Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.

Как инспектор узнает о моём отклонении?

Очень просто. Как мы уже упомянули выше, если заболевание у вас возникло и проходит вне периода, когда вам необходимо заменять права или возвращать их после лишения за пьянку или отказ от освидетельствования, то, обнаружить отклонение инспектор не может. Даже увиденные им симптомы не регламентированы для направления вас на освидетельствование с целью прекращения права управления.

Но такое состояние будет обнаружено в 2 случаях:

  1. при прохождении медицинской комиссии при замене прав по истечении их срока действия 10 лет,
  2. при таком же прохождени медобследования для возврата прав после лишения по статьям 12.8, 12.26 и 12.27.

«Мне вынесли вердикт „не годен“, это можно оспорить?»

Да, оспорить можно, также как и заключение любой другой медицинской комиссии. Основным вопросом будет критерий негодности — по одним основаниям, имеющим объективные критерии (например, зрение или электроэнцефалограмма) оспаривать легче, по другим (например, психиатрической диагноз), которые имеют больше оценочный характер суждений, оспаривать сложнее, но в любом случае это возможно.

Кто подтверждает здоровье иностранных водителей, мигрантов — будут ли они тоже в базе?

Иностранные водители должны подтверждать свои права, по сути, менять их на российские. Соответственно, они обязаны проходить все те же медицинские процедуры, что и российские автомобилисты, а значит они также будут в этой базе.

Не будет ли возможности двояко толковать какие-то пункты и создавать поле для взяток за «хорошее» заключение?

Возможности для коррупционных действий будут всегда, пока есть люди. И наличие базы ничего не изменит. Хотя проконтролировать, кто выдал подложный документ, станет легче. Только от социальной зрелости, подкрепленной ответственностью за подлог, и определяется выдача «правильных» заключений. Врача любой специальности можно заподозрить в этом, но, к счастью, это не столь распространенное явление.

Какая острота зрения нужна для получения водительских прав

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:

медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

  1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
  4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
  5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
  6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
  7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Психические заболевания

Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.

Читайте также:  Социальные выплаты и займы работникам бюджетной сферы

Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:

  • наличие хорошо различимой задержки развития психики;
  • присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
  • агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
  • аффективные расстройства психики;
  • наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.

Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.

Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:

  • органические патологии, включая симптоматические;
  • выраженная умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
  • расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
  • шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
  • патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.

Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.

Имеются ли противопоказания при наличии инвалидности

Строго говоря, сама постановка вопроса некорректная. В правительственном перечне перечислены заболевания и их конкретные проявления, не дающие право управлять автотранспортом. Инвалидность – это не болезнь, это диагноз, состояние организма, при котором человек имеет ограниченные возможности, сказывающиеся на качестве жизни.

Разумеется, инвалидность даётся на основании определённых показаний, в числе которых могут оказаться и патологии, входящие в перечень медицинских противопоказаний по управлению автомобилем.

В частности, при отсутствии ступни или кисти, не говоря об отсутствии нескольких пальцев, сохраняется возможность управления транспортным средством, но только если оно оборудовано автоматической трансмиссией. Проблемы со слухом также не являются абсолютным противопоказанием, если они корректируются применением слуховых аппаратов.

Инвалид, успешно прошедший медкомиссию, не будет испытывать проблем при поступлении в автошколу с целью подготовки к сдаче государственных экзаменов на общих основаниях. Хотя в определённых случаях придётся обучаться в специализированных заведениях подобного плана, парк которых содержит автомобили с ручным управлением. Обычно такие автошколы формируются и функционируют при местных организациях людей с ограниченными возможностями, часто работая на голом энтузиазме неравнодушных к инвалидам людей.

По каким основным критериям осуществляется проверка

Для различных видов ТС требуется выполнения разных физиологических процессов и задач. Один из важнейших показателей для проверки – это острота зрения.

Для разных категорий ВУ требования по зрительным показателям разные:

  • Разрешается эксплуатация легкового ТС при зрительных показателях от 0,6 для лучшего, и 0,2 для худшего глаза. В расчет берутся и показатели в очках/линзах.
  • Те же самые условия относятся и к мотоциклистам. Но в случае, когда один глаз вообще не видит, другой должен демонстрировать показатель от 0,8.
  • Если говорить о грузовых ТС, показатель равен 0,8, а на худшем – 0,4. Коррекция диоптрий в очках разрешается не более 8. В случае, когда один глаз не видит, управление данным видом ТС запрещено.

Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, на несколько листов. Мы же коснемся только вождения транспорта. Периодичность медосмотра для водителей до достижения ими пенсионного возраста — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.

Читайте также:  Берут ли служить в армию с витилиго в 2022 году

Как быть действующему водителю

Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.

Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.

Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.

С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.

Это, конечно, хорошо, что придумали эти нововведения и ограничения, но, судя по сегодняшней обстановке и уровню жизни большинства людей, редко можно встретить абсолютно нормально человека, у которого бы не было всяких там соматических нарушений или перемен настроения. Сейчас же у каждого стресс на стрессе. Понятно, что ограничения такие, как слепота на оба глаза или эпилепсия, или уж совсем, когда невменяемый человек — это правильно. Но депрессия, например, — это ведь тоже психическое расстройство. И человек в депрессии способен на самоубийство, в том числе, и съехать с обрыва, например. Я это к тому говорю, что у большей части населения страны депрессия, которую у нас не принято лечить. И вся эта большая часть населения с депрессией ездит за рулем. Может быть, стоило бы и ее включить в список ограничений и ввести закон о ее принудительном лечении. Так как в России депрессия хоть она и есть, но считается чем-то зазорным, а идти лечить ее — это считается слабостью и стыдобой.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Как быть действующему водителю

Не все наши физические недостатки являются врожденными или приобретенными в детстве. Ситуация, когда абсолютно здоровый водитель вдруг терял зрение или слух, получал тяжелую травму ног или же позвоночника, не является такой уж редкостью. К подобным изменениям здоровья особенно внимательно следует отнестись гражданам, осуществляющим управление ТС.

Законодательством предусмотрено прохождение водителем медкомиссии не реже раза в три года. По результату обследования выдается так называемая водительская справка. Однако если в промежуточный период с водителем произойдут изменения здоровья и будет вынесен соответствующий врачебный вердикт, ограничения пропишут в водительских правах, и их придется выполнять.

Таким образом, никаких рамок для внесения ограничений в главный документ водителя не предусмотрено. Присвоение соответствующего статуса зависит только от изменения в состоянии здоровья самого обладателя прав.

С момента, когда квалифицированным медиком будет вынесено заключение об ограниченной годности (или даже противопоказанию) к управлению машиной, эти требования вступят в силу.

Этот вопрос немедленно вызвал горячие дискуссии в сети: на всех площадках кипят страсти, причем, в основном среди тех, кто не был достаточно внимательным и не прочитал текст указа от начала и до конца. Поэтому не будет лишним еще раз указать на ключевые пункты указа.

Мобилизация не всеобщая, а частичная, названа цифра 300 тысяч военнослужащих, что составляет около 1% всего имеющегося резерва. Это означает, что повестку могут получить только те, кто соответствует трем основным критериям, а именно:

  • отслужившие по призыву в Вооруженных силах РФ;
  • имеющие востребованную в настоящее время военно-учетную специальность (какие именно специальности нужны, знают только в военкоматах, это информация секретная);
  • и главный пункт: те, у кого уже имеется боевой опыт.
Читайте также:  Указ Губернатора Свердловской области от 10.06.2016 № 340-УГ

Призыв касается преимущественно мужчин, но может затронуть и женщин-военнообязанных.

Из тех, кто соответствует всем трем этим требованиям, многие могут не пройти по состоянию здоровья, так как отбор достаточно строгий. На что следует обратить внимание, что привести в порядок, чтобы медкомиссия военкомата «не дала от ворот поворот»?

Психические заболевания

Гораздо менее определённо можно говорить о патологиях, связанных с расстройствами психики. Впрочем, и здесь правила, касающиеся запрета на вождение, прописаны достаточно чётко. Существует две категории таких отклонений: временные, вызванные тяжёлыми жизненными ситуациями, и постоянные или прогрессирующие.

Перечень противопоказаний к получению ВУ выглядит следующим образом:

  • наличие хорошо различимой задержки развития психики;
  • присутствие приступов шизофрении или других психических расстройств поведенческого или ментального характера;
  • агрессивное поведение или приступы, квалифицируемые как расстройства личности;
  • аффективные расстройства психики;
  • наличие побочных эффектов, спровоцированных приёмом психотропных медпрепаратов.

Разумеется, диагностирование подобных состояний далеко не всегда возможно в рамках медосмотра, независимо от квалификации персонала комиссии, поэтому важно изучение анамнеза посредством рассмотрения личной медицинской карточки претендента.

Обобщая вышесказанное, опишем психические расстройства, препятствующие получению ВУ:

  • органические патологии, включая симптоматические;
  • выраженная умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства (включая те, которые носят кратковременный характер), в значительной мере сказывающиеся на человеке;
  • расстройства психики как результат курсового лечения психотропными медикаментами;
  • шизофрения, расстройства шизотопического характера, расстройства с бредовыми состояниями;
  • патологии, сопровождающиеся расстройствами личности и неадекватным поведением.

Как правило, пациенты с такими диагнозами, выявленными ранее, состоят на учёте в ПНД.

Новый повод для взяток

Создадут специальные медкомиссии для проверки у водителей наличия всех вышеперечисленных заболеваний или можно будет по-быстрому пройти всех специалистов в коммерческих клиниках, ответить “ничего не беспокоит” на дежурные вопросы и просто купить справку, заплатив пару сотен гривен? На этот вопрос у Минздрава пока ответа нет.

Зато многие водители, которые внимательно читали проект приказа, считают, что это новая кормушка для медиков-взяточников.

“Я молчу о перечне болезней, при наличии которых нельзя управлять коммерческим транспортом, так как тут водитель возит пассажиров либо грузы, хотя запрет управлять авто при язве желудка, изменении бронхов, тахикардии или болезни почек (отсутствие одной почки) и вызывает сомнения тоже.

Ограничения по возрасту

Учиться в автошколе могут россияне любого возраста, даже пенсионеры. То есть, максимальных возрастных рамок нет. Зато минимальные имеются. Например, чтобы быть допущенным к экзаменам на сдачу категорий «В» и «С», претендент должен достичь 17 лет. Соответственно, поступить в автошколу можно заранее, еще в 16-летнем возрасте. Другой вопрос, что на руки заветный пластик такой новичок получит не ранее 18 лет. Причем каждые 3 года необходимо заново проходить медкомиссию – это правило касается водителей всех категорий.

Что касается ограничения вождения автомобиля для людей «серебряного» возраста – женщин старше 50 и мужчин старше 55 лет, то у них могут быть исключительно медицинские противопоказания. Поэтому, в отличие от более молодых водителей, эта категория автомобилистов обязана проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года. И хотя в СМИ периодически возникают слухи, что ограничение по возрасту на вождение автомобиля будет составлять 70 и более лет, это является недостоверной информацией. Например, депутаты Госдумы в 2018 году действительно рассматривали данный вопрос, однако никаких законодательных изменений они не приняли.

Перечислим основные состояния здоровья, при которых вождение автомобиля запрещено. Полный их перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1604.

  • психические расстройства (амнезия, депрессия, галлюцинации, слабоумие, тревожные состояния и пр.);
  • шизофрения;
  • болезни настроения (панические атаки, расстройство личности и др.);
  • невротические болезни (стресс, фобии и т.д.);
  • умственная отсталость (синдром Дауна, аутизм);
  • психическое воздействия при приеме лекарств (в инструкции к препаратам прописаны запреты на управление ТС при их приеме);
  • эпилепсия;
  • ахроматопсия;
  • слепота.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *