Путин ехал без шлема. Юрист объяснил, почему так можно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин ехал без шлема. Юрист объяснил, почему так можно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.

Несколько слов о еще одной причине, по которой люди ездят без специальных шлемов на мопедах и скутерах. Все дело в финансовой составляющей вопроса. Скутеристы не хотят тратить деньги на шлем. Однако шлем — это не то, на чем стоит сэкономить.

В качестве примера рассмотрим две похожие ситуации, которые мне пришлось наблюдать на практике. Речь пойдет о падениях с велосипедов:

В первом случае велосипедист без шлема врезался в кочку на скорости 10-15 км/ч и упал на полевую грунтовую дорогу.

Во втором случае велосипедист в шлеме упал на асфальт федеральной трассы, попав в колею на скорости 25-30 км/ч.

В первом случае (без шлема) велосипедист потерял сознание и память за последние несколько недель, получил сотрясение мозга, попал в больницу. Во втором случае, не смотря на более высокую скорость и асфальтовое покрытие, все обошлось синяком на ноге.

Обратите внимание, велосипеды обычно ездят намного медленнее скутеров и имеют куда меньший вес. Однако даже в этом случае последствия могут быть очень серьезными.

Поэтому рекомендую надевать шлем перед каждой поездкой. Хотя бы при управлении мопедами и скутерами.

Ну а в заключение хочу отметить, что если Вы нашли деньги на покупку скутера, то, будьте добры, купите и шлем. Это залог Вашей безопасности. Ведь шлем нужен не для того, чтобы не останавливали сотрудники ГИБДД, а для того, чтобы продлить жизнь и сохранить здоровье водителя двухколесного транспортного средства.

Удачи на дорогах!

Может ли сотрудник ГИБДД погнаться за мотоциклистом без шлема

Многие владельцы двухколесной мототехники искренне верят, что представитель закона не имеет никакого права гнаться за «байкером», поэтому останавливаться или нет, решает сам водитель. Данная легенда передается из уст в уста уже долгое время, однако она не имеет никакого реального обоснования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в закон «О полиции» и изучить Административный регламент. Ни в одном из этих нормативных документов нигде не указано, что полицейскому запрещено осуществлять преследование нарушителя. Более того, в случае погони он даже имеет право применить огнестрельное оружие, если сочтет действия водителя транспортного средства опасными для жизни других участников движения. Разумеется, такого обычно не происходит. Как правило, сотрудники ГИБДД просто догоняют нарушителя и взимают с него денежные средства. Однако говорить о том, какой штраф будет в этом случае сложно, так как неподчинение сотрудникам полиции также является нарушением, особенно, если в процессе езды произойдет транспортное происшествие.

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема

По словам автоюриста «Дорогахелп» Александра Торварда, мотоциклисты часто пренебрегают правилами и не хотят надевать шлем. Но риски от езды без шлема выше, чем один штраф.

Незащищенность при падении. По данным ГИБДД, доля водителей без шлема среди погибших мотоциклистов за шесть лет выросла с 18% до 40%. Погибших и раненых было бы меньше, если бы все мотоциклисты использовали шлемы.

Ответственность за пассажира. Водителя могут наказать по ст. 264 Уголовного кодекса, если его пассажир не надел шлем, получил в ДТП травму или погиб:

  • за тяжкий вред здоровью пассажира — ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев, лишение свободы до 2 лет;
  • за гибель пассажира — принудительные работы до 4 лет, лишение свободы до 5 лет.

Даже если ДТП произошло по вине другого участника движения, оштрафуют мотоциклиста, который вез пассажира без шлема.

Помимо штрафа и возможного уголовного преследования водитель должен будет возместить потерпевшему ущерб по ст. 1079 Гражданского кодекса.

За езду несовершеннолетнему

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения», самый ранний возраст, когда человек может получить право управлять транспортным средством, составляет 16 лет. В данном случае речь идет о правах категории М, дающих право управлять скутерами и мопедами.

Читайте также:  МРОТ в России в 2022 году: как изменится с 1 января 2023 года

Изучать теорию и практику на курсах вождения можно начать уже в подростковом возрасте, но получить права несовершеннолетнему не удастся — за езду на мотоцикле до указанного возраста будет выписан штраф. Причем поскольку юный правонарушитель не достиг совершеннолетия, оштрафован будут не он сам, а человек, передавший в его руки транспортное средство, а именно — собственник мотоцикла. Штраф довольно внушительный и составляет 30 тыс. руб.

Если мотоциклист без шлема попадает в ДТП

К несчастью помимо очевидных последствий аварии, водитель мотоцикла или скутера может понести уголовную ответственность. Дело в том, что согласно закону, если произошло ДТП, то виновником признается тот, кто нарушил ПДД. Поэтому если «гонщик» привык ездить без шлема, то он по умолчанию будет единственным или одним из виновников дорожного происшествия.

Даже при учете того, что водитель АТС также нарушил ПДД, это не снимает ответственности с мотоциклиста. В этом случае, согласно 264 статье Уголовного Кодекса, владелец мототехники может понести более суровое наказание. Согласно УК РФ он даже может отправиться в тюрьму до 2 лет.

Если же в результате ДТП пострадал пассажир мотоцикла, то согласно 1079 статье ГК за это также несет ответственность водитель «байка», так как он прекрасно осведомлен об опасности передвижения по дорожному полотну без защитного шлема. Поэтому он обязан контролировать действия пассажиров и запрещать им садиться на «байк» без соответствующего «обмундирования».

Почему нельзя управлять мотоциклом без шлема

По словам автоюриста «Дорогахелп» Александра Торварда, мотоциклисты часто пренебрегают правилами и не хотят надевать шлем. Но риски от езды без шлема выше, чем один штраф.

Незащищенность при падении. По данным ГИБДД, доля водителей без шлема среди погибших мотоциклистов за шесть лет выросла с 18% до 40%. Погибших и раненых было бы меньше, если бы все мотоциклисты использовали шлемы.

Ответственность за пассажира. Водителя могут наказать по ст. 264 Уголовного кодекса, если его пассажир не надел шлем, получил в ДТП травму или погиб:

  • за тяжкий вред здоровью пассажира — ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 2 лет, арест до 6 месяцев, лишение свободы до 2 лет;
  • за гибель пассажира — принудительные работы до 4 лет, лишение свободы до 5 лет.

Даже если ДТП произошло по вине другого участника движения, оштрафуют мотоциклиста, который вез пассажира без шлема.

Помимо штрафа и возможного уголовного преследования водитель должен будет возместить потерпевшему ущерб по ст. 1079 Гражданского кодекса.

Какой грозит штраф за езду без шлема на мотоцикле?

В соответствии со статьей 12.6 российского КоАП несоблюдение требований безопасности по части экипировки при управлении мотоциклом может повлечь административную ответственность и штраф за езду без шлема.

Размер штрафа за езду без шлема составляет 1 000 рублей.

Нарушитель может воспользоваться льготным периодом и оплатить штраф с 50-процентной скидкой, если сделает это в течение 20 дней.

Стоит отметить, что нарушением считается, если:

  • Водитель в шлеме, а вот пассажир без него;
  • Все лица на двухколесном транспортном средстве без шлемов;
  • Пассажир в мотошлеме, а водитель нет.

Таким образом, размер штрафа остается неизменным и не удваивается, если одновременно и водитель, и пассажир без экипировки на голове.

В свою очередь, фиксация правонарушения может осуществляться лично сотрудником ГИБДД, а также специальными средствами фото и видео фиксации. Штраф за езду без шлема оплачивается на основании постановления об административном нарушении.

Допустимо ли передвижение без защиты на мотоцикле, мопеде и скутере?

В разделе ПДД, где описываются общие обязанности водителей, находиться за рулем только в застегнутом мотошлеме. Такое же защитное приспособление должны иметь и пассажиры при перевозке их на заднем сиденье мотоцикла. Ответственность за это возлагается на водителя.

Существует расхожий миф о том, что на скутере(мопеде) можно ездить и без шлема. Однако, правила говорят о том, что он не только должен находиться на голове, но и быть застягнутым. Это транспортное средство по техническим характеристикам приравнивается к механическим. Пункт 2.1 раздела 2 ПДД устанавливает порядок для движения по автодорогам на механических ТС. В частности, всем лицам, размещающимся на ТС в процессе езды, вменяется в обязанность надевать шлем и непременно застегивать его. В п.24.8 раздела 24 ПДД запрещено ездить по дорогам водителю мопеда, не застегнувшему шлем.

В п.2.1 раздела 2 ПДД прописаны обязанности водителей мотоцикла относительно соблюдения безопасности. В частности, водители мотоциклов обязаны иметь на голове застегнутый шлем, а при перевозке пассажиров проследить, чтобы они также надевали его и не забывали застегнуть.

Понятие мотоцикла в Правилах применяется к двухколесному механическому транспорту, у которого имеется боковой прицеп (или без прицепа). Объем двигателя ТС должен быть выше 50 кубических сантиметров, максимальная скорость конструкции – более 50 км/ч. При таких технических особенностях механическое средство передвижения считается мотоциклом.

Читайте также:  Сроки исковой давности, применимые к требованиям о сносе самовольных построек

Скутеры согласно положениям, содержащимся в ПДД, считаются мопедами, которые так же приравниваются к механическим ТС. В п.24.8 раздела 24 ПДД предусмотрена для водителей обязанность непременных поездок в шлеме. Двигаться по дорогам без шлемов им запрещается.

Мотоцикл, права на него и их отсутствие

Для управления мотоциклом необходимы права категории А, которые могут получить только совершеннолетние. С 16 лет удастся сдать экзамен лишь при наличии байка, чей двигатель имеет объем менее 125 см3. Но в любом случае для езды на мотоцикле нужно удостоверение на вождение.

Сотрудник ГИБДД может потребовать его для проверки, и если документа не окажется с собой, водителя ждет штраф в размере 500 р. Эта достаточно легкая мера применяется в соответствии со статьей 12.3 к забывчивым мотоциклистам. В данном случае все может ограничиться и предупреждением от инспектора, обойдется без задержания ТС, отправки его на штрафстоянку.

Более того, если договориться с сотрудником ГИБДД о быстрой доставке другим человеком забытого дома ВУ, удастся избежать и предупреждения.

Иное дело, когда прав на управление мотоциклом нет совсем. Здесь наказание регламентируется статьей 12.7 КоАП:

  • штраф в 5000 — 15000 р. получит водитель, не обучавшийся в автошколе и никогда не имевший ВУ;
  • выплатит 30000 р. или сядет под арест на 15 суток тот, кто был лишен прав, но пойман за управлением мотоциклом.

Как ДПС может доказать вашу вину?

У сотрудников ДПС есть право выписывать штрафы водителям мотоциклов, скутеров, мопедов в случаях, когда они заметят водителя без шлема или о нем позабудет пассажир.

Если мотошлем на голове, но шлейка не застегнута, это также послужит поводом для штрафов. Инспектор составит протокол о нарушении и вручит водителю квитанцию.

Для доказательства вины нарушителя применяются отснятые на месте происшествия фото- или видеоматериалы.

Полученные таким образом материалы должны быть четкими, сделанными непосредственно на месте происшествия, с хорошо различимыми опознавательными знаками транспорта. В некоторых случаях снимают показания понятых и заверяют их подписью.

В виду того, что вокруг ношения шлемов, также, как и вокруг ремней безопасности, уже много лет не утихают споры на тему «нужен он вообще или делает только хуже?», считаем необходимым коротко перечислить несколько пунктов.

  1. Да, в некоторых случаях шлемы действительно сыграли злую шутку с водителями, но статистика утверждает, что спасенных жизней благодаря такой защите значительно больше.
  2. Если задаться вопросом о том, каких травм больше — незначительных или тяжких из-за ношения шлема, то ответ будет однозначным. Легких травм получается больше.
  3. Статистика настаивает на том, что защитный головной убор причастен в большей степени к ситуациям, в которых травм удалось избежать совсем, нежели к тем, где он стал причиной увечий.

А вот точки зрения тех, кто выступает против ношения защиты:

  1. «При ДТП весь удар вместо головы приходится на шейный отдел и позвоночник». Это логично, ведь шлем призван защищать именно голову, а не что-то другое.
  2. «Эффективность защиты не так уж и высока». Чтобы повысить эффективность защиты можно предложить водителям ездить в бронежилетах, например. Или в скафандрах. Но вряд ли кому-то это будет удобно. Поэтому, на наш взгляд если есть возможность хорошо защитить хотя бы одну часть тела, к тому же, такую жизненно важную, эту возможность нужно использовать.

Водителям мопедов и скутеров шлемы необходимы по тем же причинам — не смотря на гораздо меньшие скорости, угрозы получить серьезные травмы от этого ничуть не меньше.

Спорные ситуации данного нарушения

Некоторые водители мотоциклов необоснованно надеются, что сотрудники ДПС не будут преследовать их при проезде рядом без шлема. Но это не так – инспектор обязательно поедет следом, если заметит мотоциклиста, нарушающего правила безопасности.

На общепринятое мнение о том, что законом запрещается преследование водителей мотоциклов, оказало влияние то, что сотрудники ДПС не всегда оперативно реагируют на ситуацию. Их опыт позволяет предположить, что водитель попытается непременно уехать от преследователей и спровоцирует ДТП или сам попадет в него. Поэтому немедленной погони чаще всего не бывает. Сведения о нарушителе могут быть переданы в ГИБДД и без его ведома.

Получив штраф за несоблюдение правил безопасности, вы можете уменьшить его размер. Для этого следует внести оплату за срок, не превышающий 20 дней. Сумма штрафа будет уменьшена наполовину.

Важно знать, какие еще бывают штрафы на мототранспорт. Предлагаем узнать, какое будет наказание за непостановку на учет мотоцикла, превышение скорости на автомагистрали, езду без прав на мотоцикле, скутере и квадроцикле.

Читайте также:  Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (КоАП)

Обстоятельства и размеры штрафа за шлем регламентируют Административный Кодекс и Правила дорожного движения. В них можно найти две статьи, которые предписывают подробности такого проступка – 24.9 ПДД, которая запрещает движение на велосипедах, мопедах, мотоциклах без застегнутого шлема и 12.6 КоАП РФ, подразумевающая виды наказания за отсутствие пристегнутого ремня безопасности и катание без защитного шлема на мототранспорте.

К статье 12.6 Госдумой был учрежден ряд поправок. Исходя их них, в 2020 году при нарушении данного правила, сотрудниками ГИБДД составляется протокол и квитанция на оплату штрафа за езду без каски на мопеде, размер которого составляет 1000 рублей. С момента принятия закона (19 июня 2020 г.), он вырос в два раза.

Нужен ли на скутер шлем? Штрафы за отсутствие шлема на скутере

Чтобы разобраться с вопросом – “нужен ли шлем для езды на скутере”, сначала нужно определить к какому виду транспортных средств относится скутер.

Скутер или мотороллер – это разновидность легкого мотоцикла. Двигатель данного транспортного средства находится под сидением и это является его отличительной чертой.

С категорией прав, которую придется получать, дела обстоят сложнее.

С ноября 2013 года ездить на скутере без прав нельзя, однако скутеры отличаются друг от друга конструкцией и объемом двигателя, поэтому для получения прав нужно исходить из характеристик скутера, который есть у вас:

  • если объем двигателя до 50 куб см, тогда он относится к легким мопедам и категории “М” будет достаточно;
  • от 50-и до 125-и – категория “А1”;
  • свыше 125 куб. см – категория “А”.

Соответственно и человек, управляющий скутером, является участником дорожного движения и согласно правилам дорожного движения он обязан принять весь комплекс мер для обеспечения своей безопасности.

Стал участником ДТП, что дальше?

К сожалению, довольно часто встречаются случаи, когда скутеристы при отсутствии нужной экипировки попадают в аварии с тяжелыми последствиями, после чего их семьи пытаются всеми способами добиться истины и признать именно автомобилиста виновником в случившемся несчастье. На самом деле действительно виновником аварии признается водитель, который пренебрёг правилами ПДД. Но если смотреть на ситуацию более масштабно, то все может оказать не так то и просто.

Даже если пренебрёг правилами движения автомобилист, то это еще не 100% гарантия того, что в гибели мотоциклиста, виноват именно он. Первее всего нарушил ПДД как раз мотоциклист, тем, что он начал ехать без специального шлема. Кроме того, если человека, управляющего двухколесным транспортом без экипировки признали виновником инцидента, то согласно статье 264 Уголовного Кодекса РФ может быть возбуждено уголовное дело, и тогда нарушителя могут посадить в тюрьму не больше чем на 2 года.

А вот в статье №1079 ГК РФ прописана уже ситуация, когда специальный шлем отсутствует у пассажира двухколесного транспорта. Ответственным за это выступает как раз водитель ТС. Поэтому, если виновником аварии признали другую сторону, то виновником получения увечий пассажиром мототранспорта будет определен именно человек, который управлял ТС, так как он был вкурсе обо всей опасности этого мероприятия и при этом разрешил лицу ехать с ним без шлема.

Не просто так же было создано требование, чтобы водители и пассажиры двухколесного транспорта обязательно надевали специальную экипировку хотя бы на голову. Это обязательная мера для лиц, незащищенных корпусом машины и ремнем безопасности. Поэтому и за такие действия мотоциклиста могут наказать не только штрафным взысканием, но и уголовной ответственностью.

Если вы решили внезапно стать мотоциклистом или скутеристом, то всегда помните о своей же безопасности и сохранности пассажиров, которые будут с вами передвигаться на дороге.

Что сказано в правилах?

ПДД напрямую сообщает в п.24.8, что наличие застёгнутого шлема на голове водителя мопеда во время езды – обязательно. Следует заметить, что ношение шлема в этом случае обязательно только для водителя – на пассажиров такого транспортного средства это требование не распространяется (хотя явно было бы не лишним).

О необходимости ношения средства защиты во время движения для мотоциклистов сказано в п.2.1.2 ПДД. И на этот раз шлемы должны быть, помимо водителя, на каждом из пассажиров. Какое механическое транспортное средство следует считать мотоциклом, также определено правилами: если объем двигателя превышает 50 см3, а максимальная скорость больше 50 км/ч, то двухколесное ТС (с прицепом или без него) с такими характеристиками является мотоциклом.

Очевидно, что скутер в любом случае попадает под одно из определений – мопед или мотоцикл – и ношение мотошлема при управлении этим ТС также обязательно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *