Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Как же получить аудит?

Теперь, когда вы знаете достаточно о проведении аудита, настала пора узнать, как получить результат этой проверки и где можно оставить заявку. Обратившись в Росстат в вашем регионе, вы имеете полное право получить услугу, которая называется «Обеспечение заинтересованных пользователей данными финансовой отчетности юридических лиц, работающих на территории РФ». Для составления заявки вы должны быть либо физическим, либо юридическим лицом.

Уже через 10 дней после предоставления документов, вам дадут заключение, содержащее оценку вашей бухгалтерской деятельности. Результат проверки может быть доставлен как в электронной форме, так и по почте. На доставку требуется около 2 недель. Узнать обо всех документах, которые необходимо подать в Росстат, вы можете, изучив 183 приказ Росстата РФ, датированный 20 мая 2013 года.

Письмо об отсутствии выводов аудитора

Ранее, если вы на протяжении отчетного периода не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали доходы, нужно было отправить письмо в Росстат об отсутствии аудиторского заключения. Письмо можно было отправить на электронный адрес ведомства или «Почтой России».

К форме письма не были установлены строгие требования — достаточно написать его на бланке с реквизитами юридического лица. В шапке заявления указывали наименование получателя (им будет статведомство), наименование отправителя, адрес, ОКВЭД. В основной части уведомляли Росстат о том, что у организации отсутствуют условия, установленные ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Скорее всего, данные требования останутся прежними, за исключением того факта, что письмо придется писать теперь не в Росстат, а в ФНС.

***

До 2020 года хозяйствующие субъекты были обязаны помимо бухгалтерской отчетности подавать аудиторское заключение в Росстат. Начиная с годовой отчетности данные документы следует представлять только в ФНС. В Росстат больше ничего сдавать не нужно.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Аудит».

Где нужно разместить аудиторское заключение в 2021 году?

Закон устанавливает обязанность по сдаче аудита в налоговую и размещению документа в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектах экономической деятельности (Федресурс). В налоговую инспекцию подавать его необходимо в течение 10 рабочих дней после выдачи аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, грядущего после отчетного. Делать публикацию в реестре аудируемое лицо должно в течение 3 рабочих дней после даты подписания документа.

Обязанность по размещению сообщения об аудите в Федресурсе устанавливается частью 6 статьи 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Для ее исполнения (самостоятельно) требуется совершить следующие действия:

  • Приобрести КЭП с расширением, позволяющим совершать публикации в реестре, и специализированное ПО для ее функционирования;
  • Установить компоненты на рабочий компьютер с соблюдением технических требований, полный перечень которых представлен в виде PDF-файла на официальном сайте реестре;
  • Войти в личный кабинет и пополнить его счет на сумму госпошлины;
  • Дождаться зачисления оплаты;
  • Составить текст сообщения и опубликовать его.

Такой метод часто сталкивает заказчиков аудита сразу с двумя проблемами: невозможность уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации и вероятность допущения ошибок при составлении текста публикации. Обе оплошности могут быть наказаны административной ответственностью, устанавливаемой ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ и предполагающей штраф в размере от 5.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.

Изменения в аудите в 2022-2023 годах

Во-первых, вводятся новые понятия и термины, среди которых «общественно значимая организация (ОЗО)» и «руководитель аудита».

Во-вторых, изменения коснулись деятельности аудиторских компаний в вопросах правовых основ, контроля и саморегулирования.

В-третьих, обновлены требования к аудиторам в части проведения квалификационного экзамена и получения аттестата.

Кроме того, отдельные положения посвящены изменениям в вопросах аудиторского заключения, саморегулируемой аудиторской организации, обязательного аудита и конкурсов. В целом нововведения охватывают обширный круг вопросов аудиторской отрасли.

С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.

При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.

Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.

Помимо указанных выше к новшествам в работе аудиторских организаций можно отнести:

  • обязанность по запросу клиента предоставлять сведения о нахождении в том или ином аудиторском реестре;
  • обязанность вести интернет-сайт и выкладывать информацию о деятельности;
  • обязанность обеспечения электронного документооборота с Федеральным казначейством и Центробанком, взаимодействовать с последним;
  • в 10-дневный срок уведомлять Центробанк о своем отказе или об отказе общественно значимой компании проводить обязательный аудит.

Взаимодействие с Банком России подразумевает обмен запросами и информацией, как по запросам, так и по инициативе. Установленный срок ответа на запросы — 20 дней.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.
Читайте также:  Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:

  • кто проводил аудит;
  • какая отчетность была проверена и период;
  • заключение аудитора и основания;
  • иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.

Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.

Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:

  • за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
  • за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
  • за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.

Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения

Предприятию или должностному лицу грозит административный штраф за несоблюдение сроков сдачи аудиторского заключения. Размеры штрафов таковы:

  • от 300 до 500 рублей в отношении должностного лица и от 3 до 5 тыс рублей для юрлиц за непредставление аудиторского заключения в территориальный орган Росстат в установленный срок. Дополнительно может грозить штраф за предоставление неполной бухгалтерской отчетности;
  • от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация должностного лица на срок до двух лет, а для юрлиц — от 700 тыс до 1 млн рублей, если аудиторское заключение не опубликовано на официальном сайте акционерного общества;
  • от 5 до 50 тысяч рублей, если итоги обязательного аудита не внесены в Единый федеральный реестр;
  • от 5 до 10 тыс рублей, если заключение не хранилось в течении 5 лет. Это установленный срок.

Когда аудиторское заключение публикуют в Интернете

Выше мы рассказали, кто и когда должен предоставлять аудиторское заключение в статистику за 2016 год. Теперь поговорим о том, надо ли публиковать заключение в Интернете.

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, годовую бухгалтерскую отчетность размещают публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением ().

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок – три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2016 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2017 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф . Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17 .

ООО публикуют отчетность, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги ().

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Сроки и порядок предоставления заключения

В ч. 2 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указано, что аудиторское заключение можно сдать двумя способами:

  • вместе с годовой бухотчетностью;
  • отдельно от отчетности в любой день на протяжении года, наступившего вслед за отчетным периодом (до 31 декабря), но это надо сделать в течение 10 дней, идущих за датой аудиторского заключения.

ВАЖНО! Так как количество экземпляров отчета заранее согласовывается с аудитором, не забудьте заказать дополнительный экземпляр для сдачи в службу статистики.

Днем сдачи отчета считается:

  • дата непосредственного предоставления в статорган;
  • дата почтового отправления;
  • дата отправки заключения в электронном формате, зафиксированная Росстатом или оператором связи.

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Читайте также:  Пособия иностранным гражданам на детей в России в 2022 году

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Что должно быть указано в аудиторском заключении?

  • наименование адресата (для кого оно предназначено);
  • наименование аудируемой организации и сведения о ней;
  • информация об аудиторской фирме;
  • ответственность аудитора и проверяемой организации;
  • перечень проверенной финотчетности;
  • объем работы, выполненной аудитором;
  • мнение аудитора, проводившего проверку отчетности (указание обстоятельств, оказывающих влияние на достоверность информации в финансовых документах);
  • подпись аудитора;
  • дата, на которую составлено заключение.

В основной части документа приводятся основания для составления выводов о достоверности представленной финотчетности. В результатах проверки аудитор отражает свое мнение, которое может быть:

  • немодифицированным (если проверяющий считает, что финотчетность достоверно отражает результаты деятельности организации);
  • модифицированным (в противоположном случае).

Нормативное регулирование

БФО — это информация о финансовом положении хозяйственного субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Организации, обязанные составлять БФО, должны отправить один ее экземпляр в орган госстатистики для формирования государственного информационного ресурса (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ).

Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

Аудиторское заключение представляется в электронном виде документа вместе с отчетностью в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В законе от 02.07.2021 № 352-ФЗ уточнено, что эти сроки действуют, если другими федеральными законами не установлены иные.

Так:

  • по федеральному закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..» аудиторское заключение подается вместе с бухгалтерской отчетностью;
  • по федеральному закону «О некоммерческих организациях» аудит бухотчетности некоммерческих организаций — иноагентов, подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
  • по федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» аудит бухотчетности туроператоров, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
  • по Федеральному закону «Об инвестиционных фондах» годовая бухотчетность акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании паевого инвестиционного фонда предоставляется вместе с аудиторским заключением.

Главный бухгалтер (лицо, на которое возлагается ведение бухучета) должен соответствовать требованиям, установленным законами и принятыми нормативными актами Банка России.

С 2022 года особенности установления требований к главным бухгалтерам (лицам, на которые возлагается ведение бухгалтерского учета) будут распространены не только на кредитные и некредитные финансовые организации, но и на:

  • на бюро кредитных историй;
  • кредитные рейтинговые агентства.
  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *