Правовое регулирование социального предпринимательства в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование социального предпринимательства в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В условиях формирования социально ориентированной рыночной экономической системы государственная правовая модель социальной политики нуждается в реформировании в связи с тем, что сегодня она неспособна ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства28 и имущественными потребностями граждан в социальной сфере (социально-имущественными потребностями)29. При этом, как отмечает В. В. Путин: «Ключевая проблема социальной политики России – даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер… В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы»30.

  • Потребность в модернизации социальной сферы, создании новых социальных услуг и сервисов, повышении качества жизни на территории через развитие конкуренции в социальной сфере
  • Необходимость разработки инструментов поддержки доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере
  • Необходимость создания условий для развития проектов социального предпринимательства в субъектах РФ
  • Отсутствие эффективных механизмов и площадок для обмена опытом и демонстрации основных достижений в социальной сфере на территориях
  • Отсутствие эффективных механизмов поддержки и тиражирования успешных социальных практик и лидеров социальной сферы

Средства публично-правовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

В общем виде перечисленные виды деятельности соответствуют установленным в мировой практике видам деятельности, которые обычно связываются с общественной пользой. В странах англо-американского права при определении таких видов деятельности опираются на прецеденты. Со временем в практике британских судов сформировались четыре обобщенных категории целей: 1) преодоление бедности; 2) содействие образованию; 3) религии; 4) другие общественно-полезные цели, которые могут меняться с изменением социальных условий. В Нидерландах к общественно-полезной деятельности относятся: 1) духовная, основанная на философии жизни; 2) благотворительная; 3) культурная; 4) научная и приносящая практическую пользу обществу. Примерно такой же, как в России, перечень видов общественно-полезной деятельности содержится в законодательстве Венгрии и Польши, которые насчитывают чуть больше видов

Таким образом, перечень видов общественно-полезной деятельности, которыми, по мнению российского законодателя, должны заниматься некоммерческие организации, претендующие на статус социально ориентированных, в целом соответствует мировым стандартам.

Перечень социально ориентированных видов деятельности российских НКО, в отличие от видов социального предпринимательства, содержащихся в Приказе Минэкономразвития, следует считать открытым. К достоинствам этого определения следует отнести то, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Данный подход, в отличие от подхода Минэкономразвития, также соответствует общемировой практике определения организации общественной пользы, где в законодательстве многих стран предусмотрена дополнительная категория, куда входят «любые другие виды деятельности, считающиеся общественно полезными». Представляется, что данный прием является оптимальным способом избежать чрезмерно узкого толкования перечисленных целей для того, чтобы концепция общественного блага не был застывшей, а могла меняться в соответствии с изменениями условий жизни.

Необходимость выделения общественно полезных организаций имеет глубокие исторические традиции, с которыми связывается принятие в 1601 г. английского «Статута о благотворительных целях», в котором впервые дается перечень благотворительных целей. Понятие общественного блага в этом Статуте помимо помощи бедным включало заботу о больных, обучение подмастерьев, строительство мостов, поддержание в порядке дорог и другие аналогичные общественно полезные виды деятельности548.

Однако, в отличие от России, в Европе статус организаций общественной пользы, которые приравниваются к российским социально ориентированным некоммерческим организациям, присваивается налоговым органом или органом юстиции в том случае, если организация занимается в качестве основного одним из уставных видов общественно полезной деятельности. Как правило, в целях стимулирования общественно полезной деятельности законодательством предусматривается непосредственная связь между общественно полезным статусом и льготами, включая льготное налогообложение. При этом законодательство для общественно полезных организаций устанавливает более жесткий режим контроля, чтобы не допустить использования их имущества иначе, чем на общественно полезные цели.

Единообразный подход к регулированию общественно полезной деятельности в Европе отсутствует. В некоторых странах, таких, как, например, Германия и Нидерланды, перечень общественно полезной деятельности и налоговые льготы для организаций, занимающихся такой деятельностью, содержится в налоговом законодательстве. Преимущество такого подхода очевидно, так как предполагает простоту административного применения. Поскольку присвоение общественно полезного статуса влияет на цели налогообложения, целесообразно рассматривать вопросы общественной пользы в Налоговом кодексе. В других странах, как, например, в Боснии, Болгарии, Румынии, нормативные требования, устанавливающие общественно полезный статус, содержатся в рамочном законодательстве об общественных объединениях. Как правило, в этих странах существуют отдельные законы для каждой организационно-правовой формы: законы об общественных объединениях, о фондах и т. д. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что реформирование соответствующих положений налогового законодательства запаздывает. Отмечается, что в Болгарии поправки в налоговое законодательство, предоставляющее льготы общественно полезным организациям, были внесены только через два года после принятия Закона об общественных объединениях, а в Боснии соответствующие изменения в налоговое законодательство не внесены до сих пор. В последнее время в европейский странах чаще всего принимается отдельное законодательство об общественно полезной деятельности или общественно полезных организациях для осуществления комплексного подхода к регулированию этих вопросов. В качестве примера можно отметить Литву, где в 2002 г. принят Закон «О благотворительности и спонсорстве», и Польшу – Закон 2003 г. «Об общественно полезной деятельности и волонтерстве». Данные законы регулируют ��есь спектр вопросов, включая определение критерия получения общественно полезного статуса и механизм предоставления налоговых льгот и других видов государственной поддержки549.

Читайте также:  Организационно правовые формы предпринимательской деятельности

В России, в отличие от вышеотмеченных стран, государственная поддержка социально ориентированным организациям регламентируется изменениями, внесенными в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», то есть закона о социально ориентированных организациях, носящего самостоятельный характер, в настоящее время нет. В Законе о НКО в соответствии со ст. 31.1 оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно в виде финансовой помощи.

Теоретические и правовые основы социального предпринимательства

Со второй половины 2000-х годов в России начала системно развиваться такая специфическая сфера предпринимательской деятельности, как социальное предпринимательство. Его развитие было вызвано тем, что после рыночных преобразований в нашей стране появилось много частных хозяйствующих субъектов. Некоторые из них начали стимулировать социально ориентированную предпринимательскую деятельность, особенно через развитие инфраструктуры, развитие и продвижение теоретических основ социального предпринимательства.

Появление нового социально-экономического явления и соответствующего вида деятельности, которым была занята значительная часть населения, потребовало от государства законодательного регулирования этой сферы общественной деятельности. Внутренний законодательный орган внес соответствующие поправки в гражданское и экономическое законодательство, в которых, в частности, были введены следующие термины.

Социальное предпринимательство — это вид предпринимательской деятельности, направленный на достижение общественно полезных целей, которые должны привести к решению социальных проблем граждан и общества.

Субъект хозяйствования, осуществляющий социальную предпринимательскую деятельность, является социальным предприятием. Чтобы быть признанным социальным предприятием, оно должно отвечать определенным требованиям. В данном случае речь идет о соблюдении следующих условий:

  • обеспечивает трудоустройство инвалидов, пенсионеров, одиноких и многодетных родителей, лиц с криминальным прошлым, малообеспеченных граждан, выпускников детских домов, беженцев и вынужденных переселенцев, бездомных и т.д;
  • обеспечивает реализацию товаров (работ, услуг), произведенных гражданами вышеуказанных категорий;
  • оказывает услуги в области семейного воспитания детей, дошкольного и общего образования, подготовки волонтеров, отдыха и оздоровления детей, развития межнационального сотрудничества, культурно-просветительской деятельности, медико-социальной помощи учащимся;
  • осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг) в области здравоохранения и ухода, реализации медицинского оборудования, занятости, дополнительного образования, организации «безбарьерной» среды, психологической поддержки.

Следует отметить, что деятельность по производству и реализации подакцизных товаров, а также деятельность, связанная с добычей и реализацией полезных ископаемых, не может быть признана социальным предпринимательством.

Действующее в России законодательство гарантирует поддержку социальных предприятий. Эта поддержка может выражаться в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и методической поддержки, помощи в поиске деловых партнеров, организации профессионального обучения работников социального предприятия.

Основные сферы деятельности

К ним можно отнести:

1. Производство различных видов товаров:

  • товары общего пользования (одежда, продукты питания, мебель и т. д.);
  • товары, имеющие определенную социальную значимость (детские площадки, медицинское оборудование для реабилитации пациентов и др.).

2. Предоставление услуг и работ, имеющих социальную значимость:

  • консультирование (юридическое, психологическое, педагогическое и т. д.);
  • обучение либо повышение квалификации (проведение разнообразных семинаров и тренингов, развитие творчества);
  • медицинская и социальная помощь (обслуживание населения, услуги, оказываемые на дому и др.);
  • бытовые услуги (парикмахерские, ремонт обуви и т. п.);
  • развитие сферы экологического туризма;
  • деятельность по снижению безработицы населения.

Владимир Путин поручил ускорить принятие закона о социальном предпринимательстве

Президент России Владимир Путин поручил Минэкономразвития снять все разногласия в процессе согласования и ускорить принятие закона «О социальном предпринимательстве». Об этом глава государства заявил 23 октября на форуме Опоры России «Малый бизнес — национальный проект».

Читайте также:  боевые приемы борьбы в полиции

«Еще прошлым летом на встрече с представителями НКО в Петрозаводске мы договорились, что до конца 2017 года будет принят закон о социальном предпринимательстве. Это было в июле 2017 года. Заканчивается 2018 год, а воз и ныне там. Год мы пропустили. Я обращаю внимание министерства экономического развития – надо снять все разногласия, проработать в тесном контакте с парламентариями, с бизнес-сообществом все вопросы, которые до сих пор являются несогласованными, чтобы принять закон в самые короткие сроки», — сказал Владимир Путин.

Президент также попросил Агентство стратегических инициатив (АСИ) наладить механизм распространения лучших практик поддержки социального предпринимательства в регионах России.

Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева выделила 2 критерия, по которым субъект малого бизнеса можно отнести к социальному предпринимательству.

«Первый — по видам деятельности. Социальные предприниматели — это бизнес, который получает 70 % выручки от оказания социальных услуг в дошкольном и дополнительном образовании, в системе реабилитации и здравоохранения. Второй ключ — когда долю численности работников у такого предпринимателя составляют 50% люди с ограниченными возможностями здоровья, либо выпускники детских домов, которым тяжело интегрироваться в трудовую деятельность и найти работу, люди вышедшие из мест заключения свободы. Доля выплат таким сотрудникам в фонде заработной платы составляет не менее 30 %», — пояснила она.

По словам Светланы Чупшевой, это взвешенный подход, который отвечает на актуальные запросы предпринимательского сообщества.

«Они действительно оказывают social impact — социально-экономический эффект. В мире это уже давно устоявший показатель. Надеемся, что в ближайшее время закон о социальном предпринимательстве будет принят, что даст возможность институтам развития и региональным органам власти создать все условия для поддержки предпринимателей», — глава АСИ.

Основы налогообложения предпринимателей.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Статья 8 Налогового кодекса РФ определяет понятие налога и сбора. Так статья 8 определяет:

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет институты, понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве.

Статья 11 Налогового кодекса РФ:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации);

физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;

Читайте также:  Расчеты по имущественным налогам

лица (лицо) – организации и (или) физические лица;

бюджеты (бюджет) – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

внебюджетные фонды – государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

банки (банк) – коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;

источник выплаты доходов налогоплательщику – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков;

сезонное производство – производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

место нахождения российской организации – место ее государственной регистрации;

место нахождения обособленного подразделения российской организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица – место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;

обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно – распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Виды налогов и сборов.

Налоговый кодекс РФ определяет:

Федеральные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы.

1. К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

2. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство называют «бизнесом для добра». К сожалению, до сих пор возникает путаница в понятиях «социальное предпринимательство» и «социальная ответственность бизнеса», а само явление не очень популярно в российской экономике и даже считается убыточным. Мы расскажем о том, что представляют из себя предприятия, меняющие жизнь людей к лучшему.

Социальное предпринимательство — деятельность, которая направлена на решение социальных, культурных или экологических проблем с помощью бизнеса. Это могут быть:

  • помощь людям с ограниченными возможностями,
  • решение проблем в области образования,
  • экологии,
  • решение других социальных проблем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *