Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Перевозка по настоящему договору выполняется в соответствии с изложенными в билете положениями, а также правилами перевозчика. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Наименование перевозчика на билете может указываться в сокращенном виде (в виде кода), полное наименование перевозчика указывается в справочниках и расписании.

Ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира, а также за утрату, недостачу или повреждение багажа регламентируется законодательством той страны, на территории которой выполняется внутренняя воздушная перевозка.

Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается.

Претензии о нарушениях условий договора воздушной перевозки направляются непосредственно перевозчику. Права и ответственность перевозчика и пассажира по другим правоотношениям, связанным с воздушной перевозкой по настоящему договору, определяются правилами перевозчика.

ИЗВЕЩЕНИЕ ПАССАЖИРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЙСА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Пассажиры, перевозка которых имеет пункт назначения или остановку не в стране отправления, уведомляются о том, что положения международного договора, известного как «Варшавская конвенция», могут применяться в отношении всей перевозки, включая любой ее отрезок, целиком находящийся в пределах территории страны отправления или назначения. Для таких пассажиров, перевозка которых имеет пункт отправления, назначения или согласованной остановки на территории Соединенных Штатов Америки, Конвенция и специальные договоры перевозки, размещенные в тарифных справочниках, предусматривают, что ответственность определенных перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75 000 долларов США в отношении каждого пассажира; и что ответственность в указанных пределах наступает независимо от того, была ли допущена халатность со стороны перевозчика.

В отношении пассажиров, перевозимых перевозчиком, не являющимся участником таких специальных договоров, или пассажиров, не следующих в (из) США или не имеющих пункт согласованной остановки на территории США, ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается суммой приблизительно 10 000 долларов США или 20 000 долларов США.

Наименования перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, имеются во всех кассах по продаже билетов этих перевозчиков и сообщаются пассажиру по его просьбе.

Дополнительное обеспечение обычно осуществляется пассажиром путем страхования в частной страховой компании. На такое страхование не влияет какое-либо ограничение ответственности перевозчика по Варшавской конвенции или специальному договору перевозки. За дополнительной информацией необходимо обратиться к перевозчику или представителю страховой компании.

ПРИМЕЧАНИЕ: Предел ответственности в 75 000 долларов США включает судебные расходы и издержки, за исключением расходов и издержек, возмещение которых предусматривается отдельно согласно закону страны, где предъявляется иск. В этом случае пределом ответственности считается сумма, составляющая 58 000 долларов США, исключая судебные расходы и издержки.

Комментарий к Ст. 786 ГК РФ

1. Комментируемая статья носит название «Договор перевозки пассажира», но в действительности посвящена еще и договору перевозки багажа. Тем не менее объединение в рамках одной статьи этих двух договоров оправданно: перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку «договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом» . Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира (абз. 4 п. 3 комментируемой статьи). Вопрос о том, является ли перевозка багажа самостоятельным договором, выступает в современной литературе предметом дискуссии. Так, В.В. Витрянский считает, что законодатель не формулирует отдельный договор перевозки багажа, а включает его в предмет договора перевозки пассажира в качестве факультативного обязательства перевозчика; соответственно, «появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке» . Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, напротив, выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид обязательств, указывая при этом, что «обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она отдельным соглашением к нему» . Последняя позиция находится в русле отечественной традиции (следует отметить, что формулировка договора в комментируемой статье не отличается от формулировки, содержавшейся в ст. 374 ГК РСФСР 1964 г.). Так, еще в советское время в самом известном комментарии к Гражданскому кодексу указывалось, что «в обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира входит также перевозка принадлежащего пассажиру багажа. Однако для перевозки багажа необходимо заключение с перевозчиком специального договора, зависимого и дополнительного (акцессорного) по отношению к договору перевозки пассажира» . О.С. Иоффе также считал перевозку багажа акцессорной сделкой по отношению к перевозке пассажиров и отмечал, что тесная связь между перевозкой пассажиров и их багажа не устраняет значительных различий между договорами перевозки пассажира и перевозки багажа, «обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество». С этой точкой зрения необходимо согласиться.

———————————
Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М.: Юрид. лит., 1965. Т. II. С. 202 (автор — В.А. Рясенцев).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. IV. С. 144 (автор — В.В. Витрянский).

Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 471 (авторы главы — Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов).

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1982. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор перевозки пассажира — это соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным хотя бы потому, что этот договор «иным быть не может, ибо перевозятся люди, а для заключения реального договора требуется передача вещей» . Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.).

———————————
Там же. С. 446.

Багаж — это «вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром» . Непосредственно из п. 1 комментируемой статьи можно вывести следующее определение договора перевозки багажа: это соглашение, по которому перевозчик при наличии заключенного договора перевозки пассажира обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт доставки пассажира и выдать багаж пассажиру или уполномоченному им лицу, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за провоз багажа. Договор перевозки багажа является реальным договором.

———————————
См.: Гражданское уложение. Проект. Т. 2. С. 631 — 632.

Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром . Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку «багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)» , далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси — на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью.

———————————
Как правило, перевозка багажа осуществляется тем же транспортным средством, что и перевозка пассажира. Однако допустима ситуация, когда багаж следует за пассажиром в другом транспортном средстве. Так, в соответствии со ст. 86 УЖТ перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения. Статья 22 УАТ декларирует, что пассажир имеет право перевозить багаж в багажном отделении транспортного средства или отдельным транспортным средством.

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте — каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира . Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа, как это можно вывести из смысла ст. 103 ВК РФ . Даже учитывая тот факт, что багаж на воздушном транспорте перевозится в том же самолете, что и пассажир с ручной кладью, пассажир передает владение багажом перевозчику, который без контроля пассажира доставляет и загружает багаж в воздушное судно, а затем выгружает и возвращает багаж пассажиру (пусть даже не непосредственно, а с использованием транспортерной ленты, с которой пассажиры, опознав свои вещи, снимают их сами).

———————————
В то же время утрата (повреждение) ручной клади пассажира может порождать ответственность перевозчика, которая в данном случае является внедоговорной ответственностью за вред, причиненный имуществу пассажира.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 145 (автор — В.В. Витрянский).

Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом

Договор воздушной перевозки заключается для перемещения пассажиров или груза по воздушному пространству. При этом важно знать порядок заключения соглашения и условия его изменения и расторжения. О заключении, расторжении и изменении такого договора мы подробно расскажем в нашей статье.

Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

Правовое регулирование перевозок по воздуху помимо указанных кодексов осуществляется:

  1. Нормами международного права, содержащимися, например, в Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 07.12.1944, и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.10.1929.
  2. Нормами подзаконных актов, в частности общих правил воздушных перевозок, утв. приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82 (далее — Общие правила).
  3. Правилами, разработанными и утвержденными перевозчиком. Такие документы не должны содержать условий, противоречащих законодательному или подзаконному регулированию, и ухудшать положение контрагентов перевозчика (ст. 102 ВК).
  4. Казуальными условиями, согласованными сторонами.
Читайте также:  Как Организации Отправить Алименты Почтовым Переводом

Порядок перевозки пассажиров и грузов различен.

Так, перевозка пассажиров осуществляется в следующем порядке:

  1. Пассажир заключает договор и в доказательство приобретает билет установленного образца.
  2. Перед открытием доступа к воздушному судну перевозчик производит регистрацию пассажира на основании билета и удостоверения личности (паспорта), досмотр его вещей на предмет выявления обстоятельств, препятствующих допуску к перелету. Перевозчик взвешивает предъявленный пассажиром багаж. В п. 81 Общих правил отмечается, что регистрация оканчивается не позднее чем за 40 минут до момента отправления транспорта.
  3. Сотрудниками таможенных и иных государственных служб обеспечивается проведение установленных законом видов контроля.
  4. Перевозчик обеспечивает посадку пассажиров на борт и перелет воздушного судна по установленному маршруту.

Процедура же перемещения грузов выглядит так:

  1. Отправитель груза заключает договор и предъявляет груз.
  2. Перевозчик принимает груз, предварительно обмерив имущество, проверив фактическое состояние груза, оформив документацию по его приему-передаче и оплате в рамках соглашения, после чего оформляется грузовая накладная.
  3. Перевозчик готовит документы о грузовой коммерческой загрузке на определенный рейс.
  4. Груз доставляется в место назначения.
  5. Перевозчик уведомляет получателя груза о его прибытии и передает ему имущество.

Правилами не исключено и расторжение договора. Так, в соответствии со ст. 108 ВК, пассажир имеет право отказаться от соглашения. Однако деньги за билет возвращаются только в случае, если отказ является вынужденным, т. е. обусловлен (п. 227 Общих правил):

  • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
  • изменением маршрута перевозчиком;
  • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
  • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
  • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
  • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

В иных случаях отказ гражданина является добровольным, при котором стоимость проезда не возмещается.

Право в одностороннем порядке отказаться от сделки предоставляется перевозчику при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Наличия у перевозимого лица запрещенного к провозу имущества, к которому относятся:
    • опасные грузы (ст. 13 правил перевозки опасных грузов, утв. приказом Минтранса от 05.09.2008 № 141);
    • порох, боевые патроны, пистолеты, карабины, радиоактивные материалы и иные вещи, указанные в перечне опасных вещей и предметов, утв. приказом Минтранса от 25.07.2007 № 104;
    • звери, птицы и иные живые существа (за установленными исключениями), а также предметы, представляющие опасность для судна, имущества и людей или запрещенные к провозу российским законодательством предметы и вещества (п. 140 Общих правил).
  2. Нарушения перевозимым лицом федеральных авиационных правил, правил поведения на борту, игнорирования отданных в целях обеспечения безопасности распоряжений командира воздушного судна.
  3. Отказа контрагента от оплаты перевоза следующих с ним детей, его багажа, кроме установленных законом случаев, допускающих их бесплатный проезд и провоз.
  4. Опасного или создающего неудобства для иных лиц состояния здоровья пассажира.
  5. Нарушения таможенных, санитарных и др. требований к перевозке.

***

Подытожим. По воздуху осуществляется перевозка пассажиров, доставка почты, грузов и багажа. Для каждого объекта установлена собственная процедура перемещения, регламентированная ВК, ГК, общими правилами перевозок и локальными актами авиакомпаний.

  • Статья 1 — Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
  • Статья 2 — Воздушное законодательство Российской Федерации
  • Статья 3 — Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 4 — Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
  • Статья 5 — Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
  • Статья 6 — Понятие уполномоченных органов
  • Статья 7 — Принадлежность имущества авиации
  • Статья 8 — Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
  • Статья 9 — Лицензирование деятельности в области авиации
  • Статья 10 — Приостановление действия сертификатов и их аннулирование
  • Статья 11 — Использование воздушного пространства
  • Статья 12 — Государственное регулирование использования воздушного пространства
  • Статья 13 — Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
  • Статья 14 — Организация использования воздушного пространства
  • Статья 15 — Структура воздушного пространства
  • Статья 16 — Порядок использования воздушного пространства
  • Статья 17 — Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • Статья 18 — Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 18.1 — Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
  • Статья 19 — Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 20 — Виды авиации
  • Статья 21 — Гражданская авиация
  • Статья 22 — Государственная авиация
  • Статья 23 — Экспериментальная авиация
  • Статья 24 — Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
  • Статья 24.1 — Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • Статья 25 — Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации
  • Статья 26 — Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации
  • Статья 32 — Воздушное судно
  • Статья 33 — Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  • Статья 34 — Обозначения, наносимые на воздушные суда
  • Статья 35 — Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации
  • Статья 36 — Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
  • Статья 37 — Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
  • Статья 38 — Позывной радиосигнал воздушного судна
  • Статья 39 — Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
  • Статья 40 — Аэродромы и аэропорты
  • Статья 41 — Государственная регистрация аэродромов и аэропортов
  • Статья 42 — Объекты единой системы организации воздушного движения
  • Статья 43 — Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта
  • Статья 44 — Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования
  • Статья 45 — Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 46 — Строительство в пределах приаэродромной территории
  • Статья 47 — Размещение различных объектов в районе аэродрома
  • Статья 48 — Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 49 — Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов
  • Статья 50 — Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах
  • Статья 51 — Маркировка зданий и сооружений
  • Статья 52 — Понятие авиационного персонала
  • Статья 53 — Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности
  • Статья 54 — Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации
  • Статья 55 — Признание свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала
  • Статья 56 — Экипаж воздушного судна
  • Статья 57 — Командир воздушного судна
  • Статья 58 — Права командира воздушного судна
  • Статья 59 — Действия экипажа воздушного судна в случае бедствия
  • Статья 60 — Оказание помощи судам и людям, находящимся в опасности

Примерная форма договора воздушной перевозки груза

В зависимости от длительности отношений между отправителем и перевозчиком выделяются следующие виды договора перевозки:

  • разовый договор;
  • договор об организации перевозок.

Разовое соглашение предполагает транспортировку конкретного груза с индивидуальными (например, спортивный инвентарь) или родовыми признаками (продовольственная продукция). Как правило, для разовой перевозки не обязательно составлять документ в письменной форме. Перевозка осуществляется по заявке (заказу) и подтверждается транспортной накладной.

Подробнее о перевозке по заявке рассказывается в статье Договор-заявка на перевозку груза (образец).

Обратите внимание! Договор перевозки пассажира и багажа также подпадает под признаки разовой перевозки. Обычно заключение такого договора осуществляется в устной форме, а оказание транспортных услуг подтверждается пассажирским билетом, багажной квитанцией и др. документами.

Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

Договор морской перевозки груза предполагает транспортировку перевозчиком имущества после его получения от отправителя в конкретное место (порт назначения) и его дальнейшую передачу уполномоченному лицу. За перевозку груза должна быть внесена соразмерная плата — фрахт.

Важно! Морская перевозка может осуществляться с предоставлением для транспортировки целого корабля или его части (палубы, трюма и др.). Такой договор именуется чартером (ст. 115 КТМ РФ), а перевозка — трамповой. Договор перевозки груза может и не содержать такое условие, и тогда будет иметь место линейная перевозка.

Помимо стандартных условий договора перевозки (предмета, срока и цены), стороны договора морской перевозки согласовывают также следующие условия:

  • сталийное время (период, в течение которого перевозчик подает судно для погрузки груза и ожидает его получения без взимания дополнительной платы);
  • контрсталийное время (период, когда за дополнительное время ожидания взимается установленная плата);
  • размер компенсации за убытки перевозчика в случае задержки судна свыше контрсталийного срока;
  • обязательства перевозчика обеспечить мореходное состояние судна (ст. 124 КТМ РФ) и др. условия.

В зависимости от территории перемещения воздушные перевозки подразделяются:

  • на внутренние, при которых пункты посадки и прибытия расположены в пределах РФ;
  • международные, при которых любой из вышеуказанных пунктов находится за пределами РФ.

Порядок осуществления перевозок воздушным транспортом регламентирован ВК РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Договор воздушной перевозки пассажира заключается между перевозчиком, имеющим лицензию в области авиации, и физическим лицом — пассажиром и подтверждается билетом и багажной квитанцией.

Важно! Согласно авиационным правилам определенные категории граждан вправе рассчитывать на льготы при покупке билета, например при перевозке несовершеннолетних детей и др.

В обязанности перевозчика по договору перевозки воздушным транспортом входят:

  • транспортировка пассажира по указанному в билете рейсу в пункт назначения с предоставлением ему конкретного места на воздушном транспорте;
  • перемещение багажа пассажира в пункт назначения и выдача его пассажиру или другому уполномоченному лицу;
  • оказание пассажирам сопутствующих перелету услуг согласно правилам данного перевозчика (регистрация пассажиров, погрузка в самолет и т. д.);
  • информирование пассажиров о правилах полета и безопасности на борту воздушного транспорта и др.

В обязанности пассажира входят:

  • оплата перевозки его самого;
  • оплата транспортировки багажа;
  • соблюдение установленных правил поведения во время полета и др.

Образец договора воздушной перевозки пассажира можно скачать по ссылке: Договор воздушной перевозки пассажира (образец).

***

Итак, основными видами договоров перевозки являются:

  • в зависимости от объекта перемещения — договор перевозки груза, пассажира или багажа;
  • исходя из типа транспорта — договор перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутриводным или морским транспортом.

Договор воздушной перевозки пассажиров

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Читайте также:  Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения

Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом

Договор воздушной перевозки заключается для перемещения пассажиров или груза по воздушному пространству. При этом важно знать порядок заключения соглашения и условия его изменения и расторжения. О заключении, расторжении и изменении такого договора мы подробно расскажем в нашей статье.

Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

Правовое регулирование перевозок по воздуху помимо указанных кодексов осуществляется:

  1. Нормами международного права, содержащимися, например, в Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 07.12.1944, и Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.10.1929.
  2. Нормами подзаконных актов, в частности общих правил воздушных перевозок, утв. приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82 (далее — Общие правила).
  3. Правилами, разработанными и утвержденными перевозчиком. Такие документы не должны содержать условий, противоречащих законодательному или подзаконному регулированию, и ухудшать положение контрагентов перевозчика (ст. 102 ВК).
  4. Казуальными условиями, согласованными сторонами.

Порядок перевозки пассажиров и грузов различен.

Так, перевозка пассажиров осуществляется в следующем порядке:

  1. Пассажир заключает договор и в доказательство приобретает билет установленного образца.
  2. Перед открытием доступа к воздушному судну перевозчик производит регистрацию пассажира на основании билета и удостоверения личности (паспорта), досмотр его вещей на предмет выявления обстоятельств, препятствующих допуску к перелету. Перевозчик взвешивает предъявленный пассажиром багаж. В п. 81 Общих правил отмечается, что регистрация оканчивается не позднее чем за 40 минут до момента отправления транспорта.
  3. Сотрудниками таможенных и иных государственных служб обеспечивается проведение установленных законом видов контроля.
  4. Перевозчик обеспечивает посадку пассажиров на борт и перелет воздушного судна по установленному маршруту.

Процедура же перемещения грузов выглядит так:

  1. Отправитель груза заключает договор и предъявляет груз.
  2. Перевозчик принимает груз, предварительно обмерив имущество, проверив фактическое состояние груза, оформив документацию по его приему-передаче и оплате в рамках соглашения, после чего оформляется грузовая накладная.
  3. Перевозчик готовит документы о грузовой коммерческой загрузке на определенный рейс.
  4. Груз доставляется в место назначения.
  5. Перевозчик уведомляет получателя груза о его прибытии и передает ему имущество.

Правилами не исключено и расторжение договора. Так, в соответствии со ст. 108 ВК, пассажир имеет право отказаться от соглашения. Однако деньги за билет возвращаются только в случае, если отказ является вынужденным, т. е. обусловлен (п. 227 Общих правил):

  • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
  • изменением маршрута перевозчиком;
  • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
  • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
  • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
  • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

В иных случаях отказ гражданина является добровольным, при котором стоимость проезда не возмещается.

Право в одностороннем порядке отказаться от сделки предоставляется перевозчику при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Наличия у перевозимого лица запрещенного к провозу имущества, к которому относятся:
    • опасные грузы (ст. 13 правил перевозки опасных грузов, утв. приказом Минтранса от 05.09.2008 № 141);
    • порох, боевые патроны, пистолеты, карабины, радиоактивные материалы и иные вещи, указанные в перечне опасных вещей и предметов, утв. приказом Минтранса от 25.07.2007 № 104;
    • звери, птицы и иные живые существа (за установленными исключениями), а также предметы, представляющие опасность для судна, имущества и людей или запрещенные к провозу российским законодательством предметы и вещества (п. 140 Общих правил).
  2. Нарушения перевозимым лицом федеральных авиационных правил, правил поведения на борту, игнорирования отданных в целях обеспечения безопасности распоряжений командира воздушного судна.
  3. Отказа контрагента от оплаты перевоза следующих с ним детей, его багажа, кроме установленных законом случаев, допускающих их бесплатный проезд и провоз.
  4. Опасного или создающего неудобства для иных лиц состояния здоровья пассажира.
  5. Нарушения таможенных, санитарных и др. требований к перевозке.

***

Подытожим. По воздуху осуществляется перевозка пассажиров, доставка почты, грузов и багажа. Для каждого объекта установлена собственная процедура перемещения, регламентированная ВК, ГК, общими правилами перевозок и локальными актами авиакомпаний.

  • Статья 1 — Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
  • Статья 2 — Воздушное законодательство Российской Федерации
  • Статья 3 — Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 4 — Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
  • Статья 5 — Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
  • Статья 6 — Понятие уполномоченных органов
  • Статья 7 — Принадлежность имущества авиации
  • Статья 8 — Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
  • Статья 9 — Лицензирование деятельности в области авиации
  • Статья 10 — Приостановление действия сертификатов и их аннулирование
  • Статья 11 — Использование воздушного пространства
  • Статья 12 — Государственное регулирование использования воздушного пространства
  • Статья 13 — Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
  • Статья 14 — Организация использования воздушного пространства
  • Статья 15 — Структура воздушного пространства
  • Статья 16 — Порядок использования воздушного пространства
  • Статья 17 — Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • Статья 18 — Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 18.1 — Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
  • Статья 19 — Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства
  • Статья 20 — Виды авиации
  • Статья 21 — Гражданская авиация
  • Статья 22 — Государственная авиация
  • Статья 23 — Экспериментальная авиация
  • Статья 24 — Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации
  • Статья 24.1 — Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • Статья 25 — Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации
  • Статья 26 — Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации
  • Статья 32 — Воздушное судно
  • Статья 33 — Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
  • Статья 34 — Обозначения, наносимые на воздушные суда
  • Статья 35 — Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации
  • Статья 36 — Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов
  • Статья 37 — Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
  • Статья 38 — Позывной радиосигнал воздушного судна
  • Статья 39 — Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами
  • Статья 40 — Аэродромы и аэропорты
  • Статья 41 — Государственная регистрация аэродромов и аэропортов
  • Статья 42 — Объекты единой системы организации воздушного движения
  • Статья 43 — Предоставление земельного участка или поверхностного водного объекта
  • Статья 44 — Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования
  • Статья 45 — Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 46 — Строительство в пределах приаэродромной территории
  • Статья 47 — Размещение различных объектов в районе аэродрома
  • Статья 48 — Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов единой системы организации воздушного движения
  • Статья 49 — Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов
  • Статья 50 — Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах
  • Статья 51 — Маркировка зданий и сооружений

Договор воздушной перевозки пассажира

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ (ред. от 20.07.2020)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп

      «О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»

    • Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904

      «О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747

      «Об упорядочении использования авиации общего назначения»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2021 N 190-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 33 и 34 Воздушного кодекса Российской Федерации»»

    • Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)

      «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    Все документы >>>

    • Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N АПЛ20-448

      «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 30.09.2020 N АКПИ20-488, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 1 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения

    • Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N АПЛ20-455

      «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 07.10.2020 N АКПИ20-489, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «б» пункта 3, пункта 4, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной

    • Приказ Росавиации от 25.02.2013 N 94 (ред. от 23.12.2020)

      «Об осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным агентством воздушного транспорта, его территориальными органами и казенными учреждениями, находящимися в его ведении»

    Расторжение соглашения

    Правилами не исключено и расторжение договора. Так, в соответствии со ст. 108 ВК, пассажир имеет право отказаться от соглашения. Однако деньги за билет возвращаются только в случае, если отказ является вынужденным, т. е. обусловлен (п. 227 Общих правил):

    • болезнью пассажира, его близкого родственника, имеющего билет на тот же рейс, смертью члена семьи или близкого родственника, о чем пассажир сообщил до окончания регистрации на рейс;
    • изменением маршрута перевозчиком;
    • задержкой, отменой рейса или его выполнением не по расписанию;
    • отсутствием мест на указанный в билете рейс и обозначенную в нем дату;
    • задержкой пассажира на досмотре в аэропорту, в ходе которого не было обнаружено принадлежащего гражданину запрещенного имущества;
    • нестыковкой перевозчиком рейсов при единой перевозке.

    В иных случаях отказ гражданина является добровольным, при котором стоимость проезда не возмещается.

    Право в одностороннем порядке отказаться от сделки предоставляется перевозчику при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. Наличия у перевозимого лица запрещенного к провозу имущества, к которому относятся:
      • опасные грузы (ст. 13 правил перевозки опасных грузов, утв. приказом Минтранса от 05.09.2008 № 141);
      • порох, боевые патроны, пистолеты, карабины, радиоактивные материалы и иные вещи, указанные в перечне опасных вещей и предметов, утв. приказом Минтранса от 25.07.2007 № 104;
      • звери, птицы и иные живые существа (за установленными исключениями), а также предметы, представляющие опасность для судна, имущества и людей или запрещенные к провозу российским законодательством предметы и вещества (п. 140 Общих правил).
    2. Нарушения перевозимым лицом федеральных авиационных правил, правил поведения на борту, игнорирования отданных в целях обеспечения безопасности распоряжений командира воздушного судна.
    3. Отказа контрагента от оплаты перевоза следующих с ним детей, его багажа, кроме установленных законом случаев, допускающих их бесплатный проезд и провоз.
    4. Опасного или создающего неудобства для иных лиц состояния здоровья пассажира.
    5. Нарушения таможенных, санитарных и др. требований к перевозке.

    Международно-правовое соглашение как источник правового регулирования отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа

    Современное правовое регулирование отношений по международной воздушной перевозке вообще и конкретно по международной перевозке пассажира и багажа, в частности, представляет собой весьма сложное и разветвленное явление юридического порядка. В данном случае мало отметить наличие совокупности международно-правовых актов, относящихся к предмету, даже если и подчеркивать, что сами эти акты объединены в «систему», -например, «Варшавскую систему». Надлежащее представление об этом явлении дает системный взгляд, в то время как при подходе к нему большинства авторов делается акцент прежде всего и именно на перечне имеющихся международных договоров в затронутой области1. Характеризуя правовое регулирование отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа, следует подчеркнуть, что дело не в определенном наборе средств и источников, вовлеченных в процесс и схемы регламентации анализируемых общественных отношений, в том числе и международно-правовых, не в их количестве или даже качестве (хотя это в юридическом плане никто не станет отрицать). Речь идет о необходимости особых их связей между собой внутри одной части системы и, разумеется, взаимодействия отдельных составляющих, входящих в рассматриваемую систему. Данный вывод покоится на основных постулатах философской науки, занимающейся теорией систем. В частности, под системой ею понимается множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Элементы множества, образующего систему, находятся между собой в определенных отношениях и связях. Системное исследование предполагает не только установление способов описания этих отношений и связей, но и — что особенно важно — выделение тех из них, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности — условие относительно обособленного функционирования и, в некоторых случаях, развития системы. Отношения и связи в системе при определенном представлении системы сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый объект с разных сторон1. Л. Бертоланфи определял систему как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому существенным признаком системы является известная согласованность ее элементов.

    Двумя ведущими составными частями, детерминирующими характер системы как таковой в правовом регулировании международной воздушной перевозки пассажира и багажа (как и международной воздушной перевозки в целом), выступают, во-первых, международно-правовые акты (международные договоры) и источники национального, внутригосударственного права каждой страны (национальные законы, подзаконные акты, в некоторых случаях — в основном в странах «общего права» — прецеденты судебные), — во-вторых. Основную же нагрузку несет на себе ведущий признак системы — взаимосвязи между составляющими ее элементами, причем действующие как в прямом, так и в обратном направлениях. В этом смысле взаимное влияние международно-правовых актов на развитие национальных норм, предназначенных для регламентации и отношений по договору международной воздушной перевозке пассажира и багажа, в дисперсном, «рассеянном», виде демонстрировалось на всем протяжении работы, вследствие чего, думается, не требуется повторять это вновь. В то же время по мере необходимости, когда речь должна идти о «концентрированном» взгляде на такое взаимодействие, следование данному подходу будет продолжено.

    Международные источники включают в себя достаточно обширную нормативную базу, состоящую из:

    — универсальной Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.);

    — соглашений о коммерческих правах: Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха) и Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), относящихся к регулярным международным воздушным сообщениям;

    — конвенций об унификации национально-правовых норм: Конвенции для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.) и заменяющей ее Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.). Эти международные договоры устанавливают режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. В эту группу входит также Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.);

    — конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов: Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г.), Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющего Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;

    — конвенции об унификации норм, га��антирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов и иных средств обеспечения обязательств: Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.)!.

    Акты на авиаперевозки пассажиров

    Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

    1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
    2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
    3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
    4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.

    Правила расторжения договора

    Правила авиаперевозок предусматривают безусловное их исполнение пассажирами. Авиакомпания может отказаться от перевозки пассажира в следующих случаях:

    • пассажир нарушил требования таможенного и/или санитарного законодательства, а также паспортного режима как РФ, так и стран назначения (транзита);
    • авиапассажир пренебрегает правилами поведения на авиационных судах и не выполняет требований обслуживающего персонала;
    • пассажир тяжело болен и условия полета создают угрозу его здоровью;
    • клиент авиакомпании отказывается оплатить стоимость багажа сверх установленной нормы;
    • путешественник не оплатил перелет ребенка старше двух лет;
    • в багаже или личной клади пассажира обнаружены взрывоопасные или отравляющие вещества, оружие.

    В случае недопуска к полету или снятия пассажира с борта самолета при нарушении правил поведения стоимость билета ему не возвращается. При других обстоятельствах расторжение договора по инициативе авиаперевозчика подразумевает обязательный возврат финансовых средств, потраченных пассажиром.

    Пассажир имеет право отказаться от полета при таких вынужденных обстоятельствах:

    1. перенос времени вылета на более позднее время;
    2. изменение конечного пункта полета по метеорологическим условиям;
    3. грубые ошибки в авиабилете, приведшие к невозможности предоставить пассажиру место соответствующего класса, указанного им при бронировании;
    4. менее комфортабельный тип предоставляемого воздушного судна по сравнению с указанным в билете;
    5. обострение болезни пассажира или лица, его сопровождающего;
    6. невозможность пересадки на рейс трансфера в соответствии с купленным билетом из-за опоздания основного рейса.

    Компенсации перевозчика при вынужденных обстоятельствах отказа пассажира от полета могут быть следующими:

    1. первоочередной перелет следующим по нужному маршруту рейсом;
    2. полный возврат стоимости билета за весь маршрут или частичный – при доставке пассажира в пункт пересадки.

    По личным обстоятельствам пассажир также может отказаться от авиаперевозки. В этом случае его отказ носит добровольный характер и наносит ущерб авиаперевозчику. При этом перевозчик имеет право из стоимости билета, возвращаемой пассажиру, вычесть следующие процентные сборы:

    • при уведомлении перевозчика об отказе пассажира в интервале времени от 24-х до трех часов до вылета – 10% цены билета;
    • при уведомлении в срок менее трех часов до отлета – 25%;
    • для групп пассажиров при отказе менее чем за сутки – 25%.

    Размеры компенсаций и условия их выплат при добровольном отказе авиапассажира установлены в следующих формах:

    1. полная стоимость билета за вычетом служебных сборов при невыполнении перевозки по всему маршруту;
    2. частичный возврат с удержанием сборов лишь за неосуществленную часть маршрута;
    3. возврат стоимости билетов, приобретенных по спецтарифам, регулируется правилами их использования.

    Договор воздушной перевозки пассажиров

    В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

    Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

    Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

    • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
    • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
    • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

    Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

    Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

    Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *