Все изменения, которые должен учесть бухгалтер в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все изменения, которые должен учесть бухгалтер в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Как работать с календарем

В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.

Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:

  • виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
  • контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
  • системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.

Представление экологической отчётности

В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.

Таблица по основным формам «экологической» отчётности

Наименование отчета Периодичность и сроки сдачи Куда представлять В каком виде отчитываться
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
  • превысила 25 тыс. руб., то через интернет
  • не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
  • разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
В Росприроднадзор На бумаге или через интернет
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
В общем случае —через интернет.
При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно)
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно)
Форма № 2-ТП (отходы)
(утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них
На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (воздух)
(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (рекультивация)
(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) Если деятельность ведётся:
  • на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
  • на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

Какие документы отменены в 2021 году?

Постановлением Правительства России от 18 сентября 2020 г. № 1496 с 1 января 2021 г. отменяются следующие законодательные документы:

  1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 г. № 205 “Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества”. Постановлением № 1496 настоящий документ будет отменен начиная с 1 января 2021 г. Из чего следует, что в 2021 году сведения по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 предоставлять не требуется. На данный момент можно лишь предположить, что учет воды на объекте будет проводится по другим формам до принятия новых документов;
  2. Постановлением №1496 с 1 января 2021 г. также отменены журналы движения отходов по Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
  3. Отменены с 1 января 2021 г. и методические указания по разработке проектов нормативов по отходам и сбросам.
Читайте также:  Особенности и порядок увольнения инвалида 1, 2, 3 группы

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:

1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;

2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;

При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;

4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);

5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);

6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);

7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).

10. Оформление паспортов на отходы.

11. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Данный отчет предоставляют любые экономические субъекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), кроме тех из них, которые относятся к 4-й категории опасности, отвечающих одновременно следующим показателям: суммарные выбросы в атмосферный воздух в течение года не должны превышать 10 т, при этом в них не должно находиться радиоактивных веществ, а также поллютантов I и II классов опасности; сбросы загрязнителей не должны осуществляться в окружающую среду и канализацию; тепловая мощность парового оборудования, энерго- и газоустановок, находящихся в хозяйствующем субъекте, не должна превышать 2 Гкал/ч; оборудование должно применяться только в научных целях, то есть в ОКБ, НИИ или организациях опытного производства.

Декларация по плате за НВОС предоставляется до 10.03.2018 в те же органы. В случае если объекты негативного воздействия расположены в разных субъектах РФ, то она предоставляется по каждому объекту в тот департамент, который расположен в данном регионе. В данной экологической отчетности показывают расчет суммы, перечисляемой в бюджет за размещение, сбросы и выбросы отходов.

Полный швах с экологической отчетностью. Что пошло не так в Росприроднадзоре

Об организации и результатах производственного экологического контроля отчитываются юрлица и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий.

Форма отчета ПЭК утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Срок сдачи — до 25 марта года, следующего за отчетным.

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Факты передачи отходов должны иметь документальные подтверждения: договоры с лицензированными компаниями на передачу отходов, акты выполненных работ.

Сроки сдачи экологической отчетности – ежегодно до 15 января за предыдущий календарный год в управление Росприроднадзора. Форма отчетности пока законодательством не установлена.

Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

Росприроднадзор напоминает о сроках сдачи отчетности!

До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

  1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.
  2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
Сведения предоставляются по юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю:

  • с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
  • с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Читайте также:  Как поменять иностранные права на российские в 2022 году?

Основными нормативными документами, которые регламентируют, как заполнять 2-ТП (воздух) являются:

  • Приказ Федеральной службы государственной статистики № 661 от 08.11.2018 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
  • Приказ Росстата от 04.08.2016 N 387 (ред. от 24.08.2017).
  • Приложение №2 Приказа Росстата № 387.
  • Приказ от 1 августа 2021 г. N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»

Первичный учет источников загрязнения, функционирования очистных сооружений и проводимых мероприятий должен осуществляться с помощью ведения типовых журналов. При наличии у юридического лица обособленных подразделений – настоящая форма 2-ТП (воздух) заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Срок сдачи статистической отчетности об охране атмосферного воздуха 2-ТП (воздух) – 22 января.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений).

Индивидуальными предпринимателями форма 2-ТП (воздух) заполняется не полностью: только раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация», а также графу 1 раздела 3 «Источники загрязнения аИАС 2-ТП (водхоз)». Данная программа находится в свободном доступе на официальных сайтах территориальных водных управлений.

После заполнения модуля в программе необходимо сохранить файл в форме Excel, скачать отчет в формате tp2 и перенести документ на электронный носитель (флешкарту или диск).

2-ТП (водхоз) представляется на бумажных носителях в 3-х экземплярах (один оригинал, две копии) и в электронном виде, приложения к отчет у в 2-х экземплярах. Отчет заверяется подписью должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ: СкрытьНажмите, чтобы узнать подробности

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ>

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 2021 года вводятся новые правила экологической отчетности

Все предприятия, организации будут разделены по степени негативного воздействия на окружающую среду, им присваивается соответствующая категория. В зависимости от категории будет формироваться экологическая документация и вид отчетности.

Экологическая документация и отчетность Категории объектов НВОС
I II III IV Без категории
1 Постановка на государственный учет (объектов НВОС

) (единоразово)

да да да да нет
2 Обучение ответственного по Экологии — (единоразово) 1 раз в 5 лет — 72 часа да да да да да
3 Обучение ответственного по Отходам — (единоразово) 1 раз в 5 лет, 112 часов да да да да* да*
4 Отчет в региональный кадастр отходов (до 3 февраля) да да да да да
5 Паспортизация отходов (единоразово) да да да да да
6 Ведение учета в области обращения с отходами (журнал движения отходов) (каждый квартал) да да да да да
7 Отчет по форме № 2-ТП (отходы)

(до 01 февраля)

да да да да да
8 Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов нет нет да нет нет
9 Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух нет нет да нет нет
10 Комплексное экологическое разрешение / КЭР да вправе, при наличии ИТС нет нет нет
11 Декларация о воздействии на окружающую среду / ДВОС нет да нет нет нет
12 Программа производственного экологического контроля и отчет об организации и о результатах осуществления / ПЭК

(до 25 марта)

да, в составе КЭР да, информация вносится в ДВОС да нет нет
13 Технологические нормативы (нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий) да, в составе КЭР нет нет нет нет
14 Нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов / НДВ нет да, в составе ДВОС нет нет нет
15 Нормативы допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для радиоактивных, высокотоксичные веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) да, в составе КЭР да да нет нет
16 Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для объектов централизованной системы водоотведения поселков и городских округов да, в составе КЭР да, в составе КЭР/ДВОС нет нет нет
17 Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение / НООРЛ да, в составе КЭР да, в составе ДВОС нет нет нет
18 Программа повышения экологической эффективности (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов) да, в составе КЭР нет нет нет нет
19 План мероприятий по охране окружающей среды (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов) / ПМ ООС нет да, в составе ДВОС да нет нет
20 Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии таких воздействий) да да да нет нет
21 Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (до 10 марта) да да да нет нет
22 Плата за негативное воздействие на окружающую среду / НВОС

(до 1 марта)

да да да нет да
23 Отчет по форме № 2-ТП (воздух)

(до 22 января)

да да да нет нет
24 Отчет по форме № 4-ОС

(предприятия, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (до 25 января)

да да да нет нет
25 Выполнение нормативов утилизации либо уплата Экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров (до 15 апреля) да да да да да
26 При осуществлении пользования водными объектами: Отчет по форме № 2-ТП (водхоз)

; Отчет по форме № 2-ОС; Сведения по формам 6.1, 6.2, 6.3; Сведения по формам 3.1, 3.2, 3.3 (до 22 января)

да да да да, если есть пользование водными объектами да, если есть пользование водными объектами

Как отчитываются объекты IV категории20 Февраля 2021

С 2021 года внесены изменения в экологическое законодательство, новые правила отчетности для объектов 4-й категории ЗДЕСЬ

В настоящее время для объектов IV категории НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФ не предусматривается каких-либо привилегий. Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны: 1) разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства); 2) разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект. Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? – нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности. Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности: 1) статистическая отчетность (по формам №№ 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз)); 2)отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205). При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС. Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности. Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»: плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС. Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее – отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2021 г.). Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельности исключительно на объектах IV категории. Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Читайте также:  Сколько квадратных метров положено на человека в квартире

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации «не имеет никакого смысла» (в значении «не требуется»). Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования. Следует обратить внимание, что обязанности: — по нормированию воздействия на окружающую среду и — по внесению платы за НВОС являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями. Однако предусмотренная законодателем экономическая «льгота» для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.

Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году

До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

  1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

  2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.

Не позднее 1 февраля 2022 года.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Новые годовые формы с отчета за 2022 год.

Так, приказ вводит новые годовые формы:

  • № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;

  • № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»;

  • № 1-Т(ГС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе государственных гражданских служащих»;

  • № 1-Т(МС) «Сведения о численности и фонде заработной платы, дополнительном профессиональном образовании, кадровом составе муниципальных служащих».

С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.

И так, начиная с отчета за январь 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;

  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;

  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:

  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:

  • № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,

  • № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».

Экологическая статистическая отчетность

  • Отчет по форме 2-ТП (отходы)
  • Отчет по форме 2-ТП (воздух)
  • Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
  • Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)
  • Отчет по форме 2-ОС («Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»)
  • Отчет по форме 4-ОС («Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды»)
  • Отчет по форме 4-ЛС («Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»)
  • Отчет об использовании подземных вод
  • Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *