Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Доказательная база по делам о нарушении таможенных правил

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию:

  1. Событие.
  2. Виновность.
  3. Факт совершения правонарушения.
  4. Условия, повлиявшие на характер и степень ответственности.
  5. Причины, способствующие совершению административного деяния.
Определение 5

Предмет доказывания – это совокупность всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу о нарушении таможенных правил.

Доказательствами служат любая фактическая информация, на основе которой устанавливается:

  • отсутствие или наличие нарушения;
  • виновность лица, которое привлекается к ответственности;
  • факт совершения правонарушения.

Установление данных осуществляется посредством составления протоколов в ходе таможенного контроля, оформления, ведения производства по делу об административном правонарушении, получения объяснения лица, привлекаемого к ответственности, разъяснений свидетелей, экспертных заключений, письменных и вещественных доказательств.

Доказательная база должна быть собрана лицами, уполномоченными выносить решения по делам об административных правонарушениях. Делать это необходимо в рамках данных полномочий, не выходя за границы действующих законодательных актов. После сбора доказательства оцениваются на предмет готовности вынести на их основании постановление.

Доказательствам присущи следующие черты:

  • наличие фактических данных, а не оценочных суждений или необъективных мнений;
  • соответствие содержащихся данных конкретному делу;
  • согласование способов получения и форм закрепления с видами доказательств и источниками фактических данных;
  • недопущение применения доказательств, которые получены с нарушением закона.

По типу источника

По способу формирования

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению

Личные, предметные

Первоначальные, производные

Прямые, косвенные

Функции и задачи административного производства

Административное производство в области таможенного дела призвано выполнять следующие функции:

  1. Воспитательную (превентивную) – предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и иными лицами.
  2. Карательную – наступление для виновника противоправного деяния негативных последствий материального или морального характера.
  3. Компенсационную (правовосстановительную) – возможность восстановления общественных отношений, нарушенных в результате противоправного поведения.
  4. Охранительную – вытеснение опасных вариантов поведения, вредящих экономике, защита государственных интересов.
Замечание 1

Цель реализации административных мер не может заключаться в причинении человеку физических страданий, унижении достоинства и не должна наносить вред деловой репутации юридического лица.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела:

  • полное, объективное, всестороннее рассмотрение обстоятельств;
  • разрешение в соответствии с действующим законодательством;
  • своевременное и четкое исполнение вынесенного постановления;
  • анализ условий и причин, которые способствовали совершению нарушения.

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Согласно ст. 18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев опенки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры (меры административного предупреждения) направлены на предупреждение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры названы так в силу их ярко выраженной профилактической направленности.

Основанием применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, как связанных, таки не связанных с действиями человека.

Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии и т. п.

Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Основными целями применения указанных мер являются обеспечение безопасности личности и общественной безопасности при наличии реальной или потенциальной угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, предупреждение преступлений и административных правонарушений, в том числе повторного их совершения, со стороны отдельных категорий субъектов.

Основанием применения этих мер может быть предположение о намерении лица совершить противоправное действие, необходимость проверки в силу значимости общественного отношения, угроза общественной или государственной безопасности. Угроза безопасности может наступить, например, в результате нарушения техники безопасности в промышленности, правил перевозки и хранения взрывчатых веществ и др. Она может быть связана и с действием природных факторов: землетрясением, наводнением, снежными заносами и т. п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий(например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.);

2) меры, направленные на предупреждение административных правонарушений и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей(например, принудительное медицинское освидетельствование и др.);

4) особую группу составляют так называемые лечебнопредупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности (например, принудительная госпитализация опасных душевнобольных и лиц, больных туберкулезом).

Административная ответственность за нарушение в сфере таможенного дела

Это правовая ответственность за нарушение правил таможенного регулирования, предусмотренная законодательством, и связанная с административными санкциями к установленным виновным лицам. Она:

  • Является последствием нарушения таможенных правил, и выступает в качестве административного принуждения к их исполнению.
  • Находится в компетенции федеральных властей, и служит для восстановления интересов государства.
  • Включает применение к нарушителям определенного набора наказаний, состоящего из предупреждения, штрафа, конфискации.
  • Строится на принципах международного права и сотрудничества с таможенными органами иных государств.

Полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по применению принудительных мер

В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании таможенные органы РФ выполняют определенные функции, в числе которых можно выделить следующие:

  • обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (т.е. пресечение действий, направленных на несоблюдение этого порядка);
  • обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу (иными словами осуществляется отслеживание, чтобы на территорию Российской Федерации не ввозились запрещенные товары, соблюдались квоты и т.д.);
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности (т.е. противодействие явлениям, связанным с несоблюдением этих прав);
  • обеспечение в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
  • ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

При этом, применяя принудительные меры, таможенные органы выявляют негативную реакцию государства на действия, совершаемые вопреки или с нарушением установленных законодательством правил.

Под принуждением понимается отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку установленные (законом, иным нормативным актом) правила нарушены (не соблюдены, проигнорированы), нарушена и воля властвующего субъекта, и он воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения (соблюдения установленного порядка поведения, действий и т.д.).

Принуждение играет важную роль в охране интересов России в области таможенного дела и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что таможенные органы РФ систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Принуждение включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, арест товаров, запрещение эксплуатации транспортных средств и т.п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Во многих случаях в таможенном деле принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно или по незнанию совершили правонарушение. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Из курса административного права известно, что меры принуждения делятся на меры пресечения и наказания. Последние считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные или уголовные санкции.

Читайте также:  Через какое время исполнительный лист теряет свою силу по закону 2022 года?

Разберем особенности и порядок применения мер принуждения в таможенном деле.

Обычно ученые разделяют меры пресечения на специальные, процессуальные и общие.

Рассмотрим меры пресечения, которые вправе применять таможенные органы в отношении лиц, совершающих правонарушения в таможенном деле в соответствии с приведенной классификацией.

В соответствии со ст. 26-30 Закона о таможенном регулировании в целях оперативного пресечения правонарушений должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по применению физической силы и специальных мер.

Также физическая сила, в том числе приемы рукопашного боя, может применяться для задержания лиц, совершивших правонарушение, преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов, воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам или транспортным средствам, находящимся под таможенным контролем.

Специальные средства, перечень которых определяется правительством РФ (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта и т.д.), могут быть использованы должностными лицами в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов или иных лиц;
  • отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения названных объектов в случае их захвата;
  • задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти лица оказывают неповиновение (сопротивление) или могут причинить вред окружающим или себе;
  • пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица таможенного органа остановиться.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости должностные лица таможенных органов при отсутствии специальных средств вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.

Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

  • для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;
  • в целях пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа,
  • при приближении, т.е. сократив при этом расстояние, указанное должностным лицом таможенного органа, или в случае прикосновения к оружию указанного должностного лица;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, воздушные, морские или речные суда, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, либо на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства;
  • задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;
  • остановки транспортных средств, морских и речных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;
  • обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
  • предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового нападения, угрожающего жизни людей.

О каждом случае применения специальных средств или оружия должностное лицо таможенного органа обязано в возможно короткие сроки в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору в течение 24 ч.

Кроме этого, в арсенале таможенных органов РФ имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры, которые используются в целях создания условий для нормального хода производства по делам об уголовных преступлениях или административных нарушениях, совершенных в области таможенного дела.

В первую очередь к этим мерам относятся:

  • доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения (если составление протокола является обязательным);
  • административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, должностные лица таможенных органов могут применять при выявлении нарушений таможенных правил в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Применяется должностными лицами таможенных органов РФ, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Доставление, административное задержание, арест товаров производится должностными лицами таможенных органов в соответствии с правилами, утвержденными КоАП РФ. Кроме этого, в некоторых случаях ФТС России в рамках своей компетенции устанавливает перечни должностных лиц таможенных органов, которые вправе применять принудительные меры воздействия. Например, приказом ФТС России от 1 марта 2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, упол��омоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» был утвержден следующий перечень.

Перечень должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществлять административное задержание
№ п/п Наименование должности
1 Должностные лица центрального аппарата ФТС России (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
1.1 Начальник управления, отдела и их заместители
1.2 Старший уполномоченный по особо важным делам
1.3 Уполномоченный по особо важным делам
1.4 Старший уполномоченный
1.5 Уполномоченный
2 Должностные лица региональных таможенных управлений (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
2.1 Начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители
2.2 Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор
2.3 Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор
2.4 Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор
2.5 Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор
3 Должностные лица таможен, таможенных постов (за исключением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность)
3.1 Начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители
3.2 Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор
3.3 Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор
3.4 Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор
3.5 Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор
3.6 Командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники

Результаты, полученные при проведении некоторых форм таможенного контроля, осуществляемого должностными лицами таможенных органов (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, осмотр помещений и территорий и т.д.), также могут явиться основой для заведения дела по уголовному преступлению или административному правонарушению. Это значит, что в определенных случаях данные формы таможенного контроля могут считаться обеспечительными или процессуальными мерами.

Наглядным примером применения общей меры пресечения является исключение предпринимателей в области таможенного дела (таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных представителей и других) из соответствующего реестра в случае несоблюдения ими условий включения в данный реестр (ст. 14, 20, 25, 30, 35 ТК Таможенного союза). Исключение из реестра фактически означает для указанных лиц запрет на осуществление деятельности по оказанию ими услуг, т.е. полное прекращение деятельности юридического лица.

Также должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по назначению наказаний за противоправные действия в области таможенного дела. Отметим главные особенности этих мер принуждения.

Общая характеристика административных правонарушений и наказаний

Правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

Читайте также:  Оформление наследства в 2022 году

Общеизвестно, что правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением).

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Понятие и состав нарушения таможенных правил

231 ТК РФ, в которой сказано, что лица, совершившие нарушения таможенных правил, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им — в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в самой ст. 230 ТК РФ сказано лишь об ответственности вообще.

В вопросах привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере таможенного дела ныне действующий Таможенный кодекс РФ не отсылает к нормам административного законодательства. В нем (в разделе X) достаточно подробно регламентированы как общие вопросы ответственности за нарушения таможенных правил, так и вопросы, касающиеся порядка реализации этой ответственности — порядка производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения. Причем многие принципиальные подходы законодательства об административных правонарушениях трактуются по-новому, существенно меняя регулирование вопросов о субъектах ответственности (ТК РФ 1993 г. была впервые введено понятие административной ответ-ственности юридического лица, введен принцип двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения). По-новому трактуются также вопросы ответственности военнослужащих, вопросы наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, изменены сроки наложения взысканий и есть еще ряд нюансов.

Проект нового российского Таможенного кодекса в этом вопросе выглядит диаметрально противоположно, закрепляя лишь само понятие нарушения таможенных правил, а в вопросах привлечения к ответственности за совершение таких нарушений отсылая к новому КоАП РФ, проект которого до сих пор Федеральным Собранием РФ пока так и утвержден.

Состав нарушения таможенных правил — это логическая конструкция, это правовое понятие о нем, которое отражает существенные признаки определенных антиобщественных деяний в сфере таможенного дела. Законодатель сам не создает признаков таможенных правонарушений, он лишь отбирает существенные и отличительные черты и конструирует составы. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков является необходимым и достаточным основанием для квалификации деяния как нарушения таможенных правил. Иными словами, реальное деяние только тогда может рассматриваться в качестве нарушения таможенных правил, когда оно со-держит все признаки его состава, а отсутствие хотя бы одного из них означает и отсутствие состава в целом.

Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений образуют следующие признаки: объект нарушения таможенных правил, объективная сторона правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и субъективная сторона.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

  • имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);
  • неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в ст. 230 ТК РФ:

  1. порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
  2. порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  3. порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;
  4. порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;
  5. порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Таможенного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил. Она может выражаться как в совершении определенных действий, так и в бездействии.

Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

Следует также отметить, что при характеристике объективной стороны того или иного нарушения таможенных правил в Таможенном кодексе РФ нередко используются такие понятия, как пользование, распоряжение, хранение, приобретение и др. Толковать эти понятия нужно в соответствии с тем смыслом, который им придается в гражданском законодательстве.

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 291 ТК РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, освобождается от ответственности за его совершение.

В соответствии с таможенным законодательством, субъектами нарушений таможенных правил могут быть как российские, так и иностранные:

  • предприятия, учреждения, организации, т. е. субъекты, объединяемые родовым понятием «юридическое лицо», а также лица, занимающиеся предпринимательской де-ятельностью без образования юридического лица;
  • вменяемые физические лица по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  • должностные лица, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов российского законодательства по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Еще раз подчеркнем, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена обязанность по выполнению тех или иных таможенных правил. При этом, как свидетельствует таможенная практика, при совершении нарушений таможенных правил может иметь место соучастие, т. е. участие в совершении правонарушения двух и более физических и юридических лиц. К сожалению, в ст. 246 ТК РФ, пре-дусматривающей соучастие, не указан такой субъект соучастия, как юридическое лицо. Это является явным пробелом действующего таможенного законодательства, который приходится исправлять на практике.

В соответствии с формулировкой ст. 246 ТК РФ соучастием в совершении нарушения таможенных правил признается совместное участие в нем двух или более физических лиц. Соучастниками нарушения таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста; дипломатических представителей иностранных государств и т. п.). Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением, подстрекателем — лицо, склонившее кого-либо к совершению нарушения таможенных правил, а пособником — лицо, содействовавшее совер-шению нарушения таможенных правил своими советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

При наложении взыскания на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (либо должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Это четко сказано в ч. 5 ст. 231 ТК РФ. Понятия умысла и неосторожности в Таможенном кодексе РФ не раскрываются, они являются общеправовыми.

Читайте также:  Путевки за счет ФСС в 2021 году

Умысел предполагает, что лицо, совершившее нарушение таможенных правил, предвидит и желает наступления общественно-вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный умысел). К нарушениям таможенных правил, которые могут быть совершены только умышленно, относятся прежде всего таможенные правонарушения так называемой «контрабандной» группы (перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля — ст. 276 ТК РФ; сокрытие от таможенного контроля товаров — ст. 277 ТК РФ; перемещение товаров и транспортных средств с обманным использованием документов или средств идентификации — ст. 278 ТК РФ; недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств — ст. 279 ТК РФ). К умышленным относятся также действия, направленные на не-правомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение — ст. 282 ТК РФ; действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат или иных возмещении либо их невозвращение без надлежащих оснований — ст. 283 ТК РФ и др. Неосторожность может проявляться:

  • как самонадеянность, когда лицо предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;
  • как небрежность, когда лицо не предвидит общественно-опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

По небрежности могут быть совершены нарушения таможенных правил, связанные с нарушением установленного порядка производства таможенного оформления и таможенного контроля (например, невручение документов на товары в месте доставки — ст. 253 ТК РФ; нарушение порядка производства таможенного оформления — ст. 258 ТК РФ и др.).

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дело обстоит совсем иначе.

Во-первых, в ст. 230 ТК РФ, где дано определение нарушения таможенных правил, нет упоминания о том, что таким нарушением признается виновное деяние — в отличие, например, от определения понятия административного правонарушения, которое содержится в ст. 10 КоАП РСФСР. Во-вторых, согласно ч. 6 ст. 231 ТК РФ юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственности за совершение нарушения таможенных правил только в случаях, когда такое нарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. И, наконец, в-третьих, среди указанных в ст. 320 ТК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о нарушениях таможенных правил, указана лишь виновность физических или должностных лиц, а в отношении рассматриваемых нами субъектов сказано, что подлежит доказыванию сам факт совершения ими нарушения таможенных правил.

Все это свидетельствует о том, что для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица достаточно наличия в их действиях (бездействии) признаков объективной стороны таможенного правонарушения. Субъективная сторона здесь роли не играет и доказыванию в процессе производства по делу не подлежит.

Взыскания за нарушения таможенных правил можно подразделять на:

  • на взыскания, применяемые в качестве основного взыскания (таковыми являются предупреждение и штраф);
  • на взыскания, применяемые в качестве дополнительного взыскания (таковым являются отзыв лицензии или квалификационного аттестата и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил);
  • на взыскания, которые могут применяться как в виде основного, так и виде дополнительного взыскания (это конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств — как непосредственных объектов нарушения таможенных правил, так и товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками).
  • на взыскания морального характера (таковым является предупреждение);
  • на взыскания пресекательного характера (таковым является отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на взыскания имущественного характера (таковыми являются все остальные виды взысканий).
  • на срочные взыскания, т. е. которые могут быть наложены в течение определенного срока (это предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
  • на бессрочные взыскания, возможность наложения которых не ограничена каким-либо определенным сроком (таковыми являются конфискация и взыскание стоимости товаров и транспортных средств).
  • на альтернативные и безальтернативные взыскания (тут уже речь идет о санкции каждой конкретной статьи Таможенного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за нарушение таможенных правил, когда должностное лицо таможенного органа либо имеет возможность альтернативного выбора того или иного вида взыскания из предложенных санкцией применяемой им статьи, либо не имеет такой возможности выбора — т. е. мера взыскания является четко оговоренной, безальтернативной).

В каждом конкретном случае наложение взысканий за нарушение таможенных правил должно осуществляться с учетом наличия или отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за это нарушение. Эти обстоятельства могут оказать существенное влияние на размер налагаемого взыскания.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за нарушение таможенных правил, согласно ст. 236 ТК РФ относятся:

  1. активное способствование разрешению дела;
  2. добровольное устранение вредных последствий правонарушения;
  3. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  4. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил, а также исходя из своего личного опыта и компетентности в решении подобных вопросов.

Перечень отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил обстоятельств, в отличие от приведенного выше перечня, является исчерпывающим и расши-ренному толкованию не подлежит. К таковым обстоятельствам согласно ст. 237 ТК РФ относятся:

  1. продолжение противоправного поведения несмотря на требование должностного лица таможенного органа его прекратить;
  2. повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;
  3. совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
  4. вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;
  5. совершение нарушения таможенных правил группой лиц;
  6. совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  7. совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.

Причем последнее обстоятельство является факультативным, т. е. необязательным, и должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, в зависимости от характера правонарушения может и не признать совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения в качестве отягчающего вину обстоятельства.

Взыскание может быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав нарушения таможенных правил. При отсутствии состава таможенного правонарушения производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ст. 291 ТК РФ).

Административная ответственность в области таможенного дела

Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

  • общий порядок административного производства;
  • специальный порядок;
  • упрощенный порядок

Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере. Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок. Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

  • протокол об административном таможенном правонарушении;
  • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен в ходе административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении. Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *