Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Меры предосторожности

Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:

1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;

2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;

5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.

Порядок изменения вида разрешенного использования земли

Каждый земельный участок имеет свое назначение, и использовать его можно строго по этому назначению. Между тем довольно часто приходится проводить изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Чаще всего это происходит, если собственник хочет начать строительство на землях, для этого не предназначенных.

Такую возможность рассматривают чиновники на местном уровне, процедура эта хотя и не сложная, но требует наличия свободного времени.

Нарушая правила использования земли, находящейся в собственности, многие не понимают, что совершают действия, идущие вразрез существующему законодательству. Согласно положениям закона использовать землю можно только в строгом соответствии с ее назначением. Между тем Гражданским кодексом предусмотрена процедура и порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка (ст. 39 ГК РФ).

Для чего это надо, и кто готов пройти через процедуру изменения?

Понятие целевого назначения

Все существующие земли делятся по категориям согласно государственной стратегии землепользования. В ходе оценивания выявляются и фиксируются качества земель, их плодородность, наличие растительности, состав грунтов. При этом некоторые территории находятся под государственной охраной, поскольку представляют собой ценные для науки и экологии территории.

Таким образом, если земля принадлежит к категории, установленной государством, должен соблюдаться режим эксплуатации, прописанный в законе. Понятие категории земель, а также их целевого предназначения – тождественны, поэтому используются оба обозначения. Чтобы объединить основные категории землепользования, был создан специальный классификатор.

Как узнать виды разрешенного использования земли

В 2014 году Минэкономразвития РФ выпустило приказ, где установило 13 категорий ВРИ. Их распределили по целевому назначению: для ЛПХ, садоводства, строительства дорог, жилой застройки и т.д.

Органы муниципальной власти самостоятельно формируют для каждой зоны в пределах земель населенных пунктов основные, условно разрешительные и вспомогательные ВРИ. Последние используется как комплементарные и не могут существовать отдельно, потому некоторые участки имеют два ВРИ.

Узнать категорию землепользования надела можно с помощью нескольких сервисов:

  1. Заказать выписку из ЕГРН. Для этого обращаются к порталам Росреестра, Госуслуг. Также допускается прийти в МФЦ, заказать и получить документ очно.
  2. Посмотреть “Публичную кадастровую карту” на сайте Росреестра. Чтобы узнать характеристики земли, понадобится указать адрес объекта и его кадастровый номер.

За изменением вида разрешенного использования земельного участка вправе обратиться следующие лица:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • землевладельцы земельных участков, т.е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (абз. 4 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (абз. 5 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).
Читайте также:  Тринадцатая квитанция. Меняется порядок расчетов на общедомовые нужды

Виды разрешенного использования земельных участков

Следует учесть, что законодатель предусмотрел следующее виды разрешенного использования:

  1. Основные. Данные вид разрешенного использования предусмотрен изначально для данного земельного участка исходя из зоны, в которой он находится местоположением. Использование данного участка не предполагает дополнительных разрешений.
  2. Условно-разрешенные. Данный вид использования предусмотрен органами государственной власти в соответствующем градостроительном регламенте и для его реализации предусмотрен разрешительный порядок. Данное разрешение получается у органа власти на основании заявления правообладателя;
  3. Вспомогательные. Такое использование подразумевается исключительно в дополнении с вышеуказанным и не может использоваться самостоятельно.

Как установить вспомогательный вид разрешенного использования?

Вспомогательные виды устанавливаются в дополнение к основному или условно-разрешенному. То есть, чтобы определить вспомогательный вид необходимо изначально знать основной или условно-разрешенный.

В ГПЗУ должны быть отражены вспомогательные виды использования.

В свою очередь вспомогательные виды определяются с учетом правил землепользования и застройки.

При этом необходимо учитывать, что вспомогательный вид изменяется по желанию собственника, с учетом установленных ограничений, без каких-либо дополнительных разрешений со стороны органов местного самоуправления. Установление вспомогательного вида не должно подменять основной вид.

Какие проводятся проверки?

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Принудительное изъятие земель

Существует и другой способ, как наказать владельца за нецелевое пользование земли – принудительное изъятие. Порядок изъятия при ненадлежащем использовании определяет ст.286 ГК РФ. Под «ненадлежащим» Гражданский Кодекс понимает не только пользование земельным наделом не по назначению, но и ведение деятельности, которая приводит к снижению плодородия почвы, ухудшению экологической ситуации.

Инициировать изъятие могут органы местного самоуправления, уполномоченные принимать подобные решения. Такой метод административного воздействия применяется при неисполнении виновным лицом предписанных мероприятий по приведению земли в пригодное для целевого использования состояние. Процедура принудительного изъятия подразумевает подачу заявления в суд со стороны исполнительного органа местной власти. Итогом становится выставление участка на торги.

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

  • у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
  • за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Обратите внимание! Помимо изъятия земли, правонарушитель будет обязан возместить убытки, причиненные почвенному слою, а также затраты на рекультивацию или восстановление качественных свойств земли. Судебная практика допускает одновременно рассмотрение дел об изъятии участков и взыскании ущерба, либо предъявление самостоятельных исков.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

  • выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
  • направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
  • оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
  • рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
  • если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
  • если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
  • при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.
Читайте также:  Федеральную доплату к пенсии будут назначать автоматически

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.

Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.

Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.

Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.

Общая структура классификатора (ВРИ)

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков
1.0 – Сельскохозяйственное использование
  • 1.1 – Растениеводство
  • 1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур
  • 1.3 – Овощеводство
  • 1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур
  • 1.5 – Садоводство
  • 1.6 – Выращивание льна и конопли
  • 1.7 – Животноводство
  • 1.8 – Скотоводство
  • 1.9 – Звероводство
  • 1.10 – Птицеводство
  • 1.11 – Свиноводство
  • 1.12 – Пчеловодство
  • 1.13 – Рыбоводство
  • 1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства
  • 1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
  • 1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках
  • 1.17 – Питомники
  • 1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства
2.0 – Жилая застройка
  • 2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);
  • 2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства
  • 2.3 – Блокированая жилая застройка
  • 2.4 – Передвижное жилье
  • 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка
  • 2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  • 2.7 – Обслуживание жилой застройки
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства
  • 3.1 – Коммунальное обслуживание
  • 3.2 – Социальное обслуживание
  • 3.3 – Бытовое обслуживание
  • 3.4 – Здравоохранение
  • 3.5 – Образование и просвещение
  • 3.6 – Культурное развитие
  • 3.7 – Религиозное использование
  • 3.8 – Общественное управление
  • 3.9 – Обеспечение научной деятельности
  • 3.10 – Ветеринарное обслуживание
4.0 – Предпринимательство
  • 4.1 – Деловое управление
  • 4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)
  • 4.3 – Рынки
  • 4.5 – Банковская и страховая деятельность
  • 4.6 – Общественное питание
  • 4.7 – Гостиничное обслуживание
  • 4.8 – Развлечения
  • 4.9 – Обслуживание автотранспорта
5.0 – Отдых (рекреация)
  • 5.1 – Спорт
  • 5.2 – Природно-познавательный туризм
  • 5.3 – Охота и рыбалка
  • 5.4 – Причалы для маломерных судов
  • 5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок
6.0 – Производственная деятельность
  • 6.1 – Недропользование
  • 6.2 – Тяжелая промышленность
  • 6.3 – Легкая промышленность
  • 6.4 – Пищевая промышленность
  • 6.5 – Нефтехимическая промышленность
  • 6.6 – Строительная промышленность
  • 6.7 – Энергетика
  • 6.8 – Связь
  • 6.9 – Склады
  • 6.10 – Обеспечение космической деятельности
7.0 – Транспорт
  • 7.1 – Железнодорожный транспорт
  • 7.2 – Автомобильный транспорт
  • 7.3 – Водный транспорт
  • 7.4 – Воздушный транспорт
  • 7.5 – трубопроводный транспорт
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности
  • 8.1 – Обеспечение вооруженных сил
  • 8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка
  • 8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний
9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы
  • 9.1 – Охрана природных территорий
  • 9.2 – Курортная деятельность
  • 9.3 – Историческая
10.0 – Лесная
  • 10.1 – Заготовка древесины
  • 10.2 – Лесные плантации
  • 10.3 – Заготовка лесных ресурсов
  • 10.4 – Резервные леса
11.0 – Водные объекты
  • 11.1 – Общее пользование водными объектами
  • 11.2 – Специальное пользование водными объектами
  • 11.3 – Гидротехнические сооружения
12.0 – Общее пользование территории
  • 12.1 – Ритуальная деятельность
  • 12.2 – Специальная
  • 12.3 – Запас

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.
Заявление об установлении соответствия ВРИ земельного участка классификатору (бланк) Скачать

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

Какая грозит ответственность

Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

Какая грозит ответственность

Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.

По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *