Евросоюз 2022: список стран, цели, кандидаты, шенген, кто вышел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евросоюз 2022: список стран, цели, кандидаты, шенген, кто вышел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

  1. Европейский парламент.

  2. Европейский совет.

  3. Европейская комиссия.

  4. Совет Европейского союза.

  5. Суд Европейского союза.

  6. Европейская счетная палата.

  7. Европейский центральный банк.

Как связаны «шенген» и ЕС

Свободное перемещение людей между странами — одна из целей создания ЕС. Договор об отмене внутреннего погранконтроля был заключен в 1985 году в люксембургском Шенгене — отсюда и пошло название визы. Кроме снятия ограничений, соглашение накладывает на страны обязанности по охране внешних границ. Это значит, что при въезде в любую страну шенгенской зоны придется пройти одинаковую процедуру проверки.

Но Шенгенская зона не равна Евросоюзу: сейчас в нее входят 22 страны сообщества, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Неформально к «шенгену» относятся также карликовые государства внутри территории ЕС — Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан, хотя они соглашение не подписывали. По «шенгену» можно въехать в Ирландию, Боргарию, Кипр, Румынию и Хорватию — но получить такую визу в посольствах этих стран не получится.

Особенности экономической деятельности Евросоюза

Прежде всего, основное ее направление – устранение проблем внутри международного объединения, во-вторых отстаивание интересов организации, и отдельных участников в международных торговых отношениях. Бюджет ЕС контролируется счетной палатой, офис которой находится в Люксембурге.

Объединив крупных лидеров промышленности: Британию, Италию, Францию, Германию, Евросоюз может считаться мощным экономическим конгломератом. ВВП крупной организации от мирового объема насчитывает 22%. Превосходят его только США и Китай.

ЕС – один из ведущих лидеров по валовому внутреннему продукту на душу населения: показатель достигает 35 000 евро в год. В международной зоне по размеру заработной платы ведущее место занимает Германия, самый маленький доход у Эстонии.

Евросоюз – крупный торговый партнер РФ и основной потребитель нефти и газа. Географическое расположение государств международной организации позволяет получать энергетические носители, доставляемые через наземные трубопроводы.

Европейский союз не только ведет активную внешнюю торговлю. Дипломатические офисы ЕС расположены по всем миру. Они есть в Афганистане, Африке, Нью-Йорке. Верховный представитель – Федерика Могерине. Многие государства – постоянные участники ОНН, участвуют в международной политике.

Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:

  1. Европейский парламент.
  2. Европейский совет.
  3. Европейская комиссия.
  4. Совет Европейского Союза.
  5. Суд Европейского Союза.
  6. Европейский суд аудиторов.
  7. Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Дизайн и флаг Европейского Союза

Флаг Европейского Союза отличается своими двенадцатью золотыми звездами, установленными на лазурно-синем поле.

Дизайн флага был одобрен и принят Советом Европы (СЕ) в 1955 году и с тех пор является символом, представляющим Европу в целом.

Совет призвал другие европейские организации принять его, и это привело к тому, что Европейские сообщества (ЕС) приняли его в 1985 году.

Европейский Союз (ЕС) после своего образования в 1993 году унаследовал флаг и его использование от ЕС.

В настоящее время флаг широко используется в официальной деятельности ЕС, а также Совета Европы.

Как сформировался (возник) ЕС

В 1945 году закончилась Вторая мировая война.

Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.

Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.

В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.

В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.

Государства-основатели Европейского Союза

После Второй мировой войны интеграция Европы рассматривалась как единственное решение проблемы крайнего национализма, который почти уничтожил континент.

Это включало создание нескольких европейских ассоциаций до основания Европейского Союза, включая Совет Европы и Международное европейское движение.

В 1957 году шесть стран подписали Римский договор, который вступил в силу в 1958 году и фактически создал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС):

  • Франция,
  • Италия,
  • Западная Германия,
  • Нидерланды,
  • Бельгия,
  • Люксембург.

В 1967 году Договор о слиянии был подписан теми же шестью странами, которые объединили три сообщества: Европейский экономический совет (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС) под единой совокупность институтов, вместе именуемых Европейскими сообществами.

Потенциальные кандидаты

Определение 1

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

  • Албания;
  • Босния-и-Герцеговина;
  • Сербия;
  • Черногория.

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

Читайте также:  ЕЭК продлила действие порога беспошлинного ввоза товаров в €1 тыс.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Создание Европейского союза

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасных последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны в экономическом плане, в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений в течение 6 лет привело к подписанию Римских договоров 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Создание НАТО началось с событий 1947-1949 годов, которые
способствовали обострению международной обстановки. Они проявились в угрозе
суверенитету таких стран, как Норвегия, Греция, Турция, перевороту в
Чехословакии, который произошел в 1948 году, а также в блокаде Западного
Берлина. В результате подписания Брюссельского договора Бельгией, Нидерландами,
Великобританией, Люксембургом и Францией участники создали общую оборонительную
систему. Позже, после проведения переговоров с Канадой и США, в апреле 1949
года был подписан Вашингтонский договор, согласно которому выстроилась система
общей обороны 12 стран. Участницами этого договора стали Бельгия,
Великобритания, Исландия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Люксембург, Португалия,
Норвегия, Франция и США.

В связи с международными событиями страны-члены НАТО
создали Организацию Североатлантического договора, которая и получила название
в виде аббревиатуры — НАТО. В 1952 году членами этой организации стали Турция и
Греция. Позже, в 1955 году к ним присоединилась ФРГ, а в 1982 — Испания.
Постепенно список стран-членов НАТО пополнялся.

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы — «Партнёрство ради мира». Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов «Партнёрства ради мира» находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Компетенция ЕС и основные направления деятельности.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

Читайте также:  Бедным семьям разрешили свободнее тратить материнский капитал

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.

(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.

Совет ЕС (Совет министров) — (Council)высший законодательный орган ЕС.

– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.

– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

– Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

– Состав. Состоит из 222 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 – от Люксембурга).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Претенденты на вступление в ЕС

Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.

Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.

У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.

Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.

На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *