Безопасные вычеты по НДС: ориентируемся на средний показатель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасные вычеты по НДС: ориентируемся на средний показатель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.

Формула расчета безопасной доли вычетов

Как определить долю вычетов по НДС — формула окажет неоценимую помощь. Итак, выясним, как рассчитать долю вычетов по НДС по формуле.

Формула расчета безопасной доли вычетов по НДС:

ДВндс = (ВВ1 + ВВ2 + ВВ3 + ВВ4) / (Нндс1 + Нндс2 + Нндс3 + Нндс4) × 100%,

где:

ДВндс — доля вычета НДС в 1 квартале 2020 года (для примера возьмем налоговый период — 2 квартал 2021 года);

ВВ1, ВВ2, ВВ3, ВВ4 — налоговый вычет по НДС в 2021 году за 1 квартал, в 2020-м — за 2, 3 и 4 кварталы;

Нндс1, Нндс2, Нндс3, Нндс4 — начисленный НДС за 1 квартал 2021-го, за 2, 3 и 4 кварталы 2020 года.

Когда подойдет очередь сдавать декларацию за следующие периоды, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС по этой формуле? Пример — как считать долю вычета по НДС в 3 квартале 2021 года? Возьмите суммарные значения вычетов и начисленного налога из деклараций за первые два квартала 2021-го и последние два квартала 2020 года.

Перед тем как рассчитать безопасный вычет по НДС в декларации за 2021 год, кроме данных из деклараций за три квартала этого года, возьмите еще значения из годовой декларации за 2020 год.

Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.

Почему рекомендуется соблюдать безопасную долю вычетов

Несмотря на то, что безопасная доля вычетов является рекомендованным показателем, лучше соблюдать эти значения в текущей деятельности. Дело в том, что государство планирует получить от налогоплательщиков определенный объем налоговых поступлений. В связи с этим установленная доля вычетов в какой — то степени позволяет получить государству определенный размер поступлений и соблюсти интересы налогоплательщика.

Обычно контролирующий орган оценивает долю вычетов по итогам года, однако их величина может быть изменена в любой момент. Если налогоплательщик периодически не «укладывается» в безопасный коридор, то налоговая инспекция потребует объяснений. После этого есть вероятность, что представителя налогоплательщика вызовут «на ковер». В самом худшем случае налогоплательщику грозит выездная проверка (Письмо ФНС России №АС-4-2/12722 от 17.07.2013 года) и доначисление налога.

Именно во избежание неприятных последствий налоговый орган настоятельно рекомендует соблюдать безопасные доли вычетов.

Что делать компании, у которой образовался вычет более 88 % или даже НДС к возмещению?

Это не такая редкая ситуация. Например, компания строит торговый центр. Это длительный процесс, и он постоянно сопровождается затратами, то есть у компании большой входящий НДС, который она принимает к вычету. Если входящий НДС станет больше исходящего, то НДС можно будет возмещать из бюджета.

Но инспекция очень не любит возмещать НДС. Декларации, в которых заявляется возмещение, изучаются даже не под лупой, а под микроскопом. Зачастую следует отказ в возмещении.

Что делать, если у вас образовался НДС больше 88 % или даже НДС к возмещению? Вариантов два:

  • перенести часть вычетов по НДС на другой период, чтобы в каждом периоде держаться ниже установленной планки в 88 %. Такое право у налогоплательщика есть. НДС можно «растянуть» на три года с даты поступления «входящей» счёт-фактуры от контрагента;
  • заявить НДС к возмещению и готовиться аргументировать налоговой свою позицию и, скорее всего, идти в суд, когда налоговая откажет в возмещении.

Высокий удельный вес налоговых вычетов по ндс: пояснения – Бухгалтерия

12.10.2018

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации. Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета.

Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%. Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.

И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.

С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.

Формула для расчета безопасной доли вычета НДС

Формула для расчет безопасной доли вычетов по НДС очевидна и довольно проста.

Доля вычетов по организации = Все вычеты за год (строка 190 раздела 3 деклараций) / Весь начисленный НДС за год (строка 118 раздела 3 декларации) × 100

В расчет включаются все суммы, прошедшие в декларации: НДС с реализации, восстановленный налог, НДС с авансов и т. д. Полученный показатель нужно сверить в 89%.

Удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога.

Если ваша доля вычетов меньше 89%, вы работаете в безопасной зоне, если больше, вероятно, вам нужно подготовить пояснения для ИФНС.

Декабрь 2022

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Доля налоговых вычетов по НДС: как посчитать

По данным четырех квартальных деклараций компании сумма исчисленного НДС – 3 млн руб., а сумма вычетов – 2,9 млн руб.

Кредитные каникулы: кто может заплатить долги позднее. Граждане, а также компании малого и среднего бизнеса получили право на кредитные каникулы.

Если заявленный компанией, работающей в Белгородской области, процент уменьшения НДС к уплате окажется выше, то ИФНС запросит пояснения. Другой пример: безопасная доля вычетов по НДС в 2020 году в Москве 89,1%, и если у столичной организации заявлен более высокий процент, налоговики обратят на это внимание.

Коллеги, Правительство делает все, чтобы российский бизнес смог справиться со сложной кризисной ситуацией 2022 года.

Во втором и третьем случаях возмещенный излишек нужно будет вернуть в налоговую с процентами.

Станислав, есть налоговая нагрузка в целом по предприятию. Там в расчет идет и ОКВЭД, и регион, и статус предприятия (малое, микро и тд).

Как подсчитать свою долю вычетов? Об этом вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Эксперты не только дали формулу и комментарии к ней, но и привели пример расчета.

Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость, который превышает безопасный вычет по НДС, не является безусловным поводом для включения организации в план выездных проверок. Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.

Вместе мы обсудим, какие льготы и меры господдержки можно получить, и в каких случаях льготами пользоваться не стоит.

Что делать компании, у которой образовался вычет более 88 % или даже НДС к возмещению?

Это не такая редкая ситуация. Например, компания строит торговый центр. Это длительный процесс, и он постоянно сопровождается затратами, то есть у компании большой входящий НДС, который она принимает к вычету. Если входящий НДС станет больше исходящего, то НДС можно будет возмещать из бюджета.

Но инспекция очень не любит возмещать НДС. Декларации, в которых заявляется возмещение, изучаются даже не под лупой, а под микроскопом. Зачастую следует отказ в возмещении.

Что делать, если у вас образовался НДС больше 88 % или даже НДС к возмещению? Вариантов два:

  • перенести часть вычетов по НДС на другой период, чтобы в каждом периоде держаться ниже установленной планки в 88 %. Такое право у налогоплательщика есть. НДС можно «растянуть» на три года с даты поступления «входящей» счёт-фактуры от контрагента;
  • заявить НДС к возмещению и готовиться аргументировать налоговой свою позицию и, скорее всего, идти в суд, когда налоговая откажет в возмещении.

Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2020 — 2021 годах?

Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.

Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.

Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.

Читайте также:  Новый порядок уплаты налогов с 2023 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные измен��ния применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Читайте также:  Переписка в OUTLOOK™ как доказательство в суде

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

АК Магнат 18 января, 2021 0

Прежде чем сдавать декларацию, узнайте, какая безопасная доля вычета НДС установлена в вашем регионе. Это поможет избежать лишнего внимания со стороны налоговиков и проверок.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Доля уменьшения НДС является одним из критериев при назначении выездной проверки.

Расчет безопасной доли вычетов по регионам России производится на основании формы 1-НДС, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы.

Регион Доля вычетов, %*
Центральный ФО
Белгородская область 92,0
Брянская область 93,8
Владимирская область 84,9
Воронежская область 92,9
Ивановская область 91,3
Калужская область 87,3
Костромская область 85,2
Курская область 93,5
Липецкая область 104,2
Московская область 88,5
Орловская область 91,6
Рязанская область 82,0
Смоленская область 92,8
Тамбовская область 94,9
Тверская область 88,7
Тульская область 95,8
Ярославская область 86,7
Город Москва 88,9
Северо-Западный ФО
Республика Карелия 79,0
Республика Коми 78,4
Архангельская область 85,0
Вологодская область 98,7
Калининградская область 64,3
Ленинградская область 88,4
Мурманская область 188,8
Новгородская область 96,6
Псковская область 89,7
Город Санкт-Петербург 87,9
Ненецкий АО 149,2
Северо-Кавказский ФО
Республика Дагестан 82,9
Республика Ингушетия 92,9
Кабардино-Балкарская Республика 90,7
Карачаево-Черкесская Республика 90,1
Республика Северная Осетия – Алания 86,7
Чеченская Республика 96,5
Ставропольский край 90,0
Южный ФО
Республика Адыгея 84,6
Республика Калмыкия 79,5
Республика Крым 86,5
Краснодарский край 90,7
Астраханская область 76,5
Волгоградская область 91,6
Ростовская область 92,7
Город Севастополь 81,2
Приволжский ФО
Республика Башкортостан 91,4
Республика Марий-Эл 88,4
Республика Мордовия 89,1
Республика Татарстан 90,8
Удмуртская Республика 80,7
Чувашская Республика 83,6
Кировская область 88,3
Нижегородская область 90,4
Оренбургская область 74,3
Пензенская область 88,8
Пермский край 86,9
Самарская область 84,0
Саратовская область 84,6
Ульяновская область 88,5
Уральский ФО
Курганская область 85,2
Свердловская область 91,0
Тюменская область 84,6
Челябинская область 90,0
Ханты-Мансийский АО – Югра 67,0
Ямало-Hенецкий АО 72,4
Сибирский ФО
Республика Алтай 88,9
Республика Тыва 81,5
Республика Хакасия 87,0
Алтайский край 89,6
Красноярский край 76,5
Иркутская область 78,4
Кемеровская область – Кузбасс 94,1
Новосибирская область 88,9
Омская область 84,9
Томская область 80,6
Дальневосточный ФО
Республика Бурятия 97,3
Республика Саха (Якутия) 94,4
Приморский край 94,2
Хабаровский край 90,4
Амурская область 131,2
Камчатский край 92,7
Магаданская область 103,0
Сахалинская область 95,0
Забайкальский край 91,4
Еврейская автономная область 82,7
Чукотский АО 136,5
Байконур
Байконур 65,1

Средняя доля по региону

Инспекция может рассчитывать долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивать ее со средней долей вычетов по региону. Так поступать инспекторам предписывало письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Этот документ отменен, но на практике некоторые инспекции применяют его и сейчас.

Если нужные сведения ФНС своевременно не опубликует, то рассчитать безопасную долю по региону за II квартал 2020 года инспекторы и налогоплательщики не смогут. В такой ситуации есть три варианта.

Во-первых, можно ориентироваться на безопасную долю на II квартал 2019 года. Такую возможность допускают в ФНС.

Во-вторых, можно использовать показатель на I квартал 2020 года.

В-третьих, безопасную долю можно рассчитать по данным деклараций по НДС за год и сравнить ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

ФНС выпустила новые значения безопасной доли вычетов по НДС

Если у налогоплательщика налоговые вычеты по НДС в 2021 году в соотношении с начисленным налогом за отчетный период превысили установленную предельную долю вычетов по НДС в 2021 году, то это не является доказательством, что имела место неуплата налогов.

Тем не менее если налоговые вычеты по НДС в 2021 году (в декларации) окажутся, по мнению фискалов, чрезмерными, то из налоговой придет запрос на дачу пояснений. Как составить пояснения в ответ на требование ФНС, узнайте здесь. Как они считают долю вычета по НДС? Таким же образом, как был показан пример — как рассчитать долю вычета по НДС по формуле.

Если вы считаете, что НДС к вычету рассчитан правильно, тогда вы должны это обосновать. Вот несколько вариантов объяснений, почему налоговые вычеты по НДС в 2021 году в соотношении с начисленным налогом превысили установленную фискалами норму вычетов по НДС в 2021 году:

  1. Компания только начала работать, у нее большие затраты на закупки товаров, но невысокий объем продаж, так как еще мало покупателей.
  2. Налогоплательщик приобрел новое оборудование.
  3. Налогоплательщик воспользовался вычетами предыдущих периодов.

***

Налогоплательщику следует воспользоваться рекомендацией, как посчитать долю вычетов по НДС. Полученное значение следует сравнить с новой безопасной долей вычетов НДС 2020 года для региона, где ведет свою хоздеятельность плательщик налогов. Если по формуле безопасного вычета по НДС получится превышение, то следует готовить пояснения.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «НДС».

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».
Читайте также:  Договор залога автомобиля между физическим и юридическим лицом

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Безопасные вычеты по НДС: ориентируемся на средний показатель

*таблица постоянно обновляется по данным ФНС

Регион

Доля вычетов 1 квартал 2020 года, %*

Доля вычетов 2 квартал 2020 года, % *

Центральный ФО

Белгородская область

93,3

93

Брянская область

93,7

95

Владимирская область

85,1

84

Воронежская область

92,7

93

Ивановская область

91,9

92

Калужская область

86,9

87

Костромская область

86,0

86

Курская область

93,4

92

Липецкая область

103,2

104

Московская область

88,4

88

Орловская область

91,3

91

Рязанская область

82,2

82

Смоленская область

91,7

91

Тамбовская область

96,6

96

Тверская область

88,4

88

Тульская область

97,1

96

Ярославская область

86,1

88

Москва

89,0

90

Северо-Западный ФО

Республика Карелия

Согласно письму ФНС от 17.07.2003 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов о легализации налоговой базы», налоговики вызовут на комиссию, если в течение нескольких кварталов, налогоплательщик заявлял к вычету более 89% налога исходящего. 89 % – это базовый показатель безопасной доли вычетов.То есть, если фирма заявила к вычету НДС выше ожидаемой налоговиками отметки, значит инспекторы обратят на нее более пристальное внимание.

Доля вычетов по НДС – инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь.

Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или нет. Поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.

Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:

Дв = Нв ÷ Нр × 100, где

Дв – % вычетов;

Нв – налог, предъявленныйк вычету;

Нр – налог с реализации.

По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)

N п/п Регион Доля вычетов, %
1 Адыгея 91,2
2 Алтай 93,1
3 Алтайский кр. 89,4
4 Амурская об. 88,6
5 Архангельская об. 91,1
6 Астраханская об. 79,5
7 Башкортостан 90,6
8 Белгородская об. 93,6
9 Брянская об. 91,2
10 Бурятия 83,7
11 Владимирская об. 84,1
12 Волгоградская об. 87,8
13 Вологодская об. 87,2
14 Воронежская об. 95,4
15 Дагестан 85,7
16 Еврейская AO 94,9
17 Забайкальский кр. 99
18 Ивановская об. 93
19 Ингушетия 92,9
20 Иркутская об. 87,7
21 Кабардино-Балкарская р. 95,2
22 Калининградская об. 66,9
23 Калмыкия 127,1
24 Калужская об. 89
25 Камчатский кр. 82,6
26 Карачаево-Черкесская р. 92,8
27 Карелия 84,7
28 Кемеровская об. 86,2
29 Кировская об. 88,2
30 Коми 75,9
31 Костромская об. 88,1
32 Краснодарский кр. 90,1
33 Красноярский кр. 80,9
34 Курганская об. 83,4
35 Курская об. 89,5
36 Ленинградская об. 80,1
37 Липецкая об. 92,2
38 Магаданская об. 76
39 Марий Эл 88,1
40 Мордовия 90,4
41 Москва 90,4
42 Московская об. 90,4
43 Мурманская об. 79
44 Ненецкий АО 148
45 Нижегородская об. 89,1
46 Новгородская об. 86,6
47 Новосибирская об. 91,3
48 Омская об. 86,5
49 Оренбургская об. 82
50 Орловская об. 92,8
51 Пензенская об. 90,1
52 Пермский кр. 85,2
53 Приморский кр. 93,2
54 Псковская об. 91
55 Ростовская об. 89,8
56 Рязанская об. 87,1
57 Самарская об. 88,3
58 Санкт-Петербург 91,4
59 Саратовская об. 88,8
60 Саха (Якутия) 78,8
61 Сахалинская об. 90,3
62 Свердловская об. 88,1
63 Северная Осетия-Алания 90,5
64 Смоленская об. 90,7
65 Ставропольский кр. 93,6
66 Тамбовская об. 94,5
67 Татарстан 91,7
68 Тверская об. 89,9
69 Томская об. 83,6
70 Тульская об. 91,5
71 Тыва 88,2
72 Тюменская об. 90,1
73 Удмуртская р. 87,7
74 Ульяновская об. 92,2
75 Хабаровский кр. 89,6
76 Хакасия 90,6
77 Ханты-Мансийский-Югра АО 69,3
78 Челябинская об. 89,4
79 Чеченская р. 100,2
80 Чувашская р. 84,9
81 Чукотский АО 76,7
82 Ямало-Ненецкий АО 82,4
83 Ярославская об. 87,2
84 Севастополь 86,8
85 Симферополь 84,5

Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.

Безопасная доля по НДС рассчитывается за 12 месяцев. Поэтому налогоплательщику стоит определять коэффициент на конец каждого квартала, а не ограничиваться только календарным годом. К примеру, по итогам 1 квартала 2021 года в расчет нужно взять данные о начисленном НДС и налоге к вычету за 2-4 кварталы 2021 года и 1-ый квартал 2021 года.

Безопасный вычет по НДС

Стоит отметить, что формулировка «безопасный НДС» отсутствует в Налоговом кодексе РФ, а величина налога зависит от перечня факторов: вида деятельности, используемых наценок, сезонности и т.д. Под безопасной долей вычетов принято понимать порог, значение которого законом не установлено, но превышение которого привлечет к компании внимание налоговой службы.

Выделяются две величины, на которые ориентируется ФНС России (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

  1. Вычет по НДС за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога.
  2. Вычет по НДС не должен превышать значение средней доли вычетов по НДС. Данные о «средней доле» в каждом регионе России определяются расчетным путем из отчета 1-НДС, который ФНС публикует каждый квартал на своем сайте.

Важно! Соблюдение в 2020 году безопасной доли вычетов по НДС не гарантирует, что компания не попадет в план выездных проверок налоговой службы. «Безопасный» вычет — важный критерий налоговых рисков, но не единственный.

Как производится оценка?

В таблице ниже вы найдете величины безопасных вычетов по НДС по регионам России, установленные на 2019 год. Эти данные актуальны и в 2020 году, потому что годовой отчет по НДС приходится уже на 2020 год.

Регион Доля вычетов за 4 квартал 2019 года, %
Центральный ФО
Белгородская область 93,26
Брянская область 93,71
Владимирская область 85,15
Воронежская область 92,72
Ивановская область 91,95
Калужская область 86,86
Костромская область 85,99
Курская область 93,4
Липецкая область 103,17
Московская область 88,42
Орловская область 91,29
Рязанская область 82,16
Смоленская область 91,65
Тамбовская область 96,57
Тверская область 88,4
Тульская область 97,11
Ярославская область 86,13
Москва 88,99
Северо-Западный ФО
Республика Карелия 78,37
Республика Коми 80,11
Архангельская область 108,34
Вологодская область 101,29
Калининградская область 63,61
Ленинградская область 88,8
Мурманская область 232,39
Новгородская область 98,56
Псковская область 90,66
Санкт-Петербург 89
Ненецкий АО 157,73
Северо-Кавказский ФО
Республика Дагестан 80,37
Республика Ингушетия 93,03
Кабардино-Балкарская Республика 93,16
Карачаево-Черкесская Республика 91,61
Республика Северная Осетия – Алания 85,43
Чеченская Республика 97,38
Ставропольский край 89,44
Южный ФО
Республика Адыгея 86,56
Республика Калмыкия 71,02
Республика Крым 86,79
Краснодарский край 93,19
Астраханская область 71,79
Волгоградская область 96,26
Ростовская область 90,96
Севастополь 81,12
Приволжский ФО
Республика Башкортостан 94,22
Республика Марий Эл 88,3
Республика Мордовия 90,03
Республика Татарстан 91,26
Удмуртская Республика 78,17
Чувашская Республика 82,01
Кировская область 97,95
Нижегородская область 92,11
Оренбургская область 73,7
Пензенская область 90,79
Пермский край 87,22
Самарская область 84,53
Саратовская область 87,61
Ульяновская область 89,25
Уральский ФО
Курганская область 85,02
Свердловская область 91,05
Тюменская область 87,06
Челябинская область 91,14
Ханты-Мансийский АО – Югра 64
Ямало-Hенецкий АО 69,38
Сибирский ФО
Республика Алтай 101,85
Республика Тыва 78,01
Республика Хакасия 89,6
Алтайский край 90,42
Красноярский край 72,49
Иркутская область 77,66
Кемеровская область 97,73
Новосибирская область 88,83
Омская область 89,4
Томская область 76,54
Дальневосточный ФО
Республика Бурятия 93,06
Республика Саха (Якутия) 88,73
Приморский край 96,5
Хабаровский край 91,87
Амурская область 136,01
Камчатский край 88,37
Магаданская область 96,97
Сахалинская область 71,95
Забайкальский край 88,3
Еврейская автономная область 89,78
Чукотский АО 116,07
Байконур
Байконур 72,06


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *