Патронаж над дееспособными гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Патронаж над дееспособными гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Для организации патронажа, нуждающееся лицо должно обратиться в управление министерства социального развития населения. Гражданин предоставляет заявление о назначении помощника и пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность (копия);
  • Справку с места жительства или с места регистрации;
  • Полис медицинского обязательного страхования;
  • Страховое свидетельство;
  • Пенсионное удостоверение (при наличии);
  • Справку об инвалидности, о назначении индивидуальной программы реабилитации.

Заявитель вправе указать в заявлении потенциального помощника. Если таковой отсутствует, то органы попечительства самостоятельно подбирают кандидатов в помощники.

Требования к помощникам:

  • совершеннолетие;
  • дееспособность;
  • добросовестность.

Полномочия в сфере социальной защиты населения включают в себя:

— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначение таким гражданам помощников, осуществление контроля за исполнением помощниками возложенных на них обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— установление опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограничено дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства;

— прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности (в случае, если члены семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявление), а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ;

— выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

— проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, ведение личных дел, утверждение отчетов опекунов и попечителей о расходовании денежных средств подопечного и другие.

С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Понятие, цели и функции патронажа

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами – это добровольная и неоплачиваемая помощь, которая заключается в большом количестве выполняемых ими функций. Этот человек решает не только большинство юридических вопросов, но и бытовых в том числе. Кроме того, нередко патрон является для своего подопечного советчиком.

Но, несмотря на то, что это благотворительная деятельность, нередко подопечные устанавливают своим патронам плату за услуги. Это возможно только по личной инициативе лица, так как закон не вправе вмешиваться в финансовые отношения между патроном и его подопечным.

Все сделки, которые осуществляет помощник для своего подопечного, требуют согласия.

Ведь гражданин хоть и нуждается в дополнительной помощи, все же остается полноценным и дееспособным. Деятельность патрона подлежит контролю со стороны органов власти, которые осуществляют проверки в течение всего периода, пока длится патронаж.

Без правильно составленного соглашения между сторонами патронаж не может осуществляться в полную силу. А договор, содержащий права и обязанности обоих участников, облегчит им их выполнение. Особенно, если подопечный имеет серьезные заболевания. Все обязанности помощника перечисляются очень подробно, начиная от бытовых вопросов и заканчивая представительством в судах и других государственных учреждениях.

Это соглашение можно легко расторгнуть, причем в одностороннем порядке. В случае, если со стороны помощника были обнаружены незаконные действия, договор расторгается судом по требованию подопечного или должностного лица.

Опека и попечительство патронаж: важная информация

Патронаж – это особая форма обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут полностью осуществлять и защищать свои права и обязанности.

Под патронаж попадают различные больные, не имеющие возможности свободно передвигаться и себя обслуживать, престарелые, инвалиды и т.д. Патронаж тоже устанавливается органами опеки и попечительства.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, который не ограничен ни в каких правах судом. Также лица, лишенные родительских прав, не могут быть опекунами или попечителями.

10 Сен 2021 jurist7sib 106

Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Документы Для Обновления Детского Пособия
  • Можно Ли В Браке Разделить Маткапитал Между Детьми
  • Как узнать где пенсионные накопления через интернет
  • Транспортный Налог Башкортостан Льготы

Составить сравнительную таблицу «Опека, попечительство, патронаж»

Задача 1-3 из прошлого файла

Задача 4

Родители Кулакова С.В. обратились к прокурору с заявлением о признании их сына — Кулакова С.В. ограниченно дееспособным, пояснив, что сын связался с плохой компанией, в результате чего пристрастился к азартным играм и злоупотреблению алкоголем. Спасение своего сына они видят только в ограничении его дееспособности.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании гражданина Кулакова С.В. огра­ниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что Кулаков С.В., проживает один в квартире, пристрастился к азартным играм, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей.

Вопросы:

1. Перечислите основания для ограничения граждан в дееспособности.

2. Определите надлежащего заявителя по данному делу. Ответ обоснуйте.

3. Какое решение может принять суд по данному делу? Ответ обоснуйте.

Ответ

1

Согласно ст 18 ФЗРФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что пункт 1 статьи 30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Они состоят в следующем:

  1. Данная разновидность опеки действует не на всей территории РФ, а исключительно в регионах, в которых после 1.09.2008 г. издавались или переиздавались законодательные акты по регулированию создания патронатных семей. Примером являются Московская область с Пермским краем.
  2. В семью патронатного воспитателя помещают и детей, когда они нуждаются в реабилитации в семье или им временно требуется замещающая семья.
  3. Требования к кандидатам являются менее жесткими, нежели во время усыновления, но более строгими, чем при обычной опеке.
  4. Патронатный воспитатель должен проходить специальное обучение.
  5. Соглашение может включать разовые выплаты, дополнительные льготы. Но может предусматривать и некоторые ограничения.
  6. Предусматривается работа в соответствии с планами, диктуемыми органами опеки. Над воспитателем устанавливается строгий контроль, он детально отчитывается за расходование средств, получаемых на детей.
  7. Контакты с родителями и другими родственниками ребенка обычно считаются обязательными, они регламентируются соглашением сторон.

Далее будет изучено и второе из рассматриваемых понятий.

Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.

Попечительство могут установить:

  • лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
  • лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
  • лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.

Место жительства гражданинаважный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 ГК). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства – это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:

– переселенцы – это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

Читайте также:  Серия и номер паспорта: где найти

– вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.

беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

Актами гражданского состоянияпризнаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий (т. е. не подлежащий расширению) перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, так как с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе. В частности, с рождением связано возникновение гражданской правоспособности. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги, на основании которых гражданам выдаются соответствующие свидетельства. Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей. По истечении указанного срока актовые книги передаются в государственные архивы.

По заявлению заинтересованных лиц, решению суда, решению административных органов и в иных случаях в записи актов гражданского состояния могут быть внесены изменения или исправления. Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производится органом ЗАГС на основании решения суда.

Юридические лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юридического лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юридического лица, а их имущество является частью имущества юридического лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юридического лица, в то время как под представлением интересов юридического лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.

Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юридического лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, например, дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.

Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо ответственности по долгам (обязательствам) зависимого общества.

Наряду с общими способами защиты гражданских прав, перечисленными в ст. 12 ГК, для некоторых видов нематериальных благ гражданское законодательство предусматривает и специальные способы их защиты. Так, специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (ст. 152 ГК), для защиты права на имя (ст. 19 ГК), защиты интеллектуальной собственности (часть четвертая ГК) и др. При этом следует иметь в виду, что зачастую для защиты нематериальных благ используются как общие, так и специальные способы защиты, поскольку субъект права может выбрать один или одновременно использовать несколько способов защиты.

Как правило, способы защиты нематериальных гражданских прав в различных своих комбинациях направлены на охрану имущественной сферы, неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ управомоченного лица. В отличие от защиты имущественных прав, которые могут осуществляться всеми способами, указанными в законе, защита личных неимущественных прав имеет свою специфику. Согласно п. 2 ст. 150 ГК нематериальные блага защищаются настоящим Кодексом и другими законами в предусмотренных ими случаях и порядке, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Достаточно распространенными способами защиты нематериальных благ выступают следующие общие способы:

признание права (например, признание за гражданином права на созданное им изобретение);

Читайте также:  Что такое налоговый мониторинг и как его проводят

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, опровержение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, тем же способом, которым они были распространены);

– пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет опубликования произведения, содержащего подробности личной жизни гражданина без согласия последнего);

– возмещение убытков (например, при защите чести, достоинства или деловой репутации лица);

– компенсация морального вреда. При этом согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При определении размеров компенсации такого вреда, суд наряду с обстоятельствами, имеющими значение для дела, принимает во внимание степень вины нарушителя, а также степень физических и нравственных страданий.

Патронаж над пожилым человеком предусматривает подачу будущим помощником в соответствующую инстанцию следующих документов:

  • справки о том, что он не болен туберкулезом, не стоит на наркологическом учете и не страдает психоневрологическими расстройствами (представители разрешающих органов должны быть уверены в том, что человек, оформляющий данную услугу, сможет адекватно оценивать поведение подопечного и не причинит вреда его здоровью);
  • характеристика с места работы или учебы (данный документ предоставляется для того, чтобы составить представление о личных качествах попечителя, ведь от этого зависит его исполнительность и добросовестность);
  • заключение врача о состоянии здоровья (выполнение поручений подопечного должно быть пособнику по силам);
  • документ, подтверждающий, что он владеет жилплощадью или является съемщиком (это для того, чтобы удостовериться, что самоцелью оказания услуг будущего попечителя не будет получение имущества нуждающегося в помощи).

Необходимо учесть, что в каждом регионе существуют свои особенности оформления помощи. Поэтому для установления патронажа над пожилым человеком до 80 лет список требований может быть больше. Он регулируется законами территориального округа. В частности, будущего опекуна могут попросить предоставить справку из пенсионного фонда, свидетельствующую о его доходах, идентификационный код, а также доказательство отсутствия судимостей. После того как помощник подает все необходимые документы, у органов опеки и попечительства есть месяц для того, чтобы одобрить его кандидатуру или отклонить.

В подобных обстоятельствах надо знать, кто может ухаживать за пожилым человеком. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить отличие вышеуказанного вида помощи от опеки. Последнее назначается людям, которые имеют решение суда о недееспособности, имеют врачебное заключение о психических расстройствах, не воспринимают разумно действительность и не в силах оценить последствия своих поступков, именно поэтому они имеют право на полный уход. В данной ситуации опекун выполняет все виды работ, необходимые для полноценного существования человека. Это и решение бытовых вопросов, и закупка продуктов питания, и гигиенические процедуры, контроль за осуществлением лечения больного, оплата коммунальных услуг, распоряжение имуществом в рамках договора. Ему также передается право распоряжаться финансами подопечного на свое усмотрение.

Патронаж над пожилым человеком разрешается дееспособному заявителю, который из-за проблем с физическим здоровьем не может выполнять определенные функции. В таких обстоятельствах их помогает решать назначенный помощник, при этом он не имеет права распоряжаться имуществом и финансами подопечного. Осуществлять данный вид услуг он может лишь в случае оформленной на него доверенности или оговоренных полномочий в рамках договора.

Попечителем назначают в основном родных людей. В Семейном кодексе РФ указано, что именно дети имеют гражданский долг ухаживать за родителями и всячески помогать им. При этом пожилые люди даже имеют право подавать в суд заявление на выплату алиментов своими чадами, если те не оказывают родителям никакой поддержки. Поэтому если есть выбор, то преимущество получает близкий родственник, если же таковых у нуждающегося в помощи не имеется, то патронаж над пожилым человеком будет осуществлять посторонняя особа, кандидатуру которой тщательно подбирают органы опеки о попечительства, учитывая при этом состояние здоровья будущего пособника, вредные привычки, наличие судимостей в прошлом и его личные качества. Не может быть опекуном лишь сотрудник социальной службы, назначенный нуждающемуся для помощи по хозяйству.

В любом случае человеку, дающему свое согласие на осуществление патронажа, необходимо понимать всю серьезность и сложность данного процесса. Он должен обладать выдержкой и высокими моральными качествами, ведь эта работа не предусматривает финансового вознаграждения, поэтому участие в судьбе подопечного— это осознанный выбор гражданина, подкрепленный только искренним желанием помочь ближнему.

Статья 123 СК рассматривает патронат над ребенком из детского дома как вид опеки и попечительства. Его появление в России предварено историческими аспектами, так как впервые он появился еще во времена Екатерины II. Гораздо позже, во времена Второй мировой войны, патронат использовали для воспитания детей погибших военных. Отметим, что еще большее распространение патронат получил за пределами нашей страны, где уже множество лет действуют зарубежные аналоги – фостеровские семьи. Поэтому чтобы определить, что такое патронат и патронатная семья, правильнее всего обратиться к правовой доктрине.

Патронатным воспитанием принято считать форму семейного устройства детей, в рамках которой права и обязанности по их воспитанию, а также защите прав и интересов обязательно распределяются между патронатным воспитателем и органом опеки или уполномоченной им организацией.

Суть такого устройства в том, что оно позволяет обеспечить полноценную педагогическую и воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. При этом патронат признается весьма гибкой формой устройства, так как допускает передачу детей для патронатного воспитания еще до обретения им официального юридического статуса – сразу после изъятия из проблемных семей, вместо отправления в приют.

Обратим внимание, что патронат действует не по всей России, а лишь в тех регионах, где это определено законодательно и при этом учреждены специальные организации, уполномоченные на патронатное воспитание органами опеки, – так называемая патронатная служба. Данная организация занимается заключением специальных патронатных договоров с семьями и их последующим сопровождением.

Отметим, что патронат наряду с приемной семьей является возмездной формой опеки – за это семьи получают вознаграждение.

Поэтому патронат часто воспринимается не только как форма воспитания, но и как вид социальной помощи детям. Чтоб понять это, необходимо рассмотреть существующие виды патроната.

Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином

Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.

Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.

Попечительство могут установить:

  • лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
  • лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
  • лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *