Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как избавиться от старой налоговой задолженности: памятка для бухгалтера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.
Комментарий к ст. 59 НК РФ
Комментируемая статья приводит основания для списания недоимки и пени.
Статьей 59 НК РФ определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
При этом те основания, которые прямо не указаны в данной статье, не применяются.
Например, НК РФ не предусмотрено списание задолженности по пеням в связи с тяжелым финансовым положением организации. На это указано и в письме Минфина России от 09.06.2012 N 03-02-07/1-140.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2012 N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списании обязательного наличия судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
В Постановлении ФАС Московского округа от 18.09.2012 N А40-12187/12-116-23 суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика возможности иным способом, помимо судебного, установить обстоятельства, связанные с пропуском налоговым органом срока взыскания спорной задолженности, и защитить свои права и законные интересы.
Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 НК РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2012 N А55-32323/2011 суд отклонил довод налогового органа, согласно которому оснований, предусмотренных статьей 59 НК РФ, для признания спорной задолженности безнадежной и исключения спорной задолженности перед бюджетом из лицевого счета налогоплательщика не имеется, тогда как наличие в документах внутриведомственного контроля, каким является лицевой счет налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по мнению налогового органа, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Суд указал на то, что отсутс��вие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исковое заявление о списании налоговой задолженности
Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:
- название суда, который будет рассматривать иск
- сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
- сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
- название документа – административное исковое заявление
- в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
- в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
- в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
- в конце иска должна стоять подпись истца
Альтернативные варианты списания налоговых долгов
Если платить долги по налогам нечем, можно попробовать подождать, пока ФНС обратится в суд, передаст документы приставам и признает задолженность безнадежной. Но на это уйдут годы. Всё это время придется сталкиваться с различными проблемами: от блокировки счетов до запрета на выезд за пределы РФ.
Более реальный вариант легально избавится от налоговой задолженности – пройти через процедуру банкротства. Она возможна как для обычных граждан, так и для тех, кто зарегистрирован в качестве предпринимателя. Одновременно через нее можно списать и другие долги: по кредитам, займам, коммунальным платежам, штрафам и т. д.
В России существует два варианта банкротства: стандартное (судебное) и внесудебное. Без обращения в суд процедура проводится через МФЦ. Этот способ признания гражданина несостоятельным доступен только при одновременном выполнении 3 условий:
- сумма долгов составляет от 50 до 500 тыс. руб. без учета неустоек;
- в отношении гражданина приставы прекратили взыскание из-за отсутствия средств и имущества;
- после завершения предыдущего дела сотрудники ФССП не возбуждали новое.
Для начала внесудебного банкротства нужно подготовить заявление, список кредиторов и обратиться в МФЦ.
Судебное банкротство проводится через арбитражный суд с привлечением финансового управляющего. В этом случае возможно несколько ее исходов:
- Заключение мирового соглашения. Возможно, если должнику и кредиторам удастся договориться о решении проблемы с задолженностью, например, за счет предоставления отступного.
- Реструктуризация. В этом случае утверждается план выплаты долгов за период до 3 лет. Она имеет смысл для тех, кто за этот срок способен погасить всю задолженность или большую ее часть и хочет сохранить собственность.
- Реализация имущества. Эта процедура предусматривает продажу всей собственности должника, кроме личных вещей и единственного жилья. Вырученные деньги направляются управляющим на выплаты кредиторам. После проведения расчетов утверждается отчет и рассматривается вопрос об аннулировании невыплаченных долговых обязательств.
Комментарий к ст. 59 НК РФ
1. Безнадежные долги по налогам и сборам — это недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического (кризис, падение производства, обвал рубля, крах банковской системы и т.п., крупные убытки, явившиеся следствием остановки производства; простои, вызванные крупными авариями, пожарами, тяжелое материальное положение физического лица и т.п.), социального (революции, гражданские войны, этнические, религиозные и т.п. конфликты, забастовки) и юридического (запреты, исходящие от органов государства) характера.
Безнадежные долги по налогам и сборам списываются в порядке, установленном:
— по федеральным налогам и сборам — Правительством Российской Федерации.
О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам см. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100;
— по региональным налогам и сборам — исполнительными органами субъектов Российской Федерации (к примеру, в Москве такое решение вправе принять мэр города и Правительство Москвы);
— по местным налогам и сборам — исполнительными органами местного самоуправления (администрациями городов и районов, исполкомами и т.д.). В обоих городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге такое решение принимают органы исполнительной власти этих двух субъектов РФ (мэр или правительство).
2. Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Прежде чем рассказать о списании задолженности расскажем о том, какие налоги в 2020 некоторые индивидуальные предприниматели могут вообще не платить. Это мера поддержки в связи, введенная в связи с тем, что многие ИП, как и другие представители бизнеса, не могли осуществлять свою деятельность в связи с введением в регионах режима повышенной готовности.
Предприниматели, работающие в сферах, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции освобождены от уплаты следующих налогов (см. ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 08.06.2020 № 172-ФЗ):
- НДФЛ – в части авансового платежа, исчисленного за 6 месяцев 2020, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
- УСН – также в части авансового платежа за полугодие, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
- ЕНВД – в части налога за 2 квартал 2020;
- транспортный налог – в части налога и авансовых платежей за период владения транспортным средством с 01.04. по 30.06.2020;
- налог на имущество физлиц – в части налога за период владения объектом с 01.04. по 30.06.2020.
Когда долги контрагентов признаются безнадежными
Безнадежная дебиторская задолженность — это сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин. Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги, если выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ:
1. Истек установленный срок исковой давности. В общем случае этот срок составляет три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ). Срок исковой давности прерывается, если должник совершает действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). После перерыва срок исковой давности начинает течь заново, но он не может превышать десять лет (п. 2 ст. 196 ГК РФ).
Таким образом, дебиторская задолженность достаточно долго может не признаваться безнадежной.
2. Обязательство должника прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
3. Имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, подтверждающее невозможность взыскания долгов. При этом исполнительный документ должен быть возвращен взыскателю по следующим основаниям:
- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей;
- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Налоговая амнистия 2022 для физических лиц
54
Амнистия долгов по транспортному налогу доступна всем российским гражданам, которые являются собственниками зарегистрированных автомобилей. Ее прямое действие ничем не может ограничиваться. Поэтому амнистия не зависит от:
- Статуса гражданина, места работы, размера его доходов;
- Места и региона постоянного места жительства;
- Времени владения транспортом и мощностью автомобильного двигателя;
- Причины неуплаты долговой суммы (нет значения, не была произведена уплата из-за отсутствия денег или нежелания);
- Пола, возраста и технических характеристик автомобиля, подлежащего обязательной регистрации;
- Количества зарегистрированных машин на одного человека или семью;
- Количества человек в семье, уровня инфляции и других важных экономических показателей.
После того, как вступает закон об амнистии транспортного налога, во всех случаях списываются долги. Самый важный момент в этой ситуации — факт списания абсолютно любой суммы, которая числится за человеком до января 2015 года (т.е.
Чтобы получить амнистии по пени транспортного налога, делать ничего не нужно. По законодательству органы ФНС сами аннулируют задолженность.
При этом уведомлять физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представители налоговой службы не должны. Информирование может поступать только при неуплате.
Комментарии к ст. 59 НК РФ
Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04 установлено, что решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Минфин России в письме от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331 разъяснил, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 100) определены конкретные основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и порядок их списания.
При решении вопросов о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано применять данный порядок.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам в рамках статьи 59 НК РФ с действующих организаций (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 N А06-4902/2007).
Документы, необходимые для принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности федерального уровня
Основание для признания |
Состав необходимых документов |
Ликвидация организации в |
1. Копия определения арбитражного суда |
Ликвидация организации по |
1. Справка налогового органа по |
Признание банкротом |
1. Копия определения арбитражного суда о |
Смерть или объявление судом |
1. Копия свидетельства о смерти |
3aкoнoм № 229-Ф3 зaкoнoдaтeль пocтapaлcя paзpeшить нaзpeвшyю пpoблeмy, измeнив peдaкцию cтaтьи 59 НК PФ, кoтopaя cтaлa нaзывaтьcя «Пpизнaниe нeдoимки и зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными к взыcкaнию и иx cпиcaниe».
B cтaтьe oпpeдeлeн кoнкpeтный пepeчeнь ocнoвaний для пpизнaния нeдoимки пo нaлoгaм, зaдoлжeннocти пo пeням и штpaфaм бeзнaдeжными кo взыcкaнию, в тoм чиcлe пoдпyнктoм 4 пyнктa 1 cтaтьи 59 НК PФ paзpeшaeтcя cпиcывaть нeдoимкy пocлe пpинятия cyдoм peшeния, кoтopым пpизнaнo, чтo нaлoгoвый opгaн yтpaтил вoзмoжнocть ee взыcкaния в cвязи c пpoпycкoм ycтaнoвлeнныx cpoкoв.
Пo нaшeмy мнeнию, нaзвaнныe измeнeния являютcя дoлгoждaнными нa пpaктикe и пpинципиaльными для тeopии нaлoгoвoгo пpaвa. Фaктичecки зaкoнoдaтeль пpeдocтaвил нaлoгoплaтeльщикy вoзмoжнocть «cнять» c ceбя бeccpoчнyю oбязaннocть пo yплaтe зaдoлжeннocти чepeз oпpeдeлeнный пepиoд вpeмeни (мexaнизм дaвнocти), чтo paнee былo нeвoзмoжнo.
Иcтopичecки cлoжилacь пpaктикa, coглacнo кoтopoй тpeбoвaниe yплaты нeдoимки нe пoдлeжит дaвнocти. Eщe в XIX в. И.E. Энгeльмaн oтмeчaл, чтo в нeкoтopыx cтpaнax Eвpoпы paзличaeтcя пpaвo гocyдapcтвa тpeбoвaть пoдaть и пpaвo взыcкaть oклaд. Пepвoe пpaвo – гocyдapcтвeннoe пo cвoeмy xapaктepy – нe мoжeт пoдлeжaть дaвнocти. Нo пpaвo взыcкивaть – в извecтнoe вpeмя извecтнyю cyммy дeнeг c извecтнoгo лицa нa ocнoвaнии зaкoнa – пpизнaeтcя пoдлeжaщим дaвнocти.
Bмecтe c тeм нoвoввeдeния, нecмoтpя нa cвoю знaчимocть, вызывaют oпpeдeлeнныe вoпpocы.
Вопрос подведомственности
В силу ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Категория дел о признании долгов безнадежными к взысканию в Кодексе не названа.
Не содержится положений о решении в судебном порядке вопроса о признании недоимки безнадежной к взысканию и в НК РФ, что позволяет сделать вывод о неподведомственности требования о признании недоимки безнадежной к взысканию арбитражному суду. В данном случае налогоплательщики вправе избирать другие способы защиты своих прав. Тем более представляется невозможным признание судом безнадежными к взысканию сумм штрафов и возложение на налоговый орган обязанности списать непогашенные санкции как в силу названных выше причин, так и с учетом того, что в ст. 59 НК РФ речь идет о суммах налогов и пеней, распространение установленного порядка на задолженность по штрафам ст. 59 НК РФ не предусмотрено.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из системного анализа указанных норм, процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание обязательных платежей и финансовых санкций.
Следовательно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания обязательных платежей и финансовых санкций, то сумма таких платежей и санкций взыскана быть не может. В силу пунктов 9, 10 статьи 46, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации указанные положения применяются также при взыскании пеней, сборов и штрафов.
С заявлениями в суд о взыскании спорных сумм налога и пеней налоговый орган не обращался. Доказательств обратного в материалы дела инспекцией не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2013 № 57 по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания. Порядок списания недоимки и задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной статьи определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В силу пункта 2.4 Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Согласно пункту 1 Порядка списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации.
Инспекция не обратилась в суд с иском о взыскании с заявителя причитающихся к уплате сумм налога и пеней, пресекательный срок на взыскание спорных сумм недоимок истек, основания для восстановления срока их взыскания отсутствуют.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
- заявление удовлетворить.
Признать безнадежными ко взысканию Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Московской области задолженности АО «Никоновское» в размере 923 686,76 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Московской области в пользу АО «Никоновское» 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Безнадежные долги по налогам
В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или взыскание) которых оказались невозможными в случаях:
Указанный перечень был закреплен в Налоговом кодексе РФ только в 2010 г., ранее действовавшая редакция устанавливала лишь, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в установленном порядке.
Налоговый кодекс РФ закрепляет право субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, также задолженности по пеням и штрафам по указанным налогам.
А.В. Красюков указывает, что вполне оправданно рассматривать процедуру признания долга по налогам безнадежным к взысканию и списания в качестве макропроцедуры, состоящей из двух микропроцедур: принятие решение о признании долга безнадежным к взысканию и списании и реализации данного решения [1, с. 136].
Налоговый кодекс РФ определяет органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списанию. К таким органам в зависимости от основания признания долга по налогам безнадежным относятся: налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица либо по месту учета налогоплательщика или налогового агента, а также таможенные органы (по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Списание безнадежных долгов по налогам можно рассматривать как правовой институт, реализующий правомочие государства (муниципального образования) на отказ от взыскания налогового долга, являющийся инструментом налоговой политики, посредством которого оно производит самоограничение интереса в получении дохода и конкретизацию налогового потенциала путем выделения из него безнадежных долгов и перераспределения соответствующей части бремени публичных расходов [1, с. 95].
Исковое заявление о признании задолженности безнадежной к взысканию образец
Федерального закона от Налоговая служба даже оперативно утвердила порядок списания этих долгов Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утв. Приказом ФНС России от Однако сам процесс идет со скрипом. Так, некоторые налоговики заявляют, что списать как безнадежную можно только ту задолженность, которая возникла после вступления в силу этого дополнения то есть с Поэтому, даже если задолженность возникла до Но самая главная проблема заключается в том, что порой организации или предприниматели не знают, как правильно заявить требования в суде.
Ведь списать такую задолженность можно только на основании судебного акта, где указано, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания подп.
Срок взыскания истек сто раз. Мы неоднократно просили в инспекции выдать нам справку без этой задолженности. Говорят нам: обращайтесь в суд с иском о списании этой задолженности. Или это дело налоговой? Самара Мы проанализировали сложившуюся за год практику. Сразу скажем, что до ФАСов дошло слишком мало дел, можно сказать, единицы. Зато в первой и апелляционной инстанциях было принято достаточно много решений в пользу организаций. Но были и такие, где организациям отказали в удовлетворении их требований.
Посмотрим, что нужно сделать, чтобы суд вынес нужное вам решение, и как отразить списание задолженности в учете. Разумеется, вы получите справку, в которой будет указана не погашенная вами задолженность с момента создания компании. Приказом Минфина России от Мы платить точно не будем, но нам надо, чтобы нас перестали дергать по этому вопросу.
Уже и поправку в НК внесли. Какие же им нужны основания для списания этой задолженности? Москвы от Такое решение суда будет основанием для того, чтобы налоговики списали с вас безнадежную задолженность подп. Имейте в виду, если в суде вы будете говорить, что указание в справке задолженности, которую налоговики взыскать не могут, делает невозможным ваше участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов либо иным образом препятствует предпринимательской деятельности, нужно быть готовым доказать это.
Например, можно представить письма, которыми вам отказано в получении кредита или в допуске к участию в конкурсе на право заключения госконтракта из-за наличия в справке задолженности перед бюджетом. Но если наряду с таким требованием вы будете еще заявлять и другое, например об обязании выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания долгов, сроки взыскания которых истекли, то суд ваше заявление рассмотрит.
Суд вам на это скажет, что он не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания, и не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие такого решения. Это прерогатива налоговой инспекции. Кстати, о том, что инспекция подала на вас в суд, вы узнаете. Ведь она должна направить вам копию искового заявления ч. Кроме того, вам должна прийти из суда копия определения о принятии искового заявления налоговиков к производству ч.
Направить в суд отзыв на исковое заявление и указать в нем, что вы возражаете против заявленных требований, поскольку инспекция утратила возможность взыскать с вас эту задолженность, так как пропустила все сроки для взыскания ч.
Но это выгодно и самим организациям, поскольку им не надо думать над тем, с каким иском обратиться в суд, чтобы он вынес решение с формулировкой, необходимой для списания зависшей задолженности как безнадежной. Так что налогоплательщикам этих регионов можно только позавидовать. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. Вы должны отразить списание задолженности в бухгалтерском и налоговом учете на дату вынесения инспекцией решения.
Заметим, что ни в Порядке списания задолженности, ни в ст. Налоговый учет Списанная безнадежная кредиторская задолженность по налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль. Таким образом, списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСНО, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, налогу с продаж, налогу на реализацию ГСМ, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам как действующим, так и отмененным не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль.