Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки бизнеса в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Формально законодатель не обязывает хозяйствующие субъекты проверять контрагентов — каждое юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе свободно выбирать партнеров для сотрудничества. Это правило имеет отдельные оговорки, например госзаказчики выбирают поставщиков, подрядчиков и исполнителей на основании конкурентных процедур, но это исключение, подтверждающее правило.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Читайте также:  Выселение матери с несовершеннолетним ребенком

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Как передавать затребованные ФНС при проверке документы

Данный вопрос регулируется Приказом Федеральной налоговой службы России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@. В рамках упомянутого правоприменительного регламента содержатся абсолютно все инструкции и порядки, рассказывающие о том, как именно представители предприятия отправляют бумаги для проведения последующих инспекционных процедур. Никаких сложностей с такой адресацией нет: все свидетельства, выкладки и сертификаты направляются только через сайт и Личный кабинет налогоплательщика, в удаленном, дистанционном формате. Внутри указанной платформы присутствует отдельный, нужный раздел — ЛК пользователя контрольно-кассовой техники. Причем ответ на такое обращение также придет достаточно быстро (от одного до трех дней).

Читайте также:  Среднесписочная численность работников

Проверка онлайн-кассы в ФНС, ИФНС и на Налог.ру — это, на самом деле, чрезвычайно простая операция, которая, к сожалению, может повлечь за собой самые серьезные последствия. Как уже говорилось ранее, законодательство не ограничивает налоговиков в плане частоты и качества всевозможных инспекций. Вследствие такого положения дел, сотрудники службы, заметившие какую-либо неполадку, будут ходить на точку продаж хоть каждый день, исключительно по собственному профессиональному желанию. Именно поэтому изначальная грамотная настройка финансового и учетного оборудования — это задача, находящаяся в спектре непременных интересов любого предпринимателя.

Ответственность за нарушение требований к применению учетной аппаратуры

В современном Кодексе об административных правонарушениях представлено сразу несколько статей. По их нормам штрафуются предприятия, не соблюдающие требования в различных областях взаимодействия с ККМ:

  • за несоблюдение правил работы с устройствами — от 1500 до 10 тыс. российских рублей;
  • за полное неприменение модуля (или использование его устаревшего аналога) — до половины суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
  • при повторном проступке или по транзакциям свыше 1 млн руб. — приостановление деятельности корпорации на срок до девяноста суток.

Избавиться от представленных проблем можно путем установки, настройки и регистрации правильных учетных машин.

Какой комплект документов необходимо запросить перед заключением договора

Чтобы проверить контрагента на благонадежность нужно запросить у него определенный перечень документов:

  • Копию ОГРН — требуется для проведения поиска по сайту налоговой или другим порталам;
  • Копию ИНН — можно использовать номер вместо ОГРН на некоторых сайтах;
  • Копию устава — как правило, запрашиваются только первые 3 листа. Эти данные используются для поиска по названию, сверки сведений с выпиской из ЕГРЮЛ и других операций;
  • Копию паспорта директора организации;
  • Бухгалтерская и налоговая отчетность за последний год (полугодие и т. д.) — для анализа состояния организации.

Проверка юридического адреса налоговой инспекцией

Еще одной стороной, заинтересованной в достоверности информации о юридическом лице, является налоговая служба. С ужесточением законодательства инспекторами ИФНС проверка юридического адреса проводится при регистрации в большинстве случаев. И довольно часто такая проверка становится основанием для отказа в регистрации юрлица. Поэтому учредителям компаний следует знать, как налоговая проверяет юридический адрес, чтобы заранее принять меры к устранению возможных проблем.

В процессе регистрации нового юридического лица налоговые органы проводят проверку о наличии адреса, указанного в документах, а также проверяют согласие собственника помещения на его предоставление. Далее же следует выездная проверка юридического адреса (пп. «г» п. 4.2 ст. 9 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ о госрегистрации). Тут возможны два варианта:

До завершения процесса регистрации – осуществляется крайне редко при серьезных подозрениях относительно места нахождения, участников, руководителя;

После регистрации – в течение первой недели после регистрации юрлица. В настоящее время осуществляется в большинстве случаев.

Проверка налоговой юридического адреса предусматривает осмотр помещения и оценку его соответствия требованиям к месту нахождения юрлица. В отношении зарегистрированных организаций обязательно проверяется наличие договора аренды, либо иного документа, подтверждающего права пользования. Проверяются и косвенные признаки нахождения организации: наличие рабочих мест, вывески, документов, визиток с адресом. Реальность юрадреса означает, что там находится хотя бы один представитель компании, а также на него приходит корреспонденция, адресованная юрлицу.

Отметим, что налоговые органы вправе осуществить и выездную проверку юрадреса, который соответствует месту жительства руководителя. В этом случае проверяются правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также утоняется согласие других лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении.

Если в результате проверки налоговиками будет зафиксирован факт отсутствия юридического лица по указанному адресу, то в отношении данной организации в ЕГРЮЛ будет внесена отметка о недостоверности сведений, которая может стать причиной исключения компании из госреестра по инициативе ИФНС.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Читайте также:  Как восстановить свидетельство о рождении ребенка в 2022 году

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой

Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство.

Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.

Как подготовиться к проверке?

Если налогоплательщик обнаружил свою компанию в списке тех, которые подлежат проверке, необходимо незамедлительно начать подготовку.

В частности, необходимо проверить наличие:

  • учетной политики;
  • налоговой учетной политики;
  • всех первичных документов;
  • форм налоговой отчетности.

Также следует провести:

  • инвентаризацию запасов, денежных средств и ОС;
  • сверку расчетов с контрагентами (с подписанием актов сверки);
  • проверку базы 1С на отсутствие ошибок и «красноты» в оборотных ведомостях.

При выявлении ошибок их следует устранить, а при необходимости – сдать дополнительные отчеты еще до получения предписания на проведение проверки.

Необходимо проинструктировать работников о том, ответы на какие вопросы, предоставление каких документов не входят в их компетенцию и требуют согласования с руководителем.

За 30 календарных дней до начала проверки субъект получит извещение, а перед проведением проверки –предписание. Предписание должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике. Проверить это можно:

  • на сайте prokuror.gov.kz;
  • в мобильном приложении Qamkor.

При отсутствии номера предписания в базе субъект вправе отказать в доступе на территорию объекта (офиса). Права и обязанности как проверяющих, так и субъекта указаны в ст.155 и ст.156 НК РК.

Завершением проверки считается дата вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и (при выявлении нарушений) уведомления о результатах проверки. При несогласии с результатами налогоплательщик вправе обжаловать его:

  • в Минфине –в течение 30 рабочих дней;
  • в суде – в течение 3 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *