Теоретические аспекты системы местного налогообложения в Республике Казахстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теоретические аспекты системы местного налогообложения в Республике Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Характеристика местных налогов и сборов и их роль в налоговой системе Казахстана

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако, налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей не только финансовой функцией, но и экономической. Реализуя экономическую функцию, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Для чего налоги от бизнеса отдали местным акиматам

Главная идея передачи корпоративного подоходного налога (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) в местные бюджеты – это развитие региональной экономики. Мотивация развивать местный МСБ у акиматов должна появиться из-за прямой связи с их доходами: чем лучше будет состояние бизнеса, тем больше денег поступит в бюджет. А это позволит выделять больше денег на нужды населения.

«Поскольку КПН от МСБ теперь поступает в местный бюджет, местные исполнительные органы заинтересованы в том, чтобы таких поступлений было больше. Это достигается созданием новых предприятий в регионах», – пояснили суть реформы в Министерстве нацэкономики.

Эти деньги не имеют конкретного целевого назначения – в регионах чиновники сами решают, на что их тратить, какие вопросы приоритетны именно сейчас. Сначала налоги поступают в бюджет городов республиканского значения или области, и уже оттуда – в города, районы, сельские населённые пункты.

Кого коснулась реформа

КПН от крупных игроков рынка по-прежнему поступает в республиканский бюджет, который датирует 13 из 17 регионов. В областных бюджетах остаётся налог на доход только от представителей малого и среднего бизнеса.

Разберём, кто к ним относится.

По Предпринимательскому кодексу, к малому бизнесу относятся ИП и юрлица:

  • с численностью работников не более 100 человек;
  • со среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчётного показателя (МРП).

Субъектами малого предпринимательства не могут быть ИП и юрлица осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприёмных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность;
  • деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Субъекты среднего бизнеса отвечают следующим критериям:

  • среднегодовая численность работников от 101 до 250 человек;
  • и (или) среднегодовой доход выше 300 000-кратного МРП, но не превышает 3 000 000-кратного МРП включительно.

Какие вообще бывают налоги?

Для начала стоит упомянуть о том , что вообще такое «налог». Налог — это принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц , необходимое для осуществления государством своих функций. На данный момент в Республике Казахстан существуют следующие виды налогов:

  • Корпоративный подоходный налог;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Социальный налог;
  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог , удерживаемый с источника выплаты;
  • Налог на имущество;
  • Акцизный налог;
  • Рентный налог на экспорт;
  • Налогообложение недропользования;
  • Транспортный налог;
  • Земельный налог;
  • Прочие «специальные налоги», как , например , налог на игорный бизнес.

Хорошо , а какие налоги мне нужно платить , будучи физическим лицом?

Начнем с налога на имущество, который можно также назвать налогом на недвижимость — за квартиры , дома , гаражи , дачи и прочие постройки , стоящие на великой казахстанской земле , вы раз в год обязаны платить.

Вообще , госорганы сами рассчитывают этот налог , путем перемножения текущей ставки и оценочной стоимости имущества. Сумму оплаты , в январе каждого нового года , просто включают в квитанцию по оплате ЖКХ. В населенных пунктах , где не используется единая квитанция , жильцы сами обращаются в госорган , где им персонально рассчитывают сумму и на месте принимают оплату. В принципе , это все , что вам стоило бы знать о налоге на имущество , но ведь когда начинаешь копаться в том за что и сколько государство требует от тебя денег , бывает очень сложно остановиться.

Налоги и их роль в формировании местного бюджета

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в порядке, установленном в статье 762 НК РК.

Помимо налогов, есть и другие обязательные платежи. Но они поступают не в государственную казну, а в специальные фонды.

Так как налоги платит народ, эти деньги должны идти на наше благо: на строительство школ, больниц, на зарплаты госслужащих и полицейских, на выплату пособий некоторым категориям граждан: многодетным семьям, людям потерявшим доходы, инвалидам и так далее.

Налог – это установленный государством обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государственных органов. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления определенных прав.

Фискальная функция, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно — денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Со времени обретения независимости Казахстана , была заложена основа современной системы управления государственными финансами.

Социальный налог является сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана. Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 1000 МРП, то отчетным периодом является квартал.

Социальный налог является сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана. Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Но не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Казахстан.

Активно развивающаяся компания ЦДБ — занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.

Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределение части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода .

Данный вид налогообложения очень обширен. В данном случае мы рассмотрим именно недвижимое имущество. Налогообложение недвижимости требует очень сложных и скрупулёзных подсчетов. В рамках формулы используется базисная цена недвижимости, которая зависит от установленной стоимости квадратного метра по городу, количество квадратных метров, материал стен, дата ввода в эксплуатацию объекта, благоустройство жилища, вид отопительной системы и многое другое. Для всех этих вычислений люди в большинстве случаев приглашают специальных специалистов в этой области – оценщиков.

Читайте также:  Порядок установления отцовства

Стоимость актива

Размер ставки

1.

до 2 млн тенге

0,05 процента от стоимости актива

2.

от 2 млн тенге до 4 млн тенге

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 млн тенге

3.

от 4 млн тенге до 6 млн тенге

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 млн тенге

4.

от 6 млн тенге до 8 млн тенге

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 млн тенге

5.

от 8 млн тенге до 10 млн тенге

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 млн тенге

6.

от 10 млн тенге до 12 млн тенге

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 млн тенге

7.

от 12 млн тенге до 14 млн тенге

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 млн тенге

8.

от 14 млн тенге до 16 млн тенге

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 млн тенге

9.

от 16 млн тенге до 18 млн тенге

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 млн тенге

10.

от 18 млн тенге до 20 млн тенге

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 млн тенге

11.

от 20 млн тенге до 75 млн тенге

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 млн тенге

12.

от 75 млн тенге до 100 млн тенге

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 млн тенге

13.

от 100 млн тенге до 150 млн тенге

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 млн тенге

14.

от 150 млн тенге до 350 млн тенге

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 млн тенге

15.

от 350 млн тенге до 450 млн тенге

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 млн тенге

16.

от 450 млн тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 млн тенге

Законы Российской Федерации по БК РФ

Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.
Вот какие ставки стоит учитывать при исчислении налогов. Будьте внимательны и не забывайте о сроках, чтобы налоговые органы не начислили штраф.

Согласно новому Налоговому кодексу в Казахстане с 20022 года действуют следующие налоги, сборы и обязательные платежи.

Включена в государственный реестр ККМ под номером 233 20 июня 2019 года.»,»privacy»:»Все персональные данные хранятся и обрабатываются согласно Закону Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите»»,»country»:»kz»,»name»:»ТОО «Бухта.кз»»,»bin»:»140840021970″,»inn»:null,»okpo»:null,»kbe»:»17″,»oked»:null,»address»:»Республика Казахстан, г. Алматы, ул.

Непосредственно на встрече генерального директора сервиса «Бухта» Асета Нурпеисова с заместителем председателя правления Государственной налоговой службы Кыргызской Республики Адилетом Дубанаевым обсуждались вопросы развития IT сервисов во взаимодействии предпринимателей и налоговой службы.

Данные лица, обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.

Далее идёт Московская область и Санкт-Петербург. В этих субъектах функционируют и зарегистрировано наибольшее количество предприятий, организаций и производств. Москва и Санкт-Петербург являются самыми крупными городами России с наибольшей численностью населения.

Часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль.

Одно из преимуществ индивидуального предпринимательства, в отличие от того же ТОО, что владелец вправе иначе распоряжаться деньгами компании.

Возможно, это само собой разумеется — но производство качественной журналистики не дешевое дело. Ваши донаты помогут развитию нашего сайта и журналистики в целом.

Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением).

Читайте также:  Какой штраф за утерю паспорта в 2022 году?

У Нацфонда есть еще одна функция — удержание курса доллара. Например, в 2014–2015 году на это потратили 32,3 миллиарда долларов.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:

  • 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
  • эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».

Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:

  • иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
  • иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
  • по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *