Льготы инвалидам в 2022 году: группы инвалидности, как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы инвалидам в 2022 году: группы инвалидности, как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вы должны были подать письменное заявление (по вопросам получения образования и связанных с этим льгот) в двух экземплярах (один зарегистрированный для себя) в орган государственной власти и/или организацию, которые осуществляют образовательную деятельность в вашем субъекте.

Льгота инвалидам на предоставление жилья

Оплата льгот инвалидам реализуется на федеральной и местном уровне. Те, кто стал на учет до начала 2005 года, решают вопрос с федеральными властями. Все прочие — с местными.

Федеральная власть предоставляет жилье по соцнайму. Объекты распределяются в порядке очередности из формирующегося жилищного фонда. Также эти граждане могут рассчитывать на субсидии при оплате жилья со своих средств.

Лица, ставшие на учет после 1 января 2005 года, находятся в очереди наравне с другими категориями льготников. Им нужно обратиться в местную администрацию в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Особенности обучения студентов с ОВЗ в вузах

Поступление в вуз с инвалидностью начинается с написания вступительных испытаний. Во время сдачи экзаменов абитуриент имеет особые права:

  • на продление времени до 1,5 часов к обычному,
  • на написание экзамена в малой группе до 12 человек,
  • на проведение устного экзамена в малой группе до 6 человек,
  • на сопровождение при передвижении и помощь при прочтении заданий.

Для комфортной учебы студентов с ОВЗ у вуза должно быть техничсекое оснащение:

  • пандусы и поручни,
  • лифты и подъемники,
  • широкие двери,
  • дублирование надписей шрифтом Брайля.

Также студентам с плохим слухом и зрением должны выдать специальное оборудование, например, дисплеи для трансляции шрифта Брайля, или предоставить ассистента, например, сурдопереводчика.

Должно быть много пакетов, гораздо больше вариантов КИМ

– Про это весь мир говорит, нужно учитывать данные когнитивных наук, нейрофизиологических, о том, как мозг учится, сколько он может удерживать внимание, – продолжает Екатерина Мень. – Откуда появляется репетиторство? Репетитор занимается в том числе с умными детьми. То есть почему-то школа умному ребенку не додает, а репетитор (хороший репетитор) просто индивидуализирует подход.

Иными словами, школа не справляется не потому, что она плохая или плохие педагоги, а потому, что существует стандарт, который не учитывает разнообразия воспринимающих механизмов (нейросенсорных и т.п.).

Мы говорим не только об умственно отсталых детях или об интеллектуальной недостаточности, мы говорим о детях, которые имеют выраженные особенности когнитивной модели. Они по-другому мыслят. Для них вообще ничего нет. И они, как увеличительное стекло, это все выделяют, укрупняют. Поэтому существует такой феномен: хорошие дети из хорошей семьи почему-то показывают плохие результаты в школе.

На мой взгляд, появление ментальных инвалидов наиболее ярко высветило то, что нужно сделать. А сделать нужно очень много. Например, в контрольно-измерительных материалах (КИМ) нужно добиваться гибкости не только на уровне количественной адаптации: не пять задач, а три, не три часа они решают, а четыре с половиной. Это лишь один из критериев. Нужна содержательная гибкость.

Должно быть много пакетов. Должно быть гораздо больше вариантов КИМ. Сейчас их мало. И их мало именно на уровне дидактики, на уровне содержательного подхода. Об этом речь.

Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.

Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.

Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.

Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.

Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.

Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.

Читайте также:  Размер МРОТ с 1 января 2023 года в России

Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.

Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.

Ответы на популярные вопросы

Вопрос № 1. У абитуриента один из родителей имеет инвалидность первой группы. Может ли он поступить в ВУЗ на льготных условиях?

Возможно зачисление в ВУЗ без экзаменов. Это касается победителей в проводимых Олимпиадах и разных профильных соревнований. Это же правило автоматически распространяется на детей, у которых есть инвалидность 1 и 2 группы. Главным условием здесь является подтверждение официальными документами.

Вопрос № 2. Может ли студент с инвалидностью претендовать на общежитие в родном городе?

Комната в общежитии для студентов-инвалидов предоставляется на основании места проживания. Если студент проживает в пределах того населенного пункта, где находится ВУЗ, он не имеет права претендовать на общежитие.

Специальные жилищные льготы

В процессе трудоустройства в сфере образования, предоставление в собственность жилья, играет достаточно важную роль. Как известно, у сотрудников образования, невысокая зарплата. Купить квартиру, даже в ипотеку, очень сложно. По этой причине на уровне законодательства было принято решение предоставлять учителям жилищные кредиты на достаточно льготных условиях.

По данной программе, обычный учитель может оформить ипотеку под 8,5%. Данный кредит будет выдан при таких условиях:

  1. Подача заявления на участие в программе. Запрос отправляется в организацию местного самоуправления, строго в жилищный отдел.
  2. Наличие денежных средств для оплаты первоначального взноса.
  3. Следует встать на очередь, предназначенную для людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Только при соблюдении перечисленных условий можно рассчитывать на то, что через определенное время будет предоставлено собственное жилье – дома или квартира.

О преимуществах в случае успешного прохождения экзаменов

В процессе экзаменации, преимущество, при одинаковом количестве набираемых баллах у кандидатов на бюджетное обучение, свободное место передается лицу входящему в льготную группу испытуемых:

  • Выпускники учебных заведений, находящихся в ведении федеральных государственных структур;
  • Детям военнослужащих, которые уволены в силу возраста, по состоянию здоровья при этом совокупный стаж службы составил 20 и более лет;
  • Абитуриенты, имеющие право обучения на бакалавра за счет федерального бюджета.

Иные группы кандидатов, которые могут рассчитывать на право зачисления по федеральной программе обучения в ВУЗах:

  • Призеры и победители школьных олимпиад за предыдущие четыре года, которые поступают с профильной подготовкой на бакалавриат или специалитет;
  • Поступать без прохождения вступительных экзаменов на обучение с соответствующей профильной подготовкой по специальностям и отраслям которые соответствуют проводимым олимпиадам;
  • Результаты лиц, успешно прошедших вступительные испытания и прошедшие дополнительную подготовку по профильной специальности, приравниваются к максимальным баллам по ЕГЭ.

Особенности вступительной кампании для инвалидов

Чтобы сделать процедуру сдачи экзаменов максимально комфортной, были разработаны практические рекомендации касательно формирования условий вступительного процесса инвалидов.

Таблица № 3 «Особенности»

Технические Практические
Оснащение помещений лифтами и пандусами, что позволяет перемещаться между разными аудиториями. Индивидуальный подход из расчета состояния здоровья и возможностей каждого нетрудоспособного гражданина.
Учет вместительности аудиторий и коридоров, что позволяло бы перемещаться колясочникам. Продление срока сдачи экзаменов, но максимум на полтора часа.
Разрешение на использование технических средств, которые нужны для полноценной работы. Ограничение количества льготников в аудитории во время экзаменов.
Предоставление дополнительных средств, позволяющих разным инвалидам сдать испытание. Это могут быть очки или слуховые аппараты, а также книги со специальным текстом или аудио экзамены.

Согласно информации за прошедший год, из числа всех бюджетных мест до 3 % выделялось инвалидам. Данных на текущий года пока что нет.

Для поступления ребенка в училище/вуз/колледж необходимо подать следующие документы:

  • заявление о приеме;
  • 2 фотографии 3×4 см;
  • паспорт;
  • документ, удостоверяющий гражданство (при необходимости);
  • документ, подтверждающий инвалидность (если она есть);
  • документы, подтверждающие наличие особого права на прием в учреждение (если есть);
  • документ, удостоверяющий наличие образования соответствующего уровня (аттестат, диплом, сертификат);
  • документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений (аттестат с отличием, наличие статуса чемпиона мира в каком-то виде спорта, оценка вуза за итоговое сочинение, являющееся допуском к итоговой аттестации, диплом за победу в школьной олимпиаде и т.д.);
  • документ, подтверждающий состояние здоровья, требующее предоставление особых условий для сдачи вступительных экзаменов (при необходимости);
  • нотариально оформленная доверенность (при подаче документов через доверенное лицо).
Читайте также:  Аренда автомобиля у сотрудника - налогообложение в 2020-2021 годах

Собственные достижения абитуриента считаются льготой при поступлении?

Также помогут поступить собственные достижения абитуриента. На самом деле учителя, когда пытаются навязать ученикам участие в олимпиадах, помогают будущим выпускникам. Чем чаще школьник участвует в разного рода соревнованиях и тренирует свою смекалку в конкурсах, тем лучше он будет справляться со сложностями ЕГЭ.

К тому же решение и написание сочинений в стрессовой ситуации поможет закалить характер подростка.

Самое главное – это пополнение портфолио. Если вы получите какое-либо призерское место, то уже поднимете свою самооценку и самоуверенность. В следующий раз при получении первого места можно будет получить дополнительные баллы, либо приглашение на бюджетное место в вуз по профилю конкурса.

Кстати, если вы еще не выпускаетесь, но получили приглашение на бюджетное место в вузе, приватизируйте его. Скажите, что вы сможете поступить в следующем году и хотите сохранить за собой право.

Это будет ваша личная льгота при поступлении в вуз.

Абитуриенты-инвалиды, поступающие по квоте, смогут подавать документы сразу в 5 вузов

Wavebreak Media / Фотобанк Лори

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, дающий право абитуриентам с инвалидностью, поступающим «на бюджет» по 10% квоте, подавать документ сразу в 5 вузов по 3 специальностям. Новый закон устраняет дискриминационное положение, ограничивающее права инвалидов при поступлении в вузы на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

В соответствии с пунктом 52 Порядка приема на обучение по программам высшего образования абитуриенты, поступающие в вуз на общих основаниях, имеют право подавать документы в пять вузов на три специальности.

Однако абитуриенты с инвалидностью, имеющие право на обучение за счет бюджетных ассигнований, могут подать документы только по одной специальности в один вуз.

Кроме того, отдельные вузы могут проводить дополнительные вступительные испытания профильной или творческой направленности.

Критерии для оформления группы

Поводом для направления ребенка на комиссию может стать один из видов стойких расстройств функции организма при следующих патологиях:

  • нарушения языковых функций, голосообразования, устной или письменной речи;
  • поражения одной из сенсорных функций (любого вида чувствительности, стойкий болевой синдром, снижение или утрата слуха, зрения, обоняния);
  • расстройства психики с нарушением эмоций, восприятия, представления, сознания, интеллекта, памяти, способности к ориентации в пространстве;
  • нарушения со стороны взаимодействия нервной системы и опорно-двигательного аппарата, приводящие к невозможности адекватно координировать движения, удерживать тело в вертикальном положении, совершать движения;
  • нарушения при каких-либо физических уродствах, в результате которых у ребенка появляются грубые деформации головы, тела, конечностей, нарушаются размеры и пропорции тела, есть аномальные отверстия пищеварительного тракта, органов дыхания или мочевыделительной системы.

Подробный перечень заболеваний указан в приказе Министерства Труда РФ от 17.12. 2015 № 1024.

При грубых нарушениях, не поддающихся достаточной коррекции, группу инвалидности ребенку оформляют в раннем возрасте. Также заболевания возникают или прогрессируют в ходе роста и развития, в результате травм и аварий. В этом случае оформление группы и пенсии по инвалидности происходит после проведения реабилитационных мероприятий и возможно даже перед совершеннолетием.

Как поступить в вуз людям с ограниченными возможностями

Государство естественно отдает себе отчет в том, что студентам необходимо на что-то жить, если они будут работать, то уровень полученных знаний будет страдать. Не всегда они находят такую работу, где можно было бы трудиться в свободное время, поэтому мы стараемся повышать стипендии для того, чтобы хоть как-то помочь старающимся ученикам.

Мы очень рады, что детей инвалидов и инвалидов детства с каждым гордом все больше и больше в наших учебных заведениях. Если раньше человек с ограниченными возможностями здоровья получал даже школьное образование на дому, то теперь они стремятся в общество. А общество в лице нас рады их принять в своих рядах.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Калина И.И.

Вопрос №1 Я являюсь инвалидом, в 2010 году я получил высшее образование в одном из ведущих университетов города Москвы. Полученное образование было на бесплатной основе, так как были отличные результаты экзаменов и оценки в аттестате. В настоящее время имеется желание получить ещё одно образование, может ли и оно быть бесплатным?

Ответ: К сожалению в соответствии с законодательством на бесплатном основании можно получить одно средне-профессиональное образование и одно высшее. Все последующие образования должны быть оплачены, вне зависимости от инвалидности.

Читайте также:  Шаблон Заявления о фальсификации доказательства: скачать образец

Вопрос №2 Мой сын заканчивает школу в этом году, он является ребенком-инвалидом. Выбранный институт, в который желает поступить ребенок находиться в центре города, а мы проживаем в населенном пункте где добираться следует 20-30 минут. Может ли он претендовать на предоставление комнаты в общежитии, которое имеется в учреждении?

Ответ: Если место проживания и выбранное место обучение находится в одном регионе, то к сожалению законных прав, на получение комнаты нет. Однако при наличии свободных мест можно попросить директора учебного заведения предоставить место в общежитии предварительно объяснив ситуацию.

Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:

  • инвалидность I и II группы;
  • инвалидность с детства;
  • инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.

Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.

Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:

  • копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
  • справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.

Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.

На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.

Для вас установлены следующие виды льгот:

  • Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
  • Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
  • Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.

Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.

В здании вуза должны быть:

  • Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
  • В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
  • Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.

Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.

Какие льготы предоставляются при поступлении в ВУЗ для абитуриентов в 2021 году

Льгота для инвалидов, желающих получить образование в средне-специальном учреждении, предоставляется уже на этапе подачи документов — во время сдачи экзамена им дается дополнительное время (1,5 часа) на подготовку.

Их льготы распространяются на продление ранее оформленной субсидии до достижения 23-летнего возраста, а также возможное получение социальной стипендии, оформленной уже в колледже, если это предусмотрено для учащегося.

  • чемпионы различных Олимпийских игр, связанных с культурой или спортом – в данном случае поступление осуществляется только в аналогичные учебные заведения
  • призеры или победители общероссийских школьных олимпиад
  • призеры или победители школьной олимпиады, организация которой проходила согласно законодательно принятому Порядку школьных олимпиад
  • участники сборных России, которые участвовали в общеобразовательных олимпиадах на международном уровне – даже при отсутствии победы.

Абитуриент вправе не сдавать экзамены при поступлении, если он:

  1. Победитель или призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников;
  2. Участвовал в международной олимпиаде по школьным предметам;
  3. Является чемпионом или призером в Олимпийских или Параолимпийских играх, Судьи олимпийских игр, чемпионом мира или Европы по видам спорта, включенным в программы.

Выбранная специализация должна быть в области физической культуры и спорта. Призовые места в спортивных состязаниях учитываются лишь при поступлении на спортивные факультеты.

Родители вправе зарегистрировать школьника в 2021 году на участие в следующих олимпиадах, исходя из его успехов в конкретных предметах:

Профильные предметы

Олимпиада

Физика Московская олимпиада
Иностранный язык Межрегиональная олимпиада на базе ведомственных образовательных учреждений, Турнир имени М.В. Ломоносова
Информатика Многопрофильная олимпиада «Аксиос»
Экономика Межрегиональная экономическая олимпиада имени Н. Д. Кондратьева
География Многопредметная олимпиада «Юные таланты»
История и обществознание Межрегиональная олимпиада «Высшая проба»

Данные лица вправе бесплатно пройти подготовительные курсы перед поступлением, а также бесплатно обучаться профессии очно. Для этого необходимо набрать одинаковое число баллов со студентами, поступающими на общих основаниях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *