защиту интересов закона, выполняя законоохранительную, но не надзорную функцию. Прокурор не является стороной в деле, и поскольку он представитель государства, то он занимает и особое положение в судопроизводстве.

Согласно ч. 3 ст. 278 ГПК РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по делу. Не могут участвовать в судопроизводстве два прокурора, хотя и выполняющие несовпадающие функции. Неявка прокурора для дачи заключения по делу не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Прокурор, как лицо, участвующее в деле, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должен быть освобожден от дачи заключения по делу. В связи с этим обстоятельством представляется целесообразным дополнить ст. 190 ГПК РФ пунктом 5, который изложить в следующей редакции: «Прокурор, выступающий в прениях, освобождается от дачи заключения по делу». [10]

В целях определения понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель», на основе анализа взглядов по этому вопросу М.А. Викут, М.К. Треушникова и др., можно придти к выводу, что заявителем по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим является лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладая правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса. [18]

Заинтересованными лицами в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим также могут быть физические лица и организации, когда их права и охраняемые законом интересы зависят от результата рассмотрения и разрешения дела по существу, то есть от судебного решения. Очевидно, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает в себе понятие «заявитель», поскольку заявитель, в первую очередь, и является заинтересованным в деле лицом. В особом производстве, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное лицо и заявитель не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку преследует общие цели — получить соответствующее судебное решение. Заявитель в первую очередь является заинтересованным лицом. [7]

Суд должен достоверно установить, что ни суду, ни заявителю, ни заинтересованным лицам ничего не известно о месте нахождения лица, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. В делах исследуемых категорий недопустимо смешивать факты, подлежащие установлению, с тем выводом, который должен быть сделан из этих фактов, то есть с презумпцией о смерти. Суд делает вывод о безвестном отсутствии не на основании презумпции, а на основании полученных в предусмотренном законом порядке сведений о фактах. Устанавливая факты безвестного отсутствия при обстоятельствах предположительной гибели, суд должен достоверно установить эти обстоятельства, но вывод о смерти гражданина лишь предположителен. Завершается рассмотрение и разрешение дел по существу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим вынесением решения. Вопрос о том, подлежит ли требование заявителя удовлетворению, может быть решен либо только положительно, либо только отрицательно, то есть возможность удовлетворения требования в части исключена. [11]

В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели». [9]

Несмотря на имеющиеся различия, в целом нормы о признании безвестного отсутствия и умершим весьма близки. Но во втором случае заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Для объявления гражданина умершим необходимо установить не факт, удостоверяющий его гибель, а лишь ситуацию, которая дает основание предполагать его смерть. Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели. Таким образом, выводы суда основываются при объявлении лица умершим на предположении его смерти.

В целом, основные положения института объявления гражданина умершим состоят в следующем.

  • Объявление гражданина умершим возможно только по основаниям, указанным в законе, при этом: по общему правилу основанием объявления гражданина умершим является факт отсутствия о нем сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение 5 лет; если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, факт отсутствия сведений о нем в месте его жительства о его месте пребывания составляет 6 месяцев; если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
  • Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
  • Объявление гражданина умершим осуществляется только судом. Порядок судебного разбирательства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст.ст. 252-257 ГПК РФ). [16]

Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина, и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения. [8]

В судебной практике зачастую не отграничиваются дела об объявлении граждан умершими от дел по установлению факта регистрации смерти. Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном ЗАГСе. Так, суд вынес решение об объявлении умершей гр-ки П. Из материалов дела видно, что гр-ка П. умерла 15 декабря 1995 г. Однако свидетельств о смерти у заявителя не сохранилось. В этом случае суду следовало установить факт регистрации смерти, а не объявлять гр-ку П. умершей.

Отграничение данных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти — фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах ЗАГСа. [15]

Читайте также:  Обязательная ежегодная инвентаризация в учреждении

Стать�� 220 ГПК РФ предусматривает основания прекращения производства по делу. Суд прекращает производство по делу в случае, если:

  • дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ;
  • имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
  • истец отказался от иска и отказ принят судом;
  • стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
  • имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускается правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. [14]

Список использованных источников

Нормативно-правовые материалы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. — N 238-239. — 08.12.1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — N 5. — ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) // Российская газета. — N 289. — 22.12.2006.

Литературные источники

Абрамова Е.Н. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. [Электронный ресурс] / Е.Н.Абрамова, Н.Н.Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; Под ред. А.П. Сергеева. — М.: РГ Пресс, 2010. – Режим доступа: Система ГАРАНТ.

  1. Алексеев С.С. Гражданское право: Учебник: в 2 т. Т. 1. [Электронный ресурс] / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. — М.: Статут, 2016. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]/ Г.В. Арутюнян // Семейное и жилищное право. — 2016. — № 4. – С, 31-36.
  3. Барков А.В. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 — 5 [Электронный ресурс] / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. — М.: Статут, 2015. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  4. Белова Д.А. Особенности правового статуса добросовестного приобретателя [Текст]/ Д.А. Белова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 9. – С, 15-19.
  5. Беспалова А.Ю. Сроки и исковая давность в наследственном праве[Текст]/ А.Ю. Беспалова // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 11. – С, 57-60.
  6. Вавилин Е.В. Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности[Текст]/ Е.В. Вавилин // Журнал российского права. — 2016. — № 7. – С, 49-55.
  7. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. [Электронный ресурс] / А.И. Иванчак. — М.: Статут, 2014. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  8. Исмаилов Ч. М. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший [Текст]/ Ч. М. Исмаилов // Законность. — 2015. — № 6. – С, 42-45.
  9. Кляус Н.В. Некоторые проблемы предмета судебной защиты в гражданском процессе по делам особого производства [Текст]/ Н.В. Кляус // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — № 8. — С. 56-59.
  10. Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим[Текст]/ И.А. Михайлова // Наследственное право. — 2016. — № 2. – С, 29-34.
  11. Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим[Текст]/ С.П. Портянкина // Адвокат. — 2015. — № 2. – С, 14-18.
  12. Портянкина C. Правовые проблемы обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим [Текст]/ С.П. Портянкина // Закон и право. — 2016. — № 7. – С, 91-94.
  13. Шерстобоев О.Н. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики[Текст]/ О.Н. Шерстобоев // Российский юридический журнал. — 2016. — № 2. – С, 80-83.

Что значит признать безвестно отсутствующим

Безвестно отсутствующий — это гражданин, местонахождение которого неизвестно длительное время. И в отношении которого вынесено решение суда о признании его безвестно отсутствующим. Неизвестность местонахождения связывается с отсутствием сведений о месте пребывания гражданина в месте его жительства. Соответственно, место жительства — место, где данное лицо постоянно или преимущественно проживает.

Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства, поэтому длительное отсутствие по месту регистрации (при отсутствии сведений о местонахождении гражданина) дает возможность признать его безвестно отсутствующим. Срок, в течение которого гражданин должен отсутствовать, составляет 1 год.

Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Если гражданин отсутствует в месте жительства более 5 лет или пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью или предполагающих смерть при определенных обстоятельствах, то правильным будет объявить его умершим.

Обратите внимание!
Заявление об объявлении умершим

Учтите! Удовлетворение требований заявителя может привести к следующим правовым последствиям:

  • Расторжению брачного союза в одностороннем порядке;
  • Назначению пособий и пенсий, если у пропавшего человека на иждивении находились недееспособные родственники;
  • Имущество пропавшего может быть реализовано для погашения задолженности перед кредиторами;
  • Действие заключенных ранее гражданско-правовых договоров может быть прекращено;
  • Имущество пропавшего может быть передано доверительному управляющему на основании решения суда. В некоторых ситуациях управляющий может быть назначен до принятия решения по делу, если существует угроза утраты имущества.

Условия признания безвестно отсутствующим

Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:

  • Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
  • Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
  • Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).

Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:

  1. Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
  2. Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
  3. Он уехал на своём автомобиле.
  4. Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.

Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ

1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.

Зачем признавать неплательщика алиментов безвестно отсутствующим?

Признать алиментщика безвестно отсутствующим можно через суд, если он отсутствовал по месту жительства более 1 года. Это необходимо, чтобы оформить ребенку или другому получателю алиментов пенсию по потере кормильца. Она будет выплачиваться взамен алиментов.

Но это не значит, что алименты перестают начисляться. Долг продолжает формироваться, но теперь его будет взыскивать Пенсионный фонд РФ, если должник объявится.

Процедура признания должника по алиментам безвестно отсутствующим и порядок назначения пенсии вместо алиментов регулируется:

  • ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях»;
  • ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *