Можно ли обжаловать решение суда — инструкция от R.TIGER

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли обжаловать решение суда — инструкция от R.TIGER». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

Комментарий к ст. 391.1 ГПК РФ

1. Действующее гражданское процессуальное законодательство открывает широкие возможности по исправлению судебных ошибок. В настоящее время кассация является правовым институтом, обеспечивающим устранение допущенных судами ошибок в уже вступивших в законную силу постановлениях. Однако с точки зрения российского законодателя такой системы пересмотра судебных решений недостаточно, в связи с чем до сих пор в гражданском процессуальном праве сохраняется институт надзора. По мнению ученых, такой подход законодателя прежде всего обусловлен закреплением в Конституции РФ функции судебного надзора за Верховным Судом РФ . Отчасти такая ситуация обусловлена и тем, что ряд судебных постановлений в силу специфики построения системы судов общей юрисдикции не обжалуется в кассационном порядке. Таким образом, для исправления допущенных вышестоящими судами нарушений российским процессуальным законодательством предусмотрена исключительная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора, являющегося чрезвычайным, исключительным способом проверки законности судебных постановлений, имеющим узкий предмет проверки, ограниченный исключительно вопросами права .

———————————

См.: Миннегалиева Л.И. Возбуждение надзорного производства в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 3.

См., например: Зайцев И.М. Устранение ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1985. С. 125; Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права: очерки истории. М., 1971. С. 99; Поспелов Б.И. Спорные вопросы нового законодательного регулирования апелляционного производства в гражданском процессе // Юрист. 2011. N 6. С. 3; и другие.

2. Комментируемая статья открывает новую главу 41.1 ГПК РФ, введенную в действие с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Указанный Закон внес серьезные коррективы в институт надзора в гражданском процессе, принципиальное влияние на реформирование которого оказала судебная практика Европейского суда по правам человека.

В ряде решений Европейского суда по правам человека было признано, что надзорное судопроизводство России нельзя отнести к исключительным и эффективным средствам защиты права, поскольку окончательное и обязательное для исполнения судебное постановление допустимо пересматривать только при наличии действительно исключительных обстоятельств, в то время как на деле использованием действующей процедуры пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений может быть отменено любое судебное постановление на основании неопределенного круга нарушений материального или процессуального права .

———————————

См. подробнее: Предварительная Резолюция ResDH(2006)1 «О нарушении принципа правовой определенности процедурой пересмотра дел в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации — принятые общие меры и остающиеся вопросы в свете Постановлений Европейского суда по правам человека по делу Рябых (24 июля 2003 г.) и делу Волкова (5 апреля 2005 г.)», принятая Комитетом Министров Совета Европы от 8 февраля 2006 г. на 955-й встрече Заместителей Министров; решения Европейского суда по правам человека от 6 мая 2004 г. по вопросу приемлемости жалобы N 33408/03 «Денисов (Denisov) против России»; от 5 ноября 2009 г. по вопросу приемлемости жалобы N 29612/09 «Мартынец (Martynets) против России»; Постановления Европейского суда по правам человека от 18 ноября 2004 г. по делу «Праведная (Pravednaya) против Российской Федерации» (жалоба N 69529/01), от 24 июля 2003 г. по делу «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба N 52854/99) и др.

В рамках проводимой реформы институт надзора уже претерпел значительные изменения. Сущность производства в суде надзорной инстанции по новому законодательству коренным образом отличается от надзорного производства, существовавшего в советском гражданском судопроизводстве. В советском государстве надзорное производство связывалось с деятельностью соответствующих должностных лиц судебно-прокурорских органов по изучению надзорной жалобы или других документов, послуживших поводом к возбуждению надзорного производства, истребованию дела для проверки фактов, изложенных в надзорной жалобе или ином документе, принесению протестов в порядке надзора .

———————————

См.: Кац Ю.С. Возбуждение производства в порядке надзора по гражданским делам. М., 1965. С. 11.

Согласно ныне действующему гражданскому процессуальному законодательству сущность надзорного производства в гражданском процессе заключается в проверке судьей надзорной инстанции приемлемости надзорной жалобы (представления прокурора) и законности обжалуемых судебных постановлений, а затем выявлении судом надзорной инстанции оснований к отмене (изменению) обжалуемых судебных постановлений при рассмотрении дела с целью соблюдения законности, защиты нарушенных прав и законных интересов заинтересованных лиц . В результате реформирования института надзора в настоящее время резко сокращено количество надзорных инстанций, и теперь единственной является Президиум Верховного Суда РФ, полномочиям которого посвящены нормы комментируемой главы.

Читайте также:  Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

———————————

См.: Алексеевская Е.И. Теоретические и практические проблемы производства в суде надзорной инстанции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15 — 16.

3. В нормах комментируемой статьи законодатель трад��ционно определяет объекты надзорного обжалования (ч. ч. 1, 2), круг субъектов надзорного обжалования (ч. ч. 1, 3), а также судебный орган, уполномоченный на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора — Президиум Верховного Суда РФ.

Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

  1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
  2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
  3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.
  4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

  1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
    1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
    2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
    3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
    6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.
  2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
    При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
  3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
  4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Читайте также:  С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Право на обращение в суд надзорной инстанции в арбитражном процессе

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны (ст. 308.2 АПК РФ):

— органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если : 1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным п. 1 — 6 и 8 ч. 1 и ч. 3 — 5 ст. 308.2 АПК РФ;2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

Можно ли оспорить приговор по уголовному делу в особом порядке

Ко мне часто обращаются с таким вопросом подсудимые и их родственники. Сначала давайте вспомним, что же он собой представляет?

Если обвиняемый полностью признает свою вину, то выносится приговор без судебного разбирательства (не допрашиваются свидетели, не исследуются материалы дела, не проводятся экспертизы). Таким образом, прежде всего, экономится судебное время.

Важно! Особый порядок возможен только для преступлений, по которым предусмотрено наказание не более 10 лет. Например, кража, мошенничество, присвоение. По особо тяжким деяниям он не применим.

Положительными аспектами особого порядка для подсудимого являются:

  • наказание не может превышать 2/3 максимального срока,
  • не взыскиваются процессуальные издержки.

На практике появляются негативные аспекты избрания данного порядка. Так, подсудимый лишается возможности оспорить предъявленное обвинение по причине несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции

Надзорное производство — это стадия уголовного процес­са, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу при­говоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзор­ной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверя­ют их законность и обоснованность и принимают по результа­там проверки предусмотренные законом решения.

Надзорное производство является исключительной

стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определя­ется
двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное реше­ние вступило в законную силу. Стадия исполнения приговора тоже наступает после вступления приговора, определения, по­ становления суда первой инстанции и определения суда касса­ционной инстанции в законную силу. Поэтому одного этого признака недостаточно для отнесения надзорного производства к исключительным стадиям;

2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно-процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.

Надзорное производство состоит из двух частей:

1) рассмотрение лицами, указанными в ст. 404 УПК, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, всту­пивших в законную силу, проверки ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверки дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров и вышестоящими судами при нали­чии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при на­личии к тому оснований. Если оснований для принесения про­теста не обнаружено, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано, и надзорное производство по этому делу на этом заканчивается;

2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстан­ции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (вто­рой) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных ст. 412 УПК решений.

Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований

для воз­буждения надзорного производства.

Стадия надзорного производства начинается с момента по­ступления

в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору жалобы осужденного, оправданного, их защитников и закон­ных представителей, потерпевшего, гражданского истца, граж­данского ответчика или их представителей на вступившие в за­конную силу приговор, определение, постановление суда либо получения вышестоящим прокурором представления нижесто­ящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора, или поступления в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для реше­ния вопроса о принесении протеста в порядке надзора, или ист­ребования лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста.
Закан­чивается
эта стадия вынесением судом надзорной инстанции соответствующего решения по делу либо возвращением дела в суд, из которого оно было истребовано, при отсутствии основа­ний для принесения протеста.

Читайте также:  Налоговые требования: какие бывают, как отвечать

Надзорное производство является формой надзора и руко­водства

судебной деятельностью нижестоящих судов со сторо­ны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется
также надзор вышестоящих прокуроров
за законностью и обоснован­ностью судебных решений, вступивших в законную силу. Пере­сматривать уголовные дела, по которым решения нижестоя­щих судов вступили в законную силу, могут только суды над­зорной инстанции по протестам должностных лиц, управомо-ченных их приносить. Причем, если в кассационном порядке дело может быть пересмотрено
только один раз,
то в надзорном порядке —
неоднократно,
но обязательно с соблюдением
прин­ципа инстанционности,
то есть дело пересматривается надзор­ными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и закачивая Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Протесты на вступившие в законную силу приговоры, опре­деления, постановления называются надзорными протестами.

В надзорном порядке могут быть пересмотрены все без ис­ключения решения любой судебной инстанции, кроме поста­новлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Пересматриваются вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (вто­рой) и нижестоящих надзорных инстанций. Вышестоящие суды, рассматривая в надзорном порядке уголовные дела, по которым вступили в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, устраняют допущенные по этим делам судебные ошибки и нарушения закона, обеспечива­ют защиту прав и законных интересов сторон, укрепляют за­конность в судебной деятельности и содействуют повышению качества работы судов.

Понятие, сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции

Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, равно как и судебная защита их прав и свобод в связи с обжалованием решений органов государственной, в том числе и судебной власти, гарантируется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 32 и ч. 1 и 2 ст. 46). В уголовно-процессуальном судопроизводстве обжалование судебных решений в надзорном порядке предусмотрено гл. 48¹ УПК РФ. Стадия надзорного производства – это исключительная, самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на предмет законности вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений. Непосредственной задачей пересмотра судебных решений в надзорном производстве является: судебная проверка законности судебных решений, вступивших в законную силу, с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также обеспечения интересов общества и государства. Эта проверка производится с целью исправления юридических ошибок.

Производство в надзорной инстанции отвечает назначению уголовного судопроизводства как в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и в части защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. А это, в свою очередь, влечёт за собой назначение судом виновному справедливого наказания либо освобождение от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Производство в надзорной инстанции исключительное, так как:

  • в этом производстве пересматривается судебное решение уже вступившее в законную силу и подлежащее исполнению. Пересмотр этого решения возможен лишь в порядке исключительного надзорного производства. Этот порядок не является обязательным, а зависит от усмотрения определенных законом лиц в случаях подачи ими надзорных жалоб, представлений;
  • предметом проверки в порядке надзора могут быть не только решения судов первой инстанции, вступивших в законную силу, но и решения апелляционной и кассационной судебных инстанций.

В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

  • судебные решения судов уровня субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовного дела по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
  • постановления Президиума Верховного Суда РФ.

Значение стадии производства в надзорной инстанции заключается в том, что своей деятельностью Президиум Верховного Суда РФ способствует укреплению законности, оказывает важное влияние на судебную практику нижестоящих судов, направляя деятельность судей в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия. Надзорное производство имеет важное значение не только для повышения эффективности правосудия, но и для улучшения качества рассмотрения судами уголовных дел, обеспечения законности и охраны прав участников уголовного судопроизводства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *