Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Закон Российской Федерации № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с указанными изменениями, вместо выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет в двойном размере предусмотрен переход на фиксированный размер в виде выплаты на каждого ребенка.

Право на ежемесячную выплату имеют граждане при условии их постоянного проживания и (или) работы непосредственно перед датой рождения (усыновления) ребенка, на которого назначается выплата, или установления над ним опеки: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом отселения — не менее 3-лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.

Ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет — в размере — 3000 рублей, в возрасте от 1,5 до 3-х лет — в размере 6000 рублей.

Ежемесячная выплата осуществляется органами социальной защиты населения по месту регистрации.

Данная ежемесячная выплата предоставляется независимо от выплат и пособий, предусмотренных Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Кто имеет право на получение льгот и выплат

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

На компенсационные выплаты и льготы имеют право

  • военные и гражданские лица, которые помогали тушить пожар на ЧАЭС и ликвидировать разрушительные его последствия на площадках «Укрытие» в 1986-1998 годах;
  • все люди, проживающие в районе аварии и эвакуированные добровольно или принудительно из зоны отчуждения в 1986 году, даже те, которые еще находились в материнской утробе;
  • инвалиды, лучевая болезнь которых наступила в результате произошедшей в 1949-62 годах аварии на ПО «Маяк» и последующем сбросе отходов с радиацией в воды реки Теча;
  • военные и гражданские лица, принимавшие участие в проводимых испытаниях или учениях с применением ядерных установок и космической техники, в результате которых получили инвалидность из-за лучевой болезни;
  • лица, входящие в летно-подъемный и технический состава гражданской авиации, а также служебные пассажиры, в обязанности которых в 1958-1990 годах входили разведывательные полеты в эпицентр ядерного взрыва с регистрацией мощности доз радиации и исследования радиоактивного облака.

Ошибка: Гражданин, пострадавший от радиации, обращается за получением жилого помещения из фонда муниципального жилья. У него имеется собственная квартира, и он не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Комментарий: Квартиры или жилищная субсидия предоставляется пострадавшим от лучевой болезни только в том случае, если у них не имеется собственного жилья, и жилое помещение не признано аварийным.

Ошибка: Семья граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, не претендует на получение компенсации за утраченное имущество и на пособия на ребенка, которым мать была беременна в период аварии.

Комментарий: Дети, которые на момент аварии на ЧАЭС находились в утробе матери, также имеют право на получение льгот и выплат. Им также положена особая выплата на питание. Если из-за переезда с места аварии было утрачено имущество, государство выплачивается компенсацию определенного размера.

Пострадавших от радиации на «Маяке» приравняют к чернобыльцам

«Это очевидная социальная несправедливость. Нужно ее устранить. Ускорьте работу, пожалуйста».

Так отреагировал действующий президент Владимир Путин на сообщение министра здравоохранения и соцразвития Татьяны Голиковой о положении граждан, пострадавших полвека назад во время радиационной аварии на комбинате «Маяк» в Челябинской области.

Сегодня далеко не все помнят, что именно в Челябинской области был запущен первый в СССР промышленный комплекс по производству плутония. А в 1957 году на «Маяке» случилась трагедия: из-за взрыва на заводе произошел мощный выброс радиации, загрязненные радиоактивные отходы попали в реку Теча.

Тогда о трагедии на сверхсекретном объекте страна не узнала — было «не положено». Но до сих пор о той аварии помнят дети и внуки погибших, до сих пор живы очевидцы.

Всего же, как сообщили «Российской газете» в минздравсоцразвития, ежемесячные денежные выплаты и другие меры соцподдержки в связи с аварией на «Маяке» получают сегодня более 30 тысяч человек.

Правительство Челябинской области, общественные объединения пострадавших от радиационных катастроф не раз выступали с инициативой подготовки нового федерального закона по соцзащите «маяковцев». Он должен стать законом прямого действия.

Сейчас же для участников и пострадавших других радиационных ЧП действуют отсылочные нормы закона о чернобыльцах. И при равной степени радиационного поражения эти люди имеют более ограниченный перечень льгот по сравнению с чернобыльцами.

Именно об этой несправедливости говорил президент на совещании с министрами.

Понятие Предпенсионер Применяется Ли Для Льготной Категории По Чернобылю

Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляется по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами.

Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав.

Однако наличие статуса лица, пострадавшего от воздействия радиации в зоне аварии ЧАЭС , дает существенные льготы при обращении за различными видами выплат.

  • в размере 250% от социальной пенсионной выплаты на стандартных условиях — ликвидаторам аварии; инвалидам первой и второй групп, установленным вследствие радиационного воздействия; детям, потерявшим обоих кормильцев (либо детям одинокой матери). Выплата будет составлять — 18130,84 рублей ;
  • в размере 200% от суммы соцпенсии — для проживающих и работающих в зонах, предусмотренных Законом РФ № 1244-1. Выплата будет составлять — 15540,72 рублей ;
  • в размере 125% от размера социальной пенсии — для остальных членов семьи умершего гражданина. Выплата составит — 11655,54 рублей .

Раздел 3. Объем компенсации и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации

В настоящее время действующим законодательством предусмотрена компенсация за проживание на радиоактивно-загрязненной территории. В Челябинской области только жители села Муслюмово пользуются данными льготами, так как законом было признано, что основным неблагоприятным фактором, влияющим на состояние здоровья жителей села Муслюмово, является радиационное воздействие. В соответствии с законом им гарантированы ежемесячные денежные выплаты из федерального бюджета, они также имеют право добровольно покинуть село и выбрать другое место жительства.

На территории ВУРСа в настоящее время за пределами отчужденной территории Восточно-Уральского заповедника продолжает проживать и осуществлять хозяйственную деятельность население неэвакуированных населенных пунктов. Среди этого населения есть жители, для которых превышаются ежегодные регламенты поступления дозы в организм, особенно в селах Мусакаево и Татарская Караболка. Расчеты для этих населенных пунктов выполнены и также представлены в Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору. Но так и не вышло постановление Правительства РФ, относящее эти села к зонам проживания с правом на отселение.

На сколько повысят ЕДВ в 2023 году

Индексация ЕДВ осуществляется на величину фактической инфляции, определенной по итогам прошедшего года. То есть с 1 февраля 2023 г. размер выплат увеличат на столько процентов, на сколько за 2022 год выросли потребительские цены.

По данным Минэкономразвития инфляция по итогам 2022 г. прогнозируется на уровне 12,4%. Эти прогнозы по величине инфляции были учтены Правительством при подготовке бюджета объединенного социального фонда. Этот документ и предусматривает индексацию ЕДВ с 1 февраля 2023 года на 12,4%.

Незадолго до даты плановой индексации глава Правительства подпишет Постановление, в котором будут утверждены точные параметры повышения выплат. Определены они будут на основании окончательных данных по инфляции от Росстата. Соответственно, процент повышения может как увеличиться, так и уменьшиться — все зависит от экономической обстановки в стране.

Ошибка: Гражданин, пострадавший от радиации, обращается за получением жилого помещения из фонда муниципального жилья. У него имеется собственная квартира, и он не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Комментарий: Квартиры или жилищная субсидия предоставляется пострадавшим от лучевой болезни только в том случае, если у них не имеется собственного жилья, и жилое помещение не признано аварийным.

Ошибка: Семья граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, не претендует на получение компенсации за утраченное имущество и на пособия на ребенка, которым мать была беременна в период аварии.

Комментарий: Дети, которые на момент аварии на ЧАЭС находились в утробе матери, также имеют право на получение льгот и выплат. Им также положена особая выплата на питание. Если из-за переезда с места аварии было утрачено имущество, государство выплачивается компенсацию определенного размера.

Определение размера пенсионных выплат пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф

Статья 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет размер пенсий лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей.
Статья 17 устанавливает правила определения размера пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных или техногенных катастроф, назначаются государственные пенсии по старости или инвалидности, а иждивенцам граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, — пенсии по случаю потери кормильца.
Размер пенсии по старости дифференцирован в зависимости от категории, к которой относится пенсионер, и определяется в процентах от текущего размера социальной пенсии:

1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работ по ликвидации последствий указанной катастрофы; гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; гражданам, ставшим инвалидами вследствие других радиационных или техногенных катастроф, — 250% социальной пенсии;

2) гражданам, проживающим или работающим в зоне радиоактивного загрязнения, а именно: занятым в эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения; эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; лицам, постоянно проживающим в жилой зоне и имеющим право на переселение с постоянным проживанием в жилой зоне с льготным социально-экономическим статусом; с постоянным проживанием в зоне переселения до переселения в другие районы; с работой в зоне переселения (без проживания в этой зоне); с добровольным выездом на новое место жительства из жилой зоны с правом на переселение — 200% социальной пенсии.

Итак, как мы видим, с 1 января 2010 года размер государственных пенсий лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется в зависимости от размера социальных пенсий по старости. Пенсия по старости устанавливается в процентном отношении к базовой части соответствующего вида трудовой пенсии. Пенсия по старости составляет 250 или 200 процентов от соответствующего базового размера пенсии по старости. С 1 декабря 2009 года размер базовой пенсии был установлен в размере 2 460 рублей в месяц.

Пенсии граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и ассимилированных районах, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат на проживание в них, увеличиваются с учетом районного коэффициента.

Группа лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца из государственной пенсии как члены семьи, пострадавшей в результате радиационных или техногенных катастроф

Право на пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, принимавшего участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, определяется пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в соответствии с пунктом 11. Согласно пункту 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 пенсия по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС назначается из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, военнослужащих срочной службы, командного и рядового состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, государственной охраны, гражданской обороны, в том числе.

— Дети до 18 лет, а также студенты до получения среднего или высшего образования, но не старше 25 лет

— Супруг, независимо от наличия иждивенцев и времени, прошедшего с момента смерти кормильца, до достижения супругом 50-летнего возраста или наступления инвалидности.

Также в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года супруга умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих по достижении нормального пенсионного возраста (для женщин — 55 лет) получает одновременно две пенсии: трудовую пенсию по старости и государственную пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно общим правилам, нетрудоспособные члены семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение двух пенсий одновременно. Они могут иметь право на:

Пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности);

пенсия по потере кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по потере кормильца).
Размер пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи составляет 250% от базовой части трудовой пенсии кормильца, предусмотренной Законом №173-ФЗ.

Читайте также:  Как оформить и учесть возврат товара поставщику

Гражданам, проживающим в районах (местностях), где установлены районные коэффициенты к заработной плате, пенсия по случаю потери кормильца определяется с применением соответствующего районного коэффициента за весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

С 1 апреля 2014 года социальные пенсии, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», увеличиваются на 17,1%. Эти пенсии увеличиваются с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.

Об индексации компенсационных выплат

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).

Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.

В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.

Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.

В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.

Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).

В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.

В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.

Назначение пенсий и льгот

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ от 20.11.90 № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп. 3 и 5) ст. 15 этого Закона.

Читайте также:  Что положено инвалиду 3 группы

В судебной практике очень распространены дела по спорам граждан, пострадавших при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, о выдаче им удостоверения инвалида о праве на льготы.

Относятся ли граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы»?

Ответ на этот вопрос опубликован в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. Как указал Верховный Суд РФ, «Удостоверение инвалида о праве на льготы» установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов ВОВ, предусмотренные этим Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Распространяются ли меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах), на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС?

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. дан ответ и на этот вопрос.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подп. «а» п. 41, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то в силу подп. «г» п. 41 причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), содержатся в Разъяснении Минтруда России от 15.04.03 № 17.

Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на ЧАЭС опре­деляется федеральными государственными учреждениями МСЭ в соответствии со ст. 24 Закона от 15.05.91 № 1244–1 и пп. 9–12 Разъяснения от 15.04.03 № 17 с иными формулировками, например: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т. е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС, данные льготы не распространяются.

В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.

Пакет бумаг, необходимых для оформления

Документация, которая обязательно потребуется для назначения преференций по старости лет, включает:

  • трудовую книжку, другие акты, подтверждающие официальную занятость и накопленный стаж;
  • бумаги, свидетельствующие о нахождении гражданина в зоне, пострадавшей от взрыва Чернобыльской электростанции;
  • подтверждение об осуществлении трудовой деятельности на зараженных территориях;
  • медсправки, указывающие на заболевания, полученные вследствие катастрофы (заражения окружающей среды радиацией);
  • заключение экспертов о присвоении лицу инвалидности.

Пособие, установленное федеральным законодательством, предоставляется при наличии следующих актов:

  • санитарный протокол (присваивающий группу нетрудоспособности);
  • документы, свидетельствующие о факте нахождения в городе Припять и зоне, подвергшейся воздействию аварии на АЭС.

Необходимо помнить, что обозначенные выше выплаты – временная дотация, имеющая ограниченный срок действия. Так, выгодоприобретатель должен ежегодно подтверждать свой статус посредством прохождения медосвидетельствования. Если комиссия примет решение о снятии группы, то перечисления будут приостановлены (заморожены).

При потере кормильца потребуется подготовить следующую документацию:

  • справка о смерти близкого, вместе с которым проживали родственники или зависели от него в финансовом плане;
  • бумаги, подтверждающие связь с покойным чернобыльцем.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 — 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

3. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *