Что проверяется на ТО транспортного средства для ОСАГО в 2022 и 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяется на ТО транспортного средства для ОСАГО в 2022 и 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы усилить контроль за неисправными машинами действующие нормы хотят дополнить новыми положениями. С 1 марта 2023 года инспекторы ГИБДД смогут еще и направлять автомобили с неисправностями на принудительный техосмотр. Это будет происходить даже в том случае, если диагностическая карта автомобилю вовсе не нужна.

Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:

  • тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
  • рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
  • внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
  • шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
  • двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
  • дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.

С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.

Как пройти техосмотр после обнаруженных неисправностей

Система будет работать так: выявив неисправный автомобиль, инспектор в течение суток обязан будет внести в информационную систему МВД России данные об этой машине. В том числе, указать полный перечень выявленных неисправностей. Если окажется, что на автомобиль оформлена диагностическая карта, то ее действие приостановят. Это произойдет автоматически с момента внесения сведений о запрещении эксплуатации в базу МВД. Если диагностическая карта на автомобиль изначально не нужна, то в системе все равно появится информация, что теперь машине придется пройти обязательную проверку.

Перед тем, как поехать на техосмотр, автомобилисту придется сначала посетить СТО, где исправят выявленные инспектором ГИБДД проблемы (либо произвести ремонт самостоятельно). Ведь сразу отправляться на пункт техосмотра смысла нет — при наличии неисправностей диагностическую карту не получить. Согласно поправкам, водителю дадут семь дней на устранение неисправностей и посещение пункта техосмотра для оформления новой диагностической карты.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Читайте также:  Департамент общего аудита о восстановлении НДС при недостаче импортного товара

С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО

ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.

Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:

  • Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
  • Рулевое управление неисправно.
  • Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
  • с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
  • нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
  • Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
  • На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
  • Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
  • Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
  • Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
  • Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
  • Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.

Что проверяют во время техосмотра?

Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:

  • Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
  • Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
  • Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
  • Стекольные очистители и омыватели.
  • Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
  • Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.

Где проходить техосмотр, и что делать

Для прохождения техосмотра лучше обратиться в ближайший сервис, имеющий соответствующую аккредитацию. Найти подходящую компанию можно на веб-ресурсе РСА, где предлагается карта с лицензированными учреждениями. По прибытию на место, ориентируйтесь на указания мастера.

На процедуру уходит, как правило, от 20 до 30 минут. Ее стоимость варьируется в пределах нескольких сотен рублей, но сумма редко превышает одну тысячу рублей. Все зависит от ценообразования в регионе, в котором за услугой обращается автовладелец. Если в процессе осмотра обнаруживаются существенные недостатки, способные повлиять на безопасность передвижения транспортного средства, потребуется их устранить, после чего техосмотр проводится повторно.

Мы не советуем обращаться к специалистам, которые готовы предоставить диагностическую карту без проведения осмотра авто. В некоторых случаях страховые компании предлагают подобную услугу, но она является не только незаконной, но и опасной.

Итак, эксперимент по законному прохождению обязательного (!) технического осмотра показал полную бессмысленность этого мероприятия. Ни автовладельцев, ни — главное! — аккредитованных инспекторов легальность прохождения процедуры не интересует в принципе. Самое удивительное, что все, включая профильные станции прохождения ТО, абсолютно открыто нарушают закон, даже не пытаясь сделать вид, что ему следуют, и не боясь никаких санкций. Более того, сотрудники аккредитованного центра демонстративно саботируют выполнение процедуры и подстрекают авто­владельцев просто купить заветную диагностическую карту, что львиная доля водителей и делает.

Удивительно, но даже наше принуждение сотрудников СТО к законному выполнению процедуры показало, что инспектору наша безопасность «до лампочки». Автомобиль со сломанным глушителем, горящими ошибками, подтеками масла, отсутствующими аптечкой и огнетушителем успешно прошел техосмотр! Направление нас на стяжку выпускной системы и корректировку света фар припишем остаткам профессиональной совести инспектора.

Увы, предполагаемая реформа, которая обяжет станции техосмотра в обязательном порядке фотографировать заезд автомобиля в сервисный бокс, повлияет только на одно: лишение страховых брокеров дополнительного заработка. На безопасности и техническом состоянии автомобилей в потоке это никак не отразится: к проданной диагностической карте просто добавится «селфи» машины, потому что проверять ее техническое состояние все равно никто не собирается — просто сфотографируют.

Читайте также:  Штрафы в сфере промышленной безопасности

Почему все так происходит — вопрос риторический. Для примера вспомним трагедию 2013 года в Подольске, когда 46­летний водитель перегруженного КАМАЗа без тормозов протаранил рейсовый автобус. Тогда погибли 18 и пострадали 40 человек. Водитель оказался эмигрантом из Армении с многолетним опытом вождения — он отправился в тюрьму на 6 лет и 9 месяцев. При этом ни владелец компании, которая выпустила на рейс перегруженный грузовик, ни инспектор, выдавший на машину без тормозов документ о пройденном техосмотре, ни даже посредники, которые продали водителю­эмигранту поддельное разрешение на работу (а работодатель в обход закона его спокойно принял), никакой ответственности, судя по всему, так и не понесли. Еще печальнее тот факт, что представители власти, вместо того чтобы устроить полную ревизию российскому рынку грузоперевозок и автопарков, во всем обвинили де­факто… армянское происхождение водителя, то есть либеральность эмигрантских законов.

Что проверяют на техосмотре

В ходе технического осмотра проверяется множество узлов и агрегатов. Должное внимание уделяется кузову автомобиля, системам безопасности и сопутствующему инвентарю.

  • Огнетушитель. Каждое транспортное средство следует комплектовать огнетушителем установленного образца. Продукт должен иметь сертификат и неистекший срок годности. Запрещается использование огнетушителей, имеющих видимые механические повреждения. Такие приборы требуют незамедлительной замены.
  • Аптечка. Как и в случае с огнетушителем, транспорт должен комплектоваться сертифицированной типовой аптечкой. Перечень лекарственных препаратов и средств первой медицинской помощи установлен законодательством. Инспектор вправе проверить комплектность аптечки, если у него возникнут сомнения в ее качестве.
  • Знак аварийной остановки. Знак аварийной остановки может присутствовать в целом и разобранном виде. Не допускается наличие существенных повреждений, препятствующих полноценной эксплуатации изделия. Продукт должен соответствовать требованиям отраслевых нормативов в части размеров, комплектности и светоотражающей способности.
  • Дверные замки. Недопустимо наличие заеданий и прочих дефектов при эксплуатации дверных замков. Механизмы должны работать слаженно и плавно, обеспечивая беспрепятственную посадку пассажиров в салон и выход из него. Отдельное внимание уделяется дополнительным запорным механизмам, установленным в рамках багажника и капота.
  • Зеркала заднего вида. Все зеркала должны располагаться на штатных местах, иметь типовое исполнение. Не допускается установка зеркал, не предусмотренных конструкцией, а также использование комбинированных решений, ухудшающих обзорность. Поверхность изделий не должна иметь трещин и сколов, затрудняющих их эксплуатацию. Запрещается приклеивание тонировочных или светоотражающих пленок, а также использование прочих элементов тюнинга.
  • • Стеклоочистители и стеклоомыватели. При функционировании системы по очистке стекол не должно возникать трудностей. Это касается чистящих щеток, их приводов и форсунок. Система обязана эффективно удалять грязь, поддерживать заявленные режимы работы. Допускается замена щеток стеклоочистителей на аналогичные или иные изделия, совместимые с параметрами системы.
  • Грязезащитные фартуки (брызговики). Наличие данного элемента проверяется на всех автомобилях без исключения. Брызговик не должен иметь видимых механических повреждений, препятствующих его работе. Не допускается использование продукции, не подходящей по размеру или имеющей значительный износ.
  • Ремни безопасности. Специалисты проверяют целостность ремней безопасности и работоспособность инерционных катушек. Они удостоверяются в исправности фиксирующих механизмов, осматривают полотно ремня в местах наибольшего трения. Если в транспортном средстве производилась замена ремней, собственник обязан представить документы, подтверждающие качество установленной продукции.
  • Противосолнечные козырьки. Козырьки, защищающие от солнца, присутствуют в большинстве современных авто. Они обеспечивают комфортное вождение в солнечную погоду, обязаны обладать функционалом, предусмотренным производителем. Отсутствие козырьков – повод для отказа в оформлении диагностической карты. Водителю потребуется установить сертифицированные защитные элементы на заводские места.
  • Тягово-сцепное устройство. Элементы сцепки проверяются у авто, работающих с прицепами. Они должны надежно фиксировать прицепной блок, исключать его произвольное перемещение по трассе. Как правило, контроль качества сцепного узла выполняется посредством специальных приспособлений.
  • Звуковой сигнал. Подача звукового сигнала должна осуществляться сразу после нажатия соответствующей клавиши. Недопустимо наличие заеданий, прерывистая или излишне тихая подача звука.
  • Сидения. В машине обязаны присутствовать сидения, предусмотренные заводом-изготовителем. Не допускается установка посадочных мест, предназначенных для автомобилей дугой марки.
  • Выхлопная система. При проверке транспортного средства используется поверенный анализатор, определяющий количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Действующие нормативы предусматривают послабления для машин, выпущены до 1986 года. Для подобной техники допустима большая концентрация СН и СО в отработанных газах. Авто, оснащенные каталитическим нейтрализатором, проверяются по всей строгости закона.
  • Тормозная система. Эффективность тормозов проверяется в обязательном порядке. Процедура затрагивает следующие параметры: герметичность магистрали, удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных усилий, работоспособность механизма сигнализации и степень усиления на органах управления. Отклонения по любому из перечисленных показателей исключает оформление диагностической карты, провоцирует отправку машины на ремонт.
Читайте также:  Как доказать родство: пошаговая инструкция

Также проверяется сезонность установленной резины, техническое состояние осветительных приборов, целостность несущих кузовных элементов и прочие показатели.

Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года

Чтобы получить более внятное представление о характере изменений в порядке и правилах прохождения техосмотра автомобиля, вы можете изучить предлагаемую сравнительную таблицу:

Техосмотр по старым правилам

Техосмотр по новым правилам

Из документов достаточно было предъявить паспорт автовладельца и документ на авто (ПТС или СТС).

Из документов дополнительно нужен второй идентификационный документ на машину.

При отказе от оплаты техосмотра, данные в базу данных ЕАИС не вносились.

Данные об авто и его владельце вносятся в базу данных ЕАИС в любом случае.

Место прохождения техосмотра не уточнялось – можно было пройти его в любой СТО.

Техосмотр проводится только в аккредитованных СТО, зарегистрированных в реестре операторов ТО.

Закон не оговаривал место проведения техосмотра в пунктах, где не было СТО.

Техосмотр там, где нет стационарных СТО, проводится только в передвижных диагностических линиях.

Повторный техосмотр проводился в течение следующих 20 дней. Проверялись только те пункты ТО, к которым были замечания после первого осмотра.

На устранение недочетов неудачного техосмотра дается также 20 дней. Проходить техосмотр повторно можно только полностью.

Диагностическая карта могла быть заверена обычной подписью мастера-диагноста СТО

Диагностическая карта заверяется только техническим экспертом (усиленная квалифицированная электронная подпись)

Диагностическая карта считалась документом строгой отчетности, могла быть оформлена в бумажном (2 экз.) или электронном виде, и выдавалась на руки автовладельцу

Диагностическая карта оформляется только в электронном виде (бумажная – по желанию автовладельца), заносится в ЕАИС и на руки автовладельцу не выдается

Экземпляр диагностической карты хранился у оператора ТО не менее 3 лет, а электронный в ЕАИС – 5 лет

Бумажного варианта диагностической карты не существует, а электронная версия хранится в базе ЕАИС не менее 5 лет

Аннулирование диагностической карты инспекторами ГИБДД не было предусмотрено, а порядок не оговорен законом.

Инспекторы ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту, а порядок ее аннулирования оговорен законом.

Кого будут проверять в 2023 г.

Перечень компаний, подлежащих плановой проверке в 2023 г., опубликован на сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструда). Данный перечень составлен в разрезе субъектов РФ. Периодичность подобных проверок зависит от группы риска, к которой относится компания. Присвоение организации определенной категории риска осуществляется согласно Правилам, которые утверждены Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806.

Определить свою группу риска работодатель может заранее, найдя свою организацию в соответствующем разделе на сайте Роструда по ее наименованию или ИНН. Рассмотрим, с какой периодичностью проводятся проверки трудовой инспекцией при соответствующей категории риска

Категория риска

Периодичность проведения проверки

Высокая

Один раз в 2 года

Значительная

Один раз в 3 года

Средняя

Не чаще, чем один раз в 5 лет

Умеренная

Не чаще, чем один раз в 6 лет

Низкая

Проверка не проводится

Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Законодательная база о ТО и другие нормативы существенно усложнили автовладельцам получение диагностической карты. Но вместе с этим, новый закон о техосмотре 2021 г. привнес ряд послаблений для некоторых собственников ТС. Например, у большинства категорий транспорта увеличился интервал времени прохождения ТО.

Таблица 1. Техосмотр 2021 — новые правила прохождения (ст. 15 № 170-ФЗ)

Транспортные средства Возраст ТС Регламент прохождения ТО
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы до 4 лет Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т Освобождены
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Легковые автомобили «В» и мотоциклы 4–10 лет 1 раз в 2 года
Легковые автомобили «В» и мотоциклы от 10 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили до 5 лет 1 раз в год
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили от 5 лет 2 раза в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т до 4 лет Освобождены
4–10 лет 1 раз в 2 года
от 10 лет 1 раз в год
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов 2 раза в год


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *