Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, регламентируют деятельность по эксплуатации ПС не только для самого ОПО, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться или ЮЛ, или ИП, а также в своем составе иметь требуемых специалистов управляющего уровня, квалифицированный рабочий персонал и необходимые для работ материалы и механизмы.

Общие требования для ПС

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов.
Абзац исключен. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.
6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
(п. 6 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

Требования к работникам

20. Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям:

а) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
б) знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение);
в) знать источники опасностей и уметь применять на практике способы защиты от них;
(пп. «в» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
г) знать и уметь выявлять дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, электро-, пневмо-, гидрооборудования, систем управления ПС и приборов безопасности (ограничителей, указателей, регистраторов);
(пп. «г» в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
д) знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных специализированной организацией для реализации своей деятельности; е) уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС, электро- и гидрооборудования, а также ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС; ж) знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов;

ГК РПС: Пункт з) отсутствует в соответствии с источником

Сборка и соединение сборочных единиц

43. Сборку и соединение отдельных сборочных единиц ПС выполняют согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации ПС. 44. Крупногабаритные сборочные единицы ПС укладывают на место последующего монтажа с применением грузоподъемных механизмов, при этом положение стыкуемых элементов по высоте регулируют в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС. Фактическая несоосность (не параллельность) стыкуемых сборочных единиц не должна превышать величин соответствующих допусков, приведенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. 45. Сборку и монтаж металлоконструкций самомонтируемых козловых и башенных кранов выполняют на участке подготовленного наземного рельсового пути согласно указаниям, приведенным в руководстве (инструкции) по монтажу данных ПС. 46. До соединения отдельных сборочных единиц ПС необходимо убедиться, что их положение устойчиво и последующие операции сборки не приведут к их сползанию, падению и травмированию работника.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
Полумосты мостовых кранов, устанавливаемые для последующего соединения на надземный рельсовый путь, должны быть предварительно закреплены.
47. Сварку отдельных элементов при монтаже ПС, если она предусмотрена, выполняют согласно указаниям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации (монтажу) ПС требований к объемам и методам контроля качества сварных соединений их следует назначать согласно указаниям пунктов 68 — 82 настоящих ФНП.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
48. По завершении работ, связанных с монтажом металлоконструкций ПС (в том числе грузовой тележки, при ее наличии), выполняется запасовка грузовых канатов, наладка тормозов, ограничителей, указателей и регистраторов параметров (пункты 49 — 57 настоящих ФНП). По окончании указанных работ осуществляется наладка системы управления ПС в целом.
Для ПС, имеющих электро-, пневмо- или гидравлический привод, выполняют комплекс монтажных и наладочных работ, необходимых для обеспечения работоспособности и требований безопасности указанных устройств, приведенный в эксплуатационных документах ПС и этих устройств.
(п. 48 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

Сфера влияния норм и правил ФНП

Правила и нормы, прописанные в документе, распространяются на подъемные сооружения, перечисленные ниже:

  • все типы подъемных кранов;
  • подъемное оборудование строительного назначения;
  • оборудование для перемещения рабочих бригад;
  • передвижные тележки, перемещаемые по путям;
  • тали электрического типа;
  • съемное крановое оборудование;
  • грузовые тары;
  • рельсовые пути.

Все механизмы, используемые в работе, должны обязательно пройти государственную сертификацию и контроль согласно действующему законодательству.

Запрещено превышать срок службы и допустимые нагрузки механизма, указанные в его техническом паспорте. Однако положения документа не распространяются на такие объекты и оборудование:

  • объекты военного предназначения;
  • объекты отрасли атомной энергетики;
  • механизмы ручного хода;
  • аттракционы и проч.

Не распространяются правила и на механизмы, которые используют в шахтах и на кораблях.

Билеты Б.9.3 (Б.9.31)

Специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, для допуска к работе, согласно законодательству, должны быть обучены и аттестованы по направлению деятельности. Тестовые билеты области аттестации Б.9.31 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов взяты из официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и включают в себя следующие темы для изучения: — Общие требования для ПС;- Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО;- Эксплуатация ПС ОПО;- Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности. Данные темы объединены в блок вопросов и ответов и представлены на сайте.

Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.
Читайте также:  Аутстаффинг vs аутсорсинг: как работать чужими руками

Также среди изменений в новой версии документа стоит отметить приложения, которые были добавлены:

  • Приложение 12 «Границы опасных зон по действию опасных факторов».
  • Приложение 13 «Предельные нормы браковки элементов ПС». Они указываются для случаев, когда руководство или инструкция к ПС их не содержит.
  • Приложение 14 «Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и подкрановых конструкций с истекшим сроком службы или опасными повреждениями».

В п. 144 ФНП по ПС приводятся важные сведения относительно Дубликата паспорта и руководства ПС. В дополнении говорится, что эти документы должны быть изготовлены либо производителем ПС, либо специализированной организацией, у которой есть лицензия на проведение экспертиз.

В области строительства на возведение или реконструкцию любого объекта разрабатывается проект производства работ (ППР). Он может составляться и на работы, которые осуществляются при возведении опасных объектов с применением подъемных средств.

При использовании грузоподъемных машин и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ разработку ППР можно вести в соответствии с РД-11-06-2007. В этом документе приводятся:

  • общие сведения об эксплуатации грузоподъемных машин;
  • нюансы разработки ППР на работу с применением ПС и технологических карт (ТК) на погрузочно-разгрузочные работы (кем и как разрабатываются документы);
  • правила и требования в отношении согласования готовых ППР и ТК (подлежат согласованию с владельцем грузоподъемного механизма и утверждению генподрядной организацией);
  • необходимость регистрации ППР в территориальных органах Ростехнадзора.

Нововведения по промышленной безопасности в 2021 году

Проверку знаний производственных инструкций рабочие проходят ежегодно. Перед проверкой знаний проводят техническую учебу по производственной инструкции.

По результатам обучения работникам выдают на руки удостоверение в произвольной форме, которая разрабатывается в самой организации, а также составляют протокол. Протокол хранится в аттестационной комиссии.

Если работник увольняется, он может написать заявление о предоставлении заверенной копии протокола, и работодатель в этом отказать не может.

Среди них:

  1. различные типы подъемных кранов;
  2. рельсовые пути.
  3. строительные подъемники;
  4. подъемники для перемещения рабочего персонала;
  5. съемное оборудование для кранов;
  6. тара для грузов;
  7. электрические тали;
  8. грузовые передвижные тележки, перемещающиеся по путям над поверхностью;

Полный список ПС вы можете найти в п.

В ППР должны быть указания о недопустимости проведения работы на высоте в открытых местах при скорости ветра, превышающей паспортные значения ПС, при гололеде, грозе, в условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман, сумерки).

В ППР должны быть указания о запрещении использования для закрепления технологической оснастки и монтажной оснастки не предназначенных для этих целей оборудования, трубопроводов, технологических или строительных конструкций.».

к Федеральным нормам и правилам

Нормы браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений

Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии следующих дефектов и повреждений:

трещин и сколов любых размеров;

вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15 % от соответствующего размера неизношенного профиля.

Браковку шпал (или полушпал) наземного кранового пути производят при наличии следующих дефектов и повреждений:

в железобетонных шпалах не должно быть сколов бетона до обнажения арматуры, а также иных сколов бетона на участке длиной более 250 мм;

в железобетонных шпалах не должно быть сплошных опоясывающих или продольных трещин длиной более 100 мм с раскрытием более 0,3 мм;

в деревянных полушпалах не должно быть излома, поперечных трещин глубиной более 50 мм и длиной свыше 200 мм, поверхностной гнили размером более 20 мм под накладками и более 60 мм на остальных поверхностях.

Монорельсовый путь подвесных кранов, электрических талей и монорельсовых тележек подлежит браковке при наличии:

трещин и выколов любых размеров;

уменьшения ширины пояса рельса вследствие износа ΔВ ≥ 0,05В;

уменьшения толщины полки рельса вследствие износа Δδ ≥ 0,2δ при одновременном отгибе полки f1 ≤ 0,15δ.

Читайте также:  Бухгалтерская и налоговая отчетность 2023 года

Рис. Схема проведения измерений величин износа и отгиба полки
монорельса при проведении его дефектации:

В — первоначальная ширина полки; ΔВ — износ полки; t — толщина
стенки; f1 — отгиб полки; δ — первоначальная толщина полки на
расстоянии (Вt)/4 от края; Δδ — уменьшение толщины полки
вследствие износа

Планируется внести изменения в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Вводятся обязательные требования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (опасных производственных объектов оборонного назначения).

Регулируются вопросы распределения ответственности между организациями, оказывающими услуги по предоставлению подъемных сооружений для выполнения строительных, монтажных, ремонтных работ и организациями, выполняющими эти работы.

Монтаж и наладка согласно ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений

Правила безопасности опасных производственных объектов (Приказ № 533) предъявляют особые требования к монтажу и наладке эксплуатируемых ПС. Согласно пп. 17-19 Правил такие работы должны выполняться специализированными компаниями, обеспеченными всеми необходимыми материалами и оборудованием. Выполнение работ своими силами допустимо только при условии соответствия установленным требованиям.

Монтаж может выполняться только при наличии исправного оборудования и необходимых материалов. Зона монтажа подготавливается должным образом, в соответствии с требованиями к монтажу ПС, и освобождается от лишних предметов. Кроме того, зона монтажа ограждается по периметру, и на нее ограничивается доступ посторонних лиц.

Монтаж осуществляется в последовательности, описанной в техническом паспорте. После монтажа и пусконаладки производится контроль произведенных работ, и подписывается соответствующий акт. Приложением к акту становится комплект документации, описанный в п. 62 Правил.

Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533

Применение Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, обязательно на территории Российской Федерации для предприятий, которые относятся к этой категории.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Соблюдение норм промышленной безопасности при использовании ПС является ключевым фактором . Рассматриваемые Правила должны применяться не только на уровне руководства компании, но и соблюдаться каждым работником. Документ регулирует порядок производства работ как в штатных (рабочих) ситуациях, так и в случае аварии, описывает порядок ее ликвидации.

Сначала освободили, а потом передумали

Благодаря Закону от 17.03.20 г. № 533-IX (далее — Закон № 533) в подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса (далее — НК) появился, в частности, п. 52 4 , который освобождал налогоплательщиков от платы за землю за март и апрель 2020 года. Чтобы воспользоваться этой льготой, нужно было уточнить ранее поданные налоговые декларации. Но затем депутаты спохватились, что своими действиями они лишили местные органы власти денег, в которых те сейчас так нуждаются!

Давайте рассмотрим подробнее, что же произошло.

Прежней редакцией п. 52 4 подразд. 10 разд. XX НК было установлено: с 1 марта по 30 апреля 2020 года не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности). От платы за землю освобождаются как физические, так и юридические лица.

Но Законом от 30.03.20 г. № 540-IX (далее — Закон № 540) этот пункт изложен в новой редакции (действует со 2 апреля) – теперь плату за землю можно не начислять и не уплачивать лишь за март 2020 года.

Важный нюанс! И в прежней, и в новой редакции п. 52 4 подразд. 10 разд. XX НК установлено, что не платить можно только за земельные участки, которые используются физическими и юридическими лицами в хозяйственной деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *