Признаки и характеристики кризиса, его распознавание и разрешение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признаки и характеристики кризиса, его распознавание и разрешение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для минимизации воздействий кризиса и обеспечения легкости его протекания важна информация о типологии кризисов и об определенном виде кризиса. Если существует классификация и понимание особенностей кризиса, то появляются возможности минимизации его остроты, уменьшения времени течения и легкости протекания. Признаками кризиса, по которым его можно классифицировать, могут выступать, как показатели, обуславливающие оценку ситуации, так и условия разработки и параметры выбора оптимальных управленческих решений.

Классификация Американского института кризис-менеджмента

Кризисы бывают затяжные (тлеющие) и неожиданные. Данная классификация кризисов была разработана работниками Американского института кризис-менеджмента. При этом 29% всех кризисов организаций в мире приходится на долю неожиданных кризисов, тогда как на долю затяжных – 71%.

Затяжной кризис представляет собой проблему, о которой до момента ее обнаружения не было известно ни внутри организации, ни за ее пределами и которая может спровоцировать большие расходы, убытки и иные негативные следствия. Среди основных причин затяжных кризисов выделяют следующие:

  • неэффективная либо противоправная деятельность руководящего состава предприятий;
  • неудовлетворенность потребителей качеством и ценами товаров, услуг;
  • нарушения правил безопасности (санитарной, пожарной, экологической и др.), определенных государством;
  • расследования со стороны органов публичной власти (фискальных и др.);
  • саботаж огласки или шантаж угрозой со стороны недовольных или уволенных работников;
  • внутренние проблемы, которые скрывались от акционеров, инвесторов или потребителей.

Как правило, затяжные кризисы, проходят болезненно и сложно. Часто они являются результатом непонимания сути и характера кризиса, его провоцирующих факторов, возможных следствий и неумения управлять кризисом.

Для классического цикла кризиса характерны четыре фазы.

1. Кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и количества банкротств. При этом степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен.

2. Депрессия (стагнация). Это фаза (более или менее продолжительная – от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фаза обретения нового равновесия. Для нее характерны неуверенность и беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он еще не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются.

3. Оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

4. Подъем (бум). Ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. В то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового периодического кризиса.

Первоначальным толчком (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, после чего снова начинаются спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Факторы, вызывающие первоначальное сокращение совокупного спроса: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредитных процентов, нарушение закона денежного обращения, различные политические события, непредвиденные ситуации и т. д. Все это может нарушить сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.

Пути выхода из кризиса

Несмотря на общие предпосылки к возникновению и итоговые последствия, любой кризис является индивидуальным. Поэтому единой системы выхода из кризиса не существует. Тем не менее, некоторые шаги, которые способствуют решению этой проблемы, обозначить можно:

  1. Увеличение степени контроля государства над ключевыми секторами экономики. Перераспределение бюджетных средств в пользу более важных отраслей.
  2. Технологическая и техническая модернизация в промышленной сфере.
  3. Уменьшение безработицы посредством создания дополнительных рабочих мест.
  4. Проведение комплекса ознакомительных и рекомендательных мероприятий для населения.
  5. Контроль в финансовой сфере (процентные ставки и обменные курсы).
  6. Бюджетная диверсификация. Поиск оптимальных путей получения доходов.
  7. Подробный анализ причин возникновения кризисной ситуации и разработка программы решения проблемы.

Среди всех видов кризисов в психологии обязательными для каждого являются возрастные. Выделяют 9 основных этапов развития личности:

  1. Рождение — резкий переход новорожденного из утробы матери в новый незнакомый мир вызывает сильный стресс. Психика грудничка начинает формироваться, реагировать на внешние факторы.
  2. 1 год — ребенок учится ходить, его зона комфорта значительно расширяется, вместе с ней возрастает психоэмоциональная нагрузка.
  3. 3 года — становление первичной самостоятельности. Один из самых сложных этапов, проявляющийся капризами, отказом от подчинения взрослым.
  4. Дошкольный период — подготовка к переходу в новый социальный статус. Завершение раннего детства, стремление занять свое место в коллективе сверстников.
  5. Подростковый — переход из детского периода во взрослый, формирование собственной личности.
  6. Юношеский — завершающий этап формирования взрослой личности, определение своего жизненного пути.
  7. 30 лет — период зрелости, подведения первых жизненных итогов.
  8. 40 лет — осознание первых признаков старения, сожаление об упущенных возможностях.
  9. 50 лет — принятие приближающейся старости, подготовка к новому социальному статусу пенсионера.

На каждом этапе личности приходится смиряться с тем, что он уже не может жить как раньше. При положительном исходе он учится применять новые навыки. При отрицательном — останавливается, может вернуться на предыдущий этап.

Библиографический список

1. Антикризисное управление: Учебник/ под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА — М , 2001.

2. Горелов Н. А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. — СПб,. 2000.

3. Митин А. Н. Причины и последствия кризиса персонала // Основы управления в условиях критических изменений: Учеб. Пособие. — Екатеринбург: УрАГС, 2000.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

Когда экономический спад достигает своего пика, население страны в полной мере ощущает на себе его эффект (рост цен, безработица, утрата доверия к государству, снижение уровня жизни). Мировой финансовый кризис влечёт за собой падение цен на нефть, уменьшение деловой активности, крах фондового рынка.

Однако в долгосрочной перспективе при условии эффективных мер со стороны государства финансовый кризис может иметь и ряд положительных последствий. В их числе:

  • стимулирование импортозамещения;
  • снижение процентных ставок по кредитам и увеличение доходности по банковским вкладам;
  • пересмотр государственной политики в части планирования бюджета и регулирования деятельности предприятий;
  • снижение цен на товары отечественного производства.

Как показывает история, кризисные явления в экономике зачастую являются стартом для развития отраслей промышленности и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

Меры для борьбы с экономическим кризисом

Поскольку кризис это огромная проблема чуть ли не всего человечества, то и борются с ним обычно коллективно, всем миром.

Читайте также:  Что нужно знать о госпошлине за регистрацию автомобиля

В мире существует множество регуляторов по воздействию на мировую финансовую систему. Универсального рецепта на все случаи жизни нет. Поэтому перечислим лишь основные воздействия, которые могут привести экономику в чувство.

  • Вливание ЦБ денег в бюджет (печатанье);
  • Помощь важнейшим компаниям страны, от которых зависит работы других. Нельзя позволить закрыться хотя бы одной крупной компании, поскольку это вызовет недоверие к другим, что еще больше усугубит ситуацию;
  • Уменьшение процентных ставок;
  • Создание рабочих мест;
  • Модернизация производства;
  • Введение льгот для малого бизнеса;
  • Сдерживание валютных колебаний;

Дж. М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает.

При этом происходит обострение противоречий в социально- экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Греческое слово «кризис» означает «решение». Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности, существующей тенденции.

К.Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объема продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.

Примечание
Кризисное состояние может сопровождаться как апатией и отрицанием происходящего, так и острой реакцией – повышенной тревожностью, напряжённостью, чувством одиночества, беспомощностью, ярко выраженным пессимистичным настроением.

Для кризиса характерны не только внешние изменения и изменения в поведении, происходит перестройка с точки зрения психофизиологии, предполагающая изменение процессов мышления, познания, снижение внимания и степени запоминания информации. Могут отмечаться: учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием, слабость в теле, ощущение постоянной усталости.

Когда человек сконцентрирован на себе и своих проблемах, ему становится сложно общаться с другими людьми – постоянное ощущение тревоги и запутанности не позволяет сконцентрироваться на проблемах других людей. В таком состоянии кажется, что выхода нет и это никогда не закончится, а за помощью обращаться страшно и бесполезно. В состоянии кризиса постоянно кажется, что время идёт слишком быстро, а решение нужно принять прямо сейчас.

Научное определение термина

Этапы развития личности рассматривает не только психология. Философы, биологи, представители медицинской и педагогической области имеют свое представление о периодизации развития. Но только психология рассматривает этот период комплексно, охватывая психические, физические, интеллектуальные изменения.

В психологии под кризисом подразумевают состояние, в котором человек переживает стресс, связанный с нежелательными переменами. Его ощущения, взгляды и привычки, социальный статус меняются. Каждый этап развития позволяет получить новые навыки, освоить необходимые умения. Если это не происходит, индивид застревает на одном из этапов. Он растерян, ему сложно выстраивать отношения с окружающими. Чем дольше затягивается кризис, тем ниже шансы индивида на успешную интеграцию в общество.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.
Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…

Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:

  • “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
  • “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
  • “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
  • “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
  • “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
  • “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
  • “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
  • “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
  • “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
  • “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
  • “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
  • “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *