Лицензирование предпринимательской деятельности: условия и особенности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование предпринимательской деятельности: условия и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Лицензионные требования

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 27 февраля 2019 г. № 195. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

На какие виды деятельности требуется лицензия?

Полный список содержится в статье 12 Федерального закона (ФЗ) № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», там более 50 наименований. А в части 2 статьи 1 этого документа перечислены случаи, на которые действие этого закона не распространяется.

Многие ошибочно полагают, что это не лицензируемая деятельность, и на ее осуществление разрешение не нужно. Нужно! Только регулируется это не ФЗ № 99, а другими законами.

Помимо серьезных занятий, связанных с использованием атомной энергии, защитой государственной тайны и т. п., там указаны и другие, более распространенные лицензируемые виды деятельности:

  • кредитные организации — ФЗ № 395-1 от 02.12.1990;
  • рынок ценных бумаг (для профессиональных участников) — ФЗ № 39 от 22.04.1996;
  • негосударственные пенсионные фонды — ФЗ № 75 от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность — ФЗ № 7 от 07.02.2011;
  • страховая деятельность — ФЗ № 4015-1 от 27.11.1992;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — ФЗ № 171 от 22.11.1995;
  • проведение организованных торгов — ФЗ № 325 от 21.11.2011.

То же самое относится и к перечисленным в 4-й части статьи 1 видам деятельности — особенности их лицензирования (порядок принятия решения о выдаче лицензии, срок ее действия, приостановление и т. д.) устанавливаются отдельными федеральными законами. В этой статье указана следующая лицензируемая деятельность:

  • частная детективная (сыскная) и охранная — Постановление Правительства № 498 от 23.06.2011;
  • образовательная — ФЗ № 273 от 29.12.2012;
  • по оказанию услуг связи, телевизионного и (или) радиовещания — Постановление Правительства № 1025 от 08.12.2011;
  • по управлению многоквартирными домами — статья 192 Жилищного кодекса;
  • по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности — Постановление Правительства № 1062 от 03.10.2015;
  • по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами — Постановление Правительства № 195 от 27.02.2019.

Если вы планируете заниматься лицензируемой деятельностью законно, разрешение получить необходимо, причем отдельно для каждого ее вида, когда их несколько. Оно действует бессрочно, если иное не оговорено в отдельных законах. В случае распространения деятельности вашего бизнеса на несколько регионов лицензионный документ можно получить по месту регистрации вашей компании, а власти других субъектов просто поставить об этом в известность в письменной форме.

На практике различают следующие виды лицензий:

  • Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.

  • Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.

  • Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.

  • Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

  • Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.

  • Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.

  • Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

  • Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.

  • Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;

в) лицензируемая деятельность;

г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;

е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов.

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальнаямонополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

а) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

б) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;

Читайте также:  Фиксированные взносы ИП в 2022 году: платим и компенсируем

в) создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

г) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

д) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

е) установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

ж) сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.

з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Эти соглашения или согласованные действия могут быть направлены, например, на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

б) соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком). Форма соглашений Законом не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; через устные договоренности на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции. Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

2. Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

а) ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;

б) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;

в) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;

г) введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

д) необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

е) установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

ж) выдачу хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

з) создание необоснованных препятствий для создания новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.

2) коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности состоит из нескольких шагов. Рассмотрим краткую схему получения бумаги.

Первым шагом станет предоставление в лицензирующий орган пакета бумаг. Документы принимаются по описи, копия которой с указанием даты приема заявления и документом вручается заявителю.

Если заявление оформлено неправильно, или документы поданы не полном объеме, в течение трех дней с момента получения лицензирующий орган отправляет уведомление о необходимости устранения недочетов. На это дается 30 дней.

Следующий шаг — процедура проверки и вынесение решения о выдаче или отказе. На этом этапе проводится проверка полноты и достоверности предоставленных сведений, проверяется возможность выполнения работ и услуг. Для этого лицензирующий орган может посетить предприятие и проверить помещение и оборудование, персонал на соответствие.

Важно! Лицензирующий орган не вправе требовать дополнительные бумаги и документы, не указанные в нормативно-правовых актах на лицензирование.

Далее принимается решение о выдаче и составляется акт. Данный этап занимает это 45 дней с момента поступления заявления.

Заявителя уведомляют о принятом решении и выдается ответ в письменной форме. При положительном решении в бумаге указывается банковский счет для оплаты лицензионного сбора за получение подтверждающего документа. В случае отказа в письменной форме указываются причины отказа.

В течение трех дней после предоставления квитанции об уплате госпошлины лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии.

Важно! Лицензировать деятельность необходимо исключительно до ее начала.

Для получения лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности соискатель лицензии предоставляет по установленной форме в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:

— (для юридических лиц) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

— (для физических лиц) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

— идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

— лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании….», который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

— реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

— реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, — в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

— копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— опись прилагаемых документов.[23]

Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными ФЗ «О лицензировании…» необходимо предоставить, следующие документы:

— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления деятельности по производству лекарственных средств помещений, зданий, сооружений и иных объектов, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях и помещениях), а также копии титульных листов промышленных регламентов;

— копии документов, подтверждающих соответствующие лицензионным требованиям образование, квалификацию и стаж работы уполномоченного лица производителя лекарственных средств, а также образование специалистов, ответственных за производство и маркировку лекарственных средств.[24]

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения и (или) предоставлять документы не предусмотренные ФЗ « О лицензировании…», а также иными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя ��ицензии.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.

В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований ФЗ «О лицензировании…», и (или) представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

Читайте также:  Стали известны новые размеры больничных и декретных с 2023

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с требованиями ФЗ «О лицензировании…», лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия, о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В случаях, предусмотренных ФЗ «О лицензировании…» срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

В соответствии с ФЗ « О лицензировании…» действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

— привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания.

В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.[26]

В решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном ФЗ «О лицензировании…», должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.[26]

Возобновление действия лицензии происходит в следующих случаях:

— действие лицензии, приостановленное в случае, привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

— действие лицензии, приостановленное в случае, назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.[26]

В случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

— представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

— прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— наличие решения суда об аннулировании лицензии.[26]

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Что такое лицензия и какими правами она наделяет держателя

Лицензия — это вид документа, который разрешает осуществления определенного вида деятельности на территории РФ. Лицензирование деятельности предприятий регулируется Федеральным законом №99, в котором и дается определение данному фактору.

Под ним понимается та мера, которая применяется для предотвращения нанесения ущерба правам граждан, окружающей среде и памятникам архитектуры и безопасности страны.

При получении данного документа организация получает право гарантировать потребителю качество, а главное безопасность своих товаров. Это подтверждает то, что они соответствуют всем установленным нормам.

Получение лицензии на предпринимательскую деятельность — обязательная процедура для физ.лиц, юр.лиц и ИП, которые решили ею заняться. Для этого нужно обратиться в один из гос.органов, который занимается выдачей подобных документов.

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Законодательные акты, лицензирующие виды трудовой активности в РФ

Список типов трудовой занятости, которые должны быть лицензированы, принимается федеральным законодательством. Помимо лицензируемых типов трудовой активности, которые представлены законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», имеются иные движения бизнеса, которые должны получить лицензию. Эти типы активности в России устанавливают определённые законы:

  • применение атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
  • изготовление и реализация алкогольной продукции – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
  • деятельность кредитных учреждений – закон № 395-1 от 02.12.1990;
  • защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
  • осуществление торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
  • деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • клиринговая трудовая активность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
  • космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в статье 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этот список входит:

  • оказание медицинских услуг;
  • образование;
  • Продажа алкоголя;
  • деятельность по проектированию, разработке, производству, ремонту, утилизации оружия и военной техники, торговля такой продукцией;
  • деятельность по проектированию, разработке, производству, ремонту, испытаниям авиационной техники разного назначения;
  • услуги в сфере шифрования и защиты данных;
  • разработка, изготовление и продажа лекарств и медицинского оборудования;
  • услуги перевозки людей и грузов;
  • некоторые строительные, инженерные и изыскательные работы;
  • производство некоторых видов продукции массового потребления;
  • организация и проведение азартных игр, услуги тотализатора;
  • обращение наркотических и психотропных препаратов различного назначения.
Читайте также:  Обязательно ли проводить практическую часть противопожарных инструктажей?

В соответствии с новейшей практикой и Правительственными указами, в закон могут вноситься изменения, а виды деятельности, подлежащие лицензированию, — исключаться или добавляться. Таким образом, для получения исчерпывающей информации о вопросе всегда предпочтительно обращаться к официальным источникам, содержащим свежие версии законодательных актов.

Лицензирование предпринимательской деятельности

Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом.

При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию).

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г.

№17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет о лицензировании)[64]; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г.

№1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17» [100] и другие.

Лицензирование специальных видов деятельности, например, деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [23], страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993г. «О страховании» [42], аудиторская деятельность – Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. «Об аудиторской деятельности» [46].

  • Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
  • Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
  • Лицензирующими органами являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование.
  • Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).

В Перечень лицензируемых видов деятельности входят 49 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов.

Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности.

Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.

Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со ст.70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь «О страховании» от 3 июня 1993г.).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности.

Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст.

3 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.)[35].

Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно.

Следовательно, если гражданин имеет лицензию на конкретный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию.

Однако следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не обязывает гражданина регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность и другие.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.

  1. Порядок и условия получения лицензии установлены Декретом о лицензировании.
  2. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
  3. Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
  4. заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридического лица – наименования и места его нахождения; для физического лица – фамилии, имени, отчества, паспортных данных; лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять; копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика; документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления; выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица); другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.
  5. При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов.

Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии или лицензирующим органом в равных долях.

  • При положительном решении о выдаче лицензии, соискатель должен представить для ее получения:
  • документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии; удостоверение руководителя юридического лица; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  • При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка.

Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии или продлении ее срока действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро.

За внесение изменений и дополнений в лицензию, за исключением случаев изменения законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата – 50 процентов платы за выдачу лицензии.

Действие лицензии, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не может превышать шести месяцев.

Действие лицензии также может быть приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие лицензии лицензирующим органом, в случае, если лицензиатом не устранены нарушения указанные в предписании, при этом срок приостановления составляет один месяц.

Об устранении нарушений лицензиат должен уведомить лицензирующий орган в письменной форме, с приложением письменного подтверждения их устранения. Проверка устранения нарушений лицензиатом осуществляется лицензирующим органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.

На время приостановления действия лицензии срок ее действия не продлевается, за исключением случаев установленных законодательством.

  1. В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
  2. По общим основаниям действие лицензии прекращается:
  3. по истечении срока, на который она была выдана; по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством; в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата; при реорганизации юридического лица; в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; по решению суда: об аннулировании лицензии; в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
  4. После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок.
  5. Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):

ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда; признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.

Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [33].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *