Тема 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» изменил структуру Минфина России и предусмотрел создание служб, которые будут рассмотрены ниже.

Все государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность, но существует необходимость разграничения между ними полномочий в этой области.

При разграничении финансовой компетенции органов учитываются:

во-первых, необходимость соответствия полномочий упомянутых органов конституционным положениям о разграничении предметов ведения между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления (Правительство РФ, Правительства субъектов и городские администрации);

во-вторых, принцип разделения властей на законодательную и исполнительную, а также установленные организационно-правовые формы деятельности органов (Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ и др.).

В Совете Федерации образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по экономической политике, предпринимательству и собственности и по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

К ведению Совета Федерации относятся вопросы законодательного обеспечения: денежно-кредитной политики; системы платежей и расчетов; рынка ценных бумаг; валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций; федерального бюджета, бюджетного устройства, бюджетной классификации и бюджетного регулирования; межбюджетного регулирования; государственного долга, формирования источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и др.

В Государственной Думе образуются следующие комитеты, деятельность которых связана с финансами: по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам и по экономической политике, предпринимательству и туризму.

К ведению Государственной Думы относятся вопросы принятия законов по вопросам финансов (федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др.).

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию.

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

– формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;

– финансирования государственных расходов федерального уровня;

– денежно-кредитной политики;

– организации расчетов;

– регулирования валютных и других финансовых отношений;

– организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль. В составе Администрации Президента РФ образуются и другие структурные подразделения, например в целях экспертно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ по различным, в том числе финансовым, вопросам – Экспертное управление.

Читайте также:  Налоговый вычет по ипотеке: как вернуть ₽390 тыс. за уплаченные проценты

Правительство РФ принимает меры к реализации законов, обеспечивает исполнение бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы и др.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы исполнительной и законодательной власти РФ и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, осуществляющие государственное управление в рамках определенных отраслей управления (министерства) и законотворческую деятельность по вопросам финансов.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущийфинансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующийфинансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

– представительных (законодательных) органов власти;

– Президента РФ;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– финансово-кредитных органов;

– ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

– представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

Читайте также:  Условия получения сельской ипотеки в 2022 году

– в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

– органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

– государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

– банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

Предмет финансового права

Российское право разделено на несколько отраслей. Одной из них является финансовое право. Эта отрасль права, как и любая другая, имеет свой предмет– круг общественных отношений. Последний регулируется правилами этой самой отрасли права.

Значение предмета финансового права особенно явно проявляется в судебной деятельности. Ввиду того, что без четкого определения к какому правоотношению отнести возникший спор и нормы какой отрасли можно применить при разрешении дела, суд не сможет рассмотреть дело.

В связи с тем, что в последнее время решение своих задач государство стало все чаще перекладывать негосударственным субъектам и в силу закона наделять их необходимыми финансовыми ресурсами, предмет финансового права начал значительно расширяться. В нынешнее время, предмет финансового права, благодаря данному фактору, можно определить через категорию «публичная финансовая деятельность».

Замечание 1

В другой формулировке это звучит так: В процессе финансовой деятельности (формирование-распределение-использование публичных фондов ден. ср-в) для решения публичных задач, возникшие общественные отношения и являются предметом финансового права.

Два вида отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности подчеркивают многообразие предмета финансовой деятельности. Первый вид – это отношения между государством и органами местного самоуправления. Второй – это отношения иных субъектов, которые в силу поставленных государством задач, обеспечивают публичные интересы.

Имущественные и неимущественные отношения

Отношения, которые регулируются финансовым правом, помимо всего отмеченного, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

Имущественные отношения составляют предмет финансового права. К их числу относятся: отношения по уплате в государственные внебюджетные фонды и в бюджет неналоговых платежей, налогов, парафискалитетов, сборов; отношения по передаче денежных средств их получателям из бюджета и государственных внебюджетных фондов и др. Эти отношения соответствуют всем признакам финансов, поэтому с экономической точки зрения они являются финансовыми. А с юридической точки зрения, отношения, касающиеся имущества, в качестве которого выступают денежные средства в наличной и безналичной формах оплаты, их следует рассматривать как имущественные.

Читайте также:  Что будет с пенсиями, зарплатами и жильем для льготников в 2023 году?

Вместе с тем целый ряд отношений являются неимущественными, так как не опосредуют наличие и перемещение финансовых средств. Примером этих отношений являются: отношения, которые являются основанием в порядке взыскания налогов; применение мер, в рамках налогового права, налоговой ответственности; отношения по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов и т.д. В рамках этих отношений движение денежных средств не осуществляется. Исходя из этого, они не являются финансовыми, если рассматривать их с экономической точки зрения. Но если рассматривать с экономической и юридической точек зрения, то эти отношения являются неимущественными. Они напрямую производны и связаны с имущественными отношениями (составляющих предмет финансового права) и, так как не являются независимыми, служат исключительно для их реализации в рамках финансового права.

Все отношения, возникающие в ходе публичной финансовой деятельности, подразделяются на имущественные и неимущественные. Это подразделение является определяющим для формулировки предмета финансового права. Осуществляется это подразделение по двум критериям одновременно: по – юридическому и по – экономическому. Отношения, которые реализуются в процессе публичной финансовой деятельности, наиболее действенно отделяют смежные отношения (прежде всего в административном праве) от отношений, составляющих предмет финансового права.

Замечание 4

Учитывая вышеизложенное, определим, что предмет финансового права представляет собой связь имущественных и неимущественных отношений, которые возникают в процессе публичной финансовой деятельности.

  1. Правовые
    • издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;
    • издание индивидуальных правовых актов;
    • заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;
    • реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;
    • привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.
  2. Неправовые
    • проведение совещаний;
    • финансово-экономический анализ;
    • прогнозирование;
    • разъяснение финансового законодательства.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *