Нововведения в путевой лист такси с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения в путевой лист такси с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменения в правила оформления электронного путевого листа внесены Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ. Он вступит в силу с 1 марта 2023 года. Тогда же обновятся правила заполнения электронного путевого листа, указанные в ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Это такие же обязательные реквизиты и порядок заполнения, что и сейчас, для бумажных путевых листов.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Штраф за отсутствие путевого листа

    Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.

    Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.

    Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.

    На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.

    Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.

    Как заполнять электронные путевые листы по новым правилам

    В проекте приказа предложен новый порядок заполнения электронных путевых листов. Если приказ подпишут в существующем виде, то оформлять ПЛ будет необходимо по следующим правилам.

    Путевой лист оформляется в электронном виде до выпуска автомобиля на линию. Можно оформлять несколько ПЛ на один автомобиль, если на нём работают несколько водителей.

    Путевые листы оформляет владелец ТС на каждый автомобиль, который используется в пассажирских и грузоперевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

    Даты, время и результат проведения медосмотра водителя в путевом листе указывает медицинский работник, проводивший осмотр, и подписывает своей УКЭП.

    В качестве результата проведения медицинского осмотра водителя в электронном ПЛ предусмотрены следующие отметки:

    • «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» — проставляется в случае отсутствия заболеваний и следов алкогольного или наркотического опьянения;
    • «прошёл предсменный, предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей не допущен» — проставляется при обнаружении заболевания или признаков опьянения с указанием этих признаков;
    • «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения не выявлены»;
    • «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр, выявлены признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения» — в этом случае указываются выявленные признаки.

    Дата и время предсменного техосмотра и выпуска автомобиля на линию проставляются лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, и подписываются его УКЭП.

    В результате проведённого техосмотра в путевом листе указываются отметки:

    • «выпуск на линию разрешён», если ТС соответствует требованиям, закреплённым в порядке организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемом Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
    • «выпуск на линию не разрешён», если при техосмотре ТС обнаружились несоответствия этим требованиям.

    Указание инвентарного номера для троллейбусов и трамваев

    6. Сведения о транспортном средстве включают:

    2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

    2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

    Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.

    Отметка о прохождении технического контроля

    161. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

    16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

    С 1 января 2021 года контролер технического состояния в дополнение к дате и своей подписи должен поставить в путевом листе отметку «выпуск на линию разрешен».

    Как мы организуем предрейсовые осмотры:

    Заключаете договор на 3 месяца с лицензированной медицинской организацией, у которой в штате есть сертифицированный механик.

    Стоимость договора на 3 месяца 6000 рублей. Это всего лишь 2000 ₽ в месяц за легальные действия.

    Оплата производится с расчетного счета ИП и платежное поручение прикладывается к договору. Это необходимо для доказательства в МАДИ, в случае ареста автомобиля.

    Также ведутся и хранятся журналы о прохождении осмотра, за подписью должностных лиц. Журналы являются доказательством реальности прохождения медицинского и технического осмотров. Поэтому в вопросе путевых листов и осмотров — вы защищены со всех сторон.

    Дополнительные реквизиты путевого листа

    Все юридические лица и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом на указание в путевом листе дополнительных реквизитов с учетом особенностей осуществляемой деятельности, которая связана с перевозкой пассажиров, багажа и груза. В качестве дополнительных реквизитов могут быть указаны:

    • Норматив расхода топлива;
    • Маршрут;
    • Экономия топлива на основании сравнения с нормативом расхода;
    • Перерасход топлива на основании сравнения с нормативом расхода.

    Все эти реквизиты позволят предприятиям контролировать обоснованность списания топлива.

    Компании, оформляющие путевые листы, ведут базу выданных документов. Ее данные доступны сотрудникам налоговой, МАДИ и ГИБДД. Поэтому в случае остановки инспектор сможет без труда проверить легальность представленной ему водителем путевки. Если ее не окажется в базе, то таксисту предстоит пережить немало неприятных минут.

    Путевка для ИП на авто, используемое для пассажирских перевозок

    Правила, касающиеся путевого листа, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги в этом направлении. При выходе на линию они должны иметь при себе правильно оформленный документ. Путевой лист для такси самозанятых имеет особенности. Так, ИП вправе самостоятельно расписаться за механика, если он прошел обучение на специальных курсах, после завершения которых получил «корочку». Она действительна в течение пяти лет. На протяжении этого времени он может самостоятельно проводить осмотр авто, тем самым экономя деньги и время.

    Что такое режим рабочего времени

    Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197 (30/12-01 г.). Согласно Трудовому Кодексу введены нормативы рабочего времени водителей. Не стоит путать срок действия путевого листа (раньше выдавали на сутки) с часами нахождения за рулем. На управление транспортом отводится 40 часов в неделю. Это смена, продолжительностью от 7 до 8 ч., зависящая от количества рабочих дней в неделе. С перерывом на отдых не может превышать 12 ч. (промежуток свободного от работы времени – до 4 ч.)

    Допускаются сверхурочные, не превышающие 56 часов в неделю, но за 2 месяца подряд суммарный показатель не должен превышать 90 ч. Существует категория перевозчиков, попадающих в исключения, подчиняющихся особым правилам. Водители такси в нее не входят.

    Смену можно разбивать на части, делая длительные (до 5 ч.) неоплачиваемые перерывы. Возможна переработка, например, чтобы доставить последнего пассажира. Тогда возвращение авто на место парковки будет с небольшим опоздаем, что не является нарушением.

    Примечание: В конце смены, когда такси отправляется в парк, подвозить пассажиров можно только в этом направлении.

    В рабочее время водителя такси входит:

    • непосредственное управление автомобилем;
    • перерыв на конечных пунктах;
    • подготовка к рейсу и обслуживание транспорта после возвращения на стоянку;
    • время, включая дорогу, затраченное на предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр;
    • простой не по вине таксиста;
    • ремонт автотранспорта в период нахождения на линии.

    График работы сотрудников утверждает администрация предприятия. В путевом листе обозначают ни только время выезда на линию и возврат ТС на стоянку, но и периоды работы и отдыха. На основании данных Задания контролирующие органы проверяют фактическое рабочее время водителя.

    Примечание: Чтобы не возникало проблем с графиком рабочего времени водителей такси, работодатель обязан уведомить о нем сотрудников. При оформлении путевого листа указывать период (длину смены) нахождения на линии.

    С какой целью заполняется путевой лист автомобиля такси?

    Поскольку деятельность таксомоторных компаний облагается налогом, оформление путевого листа такси формы 4 необходимо для проведения учета расходов на топливо и вычета последних из налогооблагаемой базы.

    В наличии путевки заинтересованы юридический лица и служащие налоговой службы. Также на основании данных, указанных в путевке, сотрудники бухгалтерии таксомоторного предприятия производят фиксацию:

    • количества километров, пройденных транспортным средством в течении смены (рабочего дня) таксиста
    • остатков бензина в топливном баке, на момент начала рейса и по итогу его окончания
    • времени, затраченного водителем на работу в течении дня

    Учитывая вышеперечисленные данные, уполномоченные представители штата сотрудников компании высчитывают пробег машины, расход бензина, ГСМ, сумму, предназначенную для оплаты труда извозчика.

    Кто отвечает за внесение данных в форму путевого листа для такси?

    Хотя наличие штата сотрудников и предусмотрено для индивидуального предпринимательства, большие рабочие коллективы чаще всего фиксируются у крупных таксомоторных компаний.

    За заполнение путевого листа легкового такси отвечают:

    • диспетчер, за неимением которого соответствующими полномочиями наделяется лицо, ответственное за внесение данных в сопроводительный документ
    • начальник колонны (в случае маленьких таксомоторных организаций, выступающий механиком, назначенным проводить осмотр и ремонт автомобилей)
    • механик (в больших организациях имеет сразу несколько специалистов)
    • лицо, совершающее контроль транспортного средства и выпускающее авто на маршрут (контролер)
    • работник медицинского учреждения, имеющего лицензию установленного законодательством образца для проведения осмотра водителей
    • таксист, свидетельствующий факт исправность машины перед выездом на рейс

    Как проходит заполнение путевого листа легкового такси?

    Процесс оформления путевого листа легкового такси (бланка) можно разбить на два этапа. Один из них подразумевает внесение сведений в графы формы путевки, второй предполагает запись данных касательно выполненных заказов в таблицы, расположенные на тыльной стороне документа.

    Сведения в форму путевого листа для такси вносятся по мере прохождения осмотра транспортного средства и проверки таксиста на предмет состояния здоровья перед выходом на маршрут.

    Данные относительно технического состояния автомобиля записывает в путевку механик. Эти же полномочия распространяются на начальника колонны. Проверке подлежит таксометр, наличие которого является обязательным требованием для таксомоторной деятельности, и пломбы, установленные в машине. По итогу техосмотра в бланки путевых листов легкового автомобиля такси вноситься о.

    Штраф за отсутствие путевки для такси

    Такси является особым видом транспорта, поскольку водитель отвечает за жизнь и безопасность пассажиров. По этой причине меры по безопасности для таких автомобилей увеличены, а перевозка людей без путевого листа запрещена.

    Если владелец транспорта является водителем, при перемещениях для собственных целей путевка не нужна. Чтобы доказать сотруднику ГИБДД, что водитель не совершает коммерческую перевозку, нужно выполнить следующие действия:

    • Снять знаки, обозначающие авто как такси;
    • Перемещаться только в общем потоке;
    • Не принимать заказы диспетчеров таксопарка;
    • Не попадать под камеры при высадке или подборе пассажиров.

    Если инспектором всё же был вынесен факт административного правонарушения, необходимо не согласиться с обвинениями. Когда протокол составляется совместно с МАДИ, транспорт могут отправить на штрафную стоянку. В этом случае придется потратить время и деньги на возвращение авто, поэтому лучше иметь путевой лист на руках.

    На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа для ИП регулирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

    Согласно Ст. 12.3 ч.2, в отношении водителя без ПЛ в 2019 году предусмотрено наказание в размере 500 рублей или вынесение устного предупреждения, если проступок совершен впервые.

    Без путевого листа штраф для ИП, согласно Ст. 12.31.1, равен сумме от 20000 руб.

    При утере необходимого бланка из архивных хранилищ предприниматель несет наказание в 10000 руб. При многократном нарушении штраф возрастает до 30000 руб.

    Если допущены ошибки при оформлении путевки, работник может заплатить штраф 30000 руб., а собственник будет должен отдать в казну государства до 100000 руб.

    ВНИМАНИЕ! В случае выявления махинаций ИП с путевыми листами для снижения налоговых отчислений, наказание будет составлять 20 % от суммы сокрытых налогов, начиная от 40000 руб.

    Нововведения по оформлению путевых листов 2017 года

    В 2017 году в состав требований к сведениям путевых листов внесены изменения, обязывающие предприятия учесть их при выписке документов. Нововведения утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.01.2017 № 17 (вступили в силу с 26.02.2017). К основным изменениям относятся условия об отсутствии необходимости проставлять на документах печать организации и требование о внесении данных о проведении предрейсового контроля транспортного средства. Проставление печати не является нарушением заполнения, но требование с указанной даты отсутствует.

    Условие проведения предрейсового контроля Порядок требований
    Категории предприятий ООО и ИП
    Лица, проводящие предрейсовую проверку Контролеры назначаются из числа лиц, имеющих профессиональные навыки. Право проведения осмотра должно быть подтверждено приказом и обязанностями
    Узлы и системы, подвергаемые контролю Узлы, обеспечивающие безопасность передвижения транспорта – рулевая, тормозная и прочие системы
    Регистрация данных В путевом листе и журнале предрейсовых осмотров


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *