Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на то, что приказное производство не является состязательным по своей сути, однако в нем предусмотрена гарантия соблюдения прав должника на защиту от требования взыскателя в условиях обычного состязательного процесса. Такая гарантия выражается в том, что должнику предоставлено право возразить против исполнения судебного приказа, что само по себе является безусловным основанием для отмены судебного приказа, после чего вопрос, касающийся его обязательств перед взыскателем, может быть разрешен только в условиях искового производства, и никак иначе.

Исчисление процессуальных сроков в приказном производстве

Прежде чем перейти к исследованию процедуры отмены судебного приказа, расскажем о том, каким образом исчисляются процессуальные сроки для совершения действий участниками приказного производства и судьей.

В приказном производстве применятся общие нормы об исчислении процессуальных сроков. Правила, касаемые сроков, в течение которых судьей и участниками соответствующего судопроизводства могут совершаться процессуальные действия, содержатся в ст. ст. 107,108 ГПК РФ, ст. ст. 113, 114 АПК РФ, ст. ст. 92,93 КАС РФ.

По общему правилу, при исчислении любых процессуальных сроков (за исключением срока, исчисляемого часами в рамках КАС РФ), день, в течение которого наступило событие, определившее начало процессуального срока, не учитывается при подсчете этого срока, т.е. процессуальный срок начинает течь со следующего дня.

Выдача судебного приказа, направление его должнику, равно как и получение этого документа должником, являются теми самыми событиями, которые определяют начало соответствующего процессуального срока. Следовательно, отсчет этого срока начинается со следующего дня после наступления соответствующего события.

Примечание: в процессуальной срок не включаются нерабочие (выходные, праздничные) дни.

Как отменить судебный приказ, вступивший в законную силу

Судебный приказ вступает в законную силу по окончании срока для его отмены, то есть, если в установленный законом срок (10 дней по ГПК РФ и АПК РФ, 20 дней по КАС РФ) должник не представит свои возражения, данный срок автоматически погашается, соответственно судебный приказ приобретает законную силу и второй его экземпляр выдается взыскателю, который может предъявить его к исполнению.

Вступивший в законную силу, но не исполненный судебный приказ может быть отменен, но только при условии восстановления срока на подачу должником соответствующих возражений.

В том случае, если судебный приказ полностью или частично приведен в исполнение, то кроме отмены судебного приказа также необходимо будет применение процессуального механизма в виде поворота исполнения судебного приказа.

Статья 123.7. Отмена судебного приказа

1. Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.

2. В определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.

3. Копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.

Читайте также:  Как узнать задолженность по алиментам по фамилии, через интернет

4. Возражения должника, поступившие в суд по истечении установленного частью 3 статьи 123.5 настоящего Кодекса срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы, за исключением случая, если это лицо обосновало невозможность представления возражений в указанный срок по не зависящим от него причинам.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока по КАС РФ

В ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) предлагается механизм восстановления пропущенного срока совершения процессуального действия. Для того чтобы уполномоченное лицо могло удовлетворить требование заявителя, необходимо:

  • Отнесение срока к тем, которые согласно нормам п. 2 ст. 95 КАС РФ могут быть восстановлены. Невозможно это только для указанных в пп. 2-6 ст. 240 КАС РФ и относящихся к подаче исковых заявлений, связанных с избирательным процессом и проведением референдумов.
  • Признание причин пропуска срока совершения процессуального действия или подачи документа уважительными.

При наличии оснований и подтверждающих их документов ходатайство подается в судебный орган, уполномоченный на его рассмотрение (п. 2 ст. 95 КАС РФ). Судья принимает решение без вызова сторон, но сложность дела дает ему право вызвать любое из лиц, участвующих в деле. Вместе с подачей ходатайства необходимо выполнить процессуальное действие: подать исковое заявление и т. п.

Судья принимает решение об удовлетворении ходатайства или отказывает в нем. В первом случае он дает ход направленным вместе с заявлением документам, во втором — выносит определение об отказе, обжалуемое в порядке частной жалобы. Восстановление пропущенного срока по КАС РФ не будет осуществлено, если оно не станет основанием для одновременного принятия документов к рассмотрению. Таким образом, отсутствие процессуального документа, в отношении которого заявлено ходатайство, станет самостоятельным основанием для отказа.

Заявление о восстановлении срока обращения в суд по жалобам

Использование шаблона позволяет снизить вероятность технических ошибок и существенно увеличивает скорость разработки документа. Но обязательно помните, что все же заявление нужно несколько переработать – указать свои данные, привести конкретные причины пропуска и т. д. Если трудности все же возникли с подготовкой ходатайства, то лучше обратиться за консультацией к профессиональному юристу.
По результатам рассмотрения заявления суд может принять одно из следующих решений: Удовлетворить ходатайство принять кассацию и начать по ней производство Отказать в удовлетворении просьбы и возвратить жалобу заявителю Нужно понимать, что решение, принятое по ходатайству, также возможно во многих случаях обжаловать. Возможно удастся доказать вышестоящей инстанции ошибки суда, первоначально рассматривающего ходатайство, и добиться изменения решения принятого по нему.

Какие последствия отказа от административного иска

Если вы откажетесь от административного иска, то будьте готовы к следующим последствиям:

1) Вы не сможете еще раз обратиться в суд с тем же требованием и по тем же основаниям к тому же ответчику. В случае принятия судом отказа от иска производство по делу прекращается, а в апелляции отменяется принятое решение суда и производство по делу прекращается. Запрет повторного обращения является последствием прекращения производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 2 ст. 304 КАС РФ).

Если вы отказываетесь от иска в части, то производство будет прекращено в этой части (ч. 3 ст. 157 КАС РФ);

2) Вам вернут часть уплаченной госпошлины (п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ):

  • 70% — при отказе от иска до принятия решения судом первой инстанции;
  • 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции;

Принудительное исполнение решения суда по административному делу

Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.

Читайте также:  Взыскание долга по расписке или как вернуть свои деньги?

Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.

Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.

Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.

Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.

1. Понятие и виды судебных расходов. Действующее процессуальное законодательство не содержит нормативного определения понятия «судебные расходы». В законе лишь традиционно указывается, что все судебные расходы по административному делу подразделяются на государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением административного дела.

Судебные расходы — это денежные суммы, уплачиваемые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением судом административного дела.

2. Государственная пошлина. Нормативное определение понятия «государственная пошлина» содержится в ст. 333.16 НК: «Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».

Государственная пошлина по административному делу — это сбор, взимаемый с административного истца в федеральный бюджет за рассмотрение и разрешение судом его административного иска.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Последствия отмены судебного приказа

Последствия отмены приказа зависят от условий, при которых должник подавал возражения в судебный орган. В любом случае взыскатель сохранит право на обращение с иском. Но у должника будет время, чтобы подготовиться к рассмотрению гражданского дела, собрать доказательства, заручиться помощью юриста.

Читайте также:  Материнский капитал: гражданам РФ и не гражданам России

Нередко приказ отменяется уже после передачи его в ФССП и возбуждения производства. В этом случае определение судьи нужно представить приставу, чтобы он прекратил дело о взыскании. Если впоследствии взыскатель добьется положительного решения по иску, ФССП возбудит новое производство.

Пошлина, уплаченная при подаче заявления на приказ, с должника не взыскивается. Но ее можно зачесть в судебную госпошлину при подаче иска. Соответственно, по решению суда с проигравшей стороны могут взыскать все судебные расходы, понесенные истцом.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

Предъявление заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться:

  1. лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы;
  2. общественное объединение — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом;
  3. прокурор в пределах своей компетенции, а также органы государственной власти, муниципальные органы и их должностные лица(*), полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части;
  4. ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ либо компетенцию избирательной комиссии — с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Судебный приказ по КАС РФ и его отмена

Обратите внимание! Общие основания для отказа в принятии закреплены в ст. 128 КАС РФ, к ним отнесены, в частности, необходимость рассмотрения дела в ином судебном порядке, нежели чем по КАС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ). Специальными основаниями для отказа в принятии являются следующие:

  • СП выносится в течение 5 дней после поступления в суд заявления (ч. 1 ст. 123.5 КАС РФ);
  • разбирательство не проводится (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ);
  • стороны не вызываются (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ);
  • суд направляет копию должнику в течение 3 дней после утверждения СП (ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ);
  • должник может выразить свое несогласие с СП в течение 20 дней после отправки ему СП (ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *