Проблема нелегальной миграции в современном обществе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблема нелегальной миграции в современном обществе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

1. Бахур, О. И. Незаконная миграция в современной Беларуси: проблемы уголовной ответственности / О. И. Бахур, Л. А. Васильева // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2005. № 1. С. 13—17.
2. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция: учеб. пособие / И. В. Ивахнюк. М.: Экон. фак. МГУ; ТЕИС, 2005.
3. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В. А. Ионцев. М.: Диалог-МГУ, 1999.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
5. Конвенция против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Там же.
6. О Государственной миграционной программе на 2006—2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 дек. 2005 г., № 1403 [Электронный ресурс] // Там же.
7. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 3 июня 1993 г., № 2339-ХII [Электронный ресурс] // Там же.
8. Основы управления миграцией: пособие для руководящих должностных лиц и практиков / МОМ. Женева, 2006.
9. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
10. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения /МОМ, МОТ, ОБСЕ. Вена, 2006.
11. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
12. Текущий архив Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст по состоянию на 1 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2009.
14. Шахотько, Л. П. Нелегальная миграция: факторы роста и пути решения / Л. П. Шахотько // Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9 / гл. ред. В. А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2002. С. 65—77.

Последствия нелегальной миграции

Незаконная миграция – прямой путь к развитию негативных процессов и нарушению безопасности страны. Негативные стороны данного явления состоят в следующем:

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Читайте также:  ФНС внесет изменения в форму декларации по УСН

Особенности борьбы с преступностью

Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.

При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.

Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.

Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики.

В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.

Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.

Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте – при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком – при управлении процессом борьбы с преступностью.

Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо.

Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.

Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации», в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны. Кроме того, в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным ею международным соглашениям, действуют также специальные правовые акты: Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР, Правила пребывания иностранных граждан в СССР и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР. Нарушения этих норм влекут для иностранцев разного рода ответственность, вплоть до уголовной. Ст. 197 У К РСФСР предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне, а ст. 197 УК РСФСР – за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания и транзитного проезда через территорию страны. Как показывают исследования, карательная практика в отношении лиц, нарушивших эти нормы, была крайне слабая: за ряд последних лет по указанным статьям никто не осуждался. Это объясняется как административной преюдицией этих норм, так и возможными недостатками уголовно-правового воздействия, применяемого к иност��анным гражданам.

Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран – участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля.

Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными.

При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией.

В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений милиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы’МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России № 445 1993 года координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России. Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д.

Криминологическое противодействие нелегальной миграции и ее общественно опасным последствиям

Как было показано, нелегальная миграция и ее последствия представляют собой сложные, многоплановые явления. Это обусловливает значительный объем, разнообразие и разновекторность необходимых мер противодействия.

В теории криминологии различаются две разновидности профилактической деятельности . Первая — общесоциальное предупреждение. Преступность отражает неудовлетворительное состояние как общества в целом, так и отдельных социальных группах, она — «барометр… нравственного здоровья общества» ; своим существованием, изменением или особенностями определяет наличие проблем, требующих решения в рамках общегосударственной внутренней политики.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Вторая разновидность предупредительной деятельности — специально-криминологическая, она рассматривается «как сложная многоплановая деятельность различных звеньев социального механизма, непосредственно направленная на устранение как общих причин и условий преступности, так и причин и условий различных видов преступлений» . Основная цель специально-криминологической профилактики предполагает закрепление положительных тенденций преступности.

В литературе высказана и иная точка зрения. Некоторые авторы выделяют, например, следующие уровни профилактики:

1) общесоциальный, полагая, что на этом уровне происходит процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности;

2) личностно-микросредовый, предполагающий нейтрализацию и компенсацию сети причинного механизма преступного поведения и его типов22 .

На наш взгляд, этот подход значительно уже, нежели необходим для эффективного противодействия преступности. Отдельная личность или группа ведут антисоциальный образ жизни в силу сложившейся обстановки, которая обусловливает не конкретно преступное поведение, а в целом желание противопоставить себя обществу или отклониться от норм, регулирующих общественные отношения. Данное обстоятельство следует учитывать при определении стратегии борьбы с преступностью.

Кроме того, выделение общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений основывается на субъекте такой деятельности. Общесоциальная предупредительная деятельность представляет собой многоплановую и комплексную задачу, поэтому может решаться совокупными усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма, тогда как специально-криминологическое — субъектами, у которых предупреждение преступлений является одной из основных задач222.

Как уже говорилось, современная миграция имеет значительное влияние на состояние общества, особенно на фоне мировой глобализации223. В связи с этим решение о полном закрытии границ для мигрантов имело бы негативные последствия для любой страны, ухудшило бы криминальную ситуацию с миграцией, повлекло бы увеличение ее нелегальных форм. Поэтому в рамках общесоциального предупреждения миграционной преступности необходимо, чтобы миграция синхронно и органично вписывалась в процессы, происхо дящие в обществе, не вызывая отторжения у местного населения и официального негативного реагирования органов власти страны.

Предупреждение преступлений требует широкомасштабных и глубоких изменений во всех звеньях социального устройства224, значительных затрат225. Для реализации его целей необходимо решение следующих основных задач: 1) выработка долгосрочной и краткосрочной национальной миграционной политики; 2) повышение эффективности деятельности системы контроля за миграционными процессами; 3) понимание и поддержка местным населением государственной миграционной политики; 4) совершенствование и гармонизация законодательства, регламентирующего процессы миграции, его унификация в первую очередь с законодательством сопредельных государств.

Государственная Дума РФ, подчеркивая особое значение противодействия незаконной миграции и упорядочения миграционных процессов, приняла специальное постановление по этому вопросу, в котором, в частности, отмечается, что в последнее время является «крайне актуальным принятие комплекса мер, в том числе законодательного характера, по борьбе с незаконной миграцией, упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации, совершенствованию правовых норм, касающихся порядка въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства»22 . Большинство предложений Государственной Думы РФ в настоящее время реализовано, в том числе установлена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322 УК РФ) и принят ряд основополагающих федеральных законов (например, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. и др.).

Россия инициировала международную конференцию «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», которая состоялась 27-28 ноября 2003 г. в г. Минске. В ней приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители специализированных международных организаций, в том числе системы ООН, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Сообщить о факте нахождения мигрантов может любой гражданин, но к сожалению, сделать это можно только путём подачи соответствующей жалобы. Анонимные письма не подлежат рассмотрению.

Подать жалобу можно в ГУМВД МВД.

Как правило, жалоба составляется в свободной форме и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отсутствие ненормативной лексики и нецензурных выражений;
  2. Документ составлен в деловом стиле и не содержит в себе орфографических и стилистических ошибок;
  3. В тексте бумаги указаны персональные данные её подателя.

По результатам рассмотрения заявления будет принято решение и произведены действия. Ответ заявителю о принятых мерах будет направлен любым удобным ему способом.

Обратиться с жалобой можно по следующим адресам:

Регион Адрес Официальный сайт
г. Москва 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4 https://гумв.мвд.рф/
Московская область 140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4 https://50.мвд.рф/
г. Санкт-Петербург 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер А https://78.мвд.рф/

На заметку! Все другие адреса и контактные данные миграционных служб в субъектах РФ можно узнать на сайте https://мвд.рф/.

Проблема с незаконной миграцией на территорию РФ является одной из актуальных на сегодняшний день. Указанные деяния попадают под категорию преступления, ответственность на совершение которого предусмотрена действующим УК РФ.

Из-за нелегальной миграции возникает немало проблем. Вот наиболее распространенные последствия нелегальной миграции:

  • избыток дешевой рабочей силы, вызывающий демпинг зарплат;
  • снижение количества вакансий, вызывающее рост безработицы;
  • возникновение теневых сфер деятельности граждан;
  • перенаселение жилплощадей, ведущее к антисанитарии;
  • распад семей;
  • рост коррупции среди сотрудников государственных органов, осуществляющих контроль миграционных процессов;
  • материальный ущерб государству вследствие недополучения бюджетом платы за привлечение иностранцев, разрешений на работу, налоговых взносов (свыше 8 млрд долларов) и пр.

Проблема нелегальной миграции стимулирует рост криминализации общества. Бездомные, безработные иностранцы в поисках средств к существованию готовы на противоправные действия ради удовлетворения своих потребностей.

Способы зарубежных стран

Опыт таких государств, как Испания, показывает положительные результаты. Регулярная амнистия для трудовых нелегалов, проживших три года в стране, позволила вывести из «тени» зарплаты. Это хороший повод наполнения казны.

Нелегальная эмиграция является острой проблемой для Европы. Так, в 2010 году столкновение румынских цыган с французской полицией в долине Луары привело к массовым беспорядкам и депортации. Вознаграждение при депортации — 400-500 евро за сбор биометрических данных. Поддержка от местного населения по данным соцопросов составила 70-80 %.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Дополнительная информация! Самой совершенной системой по борьбе с мигрантами в мире является японская. Биометрический контроль над любым, попадающим в страну человеком, дает возможность отслеживать статистику пребывания и передвижения. Незаконное пребывание в стране свыше указанного срока влечет за собой ответственность по статье, депортацию или большой штраф (2,5 тыс. долл.). В то же время, работодатель японец платит за незаконного работника штраф в размере 37,5 тыс. долларов или отбывает 3-х летний тюремный срок.

Интерес представляет опыт Израиля в этом вопросе. Каждый депортированный африканец получал на руки на границе 1 тысячу долларов в 2012 году.

Особы жесткие меры борьбы у правительства Соединенных Штатов. По закону, каждому мексиканцу, нарушившему государственную границу, можно предъявить обвинение. Действие кодекса не распространяется на несовершеннолетних. Указанное государство попросту отбирает детей у нелегалов на границе и отдает в органы опеки США. Так, за апрель 2018 года 1995 детей были отняты у своих родителей, как эффективная мера пресечения переселения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Миграция, как социальный процесс

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе. Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции. 1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п. 2. Притяжение — это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда, где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных, экономических или политических условиях существования в двух регионах, тем вероятнее миграция под воздействием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно, для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и «умов» в определенные районы, где их не хватает. 3. Пути миграции — это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну. То же можно сказать о языковых барьерах, получении разрешения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов. Обычно различают миграцию международную (т.е. переезд из одного государства в другое) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). И тот и другой виды миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и «старение» населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы — от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.

Проблемы от нелегальной миграции

Незаконная миграция вызывает ряд негативных процессов для страны и нарушает её безопасность. Среди них развитие теневого рынка труда, неуплата налогов в государственную казну, рост преступности и незаконных организованных группировок.

Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

Как видно, легализация может принести достаточную пользу для местной экономики. Специальные государственные службы борются с этим явлением. Уполномоченным органом по борьбе с нелегальной миграцией и её причинами является ГУВМ МВД, в частности, специалисты из отдела иммиграционного контроля. В экстренных случаях, нужно обращаться в местное отделение полиции и проблема будет решена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *