Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц с 2023 года будет обязателен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц с 2023 года будет обязателен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Значительные издержки на операции по уплате налогов, масса дополнительных показателей, которые нужно заполнить в платежном поручении, ошибки при перечислении платежей и как следствие – деньги уходят не туда, по какому-то из бюджетов возникнет недоимка и соответственно появляюся пени, взыскания.

Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:

  • в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
  • налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
  • денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.

Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.

Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.

Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.

Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:

Реквизит платежного поручения Значение
Статус плательщика «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ
наименование плательщика

для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения);

для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии);

ИНН плательщика ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется
КПП плательщика КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется
наименование получателя 0
ИНН получателя 0
КПП получателя 0
банковские реквизиты получателя платежа БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета)
КБК КБК конкретного налога, страховых взносов
ОКТМО код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа
основание платежа 0
период значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023»
номер документа – основания для перечисления налога 0
дата документа – основания для перечисления налога 0
назначение платежа
Читайте также:  Лучшая система налогообложения при сдаче помещений в аренду

Зачем нужен единый налоговый счет

Всё это стало предпосылками для разработки нового института – Единый налоговый счет.

С внедрением единого налогового счета не только упрощается процедура уплаты, объединяя разные суммы в одной платежке, но и исключается такая ситуация как наличие задолженности и переплаты по разным платежам у одного плательщика.

Налогоплательщик будет всегда четко в виде одной суммы понимать свой баланс расчетов с государством: либо имеешь актив в виде суммы на своем счете, либо ты что-то должен. И тогда будет только 1 документ взыскания.

Особенности уплаты авансов через ЕНС: уведомление

Как было сказано, есть налоги с авансовой системой расчетов. Для распределения единого налогового платежа предусмотрена подача налогоплательщиком Уведомления об их исчисленных суммах.

Данное уведомление содержит всего 5 реквизитов – ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и срок уплаты. Это в 2,5 раза меньше реквизитов, чем в платежке, которой в 2022 году перечисляют авансы по налогам.

Форму и электронный формат уведомления об исчисленных суммах налогов утвердит приказ ФНС России.

Представить уведомление можно:

  • по ТКС;
  • через ЛК;
  • учетную систему налогоплательщика (ERP-система);
  • на бумажном носителе.

В ЕНС уплата предусмотрена только на единый налоговый платёж – ЕНП. Поэтому переплаты на налогах не будет. Для распределения ЕНП в налоги с авансовой системой расчетов (УСН и др.) предусмотрена подача плательщиком указанного уведомления. Поэтому исключены случаи самовольного зачета ФНС «якобы переплаты» в счет недоимок по пеням, образуя недоимку уже по налогу УСН.

Как известно, недоимка возникает со следующего дня после срока уплаты. Следовательно, подача уведомления об исчисленных суммах налогов до срока уплаты, но ранее чем срок уплаты, не может привести к возникновению недоимки.

ИП и организации смогут продолжить уменьшать УСН страховыми взносами. Уплаченная сумма взносов будет определена в соответствии с установленными правилами распределения ЕНП. И ЕНП будет распределен во взносы на основании уведомления об исчисленных суммах налогов.

Какие налоги не надо платить посредством ЕНП.

Через ЕНП не упла­чи­ва­ет­ся:

  • налог на про­фес­си­о­наль­ный доход;

  • сборы за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира и за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми вод­ных био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов (гл. 25.1 НК РФ);

  • НДФЛ с до­хо­дов ино­стран­цев, ра­бо­та­ю­щих в РФ по па­тен­ту (ст. 227.1 НК РФ);
Читайте также:  С 2023 года вступят в силу новые правила распространения бланков трудовых книжек

  • гос­по­шли­на, по ко­то­рой судом не выдан ис­пол­ни­тель­ный до­ку­мент.

Рекомендации. Как избежать неприятностей с ЕНП

В начале 2023 года в налоговых органах по каждому налогоплательщику сформируется сальдо единого налогового счета по состоянию на 31.12.2022 г. на основании имеющихся у налоговых органов сведений о суммах задолженности по налогам или переплате (излишне перечисленных денежных средств). Эту сумму желательно проверить и убедиться, что она правильная. Для этого до конца года лучше сформировать справку о состоянии расчетов:

Личный кабинет налогоплательщика → Жизненные ситуации → Запросить справку и другие документы → Запрос справки о состоянии расчетов

Также желательно проверить, чтобы все камеральные проверки были окончены, суммы налогов уплачены или возвращены до конца года в зависимости от конкретной ситуации. В противном случае разбираться придется дольше и сделать это будет сложнее.

Иногда без заказа справки о состоянии расчетов понять ситуацию по долгу или переплате просто невозможно. В личном кабинете информация или отсутствует или недостоверна. Хочется верить, что внедрение ЕНП положит конец встречающейся на протяжении многих лет проблеме, а также облегчит уплату налогов.

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Что такое единый налоговый платеж и единый налоговый счет

Вводят такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. Счет будут вести по каждой организации и физлицу. Затем инспекция распределит сумму. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:

  • перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
  • начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
  • должна возместить инспекция.

Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

  • налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
  • сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
  • страховых взносов;
  • пеней, штрафов и процентов.

Эту обязанность считают на основании:

  • налоговой отчетности (в т.ч. уточненной): деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
  • налоговых уведомлений;
  • сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
  • решений об отсрочке или рассрочке;
  • решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
  • судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
  • иных документов.

Не станут учитывать, например:

  • платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
  • суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие решения;
  • НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биоресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

Какие налоги и платежи включает в себя единый платеж с заработной платы?

Уплата единого платежа с заработной платы означает уплату всех налогов и платежей с дохода работника: индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование (то, что сейчас уплачивается «за счет» работников), кроме этого единый платеж включает социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, обязательные пенсионные взносы работодателя (то, что уплачивает работодатель «за свой счет»).

Читайте также:  Оформление материнского капитала через МФЦ

Устанавливается, что ставка индивидуального подоходного налога (ИПН), в составе единого платежа, в 2023 году будет составлять 8,4% с ее постепенным понижением:

  • с 1 января 2023 года – 8,4 процента;
  • с 1 января 2024 года – 8 процента;
  • с 1 января 2025 года – 7,3 процента;
  • с 1 января 2026 года – 7 процента;
  • с 1 января 2027 года – 6,8 процента.

Структура банковского счета

Расчётный счёт представляет собой 20 цифр, каждая из которых имеет своё предназначение. Все числа, входящие в номер, разделены на группы. Отдельная группа отражает некую характеристику счёта. При этом внешне счёт на платёжном документе или в реквизитах компании выглядит как одно длинное число без каких-либо пробелов или точек.

Если рассматривать значение счёта, то удобнее это сделать с разбивкой номера на группы: 111.22.333.4.5555.6 666 666. Каждый раздел имеет своё определение:

  • 111 — счёт 1-го порядка банковского баланса (по этим цифрам можно узнать, кто открыл счёт и для каких целей)
  • 22 — счёт 2-го порядка банковского баланса (цифры дают понять специфику деятельности владельца счёта)
  • 333 — валюта, в которой хранятся средства на счету
  • 4 — проверочный код
  • 5555 — комбинация, означающая отделение банка, в котором открыт счёт
  • 6 666 666 — порядковый номер счёта в банке

Остальные разделы номера счёта

Следующими в счёте находятся три цифры, означающие валюту, в которой открыт счёт. Наиболее распространёнными среди них являются комбинации, представленные в таблице.

Три цифры счёта Валюта
810 Счёт открыт в рублях
840 В долларах США
978 В евро
980 В гривнах
344 В гонконгских долларах
156 В юанях

Ключевое назначение работы через казначейство — контроль использования бюджетных средств. Работники ТОФК проверяют все этапы проведения государственных и муниципальных закупок. Необходимо заранее открыть счет в казначействе, чтобы исключить перебои с финансированием. Бюджетные средства не зачислят в пользу заказчика, пока организация не подтвердит принятые на себя обязательства. Основанием выступает государственный или муниципальный контракт, акты выполненных работ или накладные на поставку.

Контроль со стороны органов Федерального казначейства — это обязательное условие работы с бюджетными деньгами. Работники ОФК контролируют:

  • госзаказы на поставку товаров, работ или услуг при условии, что стоимость контракта — более 100 млн рублей и условия предусматривают выплату аванса;
  • контракты на предоставление взносов в уставные капиталы организаций либо их имущество, даже если взносы являются источниками финансирования;
  • соглашения на бюджетное субсидирование юридических лиц;
  • НПА, регламентирующие порядок предоставления субсидирования получателям бюджетных средств;
  • иные договорные отношения, предусмотренные условиями исполнения госконтрактов и соглашений организаций.

Если документация оформлена неверно, представители ТОФК откажут в использовании бюджетных средств. Операцию отклоняют в платежной системе. Чтобы получить средства, придется исправить выявленные недочеты.

ВАЖНО!

Спецсчет используют не только в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в государственном оборонном заказе. В 275-ФЗ от 29.12.2012 закреплено, в чем разница казначейского счета и спецсчета по ГОЗ: спецсчет для закупок открывают участники с бюджетным финансированием (ПБС), а спецсчет по гособоронзаказу — головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа. Порядок открытия закупочных спецсчетов регулируется Федеральным казначейством, а реквизитов по ГОЗ — федеральным законом №275-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *